Рабочая программа "Русский язык"
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Рабочая программа по предмету «Русский языка» для 5 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Используется УМК: «Русский язык» 5 – 9 классы. В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова (Сборник программно – методических материалов. Русский язык. 5 - 9 классы: сост. Е.И. Харитонова. – М.: Дрофа, 2014),
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_5_russ.docx | 151.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации города Усть-Илимска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8 имени Бусыгина М.И.»
Рассмотрено ШМО Протокол № ___ От «____»_______2018 г. Руководитель ШМО _____________________ | Согласовано «__»_______2018г Зам директора по УВР_____________________ ____________________ | Утверждаю Приказ № ________ от «___»_____2018г. Директор МБОУ «СОШ № 8 им. Бусыгина М.И.» __________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
« РУССКИЙ ЯЗЫК»
разработана на основе требований к результатам освоения
ООП НОО МБОУ «СОШ № 8 имени Бусыгина М.И.»
для учащихся 5 класса
( 2018 – 2019 учебный год)
Область образования: филология
Разработала:
Аниканова Я.Ю. ,
учитель русского языка и литературы,
высшей квалификационной категории.
2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский языка» для 5 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 8 имени Бусыгина М.И.».
Используется УМК: «Русский язык» 5 – 9 классы. В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова (Сборник программно – методических материалов. Русский язык. 5 - 9 классы: сост. Е.И. Харитонова. – М.: Дрофа, 2014), в Федеральном перечене учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253".
Рабочая программа составлена с учетом психологической характеристики 5- х классов
Порядковый номер учебника по ФПУ | Автор/авторский коллектив | Наименование учебника | Издательство | Год издания |
1.2.1.1.2.1 | В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова | Русский язык 5- 9 класс | Общество с ограниченной ответственностью «Дрофа» | 2014 |
1.2.1.1.2.2 | Купалова А.Ю. (книга 1), Никитина Е.И. (книга 2) | Русский язык (в двух книгах) 5 класс | Общество с ограниченной ответственностью «Дрофа» | 2014 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5 класс (170 часов)
Введение. Общие сведения о русском языке (3 ч)
Знакомство с учебным комплексом по русскому языку.
Роль языка в жизни общества.
ВВОДНЫЙ КУРС
Морфология и орфография (29 ч)
Орфограмма.
Правописание безударных гласных в корне слова, в приставках; и, а, у после шипящих; глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова.
Части речи. Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное. Морфологические признаки существительного. Склонение. Имена существительные собственные.
Правописание падежных окончаний.
Имя прилагательное. Связь прилагательного с именем существительным.
Морфологические признаки прилагательных.
Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.
Глагол. Морфологические признаки глагола. Прошедшее, настоящее и будущее время. Спряжение глагола.
Правописание гласных перед суффиксом -л и в окончании глаголов.
Буква ъ в глаголе 2-го лица единственного числа.
Глаголы с -тся и -тъся.
Наречие. Различение наречий по вопросу.
Правописание наиболее употребительных наречий по списку.
Местоимение. Личные я, ты, он и др. Притяжательные мой, твой, наш, ваш, свой.Вопросительные кто? что? какой? и др. Неопределенные кто-то, что-либо, какой-либо, кое-кто и др.
Раздельное написание местоимений с предлогами.
Дефис в неопределенных местоимениях.
Предлог. Разграничение предлогов и приставок.
Раздельное написание предлогов с именами существительными.
Союз. Союзы и, а, но между однородными членами и в сложных предложениях.
Частица. Частицы не, бы (б), ли (ль), же (ж) и др. Их значение в предложениях.
Раздельное написание частиц с другими словами.
Синтаксис и пунктуация (46 ч)
Понятие о синтаксисе и пунктуации.
Предложение. Грамматическая основа предложения. Интонация конца предложения.
Виды предложений по цели высказывания. Невосклицательные и восклицательные предложения.
Знаки препинания в конце предложения.
Главные члены предложения.
Тире между подлежащим и сказуемым (при их выражении именем существительным в именительном падеже).
Второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство).
Словосочетание. Подчинительные и сочинительные словосочетания. Словосочетания в предложении.
Предложения с однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами.
Знаки препинания в предложении с однородными членами (соединенными только интонацией, одиночными союзами и, а, но, а также повторяющимся союзом и) и обобщающим словом перед однородными членами.
Предложения с обращениями.
Знаки препинания в предложении с обращением.
Предложения с вводными словами (указывающими на уверенность или неуверенность говорящего по отношению к высказываемому).
Знаки препинания в предложениях с вводными словами.
Сложное предложение.
Сложносочиненные предложения.
Сложноподчиненные предложения. Сложные бессоюзные предложения. Запятая между частями сложного предложения. Предложения с прямой речью (прямая речь после4 слов автора и перед ними). Диалог.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью (в указанных выше случаях). Оформление диалога на письме.
ОСНОВНОЙ КУРС
Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия (17 ч)
Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит. Элементы фонетической транскрипции. Гласные и согласные звуки. Слог.
Правила переноса слов.
Ударение, его особенности в русском языке. Гласные ударные и безударные.
Выразительные средства фонетики.
Понятие об орфограмме. Сильная и слабая позиция звука.
Правописание безударных гласных в корне.
Звонкие и глухие согласные звуки. Сонорные согласные. Шипящие согласные.
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов перед согласными.
Твердые и мягкие согласные звуки.
Обозначение мягкости согласных на письме с помощью ъ.
Значение букв я, ю, е, ё.
Правописание разделительных ъ и ь.
Правописание гласных после шипящих.
Правописание мягкого знака после шипящих на конце слов.
Правописание гласных и и ы после ц.
Орфографический словарь.
Основные нормы литературного произношения. Допустимые варианты орфоэпической нормы. Орфоэпический словарь.
Морфемика. Словообразование. Орфография (35 ч)
Понятие о морфемике. Морфема — минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Корень слова. Однокоренные (родственные) слова. Приставки, суффиксы.
Словообразовательные и словоизменительные морфемы.
Словообразование. Основные способы образования слов. Богатство словообразовательной системы русского языка.
Элементы этимологического анализа слова.
Выразительные средства морфемики и словообразования.
Правописание сложных и сложносокращенных слов.
Чередование звуков в корне слова.
Правописание корней и приставок. Правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание корней с чередованием гласных и — о.
Правописание корней с чередованием гласных г — и.
Правописание согласных и гласных в приставках.
Правописание приставок, оканчивающихся на |(с).
Правописание приставок роз- {рос) — раз-(рас).
Буква ы после приставок, оканчивающихся на согласный.
Правописание приставок при- и пре-.
Словообразовательные и этимологические словари русского языка.
