Буквы е-и в корнях с чередованием в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Мухаметхалиева Лаззат Женисовна

Конспект урока в 5 классе "Буквы е-и в корнях с чередованием", презентация к уроку, урок выстроен в соответствии с требованиямим ФГОС, представлен на аттестацию педагога в 2017 году.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 5 классе

в условиях реализации ФГОС

Тема: «Буквы е - и в корнях с чередованием».

Урок составлен в рамках технологии деятельностного метода обучения.

Тип урока: ОНЗ  (открытие нового знания).

Методы обучения: проблемно-поисковый,  словесный, практический.

Организационные формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая. 

Цели урока:    

  1. Для учителя:

- организовать   поисковую деятельность обучающихся и подвести их к самостоятельному открытию нового знания;

-  формировать орфографические умения в определении способа выбора написания Е-И в корнях с чередованием и  умения графического обозначения изучаемой орфограммы;

- воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес

        2) Для обучающихся:

- выяснить условия выбора букв Е-И в корнях с чередованием;

- научиться применять правило при написании слов и графически выделять орфограмму.

     Ожидаемые результаты:

* личностные: понимание  необходимости изучения темы  «Буквы е - и в корнях с чередованием»  и её широкого практического применения в жизни, критическое оценивание  полученного  результата;

*  метапредметные:

- познавательные: анализ и извлечение  необходимой информации, выстраивание  простейшей логической цепочки рассуждений; попытка точного и грамотного  изложения своих мыслей,

- регулятивные: выполнение учебного задания по алгоритму, формулирование вопроса по учебному материалу, осуществление взаимооценки и самооценки учебной деятельности;

* предметные: усвоение  обучающимися  перечня корней с чередованием, навык «видеть» корни с чередованием Е-И, сформированное умение писать слова с орфограммой «Буквы е - и в корнях с чередованием» и графически обозначать её,    умение отличать данную орфограмму от других;

* коммуникативные: умение аргументировать своё мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности.

Понятия: орфограмма, безударные проверяемые, непроверяемые, чередующиеся гласные

Оборудование: компьютер,  проектор/

Методическое обеспечение урока:

           * презентация  к уроку «Буквы е - и в корнях с чередованием»;

           * система контроля и мониторинга качества знаний

    * раздаточный материал;

    * сигнальные карточки

          * учебники, тетради.

Литература, использованная при подготовке урока:

            1) Егорова Н.И. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – М.: ВАКО, 2014.

2) Контрольно-измерительные материалы.  Русский язык: 5 класс/ сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2012.

             3)Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

            В 2 ч. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. М.: Просвещение, 2012.

              4) Тростенцова Л.А. Рабочая тетрадь по русскому языку: 5 класс: к учебнику Ладыженской

                 Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой и др. М.: Экзамен, 2012.

Структура урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.
  2. Актуализация знаний.
  3. Выявление места и причины затруднения.
  4. Построение проекта выхода из затруднения.
  5. Реализация построенного проекта
  6. Первичное закрепление  (динамическая пауза)
  7. Самостоятельная работа и самооценка.
  8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
  9. Инструктаж домашнего задания.

Ход урока.

      Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: Здравствуйте! Садитесь! Дарю вам, ребята, вот такое симпатичное солнышко в веснушках с большими умными глазами и желаю  всем солнечного настроения  и хорошей работоспособности. (Солнце на слайде)

     Постановка учебной задачи

1. Актуализация знаний 

1. Фронтальная работа.

Учитель:  Мы продолжаем с вами изучать русский язык, овладевать орфографической грамотностью. Внимание на экран!

СЛАЙД № 1

С…деньем   г…р…да  не  берут.

Под  л…жачий  кам…нь  в…да  не  т…чёт.

Учитель: Прочитаем  пословицы.

Ученики  читают.

Учитель:   Синонимичны ли эти пословицы?

Ученики:    Да, эти пословицы синонимичны, так как  у них общий смысл.

Учитель: Какой?

Ученики: Если ты ничего не будешь делать, не будешь стараться, то ничего и не добьёшься.

Учитель: спишите пословицы в тетрадь, вставьте пропущенные орфограммы.

Ученики списывают.

2. Распределительный диктант.

Учитель: Ребята, давайте вспомним, на какие три группы делятся безударные гласные в корне слова?

