Элективный курс "Азы журналистики"
элективный курс по русскому языку (10, 11 класс) на тему
Элективный курс по русскому языку для основной школы «Азы журналистики» составлен на основе Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования и с учётом Фундаментального ядра содержания общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
Цель:
- познакомить обучающихся с основами журналистики;
помочь обучающимся сделать первые самостоятельные шаги на пути к освоению этой интересной и востребованной в современном мире профессии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Азы журналистики
Программа элективного курса
Пояснительная записка
Общая характеристика программы
Элективный курс по русскому языку для основной школы «Азы журналистики» составлен на основе Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования и с учётом Фундаментального ядра содержания общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
Цель:
- познакомить обучающихся с основами журналистики;
- помочь обучающимся сделать первые самостоятельные шаги на пути к освоению этой интересной и востребованной в современном мире профессии.
Программа подразумевает:
- знакомство с социально-профессиональными ролями в сфере производства СМИ: журналиста, редактора, корреспондента, коммерческого директора;
- получение учащимися опыта анализа, создания, редактирования, корректуры журналистского текста, проектирование издания.
Такой подход в преподавании курса журналистики позволяет:
- активно формировать навыки самообразования учащихся,
- формировать коммуникативную компетенцию школьников,
- формировать навыки интернет-культуры,
- более успешно использовать учебное время;
- стимулировать познавательную деятельность учащихся.
Задачи:
- создание условий для включенности учащихся в информационное и образовательное пространство, формируемое программой, с целью их реализации и профессиональной ориентации, социально-значимую деятельность;
- формирование навыков работы с информацией;
- умение понимать язык средств массовой коммуникации и полноценно истолковывать смысл полученных сообщений;
- умение общаться и самостоятельно создавать грамотные сообщения на языке печатного СМИ;
- освоение различных жанров СМИ;
- развитие творческих способностей;
- развитие коммуникативных качеств личности.
При изучении данного курса возможны разные методы и формы работы, обусловленные целями, задачами, спецификой предлагаемого материала.
Среди них:
• Проблемное изложение теоретического материала.
• Частично-поисковая работа учащихся на практических занятиях.
• Метод устного контроля и самоконтроля (устного и письменного).
• Иллюстративно-объяснительный метод на лекционных занятиях
При организации учебного процесса для активизации познавательной деятельности обучающихся используются следующие методы:
· исследовательский, поисковый;
· метод развивающего обучения
Особенностью обучения курса являются повышенная мотивация учебной деятельности детей и широкое использование межпредметных связей, индивидуального подхода.
Нацеленность на овладение основными видами речевой деятельности: способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умение говорить и писать).
В результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой в формах учебного исследования, учебного проекта, в ходе освоения системы научных понятий у выпускников будут заложены:
• потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт;
• основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;
• основы ценностных суждений и оценок;
• уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами.
Развитие личностных универсальных учебных действий:
формирование основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты); основ социальных компетенций (включая ценностно - смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание); готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации; целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности, педагогическая поддержка любознательности и избирательности интересов.
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий:
формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества; практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
• развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
Развитие познавательных универсальных учебных действий:
практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; развитие стратегий смыслового чтения и работа с информацией;
практическое освоение методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, регулярное обращение в учебном процессе к использованию общеучебных умений.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
• готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);
• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
Выпускник получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Каждая тема курса предусматривает проведение различных форм занятий:
- деловые и ролевые игры;
- лабораторные работы;
- выполнение практических заданий;
- тренинги;
- семинары-дискуссии;
- круглые столы;
- работа в малых группах;
- групповое проектирование.
Дополнительная литература
Есин, Б.И., Кузнецов, И.В. Триста лет отечественной журналистики (1702 – 2002) / Б.И. Есин, И.В. Кузнецов. – М. : 2002.
Ким, М.Н. Технология создания журналистского произведения / М.Н. Ким. – СПб. : 2001.
Лазутина, Г.В. Профессиональная этика журналиста / Г.В. Лазутина. – М. : 1999.
Прохоров, Е.П. Журналистика и демократия / Е. П. Прохоров. – М. : 2004.
Система средств массовой информации / под ред. Я.Н. Засурского. – М. : 2003.
Шостак, М.И. Репортёр: профессионализм и этика / М.И. Шостак. – М. : 2001.
Акопов, А.И. Периодические издания / А.И. Акопов. – Ростов-на-Дону, 1990.
Грабельников, А.А. Работа журналиста в прессе / А.А. Грабельников. – М. : 2002.
Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации. – М. :, 2012.
Смирнов, В.В. Формы вещания / В.В. Смирнов. – М. : 2002.
Казарцева, О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения / О.М. Казарцева. – М. : 2001.
Лукина, М.М. Технология интервью / М.М. Лукина. – М. : 2003.
Накорякова, К.М. Литературное редактирование / К.М. Накорякова. – М. : 2002.
Олешко, В.Ф. Журналистика как творчество / В.Ф. Олешко. – Екатеринбург, 2002.
Смелкова, З.С. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты/ З.С. Смелкова. – М. : 2002.
Волкова, В.В., Газанджиев, С.Г., Галкин, С.И., Ситников, В.П. Дизайн газеты и журнала / В.В. Волкова, С.Г. Газанджиев, С.И. Галкин, В.П. Ситников. – М. : 2003.
Гуревич, С.М. Номер газеты / С.М. Гуревич. – М. : 2002.
Дизайн периодических изданий / под ред. Э.А. Лазаревич. – М. : 2000.
