Правописание НЕ с различными частями речи.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Князева Елена Викторовна

Цель урока: Закрепление правила написания не с различными частями речи, формирование умения систематизировать и обобщать изученное раннее (слитное и раздельное написание не, выделение значимых частей слова.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx29.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание НЕ с различными частями речи.

Цель урока: Закрепление правила написания не с различными частями речи, формирование умения систематизировать и обобщать изученное раннее (слитное и раздельное написание не, выделение значимых частей слова.)

Повторение: Знаки препинания при причастном обороте.

Ход урока.

I. Вступление. Шуточный рассказ.

«Сила любви».

Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не верю».

Частица не никогда не подходила к глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако глагол был постоянным в своих чувствах.

Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».

Вздохнул глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг застыла от неожиданности: на этот раз глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях, действительно жить без неё не может.

II. На доске написано стихотворение:

Не с глаголами не дружит

И частицей только служит;

Не пошел, не взял, не пел –

Вот у не как много дел.

Вопрос классу: Так, когда же НЕ с глаголами пишется слитно? Чем в таком случае будет НЕ? (Частью корня или приставкой, а может быть и частью приставки. Например: невзлюбить, нездоровится, недосмотреть, ненавидеть, негодовать.)

Вопрос: А как пишется НЕ с другими частями речи? Что нужно знать для того, чтобы правильно написать НЕ со словом?

Ш. Тренировочные упражнения:

Задания написаны на лепестках ромашки. 2 ученика одновременно выходят к доске, отрывают по лепестку и объясняют правописание НЕ с данной частью речи.

IV. Творческий диктант.

Заменить сочетания словами или сочетаниями, близкими по значению, с

частицей НЕ и объяснить правописание.

1 .Чувство сильной вражды и отвращения (ненависть).

2.Прийти на короткое время (ненадолго).

3.Взгляд, выражающий непонимание, сомнение, удивление (недоуменный взгляд).

4.Малообразованный человек (невежда). 5.Писать рассеянно (невнимательно).

6.Возмущаться, выражать крайнее недовольство (негодовать). 7.Числа, которые не делятся на два (нечетные). 8.Встретиться случайно (неожиданно).

V.        Объяснительный диктант.

Повторение правописания НЕ с различными частями речи. При объяснении написания использовать графическое обозначение. Указать часть речи.

Не говоря ни слова, дома не освещены, ничего не сделано, ни к кому не подходил, неослабевающий интерес, ненавистный враг, ни разу не был, не с кем встретиться, неглубокая речонка, нерешенный вопрос, не сговариваясь, не вспаханные, а освободившиеся от снега поля, не распечатанные мною конверты, некогда говорить.

VI.        Кто быстрее исправит ошибки.

На двух плакатах написаны словосочетания, в которых допущены ошибки.
Вызываются 2 ученика, они должны исправить эти ошибки.
Первый плакат:        Второй плакат:

Ничуть не легкая ноша        Не правда

Не широкая, а рыбная река        Совсем невеселое настроение

Не прочитанная книга        Не большая, а интересная книга

Не поседа        Задача не решена

Незная броду        Недоезжая до станции

Ни с кем не простившийся товарищ       Ничем ненарушаемая тишина
Нечаянно забрел        Рассчитать неточно

Вовсе неинтересно.        Невысоко, а низко.

VII.        Неизвестное ребятам о НЕ.

Раздельно с НЕ пишутся те слова, которые в предложении бывают

сказуемыми и показывают чье-то чувство, состояние, отношение: не жаль, не

рад, не жалко, не надо, не намерен, не должен, не обязан. Раздельно с

пишутся имена прилагательные, наречия в сравнительной степени, слова,

которые пишутся через черточку. НЕ пишется раздельно в вопросительных

предложениях с частицей ЛИ.

1 .Он поступил не по-товарищески.

2.Небо сегодня не голубое.

3.Портфель у меня не кожаный.

4.3адача не труднее предыдущей. 5.Знаю это не хуже других. 6.Не надо грустить.

7.Книга эта очень интересная, не правда ли?

VIII.        Выводо написании не с различными частями речи.

IX.        Повторение.

Найти в предложении причастный оборот и объяснить знаки препинания. Осиновая роща, поросшая кустами, медленно роняет со своих омытых дождем листьев капли.

X.        Итог урока. Оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание НЕ с различными частями речи.

Урок по русскому языку с использованием ИКТ (интерактивная доска), презентация в программе Microsoft Office PowerPoint, рабочая тетрадь с этапами урока....

Конспект урока по теме «Правописание приставок с различными частями речи»

Конспект урока по теме «Правописание приставок с различными частями речи» ...

Тест по теме " Правописание не с различными частями речи"

Тест проводится в конце года в 7 классе  при повторении темы " Правописание не с различными частями речи". В тесте представлены различныевиды заданий....

Правописание Не с различными частями речи..

Творческая работа,в которой в виде сказки изложено правило......

Правописание НЕ с различными частями речи (в помощь учителю русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ).

Таблица "Правописание НЕ с различными частями речи" поможет обучающимся выпускных классов в подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.Таблица построена таким образом, что обучающиеся поэтапно: от названия част...