Элективный курс "Азы журналистики"
элективный курс по русскому языку (10, 11 класс) на тему

          Элективный курс по русскому языку для основной школы «Азы журналистики» составлен на основе Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования и с учётом Фундаментального ядра содержания общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.

Цель:

  • познакомить обучающихся с основами журналистики;

помочь обучающимся сделать первые самостоятельные шаги на пути к освоению этой интересной и востребованной в современном мире профессии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azy_zhurnalistiki.docx33.08 КБ

Предварительный просмотр:

Азы журналистики

Программа элективного курса

Пояснительная записка

Общая характеристика программы

          Элективный курс по русскому языку для основной школы «Азы журналистики» составлен на основе Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования и с учётом Фундаментального ядра содержания общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.

Цель:

  • познакомить обучающихся с основами журналистики;
  • помочь обучающимся сделать первые самостоятельные шаги на пути к освоению этой интересной и востребованной в современном мире профессии.

Программа подразумевает:

- знакомство с социально-профессиональными ролями в сфере производства СМИ: журналиста, редактора, корреспондента, коммерческого директора;

- получение учащимися опыта анализа, создания, редактирования, корректуры журналистского текста, проектирование издания.

Такой подход в преподавании  курса журналистики позволяет:

- активно формировать навыки самообразования учащихся,

- формировать коммуникативную компетенцию школьников,

- формировать навыки интернет-культуры,

- более успешно использовать учебное время;

- стимулировать познавательную деятельность учащихся.

 Задачи:

- создание условий для включенности учащихся в информационное и образовательное пространство, формируемое программой, с целью их реализации и профессиональной ориентации, социально-значимую деятельность;

- формирование навыков работы с информацией;

- умение понимать язык средств массовой коммуникации и полноценно истолковывать смысл полученных сообщений;

- умение общаться и самостоятельно создавать грамотные сообщения на языке печатного СМИ;

- освоение различных жанров СМИ;

- развитие творческих способностей;

- развитие коммуникативных качеств личности.

При изучении данного курса возможны разные методы и формы работы, обусловленные целями, задачами, спецификой предлагаемого материала.

Среди них:

• Проблемное изложение теоретического материала.

• Частично-поисковая работа учащихся на практических занятиях.

• Метод устного контроля и самоконтроля (устного и письменного).

• Иллюстративно-объяснительный метод на лекционных занятиях

При организации учебного процесса для активизации познавательной деятельности обучающихся используются следующие методы:

· исследовательский, поисковый;

· метод развивающего обучения

Особенностью обучения курса являются повышенная мотивация учебной деятельности детей и широкое использование межпредметных связей, индивидуального подхода.

Нацеленность на овладение основными видами  речевой деятельности: способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умение говорить и писать).

В результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой в формах учебного исследования, учебного проекта, в ходе освоения системы научных понятий у выпускников будут заложены:

• потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт;

• основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;

• основы ценностных суждений и оценок;

• уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами.

 Развитие личностных универсальных учебных действий: 

 формирование основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);  основ социальных компетенций (включая ценностно - смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание); готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации; целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности, педагогическая поддержка любознательности и избирательности интересов.

 Развитие коммуникативных универсальных учебных действий:

формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;  практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

• развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.

 Развитие познавательных универсальных учебных действий:

 практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; развитие стратегий смыслового чтения и работа с информацией;

 практическое освоение методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, регулярное обращение в учебном процессе к использованию общеучебных умений.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

• готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);

• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Выпускник получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

• готовности к самообразованию и самовоспитанию;

• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• основам коммуникативной рефлексии;

• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Выпускник получит возможность научиться:

• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Каждая тема курса предусматривает проведение различных форм занятий:

  • деловые и ролевые игры;
  • лабораторные работы;
  • выполнение практических заданий;
  • тренинги;
  • семинары-дискуссии;
  • круглые столы;
  • работа в малых группах;
  • групповое проектирование.

Дополнительная литература

Есин, Б.И., Кузнецов, И.В. Триста лет отечественной журналистики (1702 – 2002) / Б.И. Есин, И.В. Кузнецов. – М. : 2002.

Ким, М.Н. Технология создания журналистского произведения / М.Н. Ким. – СПб. : 2001.

Лазутина, Г.В. Профессиональная этика журналиста / Г.В. Лазутина. – М. : 1999.

Прохоров, Е.П. Журналистика и демократия / Е. П. Прохоров. – М. : 2004.

Система средств массовой информации / под ред. Я.Н. Засурского. – М. : 2003.

Шостак, М.И. Репортёр: профессионализм и этика / М.И. Шостак. – М. : 2001.

Акопов, А.И. Периодические издания / А.И. Акопов. – Ростов-на-Дону, 1990.

Грабельников, А.А. Работа журналиста в прессе / А.А. Грабельников. – М. : 2002.

Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации. – М. :, 2012.

Смирнов, В.В. Формы вещания / В.В. Смирнов. – М. : 2002.

Казарцева, О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения / О.М. Казарцева. – М. : 2001.

Лукина, М.М. Технология интервью / М.М. Лукина. – М. : 2003.

Накорякова, К.М. Литературное редактирование / К.М. Накорякова. – М. : 2002.

Олешко, В.Ф. Журналистика как творчество / В.Ф. Олешко. – Екатеринбург, 2002.

Смелкова, З.С. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты/ З.С. Смелкова. – М. : 2002.

