Слово и его лексическое значение
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Князева Елена Викторовна

Конспект урока русского языка в 5 классе. Данный урок позволяет повторить изученный материал по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovo_i_ego_leksicheskoe_znachenie.docx33.81 КБ

Предварительный просмотр:

   «Слово и его лексическое значение».

Применяемые технологии:   развивающее обучение

                                             проблемное обучение                    

                          обучение в группах и в парах

                                 самодиагностики (коррекции)

Планируемые образовательные результаты:

1. Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

2. Предметные:  научиться определять лексическое значение слова,

3. Личностные: формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы и в парах, сопоставления, анализа, развития творческих навыков

4. Познавательные: объяснять языковые явления и связи. Отношения, выявляемые в ходе исследования значения слова

5. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности

6. Метапредметные:       формирование ценностного отношения к своему культурному наследию, формирование нравственных ценностей, умения работать индивидуально и в группе

Цель: Повторить основные лексические понятия. Развивать умение давать                                                            

            лексическое толкование слову, подбирать синонимы и антонимы,                                    

 развивать интерес к слову посредством словесной игры, загадок.

Эпиграфы: Нет на свете оружия сильнее слова. (К. Станиславский). Если в

        мире есть вещи, достойные названия «чуда», то слово,              

        бесспорно, первая и самая чудесная вещь из них. (Л.        

        Успенский).

Ход урока.

Организационный момент, постановка цели урок

Цель: создать мотивацию к успеху.

Основные виды деятельности учителя: организационная и направляющая

Вступительное слово учителя:

- Ребята, сегодня я начинаю урок в растерянности: я не знаю, как назвать наш с вами урок. Надеюсь, в конце урока вы поможете мне сформулировать тему занятия. А сейчас…

I. В языке, как в зеркале, отражается жизнь народа. Слово – основная единица языка. Функция (роль) слова в том, что оно называет предмет, процесс, признак, свойство и т.п.

Нет предмета во Вселенной, для которого человек  не придумал бы слова. Словарь человека отражает все изменения, происходящие в мире, и даже то, что мы можем себе представить, вообразить.

По своему смыслу и по употреблению в речи слова делятся на несколько типов.

Самостоятельные и служебные слова в предложении играют различные роли.

Задание 1.  Составьте и запишите предложения из приведенных здесь слов. Какие служебные слова вам понадобились?

1.Мы, жить, Россия. (Мы живем в России.)

2.Зимой, я, кататься, коньки. (Зимой я катаюсь на коньках.)

3.Внук, писать, дедушка, письмо. (Внук пишет дедушке письмо.)

II.Многие слова, называющие близкие понятия, образуют тематические группы. Они охватывают не только предметы, их признаки, но и действия, отношения.

Задание 2.  Среди данных слов спряталась тематическая группа слов. Найдите ее.

Борода, хоккей, раковина, сирень, футбол, промокашка, гитара, пловец, троллейбус, теннис, скафандр, кукушка, тренер, родственник, спартакиада, одеяло, чемпион.

III.Слова обладают способностью иметь несколько значений.

Задание 3.  Составьте словосочетания с данными словами, употребив их в разных значениях.

Стол (обеденный стол, письменный стол, стол находок).

Голова (голова человека, хорошая голова, всему голова).

Игла (игла ежа, игла сосны, швейная игла).

IV.Одно значение многозначного слова является прямым , все остальные переносные.

Гребень (петуха) – гребень (волны)

Лисичка (зверек) – лисичка (гриб)

Хвост (собаки) – хвост (кометы)

Зеленый (плод) – зеленый (юноша)

Быстрая (река) – быстрый (ум)

Класс (просторный) – класс (дружный)

Блюдо (серебряное) – блюдо (вкусное)

Крыло (птицы) – крыло (здания)

Задание 4.  Поняла ли маму дочка? Почему?

            Разговор с дочкой.

«Мне не хватает теплоты»,-

Она сказала дочке.

Дочь удивилась: «Мерзнешь ты

И в летние денечки?»

«Ты не поймешь, еще мала»,-

Вздохнула мать устало.

А дочь кричит: «Я поняла!»-

И тащит одеяло.   (А. Барто).

V.Не следует путать многозначные слова с омонимами.

Лист (дерева) – лист (бумаги)

Лук (растение) – лук (оружие)

Свет (мир) – свет (луны)

Топить (печь) – топить (погружать в воду)

Задание 5.  К данному прилагательному нужно подобрать два таких существительных, чтобы с первым из них словосочетание имело прямое значение, а со вторым переносное.

Тяжелый (камень, характер)

Горячая (вода, голова)

Тесная (квартира, дружба)

Острый (нож, язык)

Сладкий (чай, сон)

Золотые (украшения, руки)

Свежие (цветы, газеты)

Веселые (люди, песни)

Задание 6.  Вопросы-шутки.

