Слово и его лексическое значение
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Предмет:    русский язык

Класс: 6 (ОВЗ)

Тема урока: Слово и его лексическое значение   

Тип урока: открытие нового знания

Планируемые результаты обучения:

Предметные: научиться с помощью толкового словаря определять лексическое значение слова, прямое и переносное значение слов, отличать омонимы, синонимы, антонимы и многозначные слова

Личностные -формирование познавательного интереса.

Метапредметные УУД:

Коммуникативные: интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач;

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

Предмет:    русский язык

Класс: 6 (ОВЗ)

Тема урока: Слово и его лексическое значение   

Тип урока: открытие нового знания

Планируемые результаты обучения:

Предметные: научиться с помощью толкового словаря определять лексическое значение слова, прямое и переносное значение слов, отличать омонимы, синонимы, антонимы и многозначные слова

Личностные -формирование познавательного интереса.

Метапредметные УУД: 

Коммуникативные: интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач;

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

 

Техники и технологии: педагогика сотрудничества, критическое мышление, игровая деятельность, здоровьесберегающая технология.

Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ) Русский язык 6 класс.  Ладыженская Т.А, словари, карточки, кроссворд, компьютер, мультимедийный проектор.

Этапы урока (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Формы

оценивания

1. Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)

Цель:

Настроить учащихся на учебную деятельность, наладить эмоциональную обстановку;

помочь учащимся осознанно войти в пространство учебной деятельности, создать   эмоционально комфортную обстановку на уроке.

- Ребята! На столах у вас смайлики трех цветов, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

 - Спасибо!

- А это моё настроение… надеюсь, что наше настроение поможет нам сегодня продуктивно поработать. Удачи!

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

 

Личностные: Самоопределение, осуществление гражданской идентификации личности.

Регулятивные: Целеполагание -принятие учебной задачи.

Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; общение и взаимодействие, ориентировка на позицию партнера.

 Познавательные: Построение речевого

высказывания в устной форме; анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Словесная функция

учителя.

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.)

Цель:

-формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий);

- работа в парах сильный-слабый по алгоритму выполнения заданий (объяснение орфограмм в словах),

 

 Слад 1. Эпиграф к уроку.

«Изучайте значение слов – и вы избавите свет от половины его заблуждений». А.С.Пушкин.

Как вы думаете, ребята, о чем хотел А.С.Пушкин нас предупредить?

Что вы помните о лексике с прошлого года?  

Что изучает «Лексика»?  

Что означает лексическое значение слова?

Где можно найти значение слова?

Обратите внимание, перед Вами Карточка №1.   Вставьте пропущенные орфограммы в корнях слов, учитывая их лексическое значение.

Сп..шите условие задачи, сп..шите к отправлению  поезда; зап..вать в строю, зап..вать лекарство; пол..скать в реке, пол..екать щенка;

Работа с учебником, стр.51-52

Работа с классом по прочитанному параграфу.

Вспомним что такое синонимы, омонимы, антонимы.

Синонимы-слова, относящиеся к одной части речи, различные по своему звучанию, близкие или одинаковые по значению (машина- автомобиль)

Омо́нимы (др.-греч. ὁμός — одинаковый + ὄνομα — имя) — разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова, морфемы и другие единицы языка[( коса-коса)

Антонимы - слова с противоположными значениями 
хорошо-плохо 
трудно- легко 

Дают ответы.

Проговаривают ЛЗ слов.

Дают ответы на вопросы:

Лексика, Лексикология, лексикон, лексикография.

Формулируют тему урока: «Лексическое значение слова».

Формулируют цель:

Понять, что такое лексическое значение слова, и зачем знать ЛЗ слов. Научиться определять ЛЗ слова.

Обратиться к толковому словарю.

Дети в группе по 2 человека выполняют задание в карточке №1.  

Работа с текстом в карточках.  Анализ работ и вывод внутри группы

Работа в группах, осуществляют взаимопроверку.

 

Читают правила, приводят свои примеры.

 

Личностные: Формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека; формирование позитивной самооценки.

Регулятивные: Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений

Познавательные: Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание.

 

Самооценка.

3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.)

Цель:  

 -работа по алгоритму решения лингвистической задачи с помощью учителя

(определение лексического значения слов по толковому словарю), групповая работа «Синонимы.  Омонимы.  Антонимы»                           

Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы.

 IV. Фронтальный опрос

- Назовите примеры многозначных слов?  

- Назовите примеры слов омонимов, синонимов, антонимов?  

Упр.92-комментированное письмо в тетрадях по цепочке.

Отличаются ли по значению синонимы?

Дают ответы на вопросы:

Что такое многозначные, однозначные слова.

Выполняют задание в тетрадях индивидуально с проговариванием звуков.

Проверяют слушают и оценивают ответы друг друга.

