Урок по теме "Второстепенные члены предложения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Тип урока: урок «открытия» новых знаний. Планируемые результаты: Предметные: Научиться выде¬лять второстепен¬ные члены пред¬ложения. Метапредметные: Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с зада¬чами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, ис¬кать и выделять необходимую информацию, использовать приемы взаимо¬проверки. Познавательные: объяснять языковые явле¬ния, процессы, связи и отношения, выявляе¬мые в ходе исследования структуры предло¬жения. Личностные: Формирование положительного отношения к семье, навыков анали¬за своей деятельности и деятельности в составе группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_garipovoy_rg.docx26.17 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Класс: 5

Учитель: Гарипова Резеда Габделфатовна

Тема урока: Второстепенные члены предложения

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Планируемые результаты:

Предметные: Научиться выделять второстепенные члены предложения.

Метапредметные:

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, использовать приемы взаимопроверки.

 Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения.

Личностные: Формирование положительного отношения к семье, навыков анализа своей деятельности и деятельности в составе группы.

Основные виды деятельности: Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно- контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): групповая работа, по алгоритму при консультативной помощи учителя, работа в парах с последующей взаимопроверкой.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.


Технологическая карта

Тема

Второстепенные члены предложения

Цели:

Образовательные: умение находить второстепенные члены предложения;

Развивающие: развивать мотивацию к аналитической деятельности;

Воспитательные: осмыслить такое ценностное понятие, как «семья»

Этап урока, цель

Задания для учащихся

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

I.  Орг. момент. Самоопределение к деятельности

Цель.

Настроить детей на урок

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Эмоциональный настрой на урок; приветствует учащихся.

-Здравствуйте, ребята. Давайте с вами познакомимся. Меня зовут Резеда Габделфатовна. Сегодня у вас урок русского языка буду вести я. Желаю вам хорошего настроения и отличной работы на уроке.

Слушают, приветствуют друг друга, настраиваются на урок.  

II. Актуализация знаний

Цель.

расширить кругозор детей; формировать положительную оценку таких качеств, как любознательность, эрудиция;

Проблемный вопрос

В жизни каждого человека существуют ценности, важные вещи. Посмотрите на данные слова и подумайте  над вопросом «Что самое важное в жизни человека?»

 (слайд №1)

Ответы учащихся

- Действительно, в жизни человека фундаментальным, основным является СЕМЬЯ. Все остальное помогает нам в жизни и в семье.

Ученики отвечают на поставленный вопрос, анализируют ответы товарищей

III. постановка учебной задачи-4 мин

Работа с иллюстрацией

-Ребята, а вы видели, как строят дом?

Ответы учащихся.

- так мы строим и предложения.

В предложениях бывает то, без чего мы не можем обойтись, т.е. его фундамент и бывают такие слова, такой строительный материал, который несет дополнительную информацию (слайд №2)

-Посмотрите на картинки. Составьте предложения из данных слов?

Правильно!

- Какое из получившихся предложений содержит больше информации? За счет чего?

- А вы задумывались, почему эти слова назвали второстепенными членами предложения?

Я этот вопрос задала не случайно. В нем и скрывается тема нашего урока. Как вы думаете, ребята, как она может звучать?

ТЕМА ОТВЕТ.

-Вы сегодня будете работать в специальных тетрадях, которые я вам подготовила. Давайте запишем в них число, классная работа и тему урока.

Чтобы работа на уроке получилась, давайте сформулируем цель урока. Я подготовила для этого слова-помощники (на доске написаны слова узнать, научиться)

Участвуют в организованной учителем совместной деятельности, Размышляют, отвечают на вопросы учителя, формулируют тему и цель урока

IV. Открытие нового знания

Цель.

Осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий

Работа с текстом, индивидуальная

 (слайд №3)

- Приступим к 1 заданию.

Перед вами небольшой текст, но в нем пропущены некоторые слова. Давайте попробуем восстановить его, для этого вам даны слова для справок.

Восстанавливают текст, один ученик читает.

_Поднимите руки, у кого так же составлен текст.

- Сравните с образцом, данным на экране.

_Давайте поработаем с каждым предложением отдельно.

- Какое слово пропущено в 1-ом предложении? (Банановый)

-Что оно обозначает? На какой вопрос отвечает?

один ученик отвечает.

-Правильно или нет, мы ответили на вопрос, нам покажет загадка. Теперь давайте отгадаем её.

Чей и какой? – ответы просты,

 Лишь не хватает волнистой черты.

Признак предмета или явления

Обозначает …

Запишите в своих тетрадях слово ОПРЕДЕЛЕНИЕ

- Что вы узнали об определениях из данной загадки???

Обратимся ко второму предложению.

-Какое слово добавили во втором предложении? На какой вопрос оно отвечает? Для чего оно нужно?

(они дополняют, обозначают предмет, на который направлено действие)

Обратимся к загадке

Вопросы косвенных падежей

Ты безошибочно знаешь уже.