Ученики: Проверяемые, непроверяемые и чередующиеся.

СЛАЙД № 2

Безударные гласные в корне слова

Проверяемые

Непроверяемые

Чередующиеся

Сиденьем

города

лежачий

камень

вода

не течёт

города

камень

Учитель:   Распределите слова из записанных пословиц  по видам орфограмм. Орфограмму графически обозначьте. Работаем в паре. (По окончании выполнения задания).  Проверьте правильность выполненного задания. (Ученики сравнивают свою запись с записью на слайде).

Учитель: Прочитайте слова в первом столбце, докажите, что безударные гласные в них проверяемые.

Ученики читают, называя к каждому слову проверочное.

Учитель: Почему слово ГОРОДА оказалось сразу в двух столбцах?

Ученики: В корне –ГОРОД- этого слова две гласных, одна проверяемая,  другая – непроверяемая.

2.  Выявление места и причины затруднения

Учитель: Какое слово  осталось без нашего внимания?

Ученики: БЕРУТ.

Учитель: Запишите его на новой строке. Выделим корень.

Ученики  называют корень, подобрав однокоренные слова БЕРЁШЬ, СОБЕРУТ, ВЫБЕРЕШЬ и т.д.

Учитель: Какая же гласная в корне этого слова?

Ученики: Непроверяемая. А может, чередующаяся.

Учитель: Оставим этот вопрос открытым. Внимание на экран. Ещё одна пословица.

СЛАЙД № 3

СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ, НАБЕРЁШЬ КУЗОВОК

Учитель: Какое отношение эта пословица имеет к двум предыдущим?

Ученики: Прямое. Ягодка – это маленькое дело, а кузовок это большое дело, которое складывается из маленьких. То есть смысл этой пословицы похож на смысл тех пословиц: ты чего-то добьёшься, если будешь что-то делать, трудиться.

Учитель: выберите из этой пословицы слова,  однокоренные к слову БЕРУТ.

Ученики называют. Учитель на доске делает запись:

БЕРУТ – СОБИРАЙ - НАБЕРЁШЬ.

Учитель: Выделим корень. Какое фонетическое явление мы наблюдаем?

Ученики: Чередование звуков Е-И.

Учитель: Что такое чередование звуков?

Ученики: Это замена одного звука другим.

Учитель: Так в какой столбец таблицы мы должны записать слово БЕРУТ?

Ученики отвечают и записывают, выделяя корень. (Возвращение к СЛАЙДУ№ 2, появление в 3-ем столбце слова БЕРУТ)

Учитель (обращаясь к записи на доске): Можете ли вы объяснить условие выбора букв Е-И в корнях данных слов?

Ученики: Нет.

Учитель: Почему?

Ученики: Потому что мы не знаем правила, которое надо применить.

3. Построение проекта выхода из затруднения

Учитель: Так что же мы будем изучать сегодня на уроке? Какова наша цель?

Ученики:  Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием.

Учитель: Сформулируем тему урока.

Ученики: Буквы Е-И в корнях с чередованием.

СЛАЙД № 4

ТЕМА УРОКА

БУКВЫ Е-И В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ

5. Реализация построенного проекта.

     

 Создание проблемной ситуации.

Учитель: Поскольку подобные темы мы изучали в этом учебном году, я предлагаю вам, ребята, самим «открыть» новые знания.

       Работаем с раздаточным материалом в парах.  Слова какой части речи вы видите на  зелёных карточках?

Ученики: Это глаголы.

Учитель: Определите их вид.

Ученики: Совершенный вид, так как глаголы отвечают на вопросы  ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЛ?

Учитель: Подберите  к каждому глаголу видовую пару, глагол на жёлтой карточке.

По мере ответов учеников видовые пары появляются на слайде.

СЛАЙД №5

РАСТЕРЕТЬ -  РАСТИРАТЬ

РАЗБЕРУ -  РАЗБИРАТЬ

ОТПЕРЕТЬ  - ОТПИРАТЬ

ЗАДЕРЁТ - ЗАДИРАТЬ  

ЗАМЕРЕТЬ -  ЗАМИРАТЬ

РАССТЕЛИТЬ -  РАССТИЛАТЬ  

ВЫЖЕГ -  ВЫЖИГАТЬ

Учитель: Назовёт и выпишем корни глаголов с чередованием.

