"Буквы А-О в корнях -КАС- - -КОС-"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Учащиеся расширят понятийную базу об орфограммах в корнях слов, познакомившись с орфограммой «Буквы А-О в корне –КАС- - -КОС - ", сформируют умение выделять существенную информацию, систематизировать ее, обобщать; будут развивать умение формулировать собственную позицию, строить связное высказывание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukvy_a-o_v_kornyah_-kas-_-_kos-.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Русский язык
Класс: 6
Тип урока: Открытие нового знания.
Тема урока: Буквы А и О в корне -КАС- и -КОС-.
Цель урока:
содержательная: расширение понятийной базы об орфограммах в корнях слов, знакомство с орфограммой
«Буквы А-О в корне –КАС- - -КОС - «
деятельностная: формирование у обучающихся умения выделять существенную информацию, систематизировать ее, обобщать;
развитие умения формулировать собственную позицию, строить связное высказывание.
Планируемые результаты:
Предметные: осуществляют выбор букв а – о в корне -кас– /– кос-, умеют распознавать слова с чередующимися корнями - кас-/-кос-и применять правило их написания; владеют навыками морфемного разбора слов.
Задачи урока:
Образовательные
1. Выявить условия выбора букв А-О в корнях слов
2. Формировать навык написания букв А-О в корнях –КАС- - -КОС-.
3. Развить умение формулировать определение понятий.
4. Обогащать словарный запас учащихся.
5. Совершенствовать орфографические навыки и умения.
Развивающие:
1. Осуществление системно - деятельностного подхода.
2. Развитие внимания.
3. Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
- развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания;
- развивать творческие, речевые способности учащихся;
- формировать логические умения;
- развивать умение опираться на уже известное, на собственный опыт.
Воспитательные:
1. Воспитание интереса и уважения к родному языку;
2. Воспитание ценностного отношения к слову;
3. Развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Формировать УУД:
Личностные УУД:
- формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, к проявлению креативных способностей;
- стремление к речевому самосовершенствованию;
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе, уважение друг к другу.
Регулятивные УУД:
- осознают самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции;
- принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносят необходимые коррективы и изменения в план и способ действия в случае расхождения с заданным эталоном.
- адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей.
Коммуникативные УУД:
- организовывают и планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, взаимодействуют с партнерами по обмену информацией;
- обеспечивают бесконфликтную совместную работу в группах, выражают готовность к обсуждению разных точек зрения, умению слышать и слушать.
Познавательные УУД:
- структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, работают по алгоритму
- объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования значения слова.
Методы: сочетание словесных, наглядных, практических методов обучения.
Формы работы: самостоятельная работа, работа в парах, групповая работа.
Формы контроля: индивидуальные задания (дифференцированный подход), фронтальный опрос, задания по карточкам.
Раздаточный материал: Таблица “Знаю – хочу узнать – узнал”; записи на доске; карточки с заданиями, оценочный лист
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
«Русский язык. 6 класс», учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях; авторы-составители - Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др., М.: Просвещение, 2014г.
- компьютер,
- проектор,
- учебник,
- раздаточный материал (таблица, алгоритм),
- словари русского языка (орфографический, толковый);
Используемая литература:
- «Нестандартные уроки. Русский язык. 5 – 11», автор-составитель Н. А. Шарова, Волгоград, 2010
- «Уроки русского языка в 6 классе», 2 части, автор-составитель: Н. О. Крамаренко, Волгоград, 2005
- Популярное пособие для родителей и педагогов «И учеба, и игра: русский язык», авторы: Т. И. Тарабарина, Е. И. Соколова.
- Учебник «Русский язык. 6 класс», Москва, «Просвещение», 2014, авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова.