Лексикология и фразеология (24 ч)
Понятие о лексикологии. Лексикология как раздел науки о языке. Лексика как словарный состав языка. Словарное богатство русского языка.
Лексическое значение слова. Основные способы его толкования.
Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значения слова. Основания для переноса значения.
Изобразительные средства языка, основанные на употреблении слова в переносном значении.
Омонимы. Синонимы. Антонимы. Текстообразующая роль синонимов и антонимов (в том числе и контекстуальных). Словари синонимов и антонимов.
Историческая изменчивость словарного состава языка. Образование новых слов и заимствование как основные пути пополнения словарного состава языка.
Старославянизмы. Их стилистические функции.
Исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов. Основные языки-источники лексических заимствований в русском языке. Оценка речи с точки зрения целесообразности и уместности использования иноязычной речи. Словари иностранных слов и их использование.
Устаревшие слова и неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Два типа устаревших слов: историзмы и архаизмы. Общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы. Использование устаревших слов и неологизмов в текстах.
Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Книжные слова и разговорные слова. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения.
Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы. Неоправданное расширение сферы употребления жаргонизмов в разговорной речи.
Фразеологизмы. Их отличие от свободных сочетаний слов. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Выразительность фразеологизмов.
Повторение (16 ч)
Развитие связной речи (30 ч)
Устная и письменная формы речи.
Речь диалогическая и монологическая.
Понятие о связном тексте.
Тема.
Основная мысль текста. Смысловые части текста.
Простой план.
Понятие о параллельной и последовательной связи предложений в тексте.
Выразительные средства в устной речи.
Общее понятие о стилях речи. Характеристика разговорного, научного, художественного стилей речи.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение учебного предмета «Русский язык» в 5 классе (34 учебных недель, 5 часов в неделю, 170 часов в год) на этапе основного общего образования.
В рамках отведенного времени предусмотрены часы на внеклассное чтение и развитие письменной речи обучающихся.
Сроки проведения промежуточной аттестации:
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год | |
По четвертям | 16.10.18 г. по 21.10.18 г. | 13.12.18 г. по 21.12.18 г.. | 12.03.19 г. по 17.03.19 г. | 14.05.19 по 19.05.19 | 21.05.19 г. по 26.05.19 г. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Тема урока | Дата | Типы уроков | Элементы предметного содержания | Планируемый результат |
I Введение. Общие сведения о языке. (3 +1)
1. 2. | Путешествие по страницам учебника Общие сведения о языке. Наука о русском языке, | Урок-путешествие Урок усвоения новых знаний | Содержание и структура учебного комплекса по русскому языку для 5 класса. Культура работы с книгой и другими источниками информации Лингвистика как наука о языке речи. Основные разделы лингвистики, изучаемые на уроках русского языка в 5 классе. Писатели и ученые о богатстве и выразительности русского языка | Уметь ориентироваться в содержании пособий, входящих в УМК, понимать их назначение, общее и различное в названиях, в оформлении обложки, пользоваться оглавлением, условными обозначениями, дифференцирующими материал в пособиях, понимать термины книжно-издательской темы | |
Знать основные разделы лингвистики, основные единицы языка и речи | |||||
3. | Роль языка в жизни общества. | Урок усвоения новых знаний | Язык как основное средство общения. Свободное владение родным языком - признак культуры человека | Знать основные разделы лингвистики, основные единицы языка и речи | |
4. | Р.р Устная и письменная форма речи. Литературный язык. | Урок развития речи | Организация совместной учебной деятельности. Целеполагание: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно. | Знать виды речевой деятельности, особенности каждого вида, понимать цель и задачи общения, зависимость характера речи от содержания, формы, языковых средств | |
II | Повторение изученного в начальной школе. | ||||
5-6. | Орфограмма | Повторительно-обобщающий урок | Различие букв и звуков. Понятие орфограммы и орфографии. Орфографическая задача. Способы решения орфографической задачи. | Уметь различать звук и букву, распознавать случаи, когда написание буквы не определяется произношением и необходимо применить правило | |
7-8 9 | Правописание безударных гласных в корне слова Правописание гласных в приставках | Повторительно-обобщающий урок Повторительно-обобщающий урок | Понятие морфемы. Ударение и его роль в определении места орфограммы. Опознавательный признак орфограммы гласной. Морфемный и орфографический разборы слова. Опознавательный признак орфограммы. Единообразное написание приставок. | Знать: определения частей слова; орфограмму «Правописание безударных гласных в корне слова», алгоритм проверки написания слов с безударными гласными. Уметь: разбирать слова по составу; различать однокоренные слова и формы слова, подбирать проверочное слово несколькими способами; классифицировать ошибки, объяснять графически орфограмму Уметь опознавать орфограмму в приставке, безошибочно писать и не смешивать приставку с 6.6частью корня Знать: правило правописания гласных в приставках, приставок и предлогов | |
10 | Правописание гласных И, А, У после шипящих | Повторительно-обобщающий урок | Опознавательный признак орфограммы. Алгоритм выбора написания. | Знать правило, слова - исключения. Уметь: видеть опознавательный признак орфограммы, делать орфографический разбор. | |
11 | Правописание звонких и глухих согласных в корне слова | Повторительно-обобщающий урок | Опознавательный признак орфограммы. Способы проверки написания. Алгоритм выбора написания. Словарные слова. | Знать: парные согласные по звонкости и глухости, согласные, не образующие пары; процессы оглушения и озвончения. Уметь: проверять правописание звонких и глухих согласных в корне. | |
12 | Правописание непроизносимых и удвоенных согласных | Повторительно-обобщающий урок | Многообразие орфограмм -согласных, их опознавательные признаки. Несоответствие орфографического написания и произношения слов с орфограммами «Согласные в корне слова и на стыке морфем» | Знать: определения частей слова; орфограмму «Правописание непроизносимых согласных в корне слова». Уметь: разбирать слова по со ставу; различать однокоренные слова и формы слова; подбирать проверочное слово несколькими способами | |
13 | Мониторинг (входной) Контрольный диктант | Урок контроля | Орфограммы, пунктограммы, изученные в курсе начальной школы. | Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии; классифицировать ошибку, правильно объяснять графически орфограмму. Знать: основные нормы русского литературного языка | |
14 | Анализ контрольного диктанта Выполнение работы над ошибками. | Урок коррекции знаний | Графическое объяснение изученных пунктограмм и орфограмм в словах, написанных ошибочно | Знать: классификацию ошибок, их виды. Уметь: различать ошибки разных видов и классифицировать их; анализировать и находить правильные способы исправления и объяснения ошибок | |