 

На доске (учитель)  и в тетрадях запись:

-ТЕР -  -ТИР-

- БЕР-  - БИР-

- ПЕР - -ПИР-

- ДЕР- -ДИР-

- МЕР- - МИР-

- СТЕЛ - - СТИЛ –

- ЖЕГ -  - ЖИГ-

 

Учитель: Работая в группах, постарайтесь найти закономерность  в написании букв Е-И. Напоминаю: вы составляли видовые пары!

Ученики (после обсуждения в группах):  В глаголах  совершенного вида в корне с чередованием пишем гласную Е, а в глаголах несовершенного вида –И.

Учитель: Наблюдение верное. Но ваш вывод касается только глаголов.  А как же мы будем поступать со словами других частей речи?

Определите части речи. Внимание на экран.

(часть речи появляется по мере ответов)

СЛАЙД № 5 (добавляются слова)

ИЗБИРАТЕЛИ  - существительное

БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ  - прилагательное

БЛЕСТЯЩЕ

Учитель: Как видите,  чередование букв Е-И  происходит в корнях разных частей речи. От чего зависит выбор букв Е или И? Обратите внимание на морфемный состав слов. Кто готов представить своё «открытие»?

Ученики: Если после корня стоит суффикс А, в корне пишем И, если другой суффикс, то пишем Е.

Учитель: Откроем учебник, стр. 112, параграф 112, орфограмма № 24 и проверим, правильный ли мы сделали вывод?

Ученики (читают правило): Правильный.

Учитель: вернёмся к записи  «Корни с чередованием», объединим  корни с И фигурной скобкой, допишем суффикс А (учитель на доске, ученики в тетрадях).

Учитель: Как же мы будем рассуждать, применяя это правило на письме? Давайте выработаем алгоритм наших действий. Работаем  в группах с раздаточным материалом. Задание «Закончи предложение».

Ученики зачитывают алгоритм, шаги его появляются на слайде.

СЛАЙД №6

1. Выделяю в слове     (корень).

2. Ставлю   (знак ударения).

3. Нахожу   (безударную гласную в корне)

4. Вспоминаю  (корни с  чередованием Е-И)

5. Проверяю, (есть ли  суффикс А после корня).

6. Если  (есть суффикс  А, пишу   И), если (нет – Е)

Учитель: Как графически будем выделять орфограмму?

Ученик выходит к доске, записывает слово ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЙ, объясняет графическое выделение

6. Первичное закрепление.

Задание всему классу

  • Выпишите слова с чередующейся гласной в корне слова на доске, используя при рассуждении данный алгоритм: цвести, изл..жить, выб..рать, изб..ратели, бл..стящий, б..рега, д..ржать, сд..рать, подп..рать, д..рево, выт..реть, б..жать,

    п..нек, сж..гать, выр..сти. 

1) Динамическая пауза: 5 групп  по 4 человека подходят к указанным  столам  и выбирают  карточки с заданиями.

Задание 1 группе.

Запишите слова, выделите корни, обозначьте суффикс, вставьте е-и в корнях. Подберите соответствующую пару. Работайте, используя правило. Изученную орфограмму обозначьте.

Подб..рать; зап…рали; сж…гать; забл…стели; уб…рёт; прот…рать; зад…рает; прид…рается; обм…рли; расст…лается; подст…лить; бл…стящий; уст…лить.

Задание 2 группе.

Запишите пословицы, вставляя слова с чередующимися корнями. Не забывайте обозначать орфограмму. В случае затруднения используйте слова для справок.

Смелый _________ один раз, а трус каждый день. Солдат службы не ________. Кабы знал, где упасть, соломки бы ________. Не _______ нос высоко – споткнёшься. Кто детям потакает, тот слезу _______. С кем поведёшься, от того и ________.

Слова для справок: ум…реть, выб…рать, подст…лить, зад…рать, ут…рать, наб…рать.

Задание 3группе.

Распределите слова в две колонки: корни с чередованием – проверяемые гласные в корне слова.

Б…рётся за работу, ст…рает бельё, всё уд…ётся, м…ровой парень, зап…вать водой, сп…шу на работу, выт…райте пыль, прим…рить друзей, поп…рчить суп, соб…ру коллекцию, соб…ратель марок, выж…гание по дереву, изб…рательный участок, п…ровать на свежем воздухе, зад…рает нос.

