Урок русского языка в 5 классе "Личные местоимения- сушествительные"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Ганус Людмила Николаевна

Урок русского языка в 5 классе по образовательной системе "Школа 2100" с использованием проблемно-диалогического обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема.  Личные местоимения-существительные

Цель:

1. Обобщить  и  систематизировать  знания  учащихся о личных  местоимениях;  расширить             представление  о  семантике  личных  местоимений, об особенностях  их склонения  и     нормах  употребления  в речи.

2.  Воспитание культуры  речи

3.  Развитие памяти,   внимания,  логики.

                                                              Ход  урока.

1.Оргмомент

2.Объявление темы  урока.

-Знакома  вам эта тема?

-Где вы  уже знакомились  с ней?

-Что вы  должны знать?

-Что должны уметь?

Учитель.  Правильно.   Сегодня  на уроке  мы будем  обобщать  и  систематизировать  знания,  полученные  ранее.

3.Беседа по вопросам (в ходе  беседы  составляется  опорная  схема  на интерактивной  доске)

-Что вы знаете  о местоимении?  

-Перечислите разряды  местоимений.

-Перечислите  личные местоимения.

-Почему они так называются?

-Перечислите признаки  личных  местоимений.

-Назовите  местоимения  1-го лица,  2-го лица, 3-го лица.

 4. Закрепление  знаний.

   1.Склонение  личных  местоимений.

 Учитель.  Проверим,  умеете  ли вы  применять  знания на практике

- Просклоняйте  в тетради  личные местоимения.

  Оцените  себя  заранее.

1 вариант  склоняют  местоимение  ТЫ

2 вариант  склоняют  местоимение  МЫ

2-е  учащихся работают  самостоятельно  у доски.

1 склоняет  местоимение  Я,  другой – ВЫ.

-Проверьте себя, оцените.

-Проверьте  работу ребят у доски, оцените.

2.Особенности  склонения  личных  местоимений  3-го  лица.

Отгадайте  загадку. О каких словах  идет речь?  Выпишите  личные  местоимения,  которые  помогут  вам отгадать.

Утром,

Так заведено,

Разомкнешь ресницы,

И к тебе  идет оно

Розовой жар-птицей…

А стемнеет – он придет,

Тоненький,

Смущенный,

Он на цыпочках войдет

Долькою  лимонной.

Срок прошел – плывет она

В пелене  тумана.

Круглолица  и грустна,

Будто Несмеяна.  (Е. Кай)

(Солнце,  месяц,   луна)

-Какие местоимения  помогли  отгадать  слова?  (оно,  он,  она)

-Это личные  местоимения  какого  лица?

Наблюдение.

Учитель.  Обратите внимание  на предложение, записанное на доске.

                 На него  старуха  не взглянула,

              Лишь  с очей  прогнать  его велела.

-Прочитайте,  найдите  личные  местоимения. Формы  местоимений  какого  лица?  

-Какую  особенность  в склонении  личных  местоимений  3-го лица  заметили?

-Сделайте  вывод:  Когда  к личным  местоимениям  3-го лица  прибавляется  Н?

 

Проговорите в парах.

Учитель: С целью  закрепления  этого    правила  выполните  задание на листочках.

(Образуйте  падежные   формы  с предлогами)

к (он),  о   (она),  от (он),   над ( он),  вокруг  (они), напротив  (она).

3.   Работа в группах  

 - Исправьте  речевые  недочеты, используя  личные местоимения.

   Сделайте  вывод:  Для чего  нужны  в речи  личные  местоимения.

1) группа   Задание:  замените  повторяющиеся  слова местоимениями.

В воздухе  кружился  желтый  лист.  Лист  медленно  летел  к земле. (Он).

2) группа.  Задание:  Замените  повторяющиеся  слова местоимениями.

Ребята  отправляются  в поход   по родному  краю.  Ребята  соберут  много  интересных  материалов (Они)

3 группа.  Задание.  Замените  повторяющиеся  слова  местоимениями.  Учитель  познакомил  школьников  с  интересной  книгой  Игоря  Акимушкина.  Книга всем понравилась  (Она)

4 группа.  Задание.  Замените  повторяющиеся  слова местоимениями.

Внизу  ласково  плескалось   море.  Море  манило  к себе (оно).

5 группа.  Задание.  Замените  повторяющиеся  слова местоимениями.