Практикум
Групповой проект «Концепция газеты (передачи)
- Предполагаемая аудитория;
- программа; обоснование уникальности; формальные признаки (тираж, объём, рубрики);
- текст рекламного объявления;
- правовое обоснование деятельности;
- этический кодекс редакции;
- программа продвижения издания на рынок.
Презентация
Журналист – профессия общественная, и поэтому ваша презентация должна быть публичной. Вы должны пригласить на неё общественность (родителей, друзей, одноклассников, администрацию школы, учителей, журналистов и т.д.)
Зачетная работа
1. Презентация творческих досье
Напоминаем, что презентация должна пройти ярко. Тщательно подготовьтесь к ней. Это Ваш персональный (в прошлый раз Вы были частью коллектива, защищавшего групповой проект) выход перед своей аудиторией. Подумайте, как Вы представите свои творческие, редакторские и аналитические работы.
2. Публичное выступление
Подготовьте пятиминутное
Выступление на тему, заданную учителем.
Форма зачётной работы
Презентация творческого досье
Подумайте, как Вы представите свои творческие и аналитические работы. Может быть, на стендах?
Проба профессионального пера состоялась.
Форма зачётной работы
Групповой проект – номер газеты.
Форма защиты проекта – презентация.
Программа рассчитана на 36 часов(10 класс), 34 часа(11 класс).
10 класс
№ | Тема занятия |
1 | Журналистика как вид деятельности и профессия. |
2 | Журналистика как форма информационной деятельности. |
3 | Качества журналиста-профессионала. |
4 | Виды средств массовой информации. |
5 | Пресса. |
6 | Электронные СМИ. |
7 | СМИ и мы. |
8 | Наша аудитория. |
9 | Как воздействовать на аудиторию. |
10 | Этико-правовые основы деятельности журналиста. |
11 | С законом не шутить! |
12 | Этику не нарушать! |
13 | Экономика и маркетинг СМИ. |
14 | Рынок потребителей информации. |
15 | Как продвигать СМИ. |
16-17 | Творческий практикум. |
18 | Речевая культура журналиста. |
19 | Выступаем устно. |
20 | Дикция. |
21 | Дискуссия. |
22-23 | Культура письменной речи. |
24 | Критерии оценки текста. |
25 | Редактирование. |
26 | Учимся «видеть» ошибки. |
27 | Корректура. |
28-29 | Творческий практикум. |
30 | Основные методы сбора информации. |
31 | Как изучать документы. |
32 | Работаем с людьми. |
33 | Из чего состоит журналистский текст. |
34 | Заголовок. |
35 | Что такое лид. |
36 | Основная часть и подпись. |
11 класс
№ | Тема занятия |
1 | Проба пера. |
2 | Заметка. |
3 | Репортаж. |
4 | Интервью. |
5 | Статья. |
6-7 | Творческий практикум. |
8 | Номер газеты. |
9 | Редакционный коллектив. |
10 | Дизайн газеты. |
11 | Формат и объем. |
12 | Композиционно-графическая модель. |
13 | Создаем макет. |
14 | Заглавная часть. |
15 | Колонтитулы. |
16 | Делим полосы на колонки. |
17 | Оформляем заголовочный комплекс. |
18 | Выбираем шрифт. |
19 | Фотографии и иллюстрации. |
20-21 | Творческий практикум. |
22 | Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» |
23 | Кодекс профессиональной этики журналиста. |
24 | Газета «Вашингтон пост» |
25 | Исследование. В.Л.Львов-Рогачевский «Печать и цензура» |
26 | В.А.Соколовская «Профессия – говорение» |
27 | М.И.Шостак «Факт и новость» |
28 | Воспоминания. Т.Правдивцева «Наш журнал «Искусство» |
29 | П.Р.Барашев «Звук остается позади» |
30 | М.Твен «Как я редактировал сельскохозяйственную газету» |
31 | К.Чапек «Интервью» |
32-33 | Образцы газетных полос. |
34 | Творческий практикум. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/03/picture-56632-1693738117.jpg)
Einführung in die Journalistik (Введение в журналистику): Элективный курс на немецком языке. Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень) и школ с углублённым изучением немецкого языка.
Курс „Einführung in die Journalistik“ («Введение в журналистику») является прикладным профориентационным элективным курсом для филологического профиля (со специализацией в области иностранных языков),...
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/02/picture-98330.jpg)
Рабочая программа элективного курса "Основы журналистики"
Элективный курс "Основы журналистики” предлагается для учащихся 9-ых классов как элемент активизации интереса к урокам развития речи, предпрофильной подготовки для ориентации на гуманитарный профиль о...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/21/picture-126738-1350837955.jpg)
Программа элективного курса "Основы журналистики".
Тематическое планирование, содержание материала для элективного курса "Основы журналистики"....
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 9 класса "Азбука журналистики"
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 9 класса "Азбука журналистики" написана в соответствии с современными требованиями к структуре рабочей программы....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/17/picture-252352-1381999687.jpg)
Рабочая программа элективного курса "Журналистика в школе" в 9 классе
Программа элективного предпрофильного курса в 9 классе "Журналистика в школе".[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4501898","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: l...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/22/picture-517060-1442915807.jpg)
Методическая разработка «Функции заголовочного комплекса» по практико-ориентированному элективному курсу «Журналистика и русский язык» для учащихся 10 класса.
Тема занятия: «Функции заголовочного комплекса» Эта тема является одной из составляющих блока по изучению композиции текста, который относится к разделу «Технология под...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/12/picture-957112-1507791493.jpg)
Отзыв на программу элективного курса "Основы журналистики"
Программа 2 бүлектән тора. 1 нче бүлектә массакүләм информация чаралары системасының формалашуы, матбугат, телевидение, радиотапшыруларның төп юнәлеше, аларның элек һәм хәзерге чордагы рольләре, журна...