Урок русского языка в 5 классе "Личные местоимения- сушествительные"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок русского языка в 5 классе по образовательной системе "Школа 2100" с использованием проблемно-диалогического обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Личные местоимения-существительные
Цель:
1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о личных местоимениях; расширить представление о семантике личных местоимений, об особенностях их склонения и нормах употребления в речи.
2. Воспитание культуры речи
3. Развитие памяти, внимания, логики.
Ход урока.
1.Оргмомент
2.Объявление темы урока.
-Знакома вам эта тема?
-Где вы уже знакомились с ней?
-Что вы должны знать?
-Что должны уметь?
Учитель. Правильно. Сегодня на уроке мы будем обобщать и систематизировать знания, полученные ранее.
3.Беседа по вопросам (в ходе беседы составляется опорная схема на интерактивной доске)
-Что вы знаете о местоимении?
-Перечислите разряды местоимений.
-Перечислите личные местоимения.
-Почему они так называются?
-Перечислите признаки личных местоимений.
-Назовите местоимения 1-го лица, 2-го лица, 3-го лица.
4. Закрепление знаний.
1.Склонение личных местоимений.
Учитель. Проверим, умеете ли вы применять знания на практике
- Просклоняйте в тетради личные местоимения.
Оцените себя заранее.
1 вариант склоняют местоимение ТЫ
2 вариант склоняют местоимение МЫ
2-е учащихся работают самостоятельно у доски.
1 склоняет местоимение Я, другой – ВЫ.
-Проверьте себя, оцените.
-Проверьте работу ребят у доски, оцените.
2.Особенности склонения личных местоимений 3-го лица.
Отгадайте загадку. О каких словах идет речь? Выпишите личные местоимения, которые помогут вам отгадать.
Утром,
Так заведено,
Разомкнешь ресницы,
И к тебе идет оно
Розовой жар-птицей…
А стемнеет – он придет,
Тоненький,
Смущенный,
Он на цыпочках войдет
Долькою лимонной.
Срок прошел – плывет она
В пелене тумана.
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна. (Е. Кай)
(Солнце, месяц, луна)
-Какие местоимения помогли отгадать слова? (оно, он, она)
-Это личные местоимения какого лица?
Наблюдение.
Учитель. Обратите внимание на предложение, записанное на доске.
На него старуха не взглянула,
Лишь с очей прогнать его велела.
-Прочитайте, найдите личные местоимения. Формы местоимений какого лица?
-Какую особенность в склонении личных местоимений 3-го лица заметили?
-Сделайте вывод: Когда к личным местоимениям 3-го лица прибавляется Н?
Проговорите в парах.
Учитель: С целью закрепления этого правила выполните задание на листочках.
(Образуйте падежные формы с предлогами)
к (он), о (она), от (он), над ( он), вокруг (они), напротив (она).
3. Работа в группах
- Исправьте речевые недочеты, используя личные местоимения.
Сделайте вывод: Для чего нужны в речи личные местоимения.
1) группа Задание: замените повторяющиеся слова местоимениями.
В воздухе кружился желтый лист. Лист медленно летел к земле. (Он).
2) группа. Задание: Замените повторяющиеся слова местоимениями.
Ребята отправляются в поход по родному краю. Ребята соберут много интересных материалов (Они)
3 группа. Задание. Замените повторяющиеся слова местоимениями. Учитель познакомил школьников с интересной книгой Игоря Акимушкина. Книга всем понравилась (Она)
4 группа. Задание. Замените повторяющиеся слова местоимениями.
Внизу ласково плескалось море. Море манило к себе (оно).
5 группа. Задание. Замените повторяющиеся слова местоимениями.
В доме у нас жил ежик. Ежик был ручной (он)
Учитель. Известный русский лингвист Реформатский так образно писал о роли местоимений:
Они, “как запасные игроки” на футбольном поле или “дублеры” в театре, выходят на поле, когда вынужденно “освобождают знаменательные слова”.
4.Употребление личных местоимений.
-Часто ли вы употребляете личные местоимения, например, я?
-Где еще употребляется личное местоимение?
-В поэтической речи (в стихотворениях)
-Как вы думаете? Почему? (В лирическом произведении поэт часто рассказывает о своих личных чувствах, переживаниях, о своем восприятии жизни)
-Послушайте отрывок из стихотворения А. Ахматовой (читает ученик).
Я к розам хочу, в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград.
Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.
В пушистой тиши между царственных лип
Мне мачт корабельных мерещится скрип.
Учитель: Вспомните, что вам известно об особенностях употребления в речи местоимений Ты и вы, вы и Вы
Чтение стихотворения А.С. Пушкина "Ты и вы".
-В каком новом значении выступают местоимения Ты и Вы в данном стихотворении?
5.Ошибки в употреблении местоимений.
Учитель. Очень часто допускаются ошибки в употреблении личных местоимений.
Как правильно сказать? Я скучаю по вам (вас)???
Откройте учебники на стр. 298, прочитайте материал в рамке. Выберите выражение и составьте с ним предложение с прямой речью
Выпишите местоимения
1) 1-е л ед. ч им.пад (я)
2) 3-е л ед. ч ср . р им. пад (оно)
3) 3-е л мн. ч род. пад (их)
4) 2-е л мн. ч пр. пад (вас)
5) 3-е л ед. ч род . пад м . р (его)
6) 1-е мн. ч дат. пад (нам)
7) 2-е л ед. ч род. пад (тебя)
8) 2-е л ед. ч пр. пад (тебя)
5.Подведение итогов
- Что вспомнили о личных местоимениях?
Шуточные вопросы
1) В каком местоимении 2 звука, но одна буква?
2) Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам? (ямы)
3) Сколько личных местоимений в слове семья? (семь я)
4) Первый слог - личное местоимение, второй - звук, который издает лягушка. вместе овощ (тыква)
5)Когда руки бывают местоимениями? (Когда они вы мы ты)
6.Оценки за урок
7.Домашнее задание.
§ 63, упр. 580
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка по теме "Местоимение", 6 класс
Презентация моможет учителю организовать самостоятельную работу на уроке....
урок русского языка. Суд над местоимением
Урок спектакль . На сцене стоят столы для прокурора, судьи и адвоката. Над центральным столом - эмблема: учебник русского языка на фоне двух шпаг. В углу сцены - трибуна для свидетелей. Учащиеся выст...
Урок русского языка «Склонение личных местоимений» для учащихся 9 классов коррекционных школ VIII вида
Урок русского языка по теме «Склонение личных местоимений» предназначен для учащихся 9 классов коррекционных школ VIII вида. Цель и задачи данного урока состоят в том, чтобы повторить знания учащихся ...
Презентация к уроку русского языка по теме "Местоимение"
Данная презентация используется на уроке русского языка по изучению темы "Местоимение"...
Презентация к уроку русского языка по теме "Местоимение" в 10 классе.
С помощью данной презентации можно повторить следующий материал по теме "Местоимение": разряды местоимений, склонение, отличие личных местоимений от притяжательных, говори правильно, правописание мест...
Урок русского языка по теме "Местоимение" для 10 класса по УМК Дейкиной и Пахновой
Данный материал будет полезен при повторении темы "Местоимение" и подготовке к ЕГЭ в 10 классе. Работа в группах, заполнение таблиц, анализ художественного текста,создание собственных заданий в форме ...
Урок русского языка по теме "Местоимение. Обобщение", 6 класс
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Местоимение. Обобщение". УМК Рыбченковой Л.М., Александровой О.М....