15 | Р.Р. Для чего людям нужна речь? Как различают формы речи? Сравнение. | Урок развития речи | Устные и письменные формы речи. Ученые-лингвисты о роли грамотной устной и письменной речи. | Знать: особенности развития русского языка; что такое речь, формы речи, речевая ситуация. Уметь: оперировать терминами при анализе языкового явления | |
III | Морфология | орфография | (18 + 4 + 1) | ||
16 | Самостоятельные и служебные части речи | Повторительно-обобщающий урок | Понятие о морфологии. Признаки самостоятельных и служебных частей речи. | Уметь: определять части речи их морфологические признаки; замечать случаи перехода слов одной части речи в другую | |
17 18 | Имя существительное как часть речи Три склонения существительных; и-е в окончаниях существительных | Повторительно-обобщающий урок Повторительно-обобщающий урок | Грамматическое значение имени существительного. Морфологические признаки и синтаксическая роль. Схема морфологического разбора. Склонения имен существительных. Безударные гласные в падежных окончаниях существительных. Способ проверки окончаний по опорным словам. Алгоритм выбора написания безударных гласных в падежных окончаниях. | Знать: признаки имени существительного. Уметь: находить имена существительные в тексте., определять их грамматические признаки. Знать: три склонения имен существительных; изменение имен существительных по падежам, падежные окончания. Уметь: применять правило «И-е в окончаниях существительных» | |
19-20 | Р/р. Подробное изложение «Отважный пингвиненок» (или обучающее изложение «Хитрый заяц») | Развитие речи | Творческая работа: создание текстов определенного жанра | Знать: определение темы и основной мысли текста, требования к написанию изложения по данному плану | |
21 | Имя прилагательное как часть речи. | Систематизация знаний, умений, навыков | Роль имен прилагательных в речи. Основные морфологические и синтаксические признаки прилагательных. Согласование имени прилагательного с именем существительным. | Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль прилагательных. Уметь: находить прилагательные в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении, задавать вопрос от существительного к прилагательному. | |
22 | Безударная гласная в окончаниях имен прилагательных. | Систематизация знаний, умений, навыков | Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. Алгоритм выбора безударной гласной в окончаниях имен прилагательных. | Знать: различение твердого и мягкого варианта окончаний прилагательных; окончания -ого-, -его-, отличие прилагательных от существительных (типа Орехово, Пушкино).Уметь: находить прилагательное в тексте, задавать вопрос от существительного к прилагательному для проверки падежных окончаний прилагательных | |
23 | P/P Что такое диалог или монолог? | Урок развития речи | Понятие о монологе и диалоге. Основные формы речи. | Знать: особенности монологической и диалогической речи, пунктуационное оформление диалога на письме | |
24 | Глагол как часть речи. | Повторительно-обобщающий урок | Основные морфологические признаки глагола. Время и вид глагола. Инфинитив. Формообразующий суффикс – ТЬ. | Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль глагола. Уметь: находить глаголы в тексте, определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием | |
25 | Изменение глагола по временам | Повторительно-обобщающий урок | Настоящее, будущее и прошедшее время глагола. Орфограмма «Гласная в суффиксе глагола прошедшего времени». Способ проверки написания гласной в суффиксе глаголов прошедшего времени | Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль глагола. Уметь: находить глаголы в тексте, Объяснять написание глаголов прошедшего времени. Согласовывать глаголы в прошедшем времени с именами существительными. | |
26-27. | Спряжение глагола. Правописание безударных личных окончаний глаголов | Повторительно-обобщающий урок | Повторение известных учащимся признаков безударных личных окончаний глаголов, отработка умения правильно писать безударные личные окончания глаголов в соответствии со спряжением глагола | Уметь: определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием и выбирать правильный вариант окончания глагола; различать по вопросу личную и неопределенную форму глагола | |
28-29 | Правописание НЕ с глаголами. Орфограмма -ТСЯ,-ТЬСЯ в глаголах | Комбинированный | Опознавательные орфограмм темы урока. Алгоритм выбора написания орфограмм. | Знать: о написании не с глаголом - абсолютное правило; окончания -тъ и -чь как варианты окончания неопределенной формы глагола; -тъ- + -ся, -чь- + -ся. Уметь: уточнить и пояснить (доказать) формулировку учебника «без не не употребляется», проверить написание –ТСЯ, -ТЬСЯ при помощи вопроса. | |
30. | Р/Р Как вести беседу? | Урок развития речи | Правила речевого поведения. Ситуативные рисунки учебника. Тексты диалогической и монологической речи. | Знать: приемы создания устных высказываний. Уметь: излагать мысли на заданную тему, используя выразительные средства языка в соответствии с коммуникативной задачей | |
31. | Наречие | Систематизация знаний, умений, навыков | Основные отличительные признаки наречия. Синтаксическая роль наречий. | Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий. Уметь: находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении | |
32. | Правописание наречий | Повторительно-обобщающий урок | Морфемный состав и правописание наречий | Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий. Уметь: находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении, правильно писать. | |
33. | Местоимение как часть речи. | Повторительно-обобщающий урок | Местоимение как часть речи. Личные, притяжательные, вопросительные, неопределённые местоимения. Роль местоимений в устной и письменной речи. Раздельное написаний местоимений с предлогами. | Знать: отличительные признаки местоимений как части речи, группы местоимений по значению, роль местоимений в речи. Уметь: отличать местоимения от других частей речи, раздельно писать местоимения с предлогами | |
34 | Раздельное написание местоимений с предлогами. | Комбинированный урок | |||
35. | Служебные части речи. Предлоги и союзы. | Систематизация знаний, умений, навыков | Отличительные признаки предлогов и союзов. Пунктуация при однородных членах и простых предложениях, связанных союзами. | Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль предлогов и союзов. Уметь: находить предлоги и союзы в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении. | |
36. | Частицы. Правописание частиц | Комби-нированный урок | Роль частиц в речи. Орфограммы частиц НЕ, БЫ, ЛИ, ЖЕ, | Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль частиц и междометий. Уметь: находить частицы и междометия в тексте, определять их роль в предложении, правильно писать. | |
37. | Образовательный теоретический минимум за 1 четверть | Урок контроля | Орфограммы и пунктограммы, изученные в теме «Морфология и орфография» | Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии | |
38. | Работа над ошибками. | Урок коррекции знаний | Графическое объяснение изученных пунктограмм и орфограмм в словах, написанных ошибочно | Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии | |
IV | Синтаксис и пунктуация (36+10+3) | ||||
