Сочинение по жанровой картине, включающей описание интерьера.Т.Н.Яблонская «Утро».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Цели урока: а) познакомить с особенностями художественного описания помещения, подготовить детей к описанию картины ;
б) развитие нормативных умений и навыков грамотного письма, связанной письменной речи;
в) воспитание наблюдательности, аккуратности, здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Сочинение по жанровой картине, включающей описание интерьера.
Т.Н.Яблонская «Утро».
Цели урока: а) познакомить с особенностями художественного описания помещения, подготовить детей к описанию картины ;
б) развитие нормативных умений и навыков грамотного письма, связанной письменной речи;
в) воспитание наблюдательности, аккуратности, здорового образа жизни.
Оборудование:
а) репродукции картин И.И. Машкова «Клубника и белый кувшин»,. И.Э.Грабарь «февральская лазурь».П.Г.Федотов «Завтрак аристократа».И.Е.Репин «Портрет Нади Репиной». А.И.Куинджи «Ночное». Портрет Т.Н.Яблонской, репродукции картин художника: «Перед стартом». «Вместе с отцом», «Хлеб», толкование определений «портрет», «натюрморт». «портрет». «пейзаж»;
б) черновики учащихся.
Ход урока.
Слово учителя.
- Сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению по жанровой картине, включающей описание интерьера.
К каким жанрам живописи мы обращались на уроках русского языка? Назовите по толкованию жанр, укажите репродукцию, соответствующую этому жанру:
- рисунок, изображающий природу;
- изображение человека на картине;
- картина с изображением предметов, цветов, дичи, рыбы;
- внутреннее помещение в здании.
Домашняя обстановка характеризует человека с общественно-профессиональной и моральной стороны, дает представление об образе жизни, быте людей определенной эпохи. В некоторых картинах детали обстановки помогают понять замысел художника, характер героя картины (Ф.П.Рещетников «Опять двойка», Т.Н.Яблонская «Утро»).
Описать помещение можно в научном и в художественном стиле. Послушайте два описания одного и того же кабинета, определите стиль.
Наш школьный кабинет географии - это большая(40 м) комната с тремя окнами, выходящими на юг. На стенах, окрашенных в салатовый цвет, висят картины, карты.
Столы розового цвета поставлены тремя рядами. Есть стол и для учителя. Направо от двери - большая доска.
Послушайте, как описала кабинет географии ваша одноклассница на уроке, когда мы работали над сложным планом к сочинению. ( Чтение сочинения Кузьминой Натальи).
Учащиеся определяют стили текстов ( Научное, художественное описание).
-В чем особенность научных описаний? (Точно, логически последовательно указывает на размер помещения, освещенность, тип мебели и др.)
-Где мы можем встретить художественные описания? (В рассказе, повести, романе, пьесе).
- Чем оно отличается от научного описания? ( Не обязательно полно дать представление о предмете. Главное - передать впечатление, лирический момент)
-Чтобы написать сочинение, нужно уметь наблюдать, собирать материал к сочинению, вдуматься в тему, основную мысль сочинения. Описание лучше всего начать с общего впечатления от помещения, т.е. с выражения основной мыслию
-Послушайте сведения о художнице.
Татьяна Ниловна Яблонская - известный мастер живописи. Родилась 11.02. 1917 г. В Смоленске. На своих полотнах она изображала простых людей, их труд, быт украинского народа («Хлеб». 1949, «Безымянные высоты».!969,»Лен». 1977 и др.) Ее картины поэтичны, жизнеутверждающие.
Заслуженный деятель искусства Украинской ССР, лауреат Государственной премии СССР( 1950, 1951, 1979). Действительный член Академии Художеств СССР с 1975 года, действительный член Академии Художеств (1992), народный художник СССР (1982).
Герой Украины. Была награждена премией им. Тараса Шевченко в 2005 году.
После продолжительной болезни умерла на 89 году жизни в Киеве 17 июня 2005 года. Похоронена на Байковом кладбище в Киеве.
-Наблюдение можно дать с разных точек обзора: около дверей- то, что прямо перед тобой, справа. Слева, стены. Окна. Потолок. Описать мебель. То. Что украшает комнату.
