Правописание НЕ с различными частями речи.
план-конспект урока (русский язык) по теме

Демидова Светлана Борисовна

Урок по русскому языку с использованием ИКТ (интерактивная доска), презентация в программе Microsoft Office PowerPoint, рабочая тетрадь с этапами урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:  ПРАВОПИСАНИЕ   НЕ  С РАЗЛИЧНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ.

ЦЕЛИ:        1. Актуализация и углубление знаний по теме: «Частица – служебная часть речи». Познакомить учащихся со сводным правилом написания НЕ с различными частями речи. Сформировать прочный осознанный навык правописания частицы НЕ и приставки НЕ.        

        2. Совершенствование умения систематизировать материал через таблицу – опору, через связный монологический ответ по теории.

        3. Воспитывать бережное отношение к родному языку, навыки владения культурой речи.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

таблица – опора, использование на уроке ИКТ (интерактивная доска), презентация в программе Microsoft Office PowerPoint, рабочая тетрадь с этапами урока, красочные салфетки, карточки с «крылатыми выражениями».

(слайд1) ознакомительный

                                ХОД УРОКА:

1. Организационный момент:  Приветствие, знакомство, психологическая минутка (активизация учащихся, установка контакта)

Работа с салфеткой: 2 раза складываем салфетку, отрываем с разных сторон края, разворачиваем и получаем разные фигуры.

Мы все разные, каждый из нас индивидуален и любой материал воспринимаем по-своему, поэтому и существуют правила и алгоритмы рассуждения. А чем мы будем заниматься сегодня на уроке, вы попробуйте определить сами. Для этого я вам прочитаю стихотворение.

2. Постановка темы, проблемы урока

А чем мы будем заниматься сегодня на уроке, вы попробуйте определить сами. Для этого я вам прочитаю стихотворение.

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица НЕ.

Посмотрел я вокруг с доуменьем:

Что за лепое положенье!

Но кругом было тихо-тихо,                                              

И во всём была разбериха.

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цвели забудки.

И погода стояла настная,

И гуляла собака счастная.

И, виляя хвостом уклюже,

Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха

Шёл умытый, причёсанный ряха.

А за ряхой по травке свежей

Шли суразный дотёпа и вежа.

А из школы, взявшись за ручки,

Чинным шагом вышли доучки.

И навстречу всем утром рано

Улыбалась царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы НЕ.

- Чем это стихотворение показалось вам необычным, и что у вас вызвало смех?

- Попробуйте определить, чем мы с вами сегодня будем заниматься.

ТЕМА:  ПРАВОПИСАНИЕ   НЕ  С РАЗЛИЧНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ.

(слайд 2)

3. СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

 Тема нашего урока – «Правописание частицы НЕ с различными частями речи».

(слайд3)

Ещё раз вспомним правила написания НЕ с различными частями речи. Сформируем прочный осознанный навык правописания частицы НЕ и приставки НЕ.        

Частица НЕ употребляется в нашей речи чаще других, и чаще других в написании слов с этой частицей допускается ошибок. Причиной многочисленных ошибок в орфографическом написании является то, что  не разграничивают значение этой частицы. Сегодня на уроке мы с вами попытаемся разобраться в этом.

4. Орфографическая минутка (выполняется по вариантам, используя карточки).

Существует понятие «Культура речи» - это правильная грамотная речь, манера разговора, точно подобранные слова. Но мы делаем ошибки в простых, часто употребляемых словах. Часто мы слышим с кассет, дисков, экранов ТВ слова с неправильным ударением. Чтобы вы не попали в подобные ситуации, следите за правильностью своей речи. Мало правильно произносить слова, нужно еще и грамотно их писать. Этому и посвящена наша орфографическая минутка.

( слайд4)

                                1 вариант

Валовой, коррозия, эксперт, созвонимся, начать диалог, документ, договор,  агент, квартальный, завидуя, ходатайствовать, обеспечение, трубопровод, красивее, премировать, не у кого.