Задание 4 группе.

Выпишите из предложений только те слова, в корне которых может произойти чередование гласных е-и. разберите их по составу.

Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой. Песня замирает далеко в полях. Нигде не зажигали огня, не садились ужинать. Пролитую воду не соберёшь. Сквозь волнистые туманы пробирается луна. Улицы упирались в голые скалы. Сладость победы стирает горечь терпения. Одной рукой поджигает, а другой тушит.

Задание 5 группе.

Придумайте небольшой текст, используя слова с чередующимися гласными в корне (е-и, а-о).

Ст…рать, отд…рать, уб…рать, зап…рать, ум…рать, расст…лать, соб…рать, р…стения, р…стки, к…саться, приг…рать, сл…жить…

     

2) Самостоятельная  письменная работа с взаимопроверкой по эталону. Задание: в

             диктуемых словосочетаниях глаголы заменить глаголами - синонимами с чередованием в

             корне, подобрав их из слов для  справок  (слова для справок на слайде).

                 СВЕРКАТЬ НА СОЛНЦЕ, ПОДНИМАТЬСЯ В ГОРУ, ЗАКРЫВАТЬ КАБИНЕТ,

             ЗАГОРАТЬСЯ ЯРКО, ОЦЕПЕНЕТЬ ОТ СТРАХА,  ВЫДЁРГИВАТЬ СОРНУЮ ТРАВУ,  

             УБЕГАТЬ ОТ РЕБЯТ.

             СЛАЙД №7

             

             ЗАП_РАТЬ                 УБ_РАТЬ

             БЛ_СТЕТЬ                  ЗАМ_РЕТЬ

             УД_РАТЬ

             ЗАБ_РАТЬСЯ             ЗАЖ_ГАТЬСЯ

             Взаимопроверка по  эталону  на слайде

           

             СЛАЙД №8

             

             БЛЕСТЕТЬ НА СОЛНЦЕ

             ЗАБИРАТЬСЯ В ГОРУ

             ЗАПИРАТЬ КЛАСС

             ЗАЖИГАТЬСЯ ЯРКО

             ЗАМЕРЕТЬ ОТ СТРАХА

             УБИРАТЬ СОРНУЮ ТРАВУ

             УДИРАТЬ ОТ РЕБЯТ

     

            4) Устная работа  с сигнальными карточками.

            Учитель: Ваша задача: услышать в читаемой мною пословице слово с чередованием  и

            поднять сигнальную карточку  с буквой, которая пишется в корне этого слова.

  1) НЕ БОГИ ГОРШКИ ОБЖИГАЮТ.

 2) ЗОЛОТО И В ГРЯЗИ БЛЕСТИ.

 3) ОТ СКУКИ БЕРУ ДЕЛО В РУКИ.  

 4) ЛЕТО СОБИРАЕТ, А ЗИМА ПОЕДАЕТ.

 5)  РАННЯЯ ПТИЧКА НОСИК ПРОЧИЩАЕТ, А ПОЗДНЯЯ ГЛАЗА ПРОДИРАЕТ.

 6) СОГЛАСНОГО СТАДА И ВОЛК НЕ БЕРЁТ.

 7)  МЯГКО СТЕЛЕТ, ДА ЖЁСТКО СПАТЬ.

 8)  ЧТО СОБЕРЁШЬ ЛЕТОМ, ТО НА СТОЛЕ НАЙДЁШЬ ЗИМОЙ.

           7. Самостоятельная работа – тест (5 заданий)  – и самооценка результата  

                усвоения нового  знания.

           На доске табличка с переводом баллов в оценку:

           5 б.    – «5»

           4 б.   – «4»

           3 б.   – «3»

           8. Рефлексия учебной деятельности.

1.Фронтальный опрос.

Учитель: Подведём итог.  С какой орфограммой мы сегодня познакомились?

Ученики: Правописание Е-И в корнях с чередованием.

Учитель: Перечислите корни, в которых происходит это чередование.

Ученики перечисляют.

Учитель: От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях?

Ученики: От суффикса А. Если после корня есть суффикс А, в корне пишем И, если нет,  Е

Учитель: Какую цель мы ставили перед собой?

Ученики: Научиться правильно писать  буквы Е-И в корнях с чередованием.

