Рабочая программа "Родной (русский) язык" 10-11 класс
рабочая программа по русскому языку (10 класс)
Рабочая программа предмета «Родной (русский) язык» в 10-11 классах разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от 31.12.2015, 29.06.2017) к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования по учебному предмету «Родной (русский) язык», входящему в предметную область «Родной язык и родная литература», а также концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ» С.ШИГОНЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ШИГОНСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
РАССМОТРЕНА ПРОВЕРЕНА УТВЕРЖДАЮ.
Директор ГБОУ СОШ с.Шигон
на МО учителей русского языка и литературы зам. директора по УВР _____________/А.М.Малых/
Протокол № 1 от 11августа 2020 г. ___________/__Городнова Е.Ю/ Приказ № 1123 от 28.08.2020 г.
Руководитель МО___________/ Кабанова В.П. /
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РОДНОМУ (РУССКОМУ) ЯЗЫКУ
10- 11 КЛАССАХ
Количество часов на изучение дисциплины:
10 класс: 34 часа в год, 1 часа в неделю.
11 класс: 34 часа в год, 1 часа в неделю.
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Родной (русский) язык» в 10-11 классах разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от 31.12.2015, 29.06.2017) к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования по учебному предмету «Родной (русский) язык», входящему в предметную область «Родной язык и родная литература», а также концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Нормативно-правовую и методическую основу изучения родных языков из числа языков народов России при получении среднего общего образования составляют:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ).
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от 31.12.2015, 29.06.2017.
4. Письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке».
5. Письмо Рособрнадзора от 20.06.2018 № 05-192 «О реализации прав на изучение родных языков из числа языков народов РФ в общеобразовательных организациях».
6. Письмо Минобрнауки России от 06.12.2017 № 08-2595 «Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по вопросу изучения государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации».
7. Приказ Минобрнауки России от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
8. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20 июня 2018 г. № 05-192 «О вопросах изучения родных языков из числа языков народов РФ».
9. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 20 декабря 2018 года № 03-510 «Рекомендации по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков
народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного».
10. Методические рекомендации по разработке и оформлению примерных образовательных программ предметной области «Родной язык и родная литература», разработанные Институтом развития родных языков народов Российской Федерации ФГАОУ ДРО ЦРГОП и ИТ и утвержденные Министерством просвещения РФ 25 марта 2020.
11. Примерные рабочие программы по учебным предметам «Родной язык», «Родная литература», размещенные на сайте fgosreestr.ru в разделе «Основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)».
12. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями). Приказами Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. №№ 1576, 1577, 1578 внесены изменения во ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования, предусматривающие выделение отдельных обязательных предметных областей по родному языку и литературному чтению на родном языке, родному языку и родной литературе и соответствующих им предметных результатов. Таким образом, предметная область «Родной язык и родная литература» является обязательной для изучения в рамках обязательной части учебного плана ООП СОО.
13.ООП СОО и учебного плана ГБОУ СОШ с. Шигоны на 2020-2021 учебный год.
Приказами Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. №№ 1576, 1577, 1578 внесены изменения во ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования, предусматривающие выделение отдельных обязательных предметных областей по родному языку и литературному чтению на родном языке, родному языку и родной литературе и соответствующих им предметных результатов. Таким образом, предметная область «Родной язык и родная литература» является обязательной для изучения в рамках обязательной части учебного плана ООП СОО Место предмета в учебном плане
. Место предмета в учебном плане
В 10 (11) классе на изучение родного языка выделяется 34 часа (1 час в неделю) из обязательной части учебного плана.
Планируемые результаты освоения учебного
предмета «Родной (русский) язык»
Личностные результаты:
-формирование способности к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, готовность к служению Отечеству, его защите;
-формирование уважение к русскому языку как государственному языку Российской Федерации;
-воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
-готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
-готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
-развитие компетенций сотрудничества в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Метапредметные результаты:
-самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
-искать и находить обобщенные способы решения задач;
-критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
-выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми;
-координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты:
- использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
- использовать знания о формах русского языка при создании текстов;
- создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности;
- выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
- подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
- правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
- сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста;
- использовать при работе с текстом разные виды чтения и аудирования;
- анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
- выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления; соблюдать культуру публичной речи;
- соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
- оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
- использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым норма
Содержание учебного предмета «Родной (русский) язык»
1. Русский язык в кругу других языков. 1 ч. Общие сведения об истории и происхождении русского языка. Русский язык в кругу славянских языков. Русский язык в кругу других индоевропейских языков. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов.
