Слово и его лексическое значение
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Предмет: русский язык
Класс: 6 (ОВЗ)
Тема урока: Слово и его лексическое значение
Тип урока: открытие нового знания
Планируемые результаты обучения:
Предметные: научиться с помощью толкового словаря определять лексическое значение слова, прямое и переносное значение слов, отличать омонимы, синонимы, антонимы и многозначные слова
Личностные -формирование познавательного интереса.
Метапредметные УУД:
Коммуникативные: интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач;
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka._slovo_i_ego_leksicheskoe_znachenie.docx | 38.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС
Предмет: русский язык
Класс: 6 (ОВЗ)
Тема урока: Слово и его лексическое значение
Тип урока: открытие нового знания
Планируемые результаты обучения:
Предметные: научиться с помощью толкового словаря определять лексическое значение слова, прямое и переносное значение слов, отличать омонимы, синонимы, антонимы и многозначные слова
Личностные -формирование познавательного интереса.
Метапредметные УУД:
Коммуникативные: интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач;
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.
Техники и технологии: педагогика сотрудничества, критическое мышление, игровая деятельность, здоровьесберегающая технология.
Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ) Русский язык 6 класс. Ладыженская Т.А, словари, карточки, кроссворд, компьютер, мультимедийный проектор.
Этапы урока (время) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Формы оценивания |
1. Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.) Цель: Настроить учащихся на учебную деятельность, наладить эмоциональную обстановку; помочь учащимся осознанно войти в пространство учебной деятельности, создать эмоционально комфортную обстановку на уроке. | - Ребята! На столах у вас смайлики трех цветов, выберите тот, который соответствует вашему настроению. - Спасибо! - А это моё настроение… надеюсь, что наше настроение поможет нам сегодня продуктивно поработать. Удачи! | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.
| Личностные: Самоопределение, осуществление гражданской идентификации личности. Регулятивные: Целеполагание -принятие учебной задачи. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; общение и взаимодействие, ориентировка на позицию партнера. Познавательные: Построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | Словесная функция учителя. |
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.) Цель: -формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий); - работа в парах сильный-слабый по алгоритму выполнения заданий (объяснение орфограмм в словах),
| Слад 1. Эпиграф к уроку. «Изучайте значение слов – и вы избавите свет от половины его заблуждений». А.С.Пушкин. Как вы думаете, ребята, о чем хотел А.С.Пушкин нас предупредить? Что вы помните о лексике с прошлого года? Что изучает «Лексика»? Что означает лексическое значение слова? Где можно найти значение слова? Обратите внимание, перед Вами Карточка №1. Вставьте пропущенные орфограммы в корнях слов, учитывая их лексическое значение. Сп..шите условие задачи, сп..шите к отправлению поезда; зап..вать в строю, зап..вать лекарство; пол..скать в реке, пол..екать щенка; Работа с учебником, стр.51-52 Работа с классом по прочитанному параграфу. Вспомним что такое синонимы, омонимы, антонимы. Синонимы-слова, относящиеся к одной части речи, различные по своему звучанию, близкие или одинаковые по значению (машина- автомобиль) Омо́нимы (др.-греч. ὁμός — одинаковый + ὄνομα — имя) — разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова, морфемы и другие единицы языка[( коса-коса) Антонимы - слова с противоположными значениями | Дают ответы. Проговаривают ЛЗ слов. Дают ответы на вопросы: Лексика, Лексикология, лексикон, лексикография. Формулируют тему урока: «Лексическое значение слова». Формулируют цель: Понять, что такое лексическое значение слова, и зачем знать ЛЗ слов. Научиться определять ЛЗ слова. Обратиться к толковому словарю. Дети в группе по 2 человека выполняют задание в карточке №1. Работа с текстом в карточках. Анализ работ и вывод внутри группы Работа в группах, осуществляют взаимопроверку.
Читают правила, приводят свои примеры.
| Личностные: Формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека; формирование позитивной самооценки. Регулятивные: Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения Коммуникативные: Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений Познавательные: Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание.
| Самооценка. |
3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.) Цель: -работа по алгоритму решения лингвистической задачи с помощью учителя (определение лексического значения слов по толковому словарю), групповая работа «Синонимы. Омонимы. Антонимы» | Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы. IV. Фронтальный опрос - Назовите примеры многозначных слов? - Назовите примеры слов омонимов, синонимов, антонимов? Упр.92-комментированное письмо в тетрадях по цепочке. Отличаются ли по значению синонимы? | Дают ответы на вопросы: Что такое многозначные, однозначные слова. Выполняют задание в тетрадях индивидуально с проговариванием звуков. Проверяют слушают и оценивают ответы друг друга.