Если задашь их без промедленья,

Тут же отыщутся…

- Запишите  ДОПОЛНЕНИЯ.

Что вы узнали о дополнениях из данной загадки???

Перейдем к третьему предложению.

- Какое слово пропущено в третьем предложении? Поставьте к нему вопрос. Какой частью речи оно выражено?

Отгадай загадку)

На вопросы: где? когда?

Как? откуда и куда?

Дадут ответы вам всегда

Только …

- Запишите  ОБСТОЯТЕЛЬСТВО  и запомните, что обозначают обстоятельства признак действия.

Что вы узнали об обстоятельствах из данной загадки???

Учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Умеют

 с помощью вопросов добывать недостающую информацию

V. Первичное закрепление

Цель.        

побуждать к саморазвитию, самообразованию.

Работа в группах

А теперь мы с вами поиграем в игру «Кто быстрее?»

Каждой группе я раздаю слова. Вам нужно будет составить из предложенных слов предложение и найти в нем ВЧП. Будьте внимательны. Все слова даны в начальной форме.

На выполнение задания дается 3 минуты. Время пошло.

- Группа, которая заканчивает, поднимает руку.

Время вышло. Читаем предложения, которые у вас получились.

Читают предложения, называют ВЧП.

-Первой закончила работу ваша группа, она и ответит на мой вопрос. Кто желает? Для чего нужны ВЧП?

Ответ ученика.

-Молодец. Пять.

Физкультминутка

-Мы хорошо поработали, давайте отдохнем!!! Встаньте, задвиньте стулья. Если я скажу «Определение», вы делаете…

ТЕМАТИЧЕСКАЯ физкультминутка

Осознанно и произвольно строят письменное высказывание, осуществляют контроль своей деятельности

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

взаимопроверка

А сейчас вам предстоит выполнить самостоятельную работу.

Найдите в рабочей тетради Задание №3. Даны предложения.

Давайте прочитаем, что вам нужно сделать. Вы должны будете найти в предложении второстепенный член предложения и записать его в соответствующий столбик. Предложения даны под заданием. Приступайте к работе.

Я пишу карандашом.

Папа лежит на диване.

Брат читает быстро.

Мама пишет письмо.

Младший брат спит.

Папа – хороший строитель.

Он строит дома.

 - Теперь вы обмениваетесь тетрадями и проверяете своего соседа по парте.

- Я показываю вам эталон, то, как вы должны были выполнить данное задание.

- Давайте оценим работу. Посмотрим на критерии.

Критерии оценивания:

Критерии оценивания:

Без ошибок – «5»

1-2 ошибки – «4»

3-4 ошибки – нужно поработать, оценку не выставляем.

- Оценили работы, верните их соседям. Кто справился без ошибок? Молодцы!!! У кого «4»? Хорошо. Остальным нужно будет поработать!!! Не расстраивайтесь!

Рабочие тетради вы передадите своему учителю, он поставит оценки в свой журнал.

Находят правильные ответы, письменно записывают ответы в нужные столбцы, зачитывают ответы, определяют свою степень овладения материалом

VII. Включение в систему знаний и повторение 

 Цель.

Применение способов д-вий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного

Индивидуальная работа

- Ребята, о чем мы сегодня говорили?

С какой темой мы связали второстепенные члены предложения? С чего начали урок?

Теперь откроем 4 задание.

Составьте предложения по данным вопросам на тему «Семья» и подчерните второстепенные члены предложения. Я бы составила такое предложение  -  Любимая мама вкусно готовит пирог.

Вам предстоит составить свое предложение.

3 минуты на выполнение этого задания.

(кто написал, выходит к доске)

- Молодец!!! Хорошее предложение получилось? Что мы ему поставим?

Высказывают свое мнение, осознанно используют полученные знания

Д/з.

- А теперь откройте дневники и запишите д/з.  Прочитать параграф, написать мини-сочинение о семье и подчернуть ВЧП или написать лингвистическую сказку о ВЧП.

Запись д/з

VIII.  Рефлексия

 Узнали…

Работали…

Открыли…

Контролировали…

- Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели?

- Вы сегодня хорошо поработали. Давайте друг другу похлопаем и поблагодарим за хорошую работу!!! Спасибо за урок!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование "Роль членов предложения в создании художественного образа" (11 класс, русский язык)

Цели: обобщение сведений о членах предложения на конкретном практическом материале; совершенствование навыков анализа лирического произведения; развитие художественного вкуса....

урок-повторение "Однородные члены предложения"

Урок-повторение построен на основе комплексного анализа текста....

Урок русского языка. Члены предложения

Отработка умений определять главные члены предложения...

Конспект урока :«Обособленные уточняющие члены предложения»

Крнспект урока в 8 классе на тему:«Обособленные уточняющие члены предложения»...

Презентация к уроку по теме "Члены предложения"

Элемент урока в виде презентации по теме "Члены предложения" для 5 класса...

План - конспект урока по теме: "Члены предложения", 5 класс

План - конспект урока по теме: "Члены предложения", 5 класс...