Методическая разработка внеклассного мероприятия Час занимательной грамматики "Имя существительное"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Час занимательной грамматики "Имя существительное" предлагается провести в рамках Недели русского языка. 

Цель: формирование у школьников  интереса к  русскому языку.       

Задачи: расширять и углублять знания, приобретаемые учащимися на уроках; развивать логическое мышление, сообразительность; воспитывать любовь к русскому языку.

Данное внеклассное мероприятие позволяет расширить формы работы и охватить учебный материал, изучаемый на уроках в  5 классе.  Разработка может быть полезна учителям русского языка.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Час занимательной грамматики «Имя существительное»

Слайд 2

Девиз: «Люби и знай русский язык!»

Слайд 3

А лександр М атвеевич Пешковский – ученый- лингвист «Категория существительного имеет огромное значение для нашей мысли. Нельзя было бы, например, говорить ни о свете, ни о теплоте, ни об электричестве, ни о жизни, ни о государстве, ни о самом языке; ведь ничего этого отдельно не существует»

Слайд 4

Кроссворд Игра на льду на коньках в шайбу. Дорога с рядами деревьев по сторонам. Место, где продают билеты. Человек, который совершает поездку на поезде или пароходе. Дорога, покрытая асфальтом.

Слайд 5

Найдите имена существительные с основой на шипящую из пословиц и поговорок Красна речь поговоркою. Ложь и приятеля делает врагом. Хороша дочь, когда люди хвалят. Всякая помощь хороша вовремя. Рожь поспела, берись за дело . Грозит мышь кошке, да издалека. Стойкость – ключ к победе. Книга – лучший товарищ. Силач побеждает одного , знающий – тысячу. Идет силач добывать калач. Язык – к знанию ключ.

Слайд 6

Вставьте пропущенные буквы, определите склонение и падеж. В сторон… далёкой от родного края Снится мне приволье тихих деревень, В пол… при дорог… белая берёза, Озими да пашни – и апрельский день. Ласково синеет утреннее небо, Лёгкой белой зыбью облака плывут, Важно грач гуляет за сохой на пашн …, Пар блестит над пашн … А кругом поют Жаворонки в ясной вышин … воздушной И на землю с неба звонко трели льют. И. Бунин

Слайд 7

Иван Алексеевич Бунин - знаменитый русский писатель и поэт Родился в Воронеже. Долгие годы провёл за границей и умер во Франции, похоронен на русском кладбище под Парижем. Стихотворение «В стороне далекой от родного края…» - воспоминание родных мест. Первая строка стихотворения как раз говорит о том, что он живёт в чужой стране. (1870 – 1953)

Слайд 8

Распределите существительные по склонениям в 3 колонки: 1 склонение 2 склонение 3 склонение

Слайд 9

Пассажир Ехал странный пассажир , Вез в кошёлке рыбий жир . Чуть трамвай притормозит – Пассажир вперёд скользит. Чуть трамвай прибавит ход – Пассажир назад ползёт. Все, кто ехал с пассажиром , Вышли, смазанные жиром . Константин Завойский

Слайд 10

Ребусы Ребус – головоломка, в которой слово или фраза зашифрованы рисунками, буквами, знаками. 1.Разгадайте ребус и узнаете название старинной русской игры. Это слово употребляется только в форме множественного числа, как догонялки, прятки.

Слайд 13

Загадки Паренёк под облаками Ловко действует руками. Нервы крепки, зорок глаз. Кто же это? … И на земле, и на снегу Я зверя выследить смогу По следу лапок и копыт, На то ведь я и …

Слайд 14

Загадки Хоть заманчив он на вид, Но, однако, ядовит. Знают люди с давних пор, Что не съедобен…

Слайд 15

В каких словах растет ель? Придумать слова, в состав которых входит слово ель Например: карам ель

Слайд 16

Карам ель , кис ель , мет ель , писат ель , учит ель , меб ель , кап ель , портф ель , м ель , понед ель ник , картоф ель

Слайд 17

Подберите пару Пол Банк Яр Вол Зал Бой Сено Кипа Вес ежи оса точка кот рот марка рис окно вал

Слайд 18

Восстановите текст: … выпал жаркий – жаркий . Ах, как душно в зоопарке! …пропал у пони, … вянут на газоне, А мартышка не страдает – … уплетает! Во время шторма из стихотворения В. Викторова исчезли слова: август, аппетит, астры,апельсины .



