Урок по теме "Второстепенные члены предложения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_garipovoy_rg.docx | 26.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык Класс: 5
Учитель: Гарипова Резеда Габделфатовна
Тема урока: Второстепенные члены предложения
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Планируемые результаты:
Предметные: Научиться выделять второстепенные члены предложения.
Метапредметные:
Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, использовать приемы взаимопроверки.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения.
Личностные: Формирование положительного отношения к семье, навыков анализа своей деятельности и деятельности в составе группы.
Основные виды деятельности: Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно- контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): групповая работа, по алгоритму при консультативной помощи учителя, работа в парах с последующей взаимопроверкой.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Технологическая карта
Тема | Второстепенные члены предложения | ||
Цели: | Образовательные: умение находить второстепенные члены предложения; Развивающие: развивать мотивацию к аналитической деятельности; Воспитательные: осмыслить такое ценностное понятие, как «семья» | ||
Этап урока, цель | Задания для учащихся | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Орг. момент. Самоопределение к деятельности Цель. Настроить детей на урок | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Эмоциональный настрой на урок; приветствует учащихся. -Здравствуйте, ребята. Давайте с вами познакомимся. Меня зовут Резеда Габделфатовна. Сегодня у вас урок русского языка буду вести я. Желаю вам хорошего настроения и отличной работы на уроке. | Слушают, приветствуют друг друга, настраиваются на урок. | |
II. Актуализация знаний Цель. расширить кругозор детей; формировать положительную оценку таких качеств, как любознательность, эрудиция; | Проблемный вопрос | В жизни каждого человека существуют ценности, важные вещи. Посмотрите на данные слова и подумайте над вопросом «Что самое важное в жизни человека?» (слайд №1) Ответы учащихся - Действительно, в жизни человека фундаментальным, основным является СЕМЬЯ. Все остальное помогает нам в жизни и в семье. | Ученики отвечают на поставленный вопрос, анализируют ответы товарищей |
III. постановка учебной задачи-4 мин | Работа с иллюстрацией | -Ребята, а вы видели, как строят дом? Ответы учащихся. - так мы строим и предложения. В предложениях бывает то, без чего мы не можем обойтись, т.е. его фундамент и бывают такие слова, такой строительный материал, который несет дополнительную информацию (слайд №2) -Посмотрите на картинки. Составьте предложения из данных слов? Правильно! - Какое из получившихся предложений содержит больше информации? За счет чего? - А вы задумывались, почему эти слова назвали второстепенными членами предложения? Я этот вопрос задала не случайно. В нем и скрывается тема нашего урока. Как вы думаете, ребята, как она может звучать? ТЕМА ОТВЕТ. -Вы сегодня будете работать в специальных тетрадях, которые я вам подготовила. Давайте запишем в них число, классная работа и тему урока. Чтобы работа на уроке получилась, давайте сформулируем цель урока. Я подготовила для этого слова-помощники (на доске написаны слова узнать, научиться) | Участвуют в организованной учителем совместной деятельности, Размышляют, отвечают на вопросы учителя, формулируют тему и цель урока |
IV. Открытие нового знания Цель. Осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий | Работа с текстом, индивидуальная | (слайд №3) - Приступим к 1 заданию. Перед вами небольшой текст, но в нем пропущены некоторые слова. Давайте попробуем восстановить его, для этого вам даны слова для справок. Восстанавливают текст, один ученик читает. _Поднимите руки, у кого так же составлен текст. - Сравните с образцом, данным на экране. _Давайте поработаем с каждым предложением отдельно. - Какое слово пропущено в 1-ом предложении? (Банановый) -Что оно обозначает? На какой вопрос отвечает? один ученик отвечает. -Правильно или нет, мы ответили на вопрос, нам покажет загадка. Теперь давайте отгадаем её. Чей и какой? – ответы просты, Лишь не хватает волнистой черты. Признак предмета или явления Обозначает … Запишите в своих тетрадях слово ОПРЕДЕЛЕНИЕ - Что вы узнали об определениях из данной загадки??? Обратимся ко второму предложению. -Какое слово добавили во втором предложении? На какой вопрос оно отвечает? Для чего оно нужно? (они дополняют, обозначают предмет, на который направлено действие) Обратимся к загадке Вопросы косвенных падежей Ты безошибочно знаешь уже. Если задашь их без промедленья, Тут же отыщутся… - Запишите ДОПОЛНЕНИЯ. Что вы узнали о дополнениях из данной загадки??? Перейдем к третьему предложению. - Какое слово пропущено в третьем предложении? Поставьте к нему вопрос. Какой частью речи оно выражено? Отгадай загадку) На вопросы: где? когда? Как? откуда и куда? Дадут ответы вам всегда Только … - Запишите ОБСТОЯТЕЛЬСТВО и запомните, что обозначают обстоятельства признак действия. Что вы узнали об обстоятельствах из данной загадки??? | Учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Умеют с помощью вопросов добывать недостающую информацию |
