Урок русского языка в 6 кл. Сочинения-миниатюры по картине Дубовского
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Радостина Наталья Борисовна

Урок русского языка в 6 кл. Программа Разумовской. Сочинения-миниатюры по картине Дубовского

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок в 6 классе

Программа«Русский язык» под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А.

Тема: Сочинение миниатюр разных стилей по картине Н.Н. Дубовского “Море ” при групповой форме работы.

Цель урока: написание мини-сочинений различных языковых стилей

   (художественный, научно-деловой, разговорный) по картине Н.Н.Дубовского «Море», совершенствование текстов с использованием групповой формы работы.

Задачи урока: кратко ознакомить учащихся с творчеством русского живописца Н.Н. Дубовского (1859 – 1918); формировать умение выполнения творческого задания различных стилей; работать над формированием навыков правильной и богатой коммуникативно – целесообразной речи;  совершенствовать навык описания пейзажа, используя особенности различных стилей, используя известные выразительные художественные средства; углубление навыков правильного использования различных языковых явлений (однородных членов предложения, сложных предложений, обращений, диалога); формировать навыки работы учащихся в группе при выполнении творческого задания (отстаивать свое мнение, выслушивать и анализировать чужое мнение, умение дискутировать, выбирать правильный вариант).

Оформление урока:

          1. Репродукция картины Н.Н. Дубовского “Море ”.

          2. Оформление доски в классе. В центре – тема урока. Внизу эпиграф к уроку:        

               Под ним струя светлей лазури,

               Над ним – луч солнца золотой.

                                          М.Ю. Лермонтов

3. На доске – запись слов–синонимов, необходимых при работе над картиной:

работа                        художник                         изобразить

картина                         маринист                         передать

полотно                        живописец                написать        

репродукция                автор                        создать

пейзаж                        мастер                        запечатлеть

шедевр                        создатель                                

4. Дети  разделены на 3 творческие группы, у всех к одежде приколоты разноцветные квадратики: 3 группы – 3 цвета.  В каждой группе выбран руководитель, отвечающий за оценку работы учеников группы. На его квадратике – надпись «Руководитель группы». В группах выбраны

ораторы, зачитывающие готовую работу. На их квадратиках надпись

«Оратор». В каждой группе есть оппонент и генераторы идей, что также вынесено на квадраты.

5. Перед работой в группах учитель раздает карточки с названиями групп:

1).Писатели;

2).Ученые;

3).Семья.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя о цели урока, его форме и ходе.

2. Вступительное слово учителя о художнике.

        Николай Никанорович Дубовский – великий русский художник, живший в конце 19 – начале 20 века в России.

Сегодня на уроке вы познакомитесь с одной из работ художника. Вы будете создавать миниатюры, т.е. маленькие тексты, зарисовки различных стилей по картине Н.Н. Дубовского “Море ”.

        На доске эпиграф к сегодняшнему уроку. Чтение эпиграфа. Так поэт увидел морской пейзаж. А как художник сумел его  изобразить?

3. Устная работа  класса по описанию картины Н.Н. Дубовского  “Море”. Вопросы учителя к классу:

- Соответствует ли настроение стихотворения настроению картины?

- Какое настроение вы испытываете, глядя на картину?

- Какое время дня изображено на полотне? Почему вы так думаете, по каким приметам определили, что это вечер?

- Какой вечер изобразил художник?

- Опишите море, парусные лодки, берег. Какие краски использовал художник? Почему?

-Какие эпитеты, олицетворения вы можете употребить при описании природы?

- Что еще изображено на полотне? Расскажите, используя художественные средства, чтобы ваше описание было:

- выразительным, красочным;

- научным, деловым;

- обыденным, с разговорными интонациями.

4. Запись на доске учеником опорных слов и словосочетаний, которые можно использовать при описании природы.

Лазурь, фиолетовый, золотистый, нежно-розовый, парусный, прибрежные камни, бриз, перистые облака, безмятежность, восторг, восхищение.

5. Творческая работа учащихся в группах. Каждая группа получает свое задание по описанию картины:

  Составьте и запишите зарисовку-миниатюру из 10-12 предложений различных языковых стилей:

  1 группа – художественный стиль. Группа получила название «Писатели».

  2 группа –  научно-деловой стиль. Группа получила название  «Ученые».

  3 группа –  разговорный стиль. Группа получила название «Семья».

  6. Зачитывание ораторами готовых творческих работ.

Выступление оппонентов по поводу каждой группы с выделением удачного материала и возможных недостатков.

Выставление руководителями групп оценок за работу учащихся.

Краткий анализ творческих работ учителем. Выделение того, что получилось хорошо, и возможных недостатков.

7. Заключительное слово учителя. Подведение итогов урока.

Итак, закончился наш урок с творческим групповым заданием. Вы учились писать миниатюры, т.е.   маленькие тексты на заданную тему  в заданном стиле: описывали морской пейзаж, изображенный на картине известного художника. В этой работе вы  показали себя творческими людьми, способными работать в коллективе, в группе, совместно решать общую задачу.

 В результате работы на уроке были созданы 3 художественные зарисовки пейзажа разных языковых стилей,  с использованием художественных средств ( эпитеты, олицетворения, сравнения), языковых явлений, присущих тому или иному стилю языка (однородные члены предложения, сложные предложения, обращения, диалог).

Домашнее задание:

Написать мини-сочинение на тему «Мое отношение к картине».

Напишите 8-10 предложений о том, какие чувства вызывает у вас картина  

Н.Н. Дубовского «Море».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка на тему Сочинение-описание по картине И.А. Тихой «Аисты»

Данная презентация разработана для проведения урока русского языка в 9 классе по теме:  сочинение- описание по картине  И.А.  Тихой «Аисты»...

Урок русского языка в 6 классе. Сочинение по картине П.П. Кончаловского "Сирень".

Методическая разработка урока составлена в соответствии с Программой по русскому языку. Особое внимание уделяется выразительно-оценочной стороне речи. С помощью грамматических и лексических значений м...

Презентация к уроку русского языка "Подготовка к сочинению описанию по картине Ф.П.Толстого "Цветы, фрукты, птица"

В презентации дана ктраткая информация о художнике, предложены задания для анализа карттины, словарно-орфографические упражнения,план сочинения....

Презентация к уроку русского языка как писать сочинени-описание по картине. 5 класс.

Презентация .Как писать сочинение по картине. Основные этапы подготовки ....