Волкова, В.В., Газанджиев, С.Г., Галкин, С.И., Ситников, В.П. Дизайн газеты и журнала / В.В. Волкова, С.Г. Газанджиев, С.И. Галкин, В.П. Ситников. – М. : 2003.

Гуревич, С.М. Номер газеты / С.М. Гуревич. – М. : 2002.

Дизайн периодических изданий / под ред. Э.А. Лазаревич. – М. : 2000.

 Практикум

Групповой проект «Концепция газеты (передачи)

  • Предполагаемая аудитория;
  • программа; обоснование уникальности; формальные признаки (тираж, объём, рубрики);
  • текст рекламного объявления;
  • правовое обоснование деятельности;
  • этический кодекс редакции;
  • программа продвижения издания на рынок.

Презентация

Журналист – профессия общественная, и поэтому ваша презентация должна быть публичной. Вы должны пригласить на неё общественность (родителей, друзей, одноклассников, администрацию школы, учителей, журналистов и т.д.)

Зачетная  работа

1. Презентация творческих досье

Напоминаем, что презентация должна пройти ярко. Тщательно подготовьтесь к ней. Это Ваш персональный (в прошлый раз Вы были частью коллектива, защищавшего групповой проект) выход перед своей аудиторией. Подумайте, как Вы представите свои творческие, редакторские и аналитические работы.

2. Публичное выступление

Подготовьте пятиминутное

Выступление на тему, заданную учителем.

Форма зачётной работы

Презентация творческого досье

Подумайте, как Вы представите свои творческие и аналитические работы. Может быть, на стендах?

Проба профессионального пера состоялась.

Форма зачётной работы

Групповой проект – номер газеты.

Форма защиты проекта – презентация.

Программа рассчитана на  36 часов(10 класс), 34 часа(11 класс).

10 класс

Тема занятия

1

Журналистика как вид деятельности и профессия.

2

Журналистика как форма информационной деятельности.

3

Качества журналиста-профессионала.

4

Виды средств массовой информации.

5

Пресса.

6

Электронные СМИ.

7

СМИ и мы.

8

Наша аудитория.

9

Как воздействовать на аудиторию.

10

Этико-правовые основы деятельности журналиста.

11

С законом не шутить!

12

Этику не нарушать!

13

Экономика и маркетинг СМИ.

14

Рынок потребителей информации.

15

Как продвигать СМИ.

16-17

Творческий практикум.

18

Речевая культура журналиста.

19

Выступаем устно.

20

Дикция.

21

Дискуссия.

22-23

Культура письменной речи.

24

Критерии оценки текста.

25

Редактирование.

26

Учимся «видеть» ошибки.

27

Корректура.

28-29

Творческий практикум.

30

Основные методы сбора информации.

31

Как изучать документы.

32

Работаем с людьми.

33

Из чего состоит журналистский текст.

34

Заголовок.

35

Что такое лид.

36

Основная часть и подпись.

11 класс

Тема занятия

1

Проба пера.

2

Заметка.

3

Репортаж.

4

Интервью.

5

Статья.

6-7

Творческий практикум.

8

Номер газеты.

9

Редакционный коллектив.

10

Дизайн газеты.

11

Формат и объем.

12

Композиционно-графическая модель.

13

Создаем макет.

14

Заглавная часть.

15

Колонтитулы.

16

Делим полосы на колонки.

17

Оформляем заголовочный комплекс.

18

Выбираем шрифт.

19

Фотографии и иллюстрации.

20-21

Творческий практикум.

22

Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации»

23

Кодекс профессиональной этики журналиста.

24

Газета «Вашингтон пост»

25

Исследование. В.Л.Львов-Рогачевский «Печать и цензура»

26

В.А.Соколовская «Профессия – говорение»

27

М.И.Шостак «Факт и новость»

28

Воспоминания. Т.Правдивцева «Наш журнал «Искусство»

29

П.Р.Барашев «Звук остается позади»

30

М.Твен «Как я редактировал сельскохозяйственную газету»

31

К.Чапек «Интервью»

32-33

Образцы газетных полос.

34

Творческий практикум.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Einführung in die Journalistik (Введение в журналистику): Элективный курс на немецком языке. Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень) и школ с углублённым изучением немецкого языка.

Курс „Einführung in die Journalistik“ («Введение в журналистику») является прикладным профориентационным элективным курсом для филологического профиля (со специализацией в области иностранных языков),...

Рабочая программа элективного курса "Основы журналистики"

Элективный курс "Основы журналистики” предлагается для учащихся 9-ых классов как элемент активизации интереса к урокам развития речи, предпрофильной подготовки для ориентации на гуманитарный профиль о...

Программа элективного курса "Основы журналистики".

Тематическое планирование, содержание материала для элективного курса "Основы журналистики"....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 9 класса "Азбука журналистики"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 9 класса "Азбука журналистики" написана в соответствии с современными требованиями к структуре рабочей программы....

Рабочая программа элективного курса "Журналистика в школе" в 9 классе

Программа элективного предпрофильного курса в 9 классе "Журналистика в школе".[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4501898","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: l...

Методическая разработка «Функции заголовочного комплекса» по практико-ориентированному элективному курсу «Журналистика и русский язык» для учащихся 10 класса.

Тема занятия: «Функции заголовочного комплекса»       Эта тема является одной из составляющих блока по изучению композиции текста, который относится к разделу «Технология под...

Отзыв на программу элективного курса "Основы журналистики"

Программа 2 бүлектән тора. 1 нче бүлектә массакүләм информация чаралары системасының формалашуы, матбугат, телевидение, радиотапшыруларның төп юнәлеше, аларның элек һәм хәзерге чордагы рольләре, журна...