Рабочая программа «Родной (русский) язык» 10-11 классы
рабочая программа по русскому языку (10, 11 класс) на тему
Рабочая программа «Родной (русский) язык» для 10-11 классов. Согласно учебному плану программа рассчитана на 17 часов в год (0,5 часа в неделю) в 10 классе и 17 часов в 11 классе (0,5 часа в неделю).
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа «Родной (русский) язык» для 10-11 классов | 168.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 10-11 классов составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1897 от 17.12.2010г
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (статья 47 п.5).
- Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2018-2019 учебный год.
Согласно учебному плану программа рассчитана на 17 часов в год (0,5 часа в неделю) в 10 классе и 17 часов в 11 классе (0,5 часа в неделю).
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.
Место предмета «Родной язык» в базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение родного (русского) языка в 10 классе – 17 часов, 11 класс-17 часов, что соответствует учебному плану школы.
Главная цель данного курса — воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как духовной ценности, средству общения; развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса; формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, расширение лингвистического кругозора учащихся за счёт изучения художественных произведений; постижение языковых способов создания художественного мира произведений; овладение языком как средством выражения собственных мыслей и чувств, совершенствование практических, коммуникативных навыков и умений.
- Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык»
Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном.
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Требования к уровню подготовки (к знаниям, умениям, навыкам) обучающихся за курс 10-11 классов
В результате изучения родного (русского языка) на базовом уровне ученик должен знать/понимать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
- различать разговорную речь и язык художественной литературы;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога;
- совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста в соответствии с изученным языковым материалом;
- извлекать информацию из различных источников;
- находить в словах изученные орфограммы, орфографические ошибки и исправлять их; правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами; пользоваться орфографическими словарями;
- находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами;
- производить фонетический, морфемный, морфологический разбор слов, синтаксический разбор предложений (с двумя главными членами);
аудирование и чтение
• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя») работ, диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов.
В программе реализована коммуникативная и функциональная направленность обучения русскому языку, намечены пути развития речевой способности обучающихся.
- Содержание учебного предмета
10 класс
Язык и его функции. Речь. Культура речи. (3)
Язык и его функции. Писатели о языке и речи.
Речь. Культура речи. Стихотворение С.Острового «Первородство».
Орфография. Стихотворение В.Шефнера «Это так, а не иначе».
Лексика и лексическая стилистика (4)
Слово – единица лексики. Писатели о богатстве русского языка.
Синонимы и их употребление в творчестве писателей и поэтов, в фольклоре.
Словари. «Собиратели слов» (По В.Одинцову).
Фразеологизмы и их употребление в фольклоре и литературе.
Состав слова и словообразование. (1)
Словообразование и стилистика.
Этимология. Этимологические словари.
Грамматика и грамматическая стилистика (2)
Назначение грамматики. Тексты Л.К.Граудиной и В.Белова.
Морфология и стили речи.
Выдающиеся лингвисты: В.В. Виноградов и Н.К.Дмитриев.
Части речи и их происхождение.
Имя существительное. (5)
Имя существительное и его роль в художественных текстах.
Собственные имена существительные в литературе.
«Журавли» Н.Рубцова и Р.Гамзатова.
Употребление падежных форм имен существительных.
Употребление несклоняемых имен существительных.
Имя прилагательное (2)
Трудности в употреблении имен прилагательных.
Употребление имен прилагательных в художественной литературе.
11 класс
Имя числительное. (1)
Употребление числительных в речи и художественной литературе.
Местоимение. (1)
Употребление местоимений в речи.
Разряды местоимений. Местоимения в художественной литературе.
Глагол.(4)
Употребление глаголов в связной речи. Глаголы речи.
Лексико-семантические группы глаголов. (Глаголы – синонимы, антонимы, омонимы). Текст «Сила русского глагола». Формы глагола в художественной литературе. Олицетворения.
Причастие.(2)
Употребление причастий в речи и в художественной литературе.
Деепричастия. (3)
Деепричастие как часть речи.
Употребление деепричастий в фольклоре и литературе.
Образ коня в фольклоре и литературе. (Отрывки из сказки П.Ершова «Конек-горбунок»)
Наречие. (2)
Правила написания наречий.
Употребление наречий. В.Короленко «Все-таки впереди – огни!»
Служебные части речи. (2)
Предлог. Употребление предлогов в речи. Текст «Какой продукт едят все народы?»
Употребление частиц и междометий в художественной литературе.
Язык и культура.(2)
Языковая картина мира. К.Д.Ушинский. «О родном языке».
Слово как концепт культуры. Концепты «Родина», «Мой родной край », «Добро».
.