                                2 вариант

Пл.тформа, тон(н)ель, (не)предложил, (не)габаритный груз, профе(с)сия, ко(м)мерческий,  кр.пёжные д.тали, прик.сновение,  жар.стойкость мета(л)ла, во.зал, (не)изучая, железн.дорожник, (не)тормозил, на(с)сыпь.

Критерии оценивания:

«5» - 15-16 слов

«4» - 9-14 слов

«3» - 8 слов

«2» - меньше 8 слов

Взаимопроверка, выставление оценок за орфографическую минутку (слайд № 5).

        - Прочитайте слова, относящиеся к вашей профессии. Запомните их правильное произношение и  старайтесь не допускать ошибок.

ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА

  1. Распределение по частям речи 1-го варианта

(слайд 1(6))

(используя интерактивную доску, учащиеся перетягивают слова в нужный столбик)

Не созвонимся, не предложил, документ, вокзал, электрический, высоко, заштрихованные, завидуя, не у кого, обеспечение, премировать, не читать, несколько

Существительное

Прилагательное

Глагол

Местоимение

Наречие

Причастие

Деепричастие

Документ

Вокзал

Обеспечение

электрический

Не созвонимся

Не предложил

Премировать

Не читать

Не у кого

Высоко

несколько

заштрихованные

завидуя

- Прочитайте слова с частицей «НЕ».

- На что указывает эта частица? (отрицание)

- Давайте попробуем по аналогии проследить отриц.-утвержд. Через другие предметы (математика, физика…), пойдём дальше – ваша профессия, нравственные качества.

(слайд 2(7) )картинки

6. Новый материал. Актуализация и углубление знаний по теме.

(Объяснение нового материала, используя опорные таблицы.)

Частица НЕ- противопоставление, приставка НЕ- отрицание

(слайд3(7)

7. Закрепление знаний  (слайд4(8))

1. Определи какая часть речи и расставь слова в нужный столбик.

(не) выспавшиеся дети, давно (не) спавший старик, (не) ржавеющая сталь, (не) правда, а ложь, (не) мог возразить, роман (не) прочитан, положить (не) высоко, (не) думать о плохом, (не) высокий ребенок  (подписать части речи)

Не с глаголами и деепричастиями

Не с существительными, прилагательными, наречиями, местоимениями

Не с причастиями

раздельно

раздельно

слитно

раздельно

слитно

2.  Практическое закрепление материала. (слайд 5 (9))

а) Запишите, замените слитное написание НЕ раздельным.

Негромкий

Неспокойный

Недалеко

Невысоко

Непролазный

Неосвещенный

8. Итог урока

                

- Разрезанные фразы с «НЕ» собрать, чтобы получилась поговорка

(слайд 6 (10)_

Не бравшись за топор, избы не срубишь.

Быстро сделанная работа хорошей не бывает.

Всякое мастерство нелегко.

Не пройдешь через дело - не станешь умнее.

Не живи чужим умом, свой потеряешь.

- Как вы понимаете данные поговорки?

- Выставление оценок, подведение итога

9. Домашнее задание

- выписать 3 предложения из произведений (на ваше усмотрение)  с частицами «НЕ».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме «Правописание приставок с различными частями речи»

Конспект урока по теме «Правописание приставок с различными частями речи» ...

Тест по теме " Правописание не с различными частями речи"

Тест проводится в конце года в 7 классе  при повторении темы " Правописание не с различными частями речи". В тесте представлены различныевиды заданий....

Правописание Не с различными частями речи..

Творческая работа,в которой в виде сказки изложено правило......

Правописание НЕ с различными частями речи.

Цель урока: Закрепление правила написания не с различными частями речи, формирование умения систематизировать и обобщать изученное раннее (слитное и раздельное написание не, выделение значимых частей ...

Правописание НЕ с различными частями речи (в помощь учителю русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ).

Таблица "Правописание НЕ с различными частями речи" поможет обучающимся выпускных классов в подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.Таблица построена таким образом, что обучающиеся поэтапно: от названия част...