Ресурсы сети Интернет:
1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (http://festival.1september.ru)
2. Разработки уроков, презентации, конспекты занятий ( http://www.testsoch.com)
Технологическая карта урока
№ п/п | Основные этапы организации учебной деятельности | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты | |
1 | Мотивация к учебной деятельности | Создать благоприятный психологический настрой на работу. | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. -А теперь проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё на месте, всё ль в порядке? Книжки, ручки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? - Открываем свои тетради, подписываем число, классная работа. | Готовятся к восприятию информации. Записывают дату в тетрадях. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | |
2 | Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | Актуализировать знания учащихся о правописании корней с чередованием. Организовать выполнение пробного действия, зафиксировать индивидуальные затруднения. | – Прочитайте написанные на доске слова. -Запишите, выделенные слова, обозначьте корень слова. -Назовите известные вам орфограммы в корнях этих слов. (ответы детей) -Что общего в правописании корней –лаг-/-лож- и –раст-/-ращ-/-рос-(ответы детей) -Проверяются ли ударением слова? (ответы детей.) -Заполняем первый столбик таблицы «Знаю – хочу узнать – узнал». | Слушают, Объясняют известные орфограммы. Заполняют первый столик таблицы «Знаю – хочу узнать – узнал». | Познавательная: уметь систематизировать учебный материал, полученный ранее. Регулятивные: уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: умение слушать речь других. | |
3 | Выявление места и причины затруднения | Выявить место и причину затруднения | -Прочитайте оставшиеся слова? Что вы заметили? (ответы детей) -Как вы думаете, от чего зависит написание этих слов? (ответы детей) | Выявляют место и причину затруднения | Коммуникативная: Умение обсуждать возникающие проблемы, выдвигать версии. | |
4 | Построение проекта выхода из затруднения. | Согласовать и зафиксировать тему и цель урока. Построить план и определить средства достижения цели. | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Какую задачу вы поставите перед собой на уроке? -Сформулируйте тему и цель урока. Заполняем вторую колонку таблицы “Знаю – хочу узнать – узнал”. | Предлагают и согласовывают тему урока, в коммуникативной форме формулируют цель. | Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование. Коммуникативные: умение слушать речь других. | |
5 | Открытие нового знания (реализация) | Создать условия для использования новых знаний в учебной ситуации. | Организация деятельности учащихся. - Для решения выявленной проблемы я предлагаю вам, ребята, стать исследователями и самим постараться определить условия выбора о-а в корнях –кас-/-кос-. – Попробуйте сформулировать правило, не заглядывая в учебник. Стихотворение для заучивания: Если видишь, что за корнем появился суффикс А. То, без всякого сомненья, Корень « -КАС-» пиши всегда. Работа по учебнику. Обсуждение вопросов рубрики «Материалы для самостоятельных наблюдений». Выполнение упр. 184.-коллективное выполнение с комментированием. | Формулируют правило. Работа с учебником, составляют алгоритм рассуждения. Проверка задания «по цепочке». | Регулятивные: умение учащимися выделять и осознавать то, что уже усвоено и то, что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, определение основной и второстепенной информации. | |
6 | Первичное закрепление новых знаний. | Зафиксировать умение писать буквы а – о в корне -кас– /– кос-. | Раздаёт карточки №1, предлагает выполнить ряд заданий на закрепление изученной нормы в парах. -Ребята, внимательно прочитайте словосочетания. Найдите слова на изучаемую сегодня орфограмму и выпишите словосочетания, в состав которых входят эти слова. Сравните с эталоном. | Работа в парах, применяя нормы, проверяют, сравнивают с эталоном. | Познавательные: уметь выбирать решение, обосновывать свой выбор, выстраивать логическую цепочку рассуждений. Коммуникативные: умение с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли, считаться с мнением товарища. Регулятивные: контроль формы с заданным эталоном, с целью обнаружения отклонения от эталона, коррекции результата. | |
7 | ФИЗКУЛЬТМИНУТКА, упражнение на концентрацию внимания Если в корне «а» - хлопаем в ладоши, если в корне «о» - приседаем. Сл…жить вещи. Первое сл…гаемое. Зар…сли кустарника. Предл…жить блины. Р…стительный мир. К…снуться чуда. Выр…щенный цветок. К…саться рукой. Точки соприк…сновения. Березка подр…сла. Не к…саются влаги. | |||||