39. | Синтаксис как раздел грамматики. | Урок усвоения новых знаний | Понятий о синтаксисе и пунктуации, основных единиц синтаксиса - словосочетания и предложение. Пунктограмма как пунктуационная задача. | Знать: различия между словом, словосочетанием и предложением. Уметь: определять главное и зависимое слово, выделять словосочетания из предложения | |
40. | Р/Р Что такое текст? | Урок развития речи | Понятие текста. Языковые средства связи предложений в тексте. Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте. | Знать: понятие о тексте и способах связи предложений в тексте. Уметь: определять способ связи предложений в тексте | |
41. | Предложение как единица текста | Урок усвоения новых знаний | Признаки предложения, границы, грамматическая основа. Пунктуационный разбор предложения | Знать: различия между словосочетанием и предложением. Уметь: определять грамматическую основу предложения, выделять словосочетания из предложения, составлять схемы. | |
42. | Виды предложений по цели высказывания | Повторительно-обобщаю щий урок | Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, побудительные и вопросительные. Сфера использования их и роль в тексте. Интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных и опросительных предложений | Знать: характеристику предложения по цели высказывания; зависимость от речевой ситуации. Уметь: определять вид предложения по цели высказывания | |
43. | Невосклицательные и восклицательные предложения | Повторительно-обобщаю щий урок | Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные. Интонационные и смысловые особенности восклицательных предложений. | Знать: характеристику предложения по интонации; зависимость от речевой ситуации. Уметь: определять средства связи предложений в тексте | |
44. | Р/Р Что значит писать и говорить на тему? | Урок развития речи | Тема текста. Заглавие как отражение темы текста | Знать: приемы систематизации материала. Уметь: излагать мысли на заданную тему | |
45-46. | Р/Р Выборочное изложение описательного характера | Урок развития речи | Текст учебника «Русская речь» «Вечер в осеннем лесу». Отрывок для выборочного изложения «Дятел в вечернем лесу» | Знать: приемы систематизации материала. Уметь: излагать мысли на заданную тему; составлять текст, используя речевую опору; соотносить тему исходного текста и тему выборочного изложения, составлять план изложения. | |
47. | Члены предложения | Урок усвоения новых знаний | Главные и второстепенные члены предложения. Линейные схемы предложений. Связь слов в предложении. | Знать: главные и второстепенные члены предложения. Уметь: определять грамматическую основу предложения | |
48. | Главные члены предложения. Подлежащее. Основные способы выражения подлежащего. | Урок закрепления изученного | Подлежащее и сказуемое-главные члены. Способы выражения сказуемого. | Знать: основные признаки выражения подлежащего. Уметь: определять подлежащее, выраженное существительным или местоимением | |
49. | Сказуемое. Способы выражения сказуемого | Комбинированный | Способы выражения сказуемого и вопросы, на которые оно отвечает | Знать: основные признаки выражения сказуемого. Уметь: определять сказуемое, выраженное глаголом | |
50. | Тире между подлежащим и сказуемым | Комбинированный | Правило постановки тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительным; отработка умения правильно ставить тире в предложении | Знать: правило постановки тире в предложении (типа Москва – столица России). Уметь: находить в текстах предложения на изученную пунктограмму, расставлять знаки препинания в предложениях, исправлять дифференцированные тексты | |
51. | Тире между подлежащим и сказуемым | Урок закрепле- ния | Конструирование предложений; работа с информацией, представленной в виде таблиц, схем, моделей; использование для решения практических задач словарей, справочников | Знать: правило постановки тире в предложении (типа Москва – столица России). Уметь: находить в текстах предложения на изученную пунктограмму, расставлять знаки препинания в предложениях, исправлять дифференцированные тексты | |
52. | Второстепенные члены предложения | Систематизация знаний, умений, навыков | Группы второстепенных членов, их название, связь слов в предложении. | Знать: основные единицы языка, их признаки. Уметь: находить в тексте второстепенные члены предложения, ставить вопросы, определять роль второстепенных членов в предложении | |
53. | Определение как второстепенный член предложения. | Комбинированный | Понятие об определении. Алгоритм нахождения определений в предложении. | Знать: основные единицы языка, их признаки, выразительные средства языка. | |
54. | Дополнение как второстепенный член предложения | Комбинированный | Понятие о дополнении. Алгоритм нахождения дополнений в предложении. | Знать: основные единицы языка, их признаки. Уметь: находить в тексте дополнения, ставить вопросы, определять роль второстепенных членов в предложении | |
55. | Обстоятельство как второстепенный член предложения | Урок усвоения новых знаний | Понятие об обстоятельстве. Алгоритм нахождения обстоятельств в предложении. | Знать: основные единицы языка, их признаки, выразительные средства языка; расстановку знаков препинания в предложениях со сравнительными оборотами. Уметь: находить в тексте обстоятельства, ставить вопросы, определять роль второстепенных членов в предложении; выделять сравнительные обороты | |
56. | Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация» | Урок контроля | рфограммы и пунктограммы, изученные в теме «Морфология и орфография» | Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии; | |
57. | Анализ диктанта с грамматическим заданием | Урок коррекции знаний | Типичные ошибки в области синтаксиса и пунктуации. | классифицировать ошибку, правильно объяснять графически орфограмму | |
58. | Словосочетание. Подчинительные словосочетания | Урок усвоения новых знаний | Строение и значение СС. Сочинительные и подчинительные СС в структуре предложения | Знать: различия между словом, словосочетанием и предложением. Уметь: определять главное и зависимое слово, выделять словосочетания из предложения | |
59. | Сочинительные словосочетания | Урок усвоения новых знаний | Сочинительные словосочетания, их особенности. Последовательность выделения словосочетаний в предложениях | Знать: правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами. Уметь: правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами | |
60. | Предложения с однородными членами | Урок усвоения новых знаний | Признаки однородных членов. Интонация и союзы как способ связи однородных членов в предложении. | Знать: различия между словом, словосочетанием и предложением. Уметь: определять главное и зависимое слово, выделять словосочетания из предложения | |
61. | Знаки препинания в предложении с однородными членами | Урок закрепления изученного | Конструирова-ние предложений, анализ информации, представленной в виде таблиц, схем ,моделей; использование для решения | Знать: правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами. Уметь: разбирать предложения с однородными членами. Знать основные понятия, отличительные признаки второстепенных членов предложения. Уметь различать распространённые и нераспространённые предложения; распознавать виды второстепенных членов предложения; выполнять синтаксический разбор предложения | |
62-63 | Обобщающее слово в предложении с однородными членами. Знаки препинания в них | Урок усвоения новых знаний | Знаки препинания в предложениях с однородными членами при обобщающем слове | ||
