Урок русского языка в 6 кл. Сочинения-миниатюры по картине Дубовского
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Урок русского языка в 6 кл. Программа Разумовской. Сочинения-миниатюры по картине Дубовского
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок в 6 классе
Программа«Русский язык» под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А.
Тема: Сочинение миниатюр разных стилей по картине Н.Н. Дубовского “Море ” при групповой форме работы.
Цель урока: написание мини-сочинений различных языковых стилей
(художественный, научно-деловой, разговорный) по картине Н.Н.Дубовского «Море», совершенствование текстов с использованием групповой формы работы.
Задачи урока: кратко ознакомить учащихся с творчеством русского живописца Н.Н. Дубовского (1859 – 1918); формировать умение выполнения творческого задания различных стилей; работать над формированием навыков правильной и богатой коммуникативно – целесообразной речи; совершенствовать навык описания пейзажа, используя особенности различных стилей, используя известные выразительные художественные средства; углубление навыков правильного использования различных языковых явлений (однородных членов предложения, сложных предложений, обращений, диалога); формировать навыки работы учащихся в группе при выполнении творческого задания (отстаивать свое мнение, выслушивать и анализировать чужое мнение, умение дискутировать, выбирать правильный вариант).
Оформление урока:
1. Репродукция картины Н.Н. Дубовского “Море ”.
2. Оформление доски в классе. В центре – тема урока. Внизу эпиграф к уроку:
Под ним струя светлей лазури,
Над ним – луч солнца золотой.
М.Ю. Лермонтов
3. На доске – запись слов–синонимов, необходимых при работе над картиной:
работа художник изобразить
картина маринист передать
полотно живописец написать
репродукция автор создать
пейзаж мастер запечатлеть
шедевр создатель
4. Дети разделены на 3 творческие группы, у всех к одежде приколоты разноцветные квадратики: 3 группы – 3 цвета. В каждой группе выбран руководитель, отвечающий за оценку работы учеников группы. На его квадратике – надпись «Руководитель группы». В группах выбраны
ораторы, зачитывающие готовую работу. На их квадратиках надпись
«Оратор». В каждой группе есть оппонент и генераторы идей, что также вынесено на квадраты.
5. Перед работой в группах учитель раздает карточки с названиями групп:
1).Писатели;
2).Ученые;
3).Семья.
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя о цели урока, его форме и ходе.
2. Вступительное слово учителя о художнике.
Николай Никанорович Дубовский – великий русский художник, живший в конце 19 – начале 20 века в России.
Сегодня на уроке вы познакомитесь с одной из работ художника. Вы будете создавать миниатюры, т.е. маленькие тексты, зарисовки различных стилей по картине Н.Н. Дубовского “Море ”.
На доске эпиграф к сегодняшнему уроку. Чтение эпиграфа. Так поэт увидел морской пейзаж. А как художник сумел его изобразить?
3. Устная работа класса по описанию картины Н.Н. Дубовского “Море”. Вопросы учителя к классу:
- Соответствует ли настроение стихотворения настроению картины?
- Какое настроение вы испытываете, глядя на картину?
- Какое время дня изображено на полотне? Почему вы так думаете, по каким приметам определили, что это вечер?
- Какой вечер изобразил художник?
- Опишите море, парусные лодки, берег. Какие краски использовал художник? Почему?
-Какие эпитеты, олицетворения вы можете употребить при описании природы?
- Что еще изображено на полотне? Расскажите, используя художественные средства, чтобы ваше описание было:
- выразительным, красочным;
- научным, деловым;
- обыденным, с разговорными интонациями.
4. Запись на доске учеником опорных слов и словосочетаний, которые можно использовать при описании природы.
Лазурь, фиолетовый, золотистый, нежно-розовый, парусный, прибрежные камни, бриз, перистые облака, безмятежность, восторг, восхищение.
5. Творческая работа учащихся в группах. Каждая группа получает свое задание по описанию картины:
Составьте и запишите зарисовку-миниатюру из 10-12 предложений различных языковых стилей:
1 группа – художественный стиль. Группа получила название «Писатели».
2 группа – научно-деловой стиль. Группа получила название «Ученые».
3 группа – разговорный стиль. Группа получила название «Семья».
6. Зачитывание ораторами готовых творческих работ.
Выступление оппонентов по поводу каждой группы с выделением удачного материала и возможных недостатков.
Выставление руководителями групп оценок за работу учащихся.
Краткий анализ творческих работ учителем. Выделение того, что получилось хорошо, и возможных недостатков.
7. Заключительное слово учителя. Подведение итогов урока.
Итак, закончился наш урок с творческим групповым заданием. Вы учились писать миниатюры, т.е. маленькие тексты на заданную тему в заданном стиле: описывали морской пейзаж, изображенный на картине известного художника. В этой работе вы показали себя творческими людьми, способными работать в коллективе, в группе, совместно решать общую задачу.
В результате работы на уроке были созданы 3 художественные зарисовки пейзажа разных языковых стилей, с использованием художественных средств ( эпитеты, олицетворения, сравнения), языковых явлений, присущих тому или иному стилю языка (однородные члены предложения, сложные предложения, обращения, диалог).
Домашнее задание:
Написать мини-сочинение на тему «Мое отношение к картине».
Напишите 8-10 предложений о том, какие чувства вызывает у вас картина
Н.Н. Дубовского «Море».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 7 кл. Сочинение-миниатюра по картине И.Левитана "Метель"
Программа М.Разумовской. Групповая форма работы...
Урок русского языка на тему Сочинение-описание по картине И.А. Тихой «Аисты»
Данная презентация разработана для проведения урока русского языка в 9 классе по теме: сочинение- описание по картине И.А. Тихой «Аисты»...
Урок русского языка в 5 классе "Сочинение по картине Г.Г.Нисского "Февраль. Подмосковье"
Презентация к уроку русского языка в 5 классе....
Урок русского языка в 6 классе. Сочинение по картине П.П. Кончаловского "Сирень".
Методическая разработка урока составлена в соответствии с Программой по русскому языку. Особое внимание уделяется выразительно-оценочной стороне речи. С помощью грамматических и лексических значений м...
Презентация к уроку русского языка "Подготовка к сочинению описанию по картине Ф.П.Толстого "Цветы, фрукты, птица"
В презентации дана ктраткая информация о художнике, предложены задания для анализа карттины, словарно-орфографические упражнения,план сочинения....
Конспект урока русского языка в 5 классе "Сочинение по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь"
Урок развития речи в 5 классе...
Презентация к уроку русского языка как писать сочинени-описание по картине. 5 класс.
Презентация .Как писать сочинение по картине. Основные этапы подготовки ....