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

Хреновская СОШ №1

 Методическая разработка внеклассного мероприятия

по русскому языку

5 класс

Час занимательной грамматики

«Имя существительное»

Составитель: учитель

                                                                                   русского языка и литературы

                                                                                   Мягкова Н. А.

2018

Цель: формирование у школьников  интереса к  русскому языку.        

Задачи:

  • расширять и углублять  знания, приобретаемые учащимися на уроках;
  • развивать логическое мышление, сообразительность;
  • воспитывать любовь к русскому языку. 

Методы: словесный, наглядно-иллюстративный.

Тип занятия: конкурс.

Продолжительность: 45 минут.

Наглядность и оборудование: компьютер, проектор, экран,  программа просмотра презентаций (Microsoft Office Power Point), плакаты, карточки с заданиями, жетоны, грамоты.

Ход мероприятия:

1. Организационный момент.

2. Объявление темы и постановка целей.

3. Вступительное слово учителя:

- Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычный день. Мы проводим Час занимательной  грамматики по теме «Имя существительное» среди знатоков русского языка!  

Имя существительное – удивительно важная часть речи. Учёный-лингвист Александр Матвеевич Пешковский  писал, что без существительного «нельзя было бы, например, говорить ни о свете, ни о теплоте, ни об электричестве, ни о жизни, ни о государстве, ни о самом языке; ведь ничего этого отдельно не существует».

- Ребята, вам предстоит интересная  работа. Вы должны правильно и быстро ответить на вопросы викторины. А победителем станет тот, кто справится со всеми предложенными заданиями! За каждый правильный ответ 1-2 жетона, в зависимости от сложности заданий.

Я вам желаю удачи.

Девиз занятия: «Люби и знай русский язык!».

 Сегодня нам помогут:

  • ваши знания,

  • любознательность,

  • смекалка,

  • упорство,

  • юмор.

1. Разминка «Кто быстрее угадает кроссворд»

За каждый правильный ответ 1жетон

  1.  Игра на льду на коньках в шайбу.
  2. Дорога с рядами деревьев по сторонам.
  3. Место, где продают билеты.
  4. Человек, который совершает поездку на поезде или пароходе.
  5. Дорога, покрытая асфальтом.

2. Пословицы и поговорки

За каждый правильный ответ 1жетон

-  Найдите имена существительные с основой на шипящую из пословиц и поговорок.

  • Красна речь поговоркою.
  • Ложь и приятеля делает врагом.
  • Хороша дочь, когда люди хвалят.
  • Всякая помощь хороша вовремя.
  • Рожь поспела, берись за дело.
  • Грозит мышь кошке, да издалека.
  • Стойкость – ключ к победе.
  • Книга – лучший товарищ.
  • Силач побеждает одного, знающий – тысячу.
  • Идет силач добывать калач.
  • Язык – к  знанию ключ.

3. Вставьте пропущенные буквы, определите склонение и падеж.

За каждый правильный ответ 1жетон

(сразу нужно назвать букву, склонение и падеж).

В стороне  далёкой от родного края

Снится мне приволье тихих деревень,

В поле при дороге белая берёза,

Озими да пашни – и апрельский день.

Ласково синеет утреннее небо,

Лёгкой белой зыбью облака плывут,

Важно грач гуляет за сохой на пашне,

Пар блестит над пашней. А кругом поют

Жаворонки в ясной вышине воздушной

И на землю с неба звонко трели льют.