В доме  у нас  жил ежик.  Ежик был ручной   (он)

Учитель.  Известный русский  лингвист  Реформатский  так  образно  писал  о роли местоимений:

Они,  “как  запасные  игроки”  на футбольном поле  или  “дублеры” в театре, выходят  на  поле, когда  вынужденно  “освобождают  знаменательные  слова”.

 4.Употребление  личных местоимений.

-Часто  ли вы  употребляете  личные  местоимения, например, я?

-Где еще  употребляется  личное местоимение?

-В поэтической речи  (в стихотворениях)

-Как вы думаете? Почему?  (В лирическом  произведении  поэт  часто  рассказывает  о своих  личных  чувствах,  переживаниях, о своем восприятии  жизни)

-Послушайте  отрывок  из стихотворения  А. Ахматовой  (читает ученик).

Я к розам хочу, в тот единственный сад,

Где  лучшая в мире  стоит из оград.

Где статуи  помнят меня  молодой,

А я их  под невскою  помню водой.

В пушистой  тиши  между   царственных  лип

Мне  мачт  корабельных  мерещится  скрип.

Учитель: Вспомните, что вам известно  об  особенностях   употребления  в речи местоимений  Ты  и вы, вы и Вы  

Чтение стихотворения   А.С. Пушкина  "Ты и вы".

-В каком  новом  значении  выступают  местоимения  Ты и Вы  в данном стихотворении?

 5.Ошибки  в употреблении  местоимений.

Учитель. Очень  часто  допускаются  ошибки  в употреблении  личных местоимений.

Как правильно   сказать?   Я скучаю  по вам (вас)???

Откройте  учебники  на стр.   298,  прочитайте  материал  в рамке.  Выберите  выражение  и составьте  с ним предложение с прямой речью  

Выпишите местоимения

1) 1-е л    ед. ч    им.пад                             (я)

2) 3-е л    ед.  ч   ср . р  им.  пад               (оно)

3) 3-е л    мн. ч   род. пад                          (их)

4) 2-е  л   мн. ч   пр.  пад                          (вас)

5) 3-е л    ед. ч    род . пад  м . р               (его)

6) 1-е       мн. ч   дат.  пад                        (нам)

7) 2-е л    ед.  ч   род.  пад                        (тебя)

8) 2-е  л   ед.  ч   пр.  пад                         (тебя)

5.Подведение  итогов

- Что   вспомнили  о личных   местоимениях?

       Шуточные  вопросы

1) В каком   местоимении  2  звука, но одна буква?

2) Какие  два  личных   местоимения  мешают  движению  по дорогам?   (ямы)

3) Сколько   личных  местоимений  в слове  семья?   (семь  я)

4) Первый  слог - личное местоимение, второй - звук, который  издает    лягушка. вместе  овощ (тыква)

5)Когда  руки  бывают  местоимениями?  (Когда они вы мы  ты)

6.Оценки за урок

7.Домашнее задание.

 § 63, упр.   580


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Местоимение", 6 класс

Презентация моможет учителю организовать самостоятельную работу на уроке....

урок русского языка. Суд над местоимением

Урок спектакль . На сцене стоят столы для прокурора, судьи и адвоката. Над центральным столом - эмблема: учебник русского языка на фоне двух шпаг. В углу сцены - трибуна для свидетелей. Учащиеся выст...

Урок русского языка «Склонение личных местоимений» для учащихся 9 классов коррекционных школ VIII вида

Урок русского языка по теме «Склонение личных местоимений» предназначен для учащихся 9 классов коррекционных школ VIII вида. Цель и задачи данного урока состоят в том, чтобы повторить знания учащихся ...

Презентация к уроку русского языка по теме "Местоимение"

Данная презентация используется на уроке русского языка по изучению темы "Местоимение"...

Презентация к уроку русского языка по теме "Местоимение" в 10 классе.

С помощью данной презентации можно повторить следующий материал по теме "Местоимение": разряды местоимений, склонение, отличие личных местоимений от притяжательных, говори правильно, правописание мест...

Урок русского языка по теме "Местоимение" для 10 класса по УМК Дейкиной и Пахновой

Данный материал будет полезен при повторении темы "Местоимение" и подготовке к ЕГЭ в 10 классе. Работа в группах, заполнение таблиц, анализ художественного текста,создание собственных заданий в форме ...

Урок русского языка по теме "Местоимение. Обобщение", 6 класс

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Местоимение. Обобщение". УМК Рыбченковой Л.М., Александровой О.М....