 

Личностные: Оценивание усвояемого содержания

Регулятивные: Контроль, коррекция, оценка

Коммуникативные: Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений, действия.

Познавательные: Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование

Самооценка.

Взаимооценка.

Валеологическая пауза.

Комплекс упражнений для улучшения мозгового кровообращения.

Цель: сменить вид деятельности.

 – Исходное положение – сидя на стуле. 1-2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад 3-4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.  

2 – Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1- поворот головы вправо 2 -и.п. 3 -поворот головы влево. 4 -и.п. Повторить 6 раз. Темп медленный. 3 - И.п. – стоя или сидя, руки на поясе1- махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2- и.п. 3-4 – то же правой рукой.  Повторить 4-6 раз. Темп медленный;

Учащиеся   выполняют упражнения для снятия утомления с плечевого пояса и рук, для снятия утомления с туловища.

Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

Словесная функция

 учителя.

Самопроверка.

4. Включение изученного в систему знаний. (15 мин.)

Цель:

- мотивировать учащихся к деятельности;

- координировать деятельность учащихся;

- контролировать

выполнения заданий

 Упр.93- устная работа с толковым словарем в парах.

Слайд 2. 

 Подберите только многозначные слова. Составьте с ними словосочетания, иллюстрирующие их многозначность.

 Облако, крыжовник, горячий, лекция, конструкция, концертный, свежий, карабкаться, купаться.

 Слайд 3.

Подберите к данным словам синонимы.

Родина, смелый, друг, блестеть.

Слайд 4

Найдите разница между омонимами и многозначными:

горький лук – лук охотника
подземный ключ – ключ от входной двери
кисть рябины – кисть для рисования
шуба из норки – мышиные норки.

Слайд 5. Кроссворд.

Подведение итогов урока.

1. Что изучали сегодня на уроке?

2. Нужно ли при написании учитывать лексическое значение слова? Почему? 

Оценивают свою работу.

Смотрят на доску, выполняют по цепочке, объясняя значение каждого слова, делают выводы, подтверждают правилом.

Разгадывают кроссворд, повторяют все, что проходили на уроке.

Личностные: Самоопределение -самооценка личности; формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.

Регулятивные: Коррекция, выделение и осознание усвоенного - осуществление   пошагового контроля по результату; внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: Действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;  

Познавательные: Развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией.

Взаимооценка.

Самопроверка.

7.Рефлексия. (5 мин.)

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

 

  Возвращает  к цели урока.

-Достигли ли цели урока? Какие были трудности?

Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности.

Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Оценивает работу на уроке.

 Отвечают на вопросы учителя.

Дают оценку себе, своей группе, другим.

 Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Заполняют анкету 

Было интересно….

Я понял, что….

Теперь я могу….

У меня получилось….

Я приобрел….

Надо поработать

Мне это пригодится

Личностные: Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Регулятивные: Осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Коммуникативные: Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений

Познавательные: Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Самооценка.

Самопроверка.

Выставление

оценок.

Домашнее задание:

-проектирование выполнения домашнего задания, комментированное выставленных оценок

Выпишите из толкового словаря ЛЗ слов компания и кампания, или 

проанализируйте структуру словарной статьи из толкового словаря,

или объясните разными способами ЛЗ слов кукла и искусственный 

(задание на выбор учащихся)

- Урок окончен. До свидания.

Записывают задание.

 

Приложение 1

Слово и его лексическое значение  

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

1 

X

X

X

X

X

X

X

2 

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

3 

4 

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

5 

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

6 

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

По горизонтали
2. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения.  3. Слова языка, образующие его словарный состав.  6. Слова, имеющие одно лексическое значение.  

По вертикали
1. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.  4. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.  5. Слова, имеющие несколько лексических значений.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Слово и его лексическое значение"

Проектная работа по русскому языку. Первый урок в разделе "Лексика". Заранее определены группы, учащиеся получили листы самооценивания, таблицу ЗУИ....

Разработка урока по русскому языку в 5 классе "Слово и его лексическое значение"

Лексикология - важнейший раздел русского языка. Необходимо как можно раньше научить учащихся работать "над словом" и "со словом". В 5 классе продолжить знакомство со школьным толковым словарем, научит...

Слово и его лексическое значение.

Конспект урока на тему: "Слово и его лексическое значение"....

Презентация " Слово и его лексическое значение"

Данная презентация составлена к уроку в 5 классе по разделу " Лексика" (по  учебнику  Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой ). Цели урока: познакомить с понятиями лексика, лексикол...

«Слово и его лексическое значение».

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Основная общеобразовательная школа»,д.Упрямово Юхновского района Калужской области Урок русского языка в 5 классе.Тема: «Слово и его лексичес...

Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение.

Презентация к уроку русского языка (5 класс) по программе Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других...