8 | Применение полученных знаний | Отработать практические навыки по данной теме. | Работа в группах по четыре человека. Упражнение с самостоятельным придумыванием учащимися задания. Учащимся раздаются карточки №2: – Внимательно прочитайте данную запись. Сформулируйте к ней своё задание. Не забывайте о теме урока. – По каким признакам вы будете подбирать словосочетания для этих рядов? (ответы детей) – Как можно быстро выполнить это задание в группе? (ответы детей) – Какие словосочетания можно включить в первый (второй…) ряд и почему? (ответы детей) – Приведите свои примеры на каждый вид орфограммы, с которой вы сейчас работали.(ответы детей) – Обсудите работу в группах. Кому вы благодарны? Кто на ваш взгляд хорошо работал в группе? Почему не получилась работа в группе?(ответы детей) – Нам осталось самое важное - проконтролировать себя и оценить. | Учащиеся работают в группе. Контролируют и оценивают себя и сверстников. | Регулятивные: контроль результата учащегося по заданному эталону с целью обнаружения отклонений от эталона, коррекция, оценка результата. Коммуникативные: Умение работать в группе - устанавливать рабочие отношения, умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, оценку действий одноклассников. | |
9 | Самоконтроль и самопроверка по эталону. | Тренировать способность к самоконтролю и самооценке. Закрепить умение писать гласные а и о в корне -кас-/-кос- | Предлагает выполнить самостоятельно задание. Задание выполняется на карточках №3 с дальнейшей проверкой. -Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните изучаемую орфограмму. - Поменяйтесь карточками и проверьте работы друг друга по эталону. Оцените работы по следующим критериям: 0 ошибок – 5 1 ошибка – 4 2 ошибки – 3 3 и более - 2 | Самостоятельная работа, далее анализ работы, оценивание себя по критериям, которые предлагает учитель. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, и того, что ещё подлежит усвоению. Личностные: самоопределение. Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения. | |
10 | Рефлексия | Дать качественную оценку работы класса | - Какова была цель сегодняшнего урока? (ответы детей) -Удалось ли нам достичь ее? Объясните свою позицию/ или докажите это. (ответы детей) – А кто может сформулировать это правило? (проговаривание правила и заполнение последнего столбика таблицы). -Поделитесь своими впечатлениями от урока. Продолжите фразу: «Сегодня на уроке…» Оцените свою активность на уроке с помощью заполнения оценочного листа. | Заполняют последний столбик таблицы. Проводят самоанализ своей работы. | Регулятивные: оценка уровня и качества усвоения, контроль. Личностные: формирование мотивации к учению. Коммуникативные: умение с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли. | |
11 | Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | - Предлагаю записать домашнее задание. (Объяснение домашнего задания). Для всех: п.36, упр. 186 На выбор учащихся: составить карточку или написать небольшое сочинение на тему «Гладит все, чего касается, а дотронешься – кусается». | Записывают домашнее задание, определяют для себя уровень дифференциации домашнего задания. |
Приложение
Оценочный лист учащегося
Фамилия, имя____________________________________________________
Тема урока________________________________________________________
Этап урока | Оценка деятельности | Оценка работы в группе, в паре |
Актуализация знаний, формулировка темы, целей урока | ||
Открытие нового знания | 1. 2. 3. 4. | |
Первичное закрепление | 1. 2. 3. 4. | |
Итоговая оценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра «Буквы Е - И в корнях с чередованием» в 5 классе.
Презентация, выполненная в занимательной форме, носит контролирующий характер. Она предназначена для учащихся 5 класса. Цель: 1. Проверить знания и умения учащихся по теме «Буквы Е ...
Чередование гласных в корнях слов. Буквы О – А в корне «ЛАГ- ЛОЖ»
Данная презентация для интерактивной доски позволяет учителю провести урок на данную тему....
«Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-».
Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-». Цели: а) образовательные расширить, углубить знания учащихся о чередовании бу...
Тренажёр по русскому языку для 5 класса по теме "Правописание слов с чередующимися гласными в корне. Буквы а-о в корне -лаг, -лож."
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8220110","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 250px; height: 295px;"}}]]Учебный тренажёр состоит из 2 разделов: тренажёр и уп...
Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием
С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед...
Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием
Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.Буквы е, и в корнях с чередованием...
Учебный тренажёр по теме: Правописание слов с чередующимися гласными в корне. Буквы а-о в корне -лаг, -лож.
Учебный тренажёр по теме: "Правописание слов с чередующимисягласными в корне. Буквы а-о в корне -лаг, -лож" поможет учащимся отработать орфограмму, а учителю провести экспресс-диагности...