Учебно – тематический план
10-11 классы
Тема | Кол-во часов | |
Язык и его функции. Речь. Культура речи. | 3 | |
Лексика и лексическая стилистика. | 4 | |
Состав слова и словообразование. | 1 | |
Грамматика и грамматическая стилистика. | 2 | |
Имя существительное. | 5 | |
Имя прилагательное. | 2 | |
Имя числительное. | 1 | |
Местоимение. | 1 | |
Глагол. | 4 | |
Причастие. | 2 | |
Деепричастие. | 3 | |
Наречие. | 2 | |
Служебные части речи. | 2 | |
Язык и культура. | 2 | |
Итого | 34 |
- Календарно-тематический план
№ | Дата проведения | Тема урока | Кол. ч. | Примечания | |
По плану | Фактическая | ||||
Язык и речь (3) | |||||
. | Язык и его функции. Писатели о языке и речи. | 1 | |||
Речь. Культура речи. Стихотворение С.Острового «Первородство». | 1 | ||||
Орфография. Стихотворение В.Шефнера «Это так, а не иначе». | 1 | ||||
Лексика и лексическая стилистика. (4) | |||||
Слово – единица лексики. Писатели о богатстве русского языка. | 1 | ||||
Синонимы и их употребление в творчестве писателей и поэтов, в фольклоре. | 1 | ||||
Словари. «Собиратели слов» (По В.Одинцову). Фразеологизмы и их употребление в фольклоре и литературе. | 1 | ||||
Р.р. Лингвистическое сочинение о значении какого-либо фразеологизма или крылатой фразы. | 1 | ||||
Состав слова и словообразование. (1) | |||||
Словообразование и стилистика. Этимология. Этимологические словари | 1 | ||||
Грамматика и грамматическая стилистика. (2) | |||||
Назначение грамматики. Тексты Л.К.Граудиной и В.Белова. Морфология и стили речи. | 1 | ||||
Выдающиеся лингвисты: В.В. Виноградов и Н.К.Дмитриев. Части речи и их происхождение. | 1 | ||||
Имя существительное. (5) | |||||
Имя существительное и его роль в художественных текстах. Собственные имена существительные в литературе. | 1 | ||||
Р.р. «Журавли» Н.Рубцова и Р.Гамзатова. Обучение лингвистическому анализу. | 1 | ||||
Употребление падежных форм имен существительных. Употребление несклоняемых имен существительных. | 1 | ||||
Р.р. Сочинение-описание портрета девушки (юноши), который нравится. | 1 | ||||
Тестирование по теме «Имя существительное» | 1 | ||||
Имя прилагательное (2) | |||||
Трудности в употреблении имен прилагательных. | 1 | ||||
Р.р. Лингвистический анализ стихотворения И.Бунина. | 1 | ||||
Имя числительное. (1) | |||||
Употребление числительных в речи и художественной литературе. | 1 | ||||
Местоимение. (1) | |||||
Разряды местоимений. Местоимения в художественной литературе. | 1 | ||||
Глагол. (4) | |||||
Употребление глаголов в связной речи. Глаголы речи. | 1 | ||||
Лексико-семантические группы глаголов. (Глаголы – синонимы, антонимы, омонимы). Текст «Сила русского глагола». | 1 | ||||
Формы глагола в художественной литературе. Олицетворения. | 1 | ||||
Р.р. Сочинение-рассказ на самостоятельно выбранную тему. | 1 | ||||
Причастие. (2) | |||||
Употребление причастий в речи и в художественной литературе.. | 1 | ||||
Р.р. Сочинение-описание картины с использованием причастий. (В.Перов. «Дети, бегущие от грозы».) | 1 | ||||
Деепричастия. (3) | |||||
Деепричастие как часть речи. | 1 | ||||
Употребление деепричастий в фольклоре и литературе. | 1 | ||||
Образ коня в фольклоре и литературе. (Отрывки из сказки П.Ершова «Конек-горбунок») | 1 | ||||
Наречие. (2) | |||||
Правила написания наречий. | 1 | ||||
Употребление наречий. В.Короленко «Все-таки впереди – огни!» | 1 | ||||
Служебные части речи. (2) | |||||
Предлог. Употребление предлогов в речи. Текст «Какой продукт едят все народы?» | 1 | ||||
Употребление частиц и междометий в литературе. | 1 | ||||
Язык и культура. (2) | |||||
Языковая картина мира. К.Д.Ушинский. «О родном языке». | 1 | ||||
Р.р. Слово как концепт культуры. Концепты «Родина», «Мой родной край », «Добро» | 1 |
- Учебно-методический комплекс. Список литературы
- Виноградов В. В. О теории художественной речи. — М . 1971.
- Виноградов В. В. Проблемы русской стилистики. — М . 1981.
- Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. — М., 1963.
- Винокур Г. О. О задачах истории языка. Понятие поэтического языка // Избранные работы по русскому языку. —М., 1959.
- Головин Б. Н. Основы культуры речи. — М., 1980..
- Ларин Б. А. Эстетика слова и язык писателя. — Л.,1974.
- Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. — Л., 1972.
- Лотман Ю. М. Структура художественного текста. — М., 1970.
- Одинцов В. В. Стилистика текста.— М., 1980.
- Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. — М., 1977.
- Щерба Л. В. Современный русский литературный язык: Литературный язык и пути его развития (применительно к русскому языку) // Избранные работы по русскому языку. — М., 1957.
- Горшков А. И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка: А. С. Пушкин в истории русского языка. — М., 1993.
- Одинцов В. В. Лингвистические парадоксы. — М., 1976.
- Одинцов В. В. О языке художественной прозы. — М., 1973.
- Шмелев Д. Н. Слово и образ. — М., 1964.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс
Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в школах национальных Республик РФ...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс
Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в школах национальных Республик РФ...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 7 класс
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке для 7 класса предназаначена для изучения русского языка и литературы как родного в школах национальных Республик РФ...
Рабочая программа "Родной (русский) язык" для 5 класса
Рабочая программа учебного курса "Родной (русский) язык" для 5 класса общеобразовательной школы...
Рабочая программа родной (русский) язык 5-9 классы
Изучение предметной области «Родной (русский) язык» - языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, по...
Рабочая программа "Родной (русский) язык" 10-11 класс
Рабочая программа предмета «Родной (русский) язык» в 10-11 классах разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (пр...
Рабочая программа "Родной (русский) язык" для 8 класса
Реализация рабочей программы направлена на достижение личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС ООО....