64 | Р/Р . Основная мысль текста | Урок развития речи | Тема и идея текста. Композиция раскрытия идеи текста. Языковые средства раскрытия идеи. | Знать: основные признаки текста: смысловая целостность, связность (структурное единство).Уметь: редактировать текст устранять повторы, определять тип речи и виды текстов, средства связи в них | |
65-66 | Предложение с обращениями | Урок закрепления изученного | Понятие об обращении, функциональный признак и способы выражения обращений. Выразительные функции обращений в предложениях и выделять их запятыми. | Знать: правила постановки знаков препинания в предложениях с обращениями. Уметь: разбирать предложения с обращениями по членам, не путать обращения с подлежащим, составлять подобные предложения и их схемы; находить данные конструкции в тексте Уметь использовать обращения как средство усиления выразительности речи, выделять на письме знаками препинания | |
67-68. | Предложения с вводными словами | Урок усвоения новых знаний | Основные группы вводных слов. Роль вводных слов в предложении. | Знать: правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными словами. Уметь: разбирать предложения с вводными словами по членам, составлять подобные предложения и их схемы; находить данные конструкции в тексте Уметь использовать вводные слова как средства усиления выразительности речи, выделять на письме знаками препинания | |
69. | Сложные предложения | Урок закрепления изученного | Основные признаки сложных предложений. Грамматическая основа. | Знать: признаки сложных предложений. Уметь: различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них | |
70. | Сложные предложения: союзные и бессоюзные | Урок усвоения новых знаний | Основные виды сложных предложений. ССП и СПП, Сочинительные и подчинительные союзы | Знать приемы различения ССП и СПП, уметь опознавать их, выделять грамматические основы, определять средства связи частей сложных предложений, конструировать сложные предложения | |
71. | Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения | Урок усвоения новых знаний | ССП и СПП, Сочинительные и подчинительные союзы. Знаки препинания в сложных предложениях. | Уметь опознавать сложные предложения, выделять их грамматические основы, определять средства связи частей, конструировать сложные предложения, устранять синтаксические ошибки. Знать: признаки сложных предложений | |
72. | Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении | Урок закрепления изученного | Алгоритм распознания ССП и СПП. | Знать приемы различения ССП и СПП, уметь опознавать их, выделять грамматические основы, определять средства связи частей сложных предложений, конструировать сложные предложения | |
73. | Систематизация изученного материала | Повтори-тельно-обобщающий урок | Конструирование предложений ;анализ информации, представленной в виде таблиц схем, моделей; использова ние для ре шения практических за дач словарей | Уметь создавать текст, используя изученные синтаксические конструкции, безошибочно ставить знаки препинания, находить сложные предложения в тексте, обосновывать их роль, использовать их в собственном высказывании Уметь различать простые предложения с однородными членами, вводными словами и обращениями от сложных предложений, выделять в них грамматические основы, определять границы предложения, соблюдать нормы на письме | |
74. | ОТМ | Урок контроля | Пунктограммы, изученные в теме «Синтаксис и пунктуация» | ||
75. | Мониторинг (промежуточный ) | Урок коррекции знаний | Типичные ошибки в области синтаксиса и пунктуации. | Уметь анализировать текст с точки зрения орфографической и пунктуационной грамотности | |
76. | Р/Р Для чего нужен план? | Урок развития речи | Простой план текста. Тема и основная идея текста. Заголовок как способ отражения темы и идеи текста. | Понимать, что план - средство внутренней организации материала при создании текста, уметь воспроизводить текст по плану; сопоставить вступления (зачины) к двум планам одного текста, сделать выводы о функции плана в создании текста. Уметь: составлять план, определять тип и стиль речи текста, подробно его излагать | |
77. | Предложения с прямой речью | Урок усвоения новых знаний | Особенности строения предложений с прямой речью. | Уметь: определять границы прямой речи и слов автора. Знать: глаголы, вводящие прямую речь | |
78- 79 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью
| Урок закрепления изученного | Знаки препинания при прямой речи. | Знать: правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью. Уметь: ставить знаки препинания в предложении с прямой речью, в диалоге | |
80 | Диалог. Речевой этикет. | Комбинирован-ный | Особенности построения диалога. Речевой этикет. Знаки препинания при диалоге. | Уметь использовать диалог в разговорной речи, глаголы-синонимы говорения в словах автора, выразительно читать предложения с прямой речью, оформлять диалог и прямую речь. Знать: способы развития темы в тексте, структуру текста | |
81 | Систематизация по теме «Синтаксис и пунктуация» | Повторите-льно-обоб-щаю-щий урок | Знаки препинания в простом и сложном предложении. | Уметь: различать и правильно интонировать предложения различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, находить грамматические основы, отличать простые осложненные предложения от сложных, совершенствовать текст, устраняя неоправданный повтор слов, производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений, пунктуационно оформлять свою речь | |
82 | Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация» | Урок контроля | Пунктограммы, изученные в теме «Синтаксис и пунктуация» | Уметь различать и правильно нтонировать различные по цели высказывания и эмоциональной окраске предложения, находить грамматические основы, отличать простые осложненные предложения от сложных, совершенствовать текст, устраняя неоправданный повтор слов, производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений, пунктуационно оформлять свою речь, определять тему и основную мысль текста | |
83 | Анализ контрольной работы | Урок коррекции | Типичные ошибки: пунктограммы и орфограммы. Ошибки в выполнении грамматического задания. | Уметь делать анализ допущенных ошибок. | |
84 | Р/Р Цепная связь предложений в тексте | Урок развития речи | Творческая работа; создание текстов определенного жанра | Знать: особенности цепной и параллельной связи предложений. Уметь: уместно использовать средства связи предложений в тексте в соответствии с целью учебного задания Уметь: создавать текст заданного стиля, редактировать текст | |
85-86. | Р.Р Сочинение (употребление диалога) по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка») | Урок развития речи | Творческая работа; создание текстов определенного жанра | Уметь: создавать текст заданного стиля, редактировать текст, подчинять его составленному плану. | |
87 | Анализ сочинения. Выполнение работы над ошибками. | Урок коррекции | Ошибки в построении текста и предложений (речевые ошибки), орфографические и пунктуационные. | Уметь: находить и исправлять ошибки, связанные с отступлением от темы сочинения, плана, построением предложений, словоупотреблением, написанием слов. | |