1.Какое крыло никогда не летает? (часть здания, автомобиля)

2.Всякая ли точка является знаком препинания? (след от прикосновения, от укола)

3.Какой город летает? (Орел)

4.Какое государство носят на голове? (Панама)

Задание 7.  Среди данных слов найдите пары синонимов, запишите их.(Работа в парах)

Спешить, конница, передник, неприятель, кавалерия, громадный, торопится, гасить, миг, фартук, противник, огромный, мгновение, тушить.

Упражнение-соревнование.

Подберите синонимы. (За определенное время учащимся предлагается подобрать максимальное количество синонимов к записанным на доске 4-5 словам.)

Вежливый (деликатный, учтивый, корректный, обходительный, любезный, предупредительный)

Достоверный (безошибочный, неопровержимый, несомненный, доподлинный)

Смешной (забавный, комичный, смехотворный, потешный, юмористический, уморительный)

Счастье (благо, благополучие, благоденствие, блаженство)

Удивительный (изумительный, необычный, несказанный, поразительный, феноменальный)

VI.  Антонимы.

Задание 8.  Найдите в данных предложениях антонимы, подчеркните их.

Делить веселье все готовы – никто не хочет грусть делить.

Вы – свет, а я похож на тьму, вы веселы, а я печален.

Мир многоцветен, многогранен, порою добр, жесток, подчас, он щедр и скуп, богат и беден, вглядись в него – он весь для нас!

Кто больше?

Вспомните и запишите пословицы, где встречаются антонимы.

1.Несчастья бояться – счастья не видать.

2.Легче друга потерять, чем найти.

3.Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

4.Труд всегда дает, а лень берет.

5.Хороша вещь, когда новая, а друг – когда старый.

6.В умной беседе ума наберешься, а в глупой – свой растеряешь.

VII.Паронимы – слова, которые похожи друг на друга по звучанию, но различны по значению. Паронимы часто смешивают, употребляя одно вместо другого.

Задание 9.  Составьте словосочетания с данными парами слов.

а) опасный – опасливый (преступник, взгляд)

рыбная – рыбья (уха, чешуя)

удачливый – удачный (хозяин, улов)

жесткий – жестокий (стул, человек)

б)Занятия: практические или практичные.

    Мастер: искусный или искусственный.

   Тополь: высокий или высотный.

Как правильно?

Одеть или надеть очки?

Поставить свою роспись или подпись?

Встать или стать на цыпочки?

Правильные ответы: надеть, подпись, стать.

VIII. Итог  урока.

Цель:  развить навыки самоанализа и прогнозирования

УУД: регулятивные, коммуникативные

Основной вид деятельности учителя: направляет на самоанализ

Основной вид деятельности учащихся: анализируют, прогнозируют

- Как вы считаете, у кого всё получилось?

- Что было самым сложным в вашей работе?

- Ребята, наш урок подходит к концу. Что мы сегодня делали на уроке? Что нового узнали?

- Какую цель мы с вами ставили в начале урока?

- Как сформулируем тему сегодняшнего занятия? Впишите тему урока в тетрадь. Спасибо за помощь. Я благодарна вам за участие.

Этап 7. Домашнее задание

Цель: создание ситуации заинтересованности и выбора при выполнении задания

УУД: регулятивные

- Ребята, лексические значения слов мы можем встретить не только в словарях, их  можно применять для выполнения увлекательных заданий. Такая интересная работа, разгадывание и  составление своего кроссворда (по желанию), вам будет задана на дом.

Параграф  самостоятельно прочитать, выучить термины и выполнить упражнение  145


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Слово и его лексическое значение"

Проектная работа по русскому языку. Первый урок в разделе "Лексика". Заранее определены группы, учащиеся получили листы самооценивания, таблицу ЗУИ....

Разработка урока по русскому языку в 5 классе "Слово и его лексическое значение"

Лексикология - важнейший раздел русского языка. Необходимо как можно раньше научить учащихся работать "над словом" и "со словом". В 5 классе продолжить знакомство со школьным толковым словарем, научит...

Слово и его лексическое значение.

Конспект урока на тему: "Слово и его лексическое значение"....

Презентация " Слово и его лексическое значение"

Данная презентация составлена к уроку в 5 классе по разделу " Лексика" (по  учебнику  Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой ). Цели урока: познакомить с понятиями лексика, лексикол...

«Слово и его лексическое значение».

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Основная общеобразовательная школа»,д.Упрямово Юхновского района Калужской области Урок русского языка в 5 классе.Тема: «Слово и его лексичес...

Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение.

Презентация к уроку русского языка (5 класс) по программе Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других...