Можно встать в центр комнаты и тогда наблюдения можно собрать по-другому.
-Чтобы не допускать ошибок в употреблении слов и правильном их написании, выясним их значение и уточним написание. Посмотрите на доску.
Кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка.
Бахрома- тесьма для обшивки чего-либо.
Квартира.
Салфетка.
Аккуратный, опрятный, чистоплотный, стройный, статный- стройный, хорошего телосложения.
-Прочитайте задание к упр. 177.
-Что изображено на картине Т.Н.Яблонской «Утро»?
-Какое время года, Как вы это определили?
-Что делает девочка?
- Как характеризует комната ее хозяйку?
- В какой последовательности вы будете описывать картину?
-Составьте план своего сочинения.
-Используйте в описании картины синонимы из рамок.
Составление рабочих материалов .
- Приготовьте черновики, разделите на две колонки. В первую будем записывать план наблюдений, а во вторую – материалы. Когда завершим сбор материала, подумаем, как перейти плавно от одной части к другой. Формулировки рабочих материалов должны быть краткие и яркие (использовать эпитеты, метафоры, сравнения)
Помещение - большое, светлое, просторное, много воздуха и солнца.
Стены – покрашены масляной краской.
Дверь – высокая, арочная.
Полы – паркетные, блестящие, покрашенные лаком.
Обстановка – чистота, уют.
Стол – Обыкновенный, круглый, покрытый скатертью с бахромой.
Стулья – легкие, деревянные.
Кровать – деревянная, белоснежное постельное белье.
Кувшин.
Декоративная тарелка.
Кашпо.
-Какой колорит картины: спокойный или напряженный; холодный или теплый; воспроизводит цвет реальной натуры или цвета чистые, лишенные оттенков?
- Обратимся к эпиграфу урока:
Ну-ка, солнце, ярче брызни,
Золотыми лучами обжигай!
Эй, товарищ! Больше жизни!
Поспевай, не задерживай, шагай!
«Спортивный марш»
Слова В.Лебедева-Кумача,
Музыка И.Дунаевского.
Картина «Утро» - рассказ о красоте наших будней. Как прекрасно весеннее свежее утро, когда впереди целый день, большая и интересная жизнь!
Навстречу встающему солнцу распахнуты высокие арочные двери балкона. Ласковый ветерок играет зеленой листвой комнатного растения, которое наполняет зеленью просторную солнечную комнату. Оно помещено в кашпо на стене между окном и балконом и продолжается вдоль всей стены. Под цветком расположилась декоративная тарелка с изображением птиц и цветов. Справа от балкона стоит простенький стул с аккуратно сложенной формой девочки. Ее ждут красный пионерский галстук, частичка красного знамени, ленточка для волос, школьное платье
Ближе к нам стоит круглый стол. Он накрыт голубой в полоску скатертью с бахромой. Посреди стола – большой белый глиняный кувшин с рисунком, а в нем, вероятно, свежее молоко. Рядом - блюдо с завтраком - Хлебом и маслом. Хотя изображенный стол стоит к нам ближе всего, его замечаешь в последнюю очередь. В комнате чисто, уютно, она не заставлена мебелью. Лучи солнца падают на блестящий паркетный пол. Все внимание обращено на хозяйку комнаты. Она изображена в белой майке и темных трусах. Ей лет 10-11.Девочка стоит рядом с деревянной кроватью. На ней белоснежное белье. Постель еще не убрана, потому что девочка услышала, что диктор радио объявил о начале утренней гимнастике. Девочка стоит в гибкой позе, подняв руки вверх. Размах рук девочки свободен и широк, лицо обращено к окну. Девочка словно устремлена к солнцу, воздуху раннего утра, к подернутым мягкой дымкой просторам. Движения девочки просты и изящны.
Движения девочки- самая важная идея полотна. Это не столько физическое движение юного существа, но и движение души маленькой героини, ее робкое открытие мира, обращение к жизни с вопросом: что ждет меня впереди, если так чудесна рассветная пора1
Удивительно тонко, проникновенно, естественно запечатлела художница ясное, бодрое утро человеческой б жизни, неуловимое движение к счастью, стремление подростка раскрыть свои творческие возможности, просыпающуюся жажду поиска.