88. | Р.Р.Понятие о литературном языке | Урок усвоения новых знаний | Понятие о литературном языке. Нормативность - основная отличительная особенность русского литературного языка. Языковая норма. Виды языковых норм. Культура речи - часть общей | Понимать основные нормы современного русского литературного языка, их роль в совершенствовании речи, речевого общения, уметь пользоваться словарями | |
V | ФОНЕТИКА (16+3+1) | ||||
89. | Фонетика и орфоэпия как разделы науки о языке. Звуки речи. | Усвоение новых знаний. | Звуки и буквы русского языка, их отличия. Фонетический разбор. | Знать: отличие буквы от звука, принцип деления звуков на гласные и согласные. Уметь: правильно произносить названия букв; располагать слова в алфавитном порядке, пользоваться словарем | |
90. | Р.Р Как связать предложения в тексте? | Урок развития речи | Цепная и параллельная связь. | Знать: особенности цепной и параллельной связи предложений. Уметь: уместно использовать средства связи предложений в тексте в соответствии с целью учебного задания | |
91. | Звуки речи. Алфавит. | Урок усвоения новых знаний | Звуки и буквы русского языка. Фонетический разбор | Знать:звуки и буквы русского языка, алфавит. Уметь: разграничивать буквы и звуки, записывать звуковой облик слова, анализировать звучащую речь. | |
92. | Гласные и согласные звуки. Слог. Правила переноса слов | Урок закрепления изученного | Гласные и согласные звуки. Их отличие. Слог. Правила переноса слов | Знать особенности образования гласных и согласных звуков, различия между ударными и безударными гласными звуками, уметь давать звукам фонетическую характеристику, используя элементы упрощенной транскрипции, правильно произносить звуки, не смешивать звук и букву | |
93. | Ударение | Урок усвоения новых знаний | Роль ударения в определении орфограммы гласной. | Уметь различать ударные и безударные слоги, соблюдать орфоэпические нормы, выразительно читать текст, оценивать собственное и чужое выразительное чтение текста с точки зрения соблюдения орфоэпических норм | |
94. | Звуковое значение букв е, ё, ю,я. Обозначение мягкости согласных | Комбини-рованнй | Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. Обозначение мягкости согласных буквами Е, Ё, Ю, Я. | Знать: случаи, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, случаи обозначения мягкости в фонетической транскрипции. Уметь: выполнять фонетический разбор таких слов | |
95-96 | Правописание безударных гласных в корне слова | Повтори тельнообоб щаю-щий урок | Сильная и слабая позиция гласной.Разные способы проверки безударной гласной в корнях слов. Алгоритм рассуждения при выборе написания безударной гласной в корнях слов. | Знать: понятие орфограмма- буква. Уметь: применять разные способы проверки, подбирать однокоренные слова и изменять форму слова. | |
97 | Буквы Е-0 после шипящих в корне слова | Повтори тельнообоб-щающий урок | Алгоритм выбора написания гласных после шипящих в корне. | Знать: понятие орфограмма-буква, условия появления орфограмм «Правописание буквосочетаний с -ч- И -Ш-», «Гласные после шипящих».Уметь: определять мягкость согласных, | |
98-99 | Гласные буквы И-Ы после Ц | Урок закрепления изученного | Правописание И – Ы после Ц в разных морфемах слова. | Знать: правило «Гласные после -Ц-». Уметь: применять его на практике | |
100 | P/P Описание предмета | Урок развития речи | Описание как тип речи. Элементы описания предмета. Описательные части речи. | Знать: приемы систематизации материала. Уметь: излагать мысли на заданную тему, использовать самостоятельно найденный материал в связи с предлагаемой темой сочинения | |
101 | Звонкие и глухие согласные звуки и их обозначение на письме | Повто ритель но-обобщающий урок | Звонкие и глухие согласные. Парные глухие и звонкие согласные и их обозначение на письме. Оглушение и озвончение согласных. | Знать: отличие парных и непарных звонких и глухих согласных, принцип деления звуков на глухие и звонкие. Уметь: правильно определять звонкие и глухие согласные в словах | |
102 | Правописание слов с непроизносимыми и двойными согласными | Урок закрепления изученного | Опознавательные признаки орфограммы непроизносимые и удвоенные согласные. Алгоритм выбора написания. | Уметь: обнаруживать орфограмму, объяснять написание при помощи алгоритма. | |
103 | Твёрдые и мягкие согласные. | Урок закрепления изученного. | Твердые и мягкие парные и непарные согласные. Буквенное обозначение мягкости согласных. | Знать: отличие твердых и мягких парных и непарных согласных, принцип деления звуков на твердые и мягкие. Уметь: правильно определять твердые и мягкие согласные; применять правило постановки мягкого знака для обозначения мягкости согласных | |
104 | Значение букв Я,Ю,Е,Ё. Правописание разделительных Ь и Ъ знаков. | Урок закрепления изученного. | Комментированное письмо; самостоятельная работа, письмо с «окошками»; чтение учебных текстов | Знать: понятие орфограмма- буква, условия появления орфограммы «Мягкий знак, обозначающий и не обозначающий мягкость согласного».Уметь: определять мягкость согласных, непарность по мягкости- твердости; применять правило | |
105 | Р.Р. Подготовка к сочинению « Мой любимы день» | Развитие речи | Творческая работа; создание текстов определенного жанра | Знать: способы развития темы в тексте, его структуру. Уметь: выбрать языковые средства в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы, ситуации и условий общения | |
106 | повторение изученного по темам «Фонетика. Орфография. Графика. | Повторительно-обобщающий | Орфограммы, изученные в разделе «Фонетика. Графика. Орфография» | Знать: общие характеристики звуков, порядок фонетического разбора и йотированные звуки. Уметь: производить фонетический разбор слов с непроиз- | |
107 | Контрольное тестирование по теме «Фонетика. Орфография. Графика. | Урок контроля | Теоретические сведения и орфограммы, изученные в разделе «Фонетика. Графика. Орфография» | Знать:основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии | |
108 | Анализ контрольного тестирования. | Урок коррекции знаний | Типичные ошибки, допущенные в работе. | Уметь: работать над ошибками. | |
VI | Морфемика, словообразование и Орфография (26+8+2) | ||||
109 | Морфемика как раздел лингвистики. | Урок усвоения новых знаний | Понятие о морфеме и морфемике. Морфема как значимая часть слова. Состав слова. | Знать: способы словоизменения, неизменяемость служебных частей речи и наречий. Уметь: различать однокоренные слова и формы слова, нулевое окончание; производить морфемный разбор | |
110 | Основа слова и окончание | Урок усвоения новых знаний | Способы выделения окончания и основы слова. Окончание как средство связи слов в предложении. | Знать: способы словоизменения, неизменяемость служебных частей речи и наречий. Уметь: выделять основу слова и окончание; различать нулевое окончание | |
111-112 | Корень слова | Повторитель но-обобщающий урок | Корень слова. Однокоренные слова и формы слова. Морфемный разбор. | Знать: лексическое значение слова и закрепленность его в корне. Уметь: различать однокоренные слова и формы слова, производить морфемный разбор | |
113 | Корень слова. Исторические изменения в составе слова | Комбинированный урок | Корень слова. Исторические изменения в составе слова. Понятие об этимологии. Этимологические словари русского языка | Знать: понятие корень, его функции, корневые орфограммы, выделять корень, используя разные способы, | |