Учитель: Мы её достигли?

Ученики: Да.

      2. Работа с диагностической картой.

Учитель:  Оцените свою работу по диагностической карте

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был

7.Домашнее задание мне кажется

1.активно / пассивно
2.доволен / не доволен
3.коротким / длинным
4.не устал / устал
5.стало лучше / стало хуже
6.понятен / не понятен
интересен / скучен
7.легким / трудным

Моё умение

Моя метка

?

Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием, но остался вопрос по теме урока: как  отличить корни с чередованием от корней с проверяемой безударной гласной?

+  -

Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием, но не уверен, что самостоятельно смогу   увидеть   все слова на это правило в предложенном тексте

+

Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием   и смогу самостоятельно применять его на письме

Домашнее задание (дифференцированный подход):

  1. № 647, стр. 113 (для уч-ся с?),
  2.  Самодиктант из слов с чередующимися гласными Е-И (20 слов) для  уч-ся + -
  3. Творческая работа: рассказ «Как я убираю свои комнату»    для уч-ся +
  4. Всем $112 стр. 112

Задание 1 группе.

Запишите слова, выделите корни, обозначьте суффикс, вставьте е-и в корнях. Подберите соответствующую пару. Работайте, используя правило. Изученную орфограмму обозначьте.

Подб..рать; зап…рали; сж…гать; забл…стели; уб…рёт; прот…рать; зад…рает; прид…рается; обм…рли; расст…лается; подст…лить; бл…стящий; уст…лить.

Задание 2 группе.

Запишите пословицы, вставляя слова с чередующимися корнями. Не забывайте обозначать орфограмму. В случае затруднения используйте слова для справок.

Смелый _________ один раз, а трус каждый день. Солдат службы не ________. Кабы знал, где упасть, соломки бы ________. Не _______ нос высоко – споткнёшься. Кто детям потакает, тот слезу _______. С кем поведёшься, от того и ________.

Слова для справок: ум…реть, выб…рать, подст…лить, зад…рать, ут…рать, наб…рать.

Задание 3группе.

Распределите слова в две колонки: корни с чередованием – проверяемые гласные в корне слова.

Б…рётся за работу, ст…рает бельё, всё уд…ётся, м…ровой парень, зап…вать водой, сп…шу на работу, выт…райте пыль, прим…рить друзей, поп…рчить суп, соб…ру коллекцию, соб…ратель марок, выж…гание по дереву, изб…рательный участок, п…ровать на свежем воздухе, зад…рает нос.

Задание 4 группе.

Выпишите из предложений только те слова, в корне которых может произойти чередование гласных е-и. разберите их по составу.

Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой. Песня замирает далеко в полях. Нигде не зажигали огня, не садились ужинать. Пролитую воду не соберёшь. Сквозь волнистые туманы пробирается луна. Улицы упирались в голые скалы. Сладость победы стирает горечь терпения. Одной рукой поджигает, а другой тушит.

Задание 5 группе.

Придумайте небольшой текст, используя слова с чередующимися гласными в корне (е-и, а-о).

Ст…рать, отд…рать, уб…рать, зап…рать, ум…рать, расст…лать, соб…рать, р…стения, р…стки, к…саться, приг…рать, сл…жить…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра «Буквы Е - И в корнях с чередованием» в 5 классе.

Презентация, выполненная в занимательной форме,  носит контролирующий характер. Она предназначена для учащихся 5 класса. Цель: 1. Проверить знания и умения  учащихся по теме «Буквы Е ...

Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед...

Презентация Буквы Е - И в корнях с чередованием 5 класс

Презентация разработана с требованиями ФГОС для проведения урока русского языка в 5 классе по УМК под редакцией Н.М. Шанского. Презентация поможет учителю. Ученики легко усвоят новый для них материал....

Конспект урока по теме "Буквы Е-И в корнях с чередованием" 5 класс

Классический урок по русскому языку, направленный на усвоение учащимися темы "Буквы Е-И в корнях с чередованием". Урок построен таким образом, что в начале урока ученики вспоминают, какие чередования ...

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.Буквы е, и в корнях с чередованием...

Презентация к уроку русского языка "Буквы и-е в корнях с чередованием" 5 класс

Презентация к уроку русского языка "Буквы и-е в корнях с чередованием" 5 класс...