Глядя на эту комнату, полную света и воздуха, мы чувствуем. Как хороша наша будничная жизнь, проникаемся радостным, бодрым настроением. Художница учит нас видеть прекрасное в том простом и обыденном, что нас окружает, а мы далеко не всегда замечаем.
Предупреждение ошибок.
- Чтобы не повторять глаголы быть, была, писать сочинение в настоящем времени.
- Предупреждать повтор слов висеть- спускаться. Стоять- находиться. Расположена. Мы видим. Большая часть комнаты занята 4 слева от…. Справа от…. . рядом. Ближе к чему-то. Здесь. Напротив. На одной стороне - на другой стороне. Левый угол занимает… В углу помещается. А правую стену - посредине. Сзади. В центре. В углу. Между окнами. Вокруг стола. У противоположной стены.
- Необходимо использовать переходные мостики6 мебели в комнате немного4 комнате придают уют. Очень украшают комнату.
Чтобы сочинение получилось цельным. Нужно:
-продумать план его построения. Соответствие плана теме сочинения. Удачные в языковом отношении формулировки пунктов плана. Их содержательность. Не пропускать главные части ;
- соответствие сочинения плану: отсутствие частей, намеченных в плане. Порядок подачи материала;
- собранный материал сгруппировать по подтемам. Объединить в одну группу общее. Подумать, с чего начать, чем кончить. Составить план на основе собранного материала..
Соблюдать трехчастное построение сочинения.
Во вступлении объявить. О чем пойдет речь. В повествовании сообщить о времени и месте действия. В описании передается впечатление от предмета. Указывается позиция. С которой он будет описываться. Формулируется основная мысль высказывания. В рассуждении во вводной части ставится вопрос. Который требует ответа. Приводятся разные мнения.
В главной части раскрывается тема. Основное содержание сочинения. Она разделяется на более мелкие части относительно законченности по мысли. Каждая часть начинается с красной строки. Основная часть больше по объему, чем вступление и заключение.
Заключение- последняя часть сочинения. В ней подводится итог сказанному. Подчеркиваются главные мысли работы. Все части сочинения связаны между собой. Сочинение должно быть цельным. Слитным.
Составление плана сочинения.
1. Слово о художнике.
2. Описание картины:
а) утро;
б) комната (помещение, мебель, украшения);
в) девочка.
3.. Какое настроение производит картина Т.Н.Яблонской «Утро» ?
Работа над сочинением в черновиках.
Чтение сочинений, анализ.
Работа в тетрадях.
Домашняя работа: завершить работу над сочинением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока с применением ИКТ. "Сочинение-репортаж по картине А.В. Сайкиной"Детская спортивная школа" .
Коинспект урока с презентацией " Сочинение-репортаж по картине А.В. Сайкиной "Детская спортивная школа"...
урок развития речи в 7 классе "Сочинение-репортаж по картине А.В.Сайкиной "Детская спортивная школа"
Подготовка к сочинению-репортажу по картине. Цели урока:Образовательная: познакомить учащихся с описанием действий людей, изображенных на картине; закрепить понятие о жанре репортажа;Развивающая: ввес...
Урок русского языка в 6 кл. Сочинения-миниатюры по картине Дубовского
Урок русского языка в 6 кл. Программа Разумовской. Сочинения-миниатюры по картине Дубовского...
Урок русского языка в 7 кл. Сочинение-миниатюра по картине И.Левитана "Метель"
Программа М.Разумовской. Групповая форма работы...
Презентация к уроку развития речи (сочинение-репортаж по картине Сайкиной А.В. "Детская спортивная школа")
Презентация к уроку развития речи (сочинение-репортаж по картине Сайкиной А.В. "Детская спортивная школа")...
Сочинение (обучающее) по картине Васнецова "Три богатыря" в 4 классе
данная презентация знакомит ребят с творчеством русского художника Васнецова....
Картины художников. Описание картин
Картины художников. Описание картин И.Репин «Бурлаки», «Иван Грозный и его сын Иван»В.Серов. «Дети»И.И.Шишкин.В.Г.Перов «Тройка», «Птицелов»В.М.ВаснецовИ.Левитан...