V. Первичное закрепление Цель. побуждать к саморазвитию, самообразованию. | Работа в группах | А теперь мы с вами поиграем в игру «Кто быстрее?» Каждой группе я раздаю слова. Вам нужно будет составить из предложенных слов предложение и найти в нем ВЧП. Будьте внимательны. Все слова даны в начальной форме. На выполнение задания дается 3 минуты. Время пошло. - Группа, которая заканчивает, поднимает руку. Время вышло. Читаем предложения, которые у вас получились. Читают предложения, называют ВЧП. -Первой закончила работу ваша группа, она и ответит на мой вопрос. Кто желает? Для чего нужны ВЧП? Ответ ученика. -Молодец. Пять. Физкультминутка -Мы хорошо поработали, давайте отдохнем!!! Встаньте, задвиньте стулья. Если я скажу «Определение», вы делаете… ТЕМАТИЧЕСКАЯ физкультминутка | Осознанно и произвольно строят письменное высказывание, осуществляют контроль своей деятельности |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой | взаимопроверка | А сейчас вам предстоит выполнить самостоятельную работу. Найдите в рабочей тетради Задание №3. Даны предложения. Давайте прочитаем, что вам нужно сделать. Вы должны будете найти в предложении второстепенный член предложения и записать его в соответствующий столбик. Предложения даны под заданием. Приступайте к работе. Я пишу карандашом. Папа лежит на диване. Брат читает быстро. Мама пишет письмо. Младший брат спит. Папа – хороший строитель. Он строит дома. - Теперь вы обмениваетесь тетрадями и проверяете своего соседа по парте. - Я показываю вам эталон, то, как вы должны были выполнить данное задание. - Давайте оценим работу. Посмотрим на критерии. Критерии оценивания: Критерии оценивания: Без ошибок – «5» 1-2 ошибки – «4» 3-4 ошибки – нужно поработать, оценку не выставляем. - Оценили работы, верните их соседям. Кто справился без ошибок? Молодцы!!! У кого «4»? Хорошо. Остальным нужно будет поработать!!! Не расстраивайтесь! Рабочие тетради вы передадите своему учителю, он поставит оценки в свой журнал. | Находят правильные ответы, письменно записывают ответы в нужные столбцы, зачитывают ответы, определяют свою степень овладения материалом |
VII. Включение в систему знаний и повторение Цель. Применение способов д-вий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного | Индивидуальная работа | - Ребята, о чем мы сегодня говорили?С какой темой мы связали второстепенные члены предложения? С чего начали урок? Теперь откроем 4 задание. Составьте предложения по данным вопросам на тему «Семья» и подчерните второстепенные члены предложения. Я бы составила такое предложение - Любимая мама вкусно готовит пирог. Вам предстоит составить свое предложение. 3 минуты на выполнение этого задания. (кто написал, выходит к доске) - Молодец!!! Хорошее предложение получилось? Что мы ему поставим? | Высказывают свое мнение, осознанно используют полученные знания |
Д/з. | - А теперь откройте дневники и запишите д/з. Прочитать параграф, написать мини-сочинение о семье и подчернуть ВЧП или написать лингвистическую сказку о ВЧП. | Запись д/з | |
VIII. Рефлексия | Узнали… Работали… Открыли… Контролировали… - Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели? - Вы сегодня хорошо поработали. Давайте друг другу похлопаем и поблагодарим за хорошую работу!!! Спасибо за урок!!! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-исследование "Роль членов предложения в создании художественного образа" (11 класс, русский язык)
Цели: обобщение сведений о членах предложения на конкретном практическом материале; совершенствование навыков анализа лирического произведения; развитие художественного вкуса....
урок-повторение "Однородные члены предложения"
Урок-повторение построен на основе комплексного анализа текста....
Урок русского языка. Члены предложения
Отработка умений определять главные члены предложения...
Конспект урока :«Обособленные уточняющие члены предложения»
Крнспект урока в 8 классе на тему:«Обособленные уточняющие члены предложения»...
Презентация к уроку по теме "Члены предложения"
Элемент урока в виде презентации по теме "Члены предложения" для 5 класса...
План - конспект урока по теме: "Члены предложения", 5 класс
План - конспект урока по теме: "Члены предложения", 5 класс...
Презентация к уроку "Обособленные уточняющие члены предложения"
Материал к открытому уроку...