| Личностные: Оценивание усвояемого содержания Регулятивные: Контроль, коррекция, оценка Коммуникативные: Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений, действия. Познавательные: Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование | Самооценка. Взаимооценка. |
Валеологическая пауза. Комплекс упражнений для улучшения мозгового кровообращения. Цель: сменить вид деятельности. | 1 – Исходное положение – сидя на стуле. 1-2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад 3-4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. 2 – Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1- поворот головы вправо 2 -и.п. 3 -поворот головы влево. 4 -и.п. Повторить 6 раз. Темп медленный. 3 - И.п. – стоя или сидя, руки на поясе1- махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2- и.п. 3-4 – то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный; | Учащиеся выполняют упражнения для снятия утомления с плечевого пояса и рук, для снятия утомления с туловища. | Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. | Словесная функция учителя. Самопроверка. |
4. Включение изученного в систему знаний. (15 мин.) Цель: - мотивировать учащихся к деятельности; - координировать деятельность учащихся; - контролировать выполнения заданий | Упр.93- устная работа с толковым словарем в парах. Слайд 2. Подберите только многозначные слова. Составьте с ними словосочетания, иллюстрирующие их многозначность. Облако, крыжовник, горячий, лекция, конструкция, концертный, свежий, карабкаться, купаться. Слайд 3. Подберите к данным словам синонимы. Родина, смелый, друг, блестеть. Слайд 4 Найдите разница между омонимами и многозначными: горький лук – лук охотника Слайд 5. Кроссворд. Подведение итогов урока. 1. Что изучали сегодня на уроке? 2. Нужно ли при написании учитывать лексическое значение слова? Почему? | Оценивают свою работу. Смотрят на доску, выполняют по цепочке, объясняя значение каждого слова, делают выводы, подтверждают правилом. Разгадывают кроссворд, повторяют все, что проходили на уроке. | Личностные: Самоопределение -самооценка личности; формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия. Регулятивные: Коррекция, выделение и осознание усвоенного - осуществление пошагового контроля по результату; внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Коммуникативные: Действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; Познавательные: Развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией. | Взаимооценка. Самопроверка. |
7.Рефлексия. (5 мин.) Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
| Возвращает к цели урока. -Достигли ли цели урока? Какие были трудности? Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Оценивает работу на уроке. | Отвечают на вопросы учителя. Дают оценку себе, своей группе, другим. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Заполняют анкету Было интересно…. Я понял, что…. Теперь я могу…. У меня получилось…. Я приобрел…. Надо поработать Мне это пригодится… | Личностные: Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям Регулятивные: Осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Коммуникативные: Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений Познавательные: Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Самооценка. Самопроверка. Выставление оценок. |
Домашнее задание: -проектирование выполнения домашнего задания, комментированное выставленных оценок | Выпишите из толкового словаря ЛЗ слов компания и кампания, или проанализируйте структуру словарной статьи из толкового словаря, или объясните разными способами ЛЗ слов кукла и искусственный (задание на выбор учащихся) - Урок окончен. До свидания. | Записывают задание. |
Приложение 1
Слово и его лексическое значение
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X |
X | X | X | X | X | X | X | X | 1 | X | X | X | X | X |
X | X | 2 | X | X | X | X | X | ||||||
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | |
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | |
X | X | X | X | 3 | 4 | X | X | X | |||||
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | ||
X | X | 5 | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | |
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | ||
X | X | 6 | X | ||||||||||
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | ||
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | ||
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | |
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | |
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | |
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | |
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | |
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | |
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | |
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X |
По горизонтали
2. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения. 3. Слова языка, образующие его словарный состав. 6. Слова, имеющие одно лексическое значение.
По вертикали
1. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению. 4. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. 5. Слова, имеющие несколько лексических значений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Слово и его лексическое значение"
Проектная работа по русскому языку. Первый урок в разделе "Лексика". Заранее определены группы, учащиеся получили листы самооценивания, таблицу ЗУИ....
Разработка урока по русскому языку в 5 классе "Слово и его лексическое значение"
Лексикология - важнейший раздел русского языка. Необходимо как можно раньше научить учащихся работать "над словом" и "со словом". В 5 классе продолжить знакомство со школьным толковым словарем, научит...
Слово и его лексическое значение.
Конспект урока на тему: "Слово и его лексическое значение"....
Презентация " Слово и его лексическое значение"
Данная презентация составлена к уроку в 5 классе по разделу " Лексика" (по учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой ). Цели урока: познакомить с понятиями лексика, лексикол...
Слово и его лексическое значение (урок № 1, урок № 2).
Урок в формате ФГОС...
«Слово и его лексическое значение».
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Основная общеобразовательная школа»,д.Упрямово Юхновского района Калужской области Урок русского языка в 5 классе.Тема: «Слово и его лексичес...
Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение.
Презентация к уроку русского языка (5 класс) по программе Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других...