2. Структура русского национального языка.1ч. Общее представление о структуре русского языка. Литературная и нелитературные формы. Функциональные стили как разновидности литературной формы русского языка. Язык художественной литературы. Просторечие. Территориальные и социальные диалекты. Лексическое и грамматическое богатство и выразительные возможности русского языка в свете структурного разнообразия его форм.
3. Общие сведения из истории русского языка. 1 ч.История создания русской письменности. Кириллица и глаголица. Отражение в славянской письменности духовной и материальной культуры славян. Краткая история развития русского языка и русского литературного языка. Роль церковнославянского языка в истории русского языка. Церковнославянизмы и их выразительные возможности. Роль заимствованных слов в истории формирования словарного богатства русского языка.
4. Разделы науки о русском языке и их взаимосвязь .2 ч.Общее представление о типологических характеристиках русского языка в сравнении с языками другого строя. Ярусы русского языка и разделы науки о языке. Взаимосвязь фонетики, орфоэпии и графики; морфемики и словообразования; морфемики, словообразования и морфологии; морфемики, словообразования и лексики; словообразования и морфологии, морфологии и синтаксиса, синтаксиса и пунктуации.
5. Фонетика. Орфоэпия. Графика .2 ч. Фонетический строй русского языка. Особенности русского ударения. Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. История возникновения произносительной нормы современного русского литературного языка.
6. Морфемика и лексика .2 ч.Словообразовательные возможности русского языка для формирования его лексического богатства. Морфемы-синонимы и омонимы. Лексическая сочетаемость слова и точность. Паронимы и их различение. Нарушение лексических и словообразовательных норм как прием. Лексические и словообразовательные ошибки в детской речи как иллюстрация освоения словообразовательной системы и словаря русского языка. Нарушение лексических и словообразовательных норм как художественный прием.
7. Морфология и словообразование.3 ч. Типичные ошибки в образовании грамматических форм. Смысловые и стилистические варианты грамматических форм. Общие сведения из истории возникновения отдельных грамматических форм, частей речи, грамматических категорий.
8. Морфология и орфография.2ч. Принципы русской орфографии. Морфологический принцип как основополагающий принцип русской орфографии. Краткие сведения из истории формирования русской орфографии.
9. Морфология и синтаксис.3 ч. Типичные ошибки в словосочетания по типу управления, нагромождение одних и тех же падежных форм. Типичные ошибки в построении простых и сложных предложений. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов. Стилистические варианты синтаксических конструкций. Интересные факты из истории русского синтаксиса.
10. Синтаксис и пунктуация.1 ч. Принципы и функции русской пунктуации. Взаимосвязь синтаксиса и пунктуации. Основные сведения из истории формирования русской пунктуации.
11. Стилистика как раздел науки о языке.3 ч. Стилистическое богатство русского языка. Источники формирования стилистических вариантов в лексике, морфологии, синтаксисе. Лексическая стилистика. Фоника. Стилистика словообразования. Стилистика частей речи. Синтаксическая стилистика.
12. Функциональные стили русского литературного языка.3 ч. Система функциональных стилей современного русского литературного языка. Научный, официально-деловой, публицистический стили и их подстили. Разговорная речь и разговорный стиль. Художественный стиль и язык художественной литературы. Общие сведения из истории формирования функциональных стилей и их жанров. Практикум по анализу и написанию текстов различных жанров.
13. Русский речевой этикет.2 ч. Правила русского речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в бытовом общении. Функциональные стили и этикет. Особенности русских этикетных традиций в устных и письменных жанрах научного и официально-делового стилей. Речевой этикет в электронной среде общения. Речевое поведение в Интернете.
14. Культура русской речи и эффективность общения.2 ч. .Общее представление о принципах и стратегиях эффективного общения. Культура русской речи и эффективность общения. Выбор речевых средств для достижения коммуникативных целей.