114 | Приставка. Суффиксы | Урок закрепления изученного | Приставка как словообразовательная морфема и как значимая часть слова. Членение слова на морфемы | Знать: словообразовательную роль приставки; приставки существительных, прилагательных, глаголов. Уметь: выделять приставки в слове, различать приставки и предлоги | |
115 | Р/Р Функциональные стили речи. Разговорный стиль | Урок развития речи | Стиль как задача и условие общения. Разговорный стиль и его признаки. Особенности языковых средств разговорного стиля. | Уметь различать разговорный и книжный стили речи, понимать задачи и условия общения, выявлять признаки разговорного стиля (неофициальная обстановка, задача - поделиться впечатлениями), языковые особенности разговорного стиля | |
116 | Чередование гласных звуков в корне | Урок усвоения новых знаний 1 | Организация совместной учебной деятельности, анализ информации, представленной в виде таблиц, схем, моделей; использование для решения практических задач слова | Знать основные варианты чередования гласных в корне слова, видеть чередования, обозначать на письме, проверять наличие чередований путем подбора и сопоставления однокоренных слов или их форм с чередующимися звуками, отличать корни с чередующимися гласными от корней с безударными гласными | |
117 | Чередование гласных и согласных звуков в корне слов. | Урок закрепления изученного | Основные варианты чередования гласных в корнях слов. Полногласные и неполногласные чередования. | Уметь выделять морфемы с беглыми гласными, с полногласными и неполногласными сочетаниями, находить чередования, графически обозначать, безошибочно писать слова с чередованиями, объяснять написания слов, привлекая знания об их происхождении, обращаясь к словарям, объяснять значение и сферу употребления слов с полногласными и неполногласными сочетаниями | |
118 | Морфемный разбор слова | Повторительно-обобщающий урок | Разбор слова по составу. Алгоритм морфемного разбора. | Уметь разбирать по составу слова, относящиеся к различным частям речи, с указанием характерных морфем, находить орфограммы в морфемах, сопоставлять слова, имеющие корни-омонимы, пользоваться морфемными словарями | |
119 | Р. Р.Книжные стили. Научный стиль речи | Урок развития речи | Творческая работа; создание текстов определенного жанра | Уметь: создавать текст заданного стиля, редактировать текст | |
120 | Правописание корней с чередованием гласных А-О. в корнях -ЛАГ-/-ЛОЖ- | Урок усвоения новых знаний | Орфограммы – гласные в корнях с чередованием. Опознавательные признаки орфограмм гласных в корнях с чередованием. Алгоритм выбора написания гласной в корнях с чередованием | Знать условия выбора О-А в корнях ЛАГ - ЛОЖ, уметь находить орфограмму в морфеме, графически ее обозначать, применять правила на письме в условиях создания текста и при написании аудируемого текста, использовать элементы этимологического анализа для объяснения орфограммы, соблюдать нормы употребления глаголов КЛАСТЬ-ПОЛОЖИТЬ | |
121 | Правописание гласных в корнях -КАС-/-КОС- | Урок усвоения новых знаний | Знать условия выбора О-А в корнях КАС-КОС, уметь находить орфограмму в морфеме, графически ее обозначать, применять правила на письме в условиях создания текста и при написании аудируемого текста, использовать элементы этимологического анализа для объяснения орфограммы | ||
122 | Правописание гласных А-О в корнях -РАСТ-/-РАЩ-/ -РОС- | Урок усвоения новых знаний | Орфограммы – гласные в корнях с чередованием. Опознавательные признаки орфограмм гласных в корнях с чередованием. Алгоритм выбора написания гласной в корнях с чередованием | Знать условия выбора О-А в корнях РАСТ-РАЩ-РОС, уметь находить орфограмму в морфеме, графически ее обозначать, применять правила на письме в условиях создания текста и при написании аудируемого текста, использовать элементы этимологического анализа для объяснения орфограммы | |
123 | Правописание гласных А-О в корнях -ГОР -/-ГАР -, -ЗОР-/-ЗАР - | Урок усвоения новых знаний | Знать условия выбора О-А в корнях -ГОР-ГАР-, -ЗОР-ЗАР-, уметь находить орфограмму в морфеме, графически ее обозначать, применять правила на письме | ||
124 | Правописание корней с чередованием Е-И, -А(Я) /-ИМ / -ИН- | Урок усвоения нового материала | Знать условия выбора орфограмм, опознавать слова с орфограммой в тексте, обосновывать выбор написания | ||
125-126 | Р.Р. Изложение текста с изменением лица | Урок развития речи | Творческая работа; создание текстов определенного жанра | Уметь: создавать текст заданного стиля, редактировать текст | |
127 | Обобщение и систематизация по теме «Морфемика» | Повторитель но-обобщающий урок | Правописание чередующихся гласных и согласных в корне слова | Уметь выделять морфемы на основе смыслового анализа, опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических свойств слова, безошибочно писать слова с чередующейся гласной и согласной в корне, понимать принцип единообразного написания морфем (корней) | |
128 | Контрольная работа за 3 четверть | Урок контроля | Правописание чередующихся гласных и согласных в корне слова | Уметь выделять морфемы на основе смыслового анализа, опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических свойств слова, безошибочно писать слова с чередующейся гласной и согласной в корне, понимать принцип единообразного написания морфем (корней), уметь воспроизводить аудируемый текст, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы Уметь делать анализ допущенных в работе ошибок. | |
129 | Анализ контрольной работы | Урок коррекции | Работа над ошибками, допущенные в диктанте и грамматическом задании. | Уметь выделять морфемы на основе смыслового анализа, опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических свойств слова, безошибочно писать слова с чередующейся гласной и согласной в корне, понимать принцип единообразного написания морфем (корней), уметь воспроизводить аудируемый текст, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы Уметь делать анализ допущенных в работе ошибок. | |
130 | Правописание приставок, не изменяющихся на письме | Повторительно-обобщающий урок | Принцип единообразного написания морфем. Согласные и гласные буквы в приставках. | Понимать принцип единообразного написания приставок, уметь опознавать приставки, написание которых не изменяется, производить по необходимости этимологический анализ слов, объясняя исторические изменения в структуре слова Знать приставки, которые всегда пишутся без изменения. Уметь: отличать приставки от предлогов и правильно писать их. | |
131 | Приставка С- | Урок закрепления изученного | Принцип единообразного написания морфем. Согласные и гласные буквы в приставках. Правописание приставки С- | Уметь не смешивать правописание приставки С - и приставок на - 3 (С )-, объяснять значение приставки С - , образовывать новые слова, опознавать слова с приставкой С -по значению слова Понимать правило, имеющее фонетическую основу, различать на слух звонкие и глухие согласные звуки, правильно писать приставки на - 3 - (-С), уметь объяснять значения приставок и их роль в образовании слов | |
132-133 | Правописание приставок, оканчивающихся на -З(-С) | Урок усвоения нового материала | Звонкие и глухие согласные. Алгоритм рассуждения при выборе написания приставок на –З (-С) | Понимать правило, имеющее фонетическую основу, различать на слух звонкие и глухие согласные звуки, правильно писать приставки на - 3 - (-С), уметь объяснять значения приставок и их роль в образовании слов Уметь различать приставку С -, и приставки на - 3- (-С), применять правило написания, объяснять значения приставок, производить синонимичную замену слов с приставкой на согласную | |
