Урок "Союзные и бессоюзные сложные предложения ."
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
Дать общее представление об основных видах сложных предложений и способах связи между ними.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiya_yazyk_soyuznye_i_bessoyuznye_predlozheniya.docx | 15.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Союзные и бессоюзные сложные предложения.
Цель урока: дать общее представление об основных видах сложных предложений и способах связи между ними.
Задачи:
• закрепить умение отличать простое предложение от сложного, ставить знаки препинания в сложном предложении;
• научить различать сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные предложения;
• повторить сочинительные и подчинительные союзы;
• воспитывать у учеников любовь к родному языку.
Ход урока:
Цель урока:
- Сегодня мы с вами закрепим умение отличать простые предложения от сложных и постановку знаков препинания;
- Научимся различать сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные предложения.
1. Давайте вспомним какие предложения называются простыми, а какие сложными?
На сладе (вставить пропущенные буквы и знаки препинания).
- Найдите основы предложений.
- Произнесите вслух и попробуйте определить интонацию конца предложений.
-Обладают ли простые предложения в составе сложного интонационной законченностью?
(Нет. Они связываются по смыслу и особенностями произношения в одно целое)
Групповая работа.
- В тексте 1 группа находит простые предложения, 2 группа – сложные.
Нужно расставить знаки препинания и объяснить их постановку, подчеркнуть грамматическую основу предложений.
2. Физкультминутка.
Омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению.
Синонимы – слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и тоже, но отличаются оттенками лексического значения и употребления в речи.
Антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
- Я буду называть слова-синонимы, вы поднимаете руки вверх, омонимы – руки вперед, антонимы – делаете глубокий вдох и выдох.
- Очки с красивой оправой
Набрать очки в игре (вперед)
- по дороге ехала машина – автомобиль стоял у обочины (вверх)
-зимой холодно, а летом тепло (вдох)
Красивый цветок - прекрасный букет (вверх)
Легкий морозец - тяжелый чемодан (вдох)
Топить печку - топить корабли (вперед)
Собрать урожай лука - он стрелял из лука (вперед)
Он участвовал в сражении - битва закончилась (вверх)
Заяц бежал быстро - улитка ползла медленно (вдох)
3. На какие 2 вида делятся сложные предложения в зависимости от способа связи? (Союзные и бессоюзные)
На сладе
Перед вами 3 предложения. Запишите и определите как связаны между собой простые предложения в составе сложного.
1 – е предложение – бессоюзное.
- как связаны между собой предложения (только при помощи интонации).
2 – предложение – союзное
- как связаны между собой предложения (при помощи интонации и союза и)
Союз и – это какой союз?
Сочинительный.
- значит сочинительные союзы служат для чего (для связи равноправных по смыслу элементов)
- Вспомните какие сочинительные союзы вы знаете ( и а но однако или либо не то…не то)
3 – предложение - союзное
_ Какой союз связывает простые предложения в составе сложного?
- где
- Это какой союз?
(подчинительный)
- Он соединяет равноправные предложения?
(нет )
- Мы с вами можем поставить от одной части предложения к другой вопрос.
- Поставьте.
- Какие союзы относятся к подчинительным?
(что, когда, если, хотя, как, потому что и др.)
Вывод:
Сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные.
Союзные на 2 вида: сложносочиненные и сложноподчиненные.
Схема!!
- Как соединяются части предложений в сложносочиненном?
(при помощи сочинительных союзов и интонации, надо помнить, что в этом предложении части равноправны )
- Как соединяются части в сложноподчиненном предложении?
(при помощи подчинительных союзов и интонации. Можно от одной части к другой поставить вопрос)
4. Закрепление.
- Запишите предложения, подчеркните грамматическую основу. Определите тип предложения.
Потеплело, и мы решили прогуляться по парку. Мы собрались здесь, чтобы обсудить важный вопрос. Ученики приуныли, потому что диктант был сложный. Если ты не соберешься, мы уйдем без тебя. (здесь подчинительный союз стоит не между предложениями, а перед, так бывает часто)
- Что нам нужно знать? (сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные, союзные соединяются при помощи союзов и интонации, бессоюзные – при помощи интонации, в зависимости от союзов бывают – сложносочиненные и сложноподчиненные)
Д\з. П.8, упр.47.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."
Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."...
Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
Презентация урока на тему: "Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"....
Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
Конспект урока на тему: «Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении»....
Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"
Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.Двоеточие в бессоюзном сложном предложении".
Урок закрепления знаний по теме, где применяется групповая и парная работа....
«Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения. Тире в бессоюзном сложном предложении».
Цель: развитие умений определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные бессоюзные предложения с разными смысловыми от...
«Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении».
Цель: развивать умения определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные предложения с разными смысловыми отношениями ...