15. Публичное выступление. Основы ораторского искусства. 6 ч. Подготовка к публичному выступлению. Публичное выступление и речевой этикет. Публичное выступление в разных ситуациях официального общения, в разных жанрах в рамках научного, публицистического и официально-делового стилей. История русской риторики. Мастера русского слова и знаменитые ораторы.
Тематическое планирование учебного предмета «Родной (русский) язык». 10 (11) класс .
Язык, общие сведения о языке, разделы науки о языке - 20 ч. Речь, речевое общение и культура речи - 14 ч.
Раздел | Тема | Часы |
Язык, общие сведения о языке, разделы науки о языке | Русский язык в кругу других языков | 1 |
Структура русского национального языка | 1 | |
Общие сведения из истории русского языка | 1 | |
Разделы науки о русском языке и их взаимосвязь | 2 | |
Фонетика. Орфоэпия. Графика | 2 | |
Морфемика и лексика | 2 | |
Морфология и словообразование | 3 | |
Морфология и орфография | 2 | |
Морфология и синтаксис | 3 | |
Синтаксис и пунктуация | 1 | |
Речь, речевое общение и культура речи | Стилистика русского языка | 3 |
Функциональные стили русского литературного языка | 3 | |
Русский речевой этикет | 2 | |
Культура русской речи и эффективность общения | 2 | |
Публичное выступление | 6 | |
Итого | 34 часа |
Список литературы для учителя :
1. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. – С-Пб., 1998.
2. Алексеев Ф. Все правила русского языка. Пособие для учителей и школьников. – М., 2018.
3. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. – М.: Дрофа, 2009.
4. Анненкова И. Русский язык. Знаки препинания? Это просто. Для школьников и абитуриентов. – СПб., 2014.
5. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М., 2001.
6. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета: Этнографические очерки. – Л.,1990.
7. Быстрова Е. А. Диалог культур на уроках русского языка. – СПб., 2002.
8. Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение. – М., 2002.
9. Борисов А. Ю. Роскошь человеческого общения. – М., 2000.
10. Винокур Г. О. О задачах истории языка. Понятие поэтического языка // Избранные работы по русскому языку. – М., 1959.
11. Волина В.В. Весёлая грамматика. – М., 2005.
12. Головин Б. Н. Основы культуры речи. – М., 1980.
13. Гольдин В. Е. Речь и этикет. – М., 1983.
14. Горелов И., Енгалычев В. Безмолвный мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. – М., 1991.
15. Горшков А.И. Русская словесность. – М, 2000.
16. Дэйли К., Дэйли-Каравелла Л. Научись говорить: твой путь к успеху. –
Интернет-ресурсы
- Азбучные истины. URL:
- . Академический орфографический словарь. URL: http://gramota.ru/slovari/info/l
3. Вавилонская башня. Базы данных по словарям C. И. Ожегова, А. А. Зализняка, М. Фасмера. URL: http://starling.rinet.ru/indexru.htm
4. Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка. URL: https://classes.ru/grammar/122.Vishnyakova
5. Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru
6. Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types
7. Кругосвет – универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru
8. Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru
9. Культура России. URL: https://www.culture.ru/
10. Лингвистика для школьников. URL: http://www.lingling.ru
11. Литература в школе. URL: https://litervsh.ru/
12. Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs
13. Образовательный портал Национального корпуса русского языка. URL: https://studiorum-ruscorpora.ru
14. Обучающий корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru/searchschool.html
15. Первое сентября. URL: http://rus.1september.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа, русский, 6 класс
Рабочая программа по русскому языку, 6 класс...
Рабочая программа русский язык 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2012.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбч...
рабочая программа РУССКИЙ 10 КЛАСС
Рабочая программа и ктп русский 10 класс...
рабочая программа русский 11 класс
рабочая программа , ктп русский 11 класс...
Рабочие программы "Русский родной язык" 5-9 класс и "Русский язык" 5-9 класс по УМК В.В.Бабайцевой
В рабочих программах представлены планируемые результаты освоения учебного предмета "Русский язык" и "Русский родной язык", содержание учебного предмета по классам, сетка часов и к...
Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В
Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...
Родная литература (русская) 6 класс рабочая программа и КТП. Родной язык (русский) 6 класс рабочая программа и КТП
Родная литература (русская) 6 класс рабочая программа и КТП. Родной язык (русский) 6 класс рабочая программа и КТП...