                                                И. Бунин

Иван Алексеевич Бунин  знаменитый русский писатель и поэт. Родился в Воронеже. Долгие годы провёл за границей и умер во Франции, похоронен  на русском кладбище под Парижем.  Стихотворение «В стороне далекой от родного        края…» воспоминание родных мест. Первая строка стихотворения как раз говорит о том, что он живёт в чужой стране.

4. Распределите существительные  по склонениям в 3 колонки

2 жетона  за правильное  распределение  слов по склонениям.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Сторона, деревня, дорога, береза, пашня, соха, вышина, земля

Край, приволье, поле, день, небо, облако, грач, пар, жаворонок, небо

Озимь, зыбь, трель

5. В каком падеже стоят оба выделенных существительных в стихотворении «Пассажир»

За каждый правильный ответ 1жетон

     

Ехал странный  пассажир,

Вез в кошёлке рыбий жир.

Чуть трамвай притормозит –

Пассажир вперёд скользит.

Чуть трамвай прибавит ход –

Пассажир назад ползёт.

Все, кто ехал с пассажиром,

Вышли, смазанные жиром.

                           

                            Константин Завойский

6. Ребусы

     

Ребус – головоломка, в которой слово или фраза зашифрованы рисунками, буквами, знаками.

(1жетон за каждый правильно угаданный ребус)

  1. Разгадайте ребус и узнаете название старинной русской игры. Это слово  употребляется только в форме множественного числа, как догонялки, прятки.

 

Плакат с ребусом (пятнашки)

  1. Узор
  2. Кукуруза

7. Загадки

За каждый правильный ответ 1жетон

-  Отгадками  будут  сложные слова.

  1. Паренёк под облаками

     Ловко действует руками.

     Нервы крепки, зорок глаз.

     Кто же это? … (Верхолаз)

  1. И на земле, и на снегу

      Я зверя выследить смогу

      По следу лапок и копыт,

      На то ведь я и …(Следопыт)

  1. Хоть заманчив он на вид,

      Но, однако, ядовит.

      Знают люди с давних пор,

      Что не съедобен…(Мухомор)

8. «Угадай-ка!»

За каждый правильный ответ 1жетон

- Придумать слова, в состав которых входит слово ель. Например:  карамель.

 

- Давайте узнаем, в  каких словах растет ель?

Ответы: карамель, кисель, метель, писатель, учитель, мебель, капель, портфель, мель, понедельник, картофель.

9.  Подбери пару

  • Пол
  • Банк
  • Яр
  • Вол
  • Зал
  • Бой
  • Сено
  • Кипа
  • Вес

ежи

оса

точка

кот

рот

марка

рис

окно

вал

Ответы: Залежи, полоса, весточка, бойкот, банкрот, ярмарка, кипарис, волокно, сеновал.

За каждый правильный ответ 1жетон

10. Восстановите текст

-  Во время шторма из стихотворения В. Викторова исчезли слова: август, аппетит, астры, апельсины.

… выпал жаркий – жаркий.

Ах, как душно в зоопарке!

…пропал у пони,

… вянут на газоне,

А мартышка не страдает –

… уплетает!

Август выпал жаркий – жаркий.

Ах, как душно в зоопарке!

Аппетит пропал у пони,

Астры  вянут на газоне,

А мартышка не страдает –

Апельсины уплетает!

2 жетона за верно составленное стихотворение.

11. Подведение итогов.

Победитель тот, у кого больше жетонов. Вручение грамоты победителю.

Учитель:

- Наше занятие подошло к завершению. Любите и изучайте родной язык.

Я желаю, чтобы ваш интерес к русскому языку никогда не угасал.  Спасибо всем за подготовку и внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике игра «Брейн- ринг» «Решение занимательных задач» для учащихся 5-6 класса

Игра «Брейн- ринг» по теме «Решение занимательных задач», представленная в данной методической  разработке, предназначена для учащихся 5-6 классов. Эту игру можно провести...

Методическая разработка внеурочного мероприятия "Вечер занимательной физики".

Сценарий внеурочного мероприятия "Вечер занимательной физики" для учащихся 9 класса....