134 | Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный | Урок усвоения нового материала | Тематический диктант, самостоятельная работа, чтение учебных текстов, письмо с «окошками» | Уметь находить корни, приставки, которые оканчиваются на согласный, выделять их в слове, правильно воспринимать звучание слова на стыке корня и приставки | |
135-136 | Р/Р Изложение, близкое к тексту. К.Г.Паустовский «Первый снег» | Уроки развития речи | Тема, основная мысль, стиль текста, средства связи предложений в тексте, простой План | Понимать основное содержание текста, воспринимать его на слух, разбивать на смысловые части, составлять простой план, определять тему, основную мысль, стиль текста, средства связи предложений, подробно пересказывать текст, соблюдая нормы | |
137-138 | Правописание приставок -ПРИ- и -ПРЕ- | Урок усвоения нового материала | Условия выборанаписания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-. Алгоритм выбора написания. Трудные случаи написания. | Знать значения приставок ПРЕ- и ПРИ-, уметь сопоставлять пары однокоренных слов с приставками ПРЕ-/ПРИ-, различать их написание по значению | |
139 | Р/Р Типы речи | Урок развития речи | Описание. Повествование. Рассуждение. | Понимать зависимость типа речи от содержания, различать тексты разных типов речи при сопоставлении по вопросам, анализировать готовые тексты разных типов речи | |
140 | Основные способы образования слов | Урок усвоения нового материала | Морфема как значимая часть слова. Лексическое значение слова. Схема словообразовательного анализа слова. Этимологический словарь. | Знать основные способы образования слов, уметь соотносить слово с исходным и выявлять словообразующие морфемы, производить словообразовательный разбор | |
141 | Сложные и сложносокращенные слова | Урок усвоения нового материала | Способы сложения. Сложносокращенные слова. Род сложносокращенных слов. | Знать различные виды сложения, виды сложносокращенных слов по способу их образования; уметь: согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени; различать разные виды сложения: сложение без соединительной гласной, с соединительной гласной, с одновременным присоединением суффикса; определять род сложносокращенных слов; пользоваться словарем | |
142 | Систематизация и | Повторительно-обобщающий урок | Орфограммы, изученные в теме «Морфемика. Словообразова¬ ние. Орфография». Членение слова на морфемы. Словообразовательный и морфемный разбор. Правописание корней и приставок | Уметь определять основные способы образования слов, безошибочно писать морфемы с опорой на морфемно-словообразовательный анализ слова, понимать семантические и стилистические различия слов-паронимов, уметь избегать смешения паронимов, восстанавливать пропущенные части словообразовательной цепочки, разбирать слова по составу на основе смыслового и словообразовательного анализа | |
143 | Тест по теме «Морфемика. Словообразова¬ ние. Орфография» | Урок контроля | Членение слова на морфемы. Словообразовательный и морфемный разбор. Правописание корней и приставок | Уметь определять основные способы образования слов, безошибочно писать морфемы с опорой на морфемно-словообразовательный анализ слова, понимать семантические и стилистические различия слов-паронимов, уметь: избегать смешения паронимов, восстанавливать пропущенные части словообразовательной цепочки, разбирать слова по составу на основе смыслового и словообразовательного анализа | |
144 | Р/Р Повествовать - значит рассказывать | Создание текста определённого жанра, творческая работа | Понимать особенности Строения текста- повествования: знать: различные способы развития основной мысли, передачи последовательности действий, уметь: создать рассказ как повествовательный жанр на основе анализа готового текста, серию рисунков воображаемого сюжета, использование различных форм повествования: от 3 лица, от 1 лица | ||
VI | Лексикология. Фразеология. (14+4+1) | ||||
145 | Лексикология как раздел науки о языке. | Урок усвоения нового материала | Словарное богатство русского языка. Лексическое значение слова. Словарная статья толкового словаря. | Знать, что называется лексическим и грамматическим значением слова, виды толковых словарей, основные способы объяснения лексического значения слова, уметь различать лексическое и грамматическое значение слова, определять значение слова с опорой на морфемное строение | |
146 | Однозначные и многозначные слова | Урок усвоения нового материала | Однозначные и многозначные слова. Лексическое богатство русского языка как источник выразительности речи | Знать понятия «однозначное» и «многозначное» слово, как строится в словаре статья, дающая информацию о многозначности слова, уметь выбирать значение многозначного слова, соответствующее речевой ситуации, употреблять слова с учетом их лексического значения | |
147 | Прямое и переносное значение | Урок усвоения изученного | Прямое и переносное значение слова. Понимание основания для переноса наименования (сходство, сложность объектов или признаков) | Знать понятия «однозначное» и «многозначное» слово, как строится в словаре статья, дающая информацию о многозначности слова, уметь выбирать значение многозначного слова, соответствующее речевой ситуации, употреблять слова с учетом их лексического значения | |
148 | Омонимы | Урок усвоения нового материала | Понятие омонима. Употребление омонима. | Знать, чем отличаются омонимы от многозначных слов, уметь находить их в толковом словаре, различать виды омонимов, анализировать значение, строение, написание различных видов омонимов, уместно употреблять в речи | |
149 | Синонимы | Урок усвоения нового материала | Синонимы как средство толкования лексического значения слова. Основное свойство синонимов. Оттенки значения и особенности употребления синонимов. | Знать: определение синонимов, разные типы синонимов: смысловые, стилистические, текстовые. Уметь: составлять синонимические ряды, различать типы синонимов. | |
150 | Антонимы | Урок усвоения изученного | Антоним как средство выразительности речи, способы связи предложений и фрагментов высказывания. | Знать, что такое антонимы, их стилистическую роль, уметь пользоваться словарем антонимов для выбора наиболее точного слова для выражения мысли, подбирать антонимы к слову, находить их в тексте, употреблять в речи | |
151 | Р/Р Описание предмета | Урок развития речи | Композиция описания. Особенности художественного описания. | Знать строение текста-описания, различать описание художественное, деловое, научное, виды описания, особенности строения описания предмета (что? какое?), опознавать приметы художественного стиля в описании (авторский взгляд на описываемый предмет, эмоционально-оценочные | |
152 | Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении | Урок усвоения нового материала | Общеупотребительная лексика. Слова, ограниченные в употреблении. | Знать различия слов русского языка по сфере употребления, нормы употребления неуместность использования диалектизмов и общеупотребительных слов в обиходной речи, в художественном произведении | |
153 | Устаревшие слова | Урок усвоения нового материала | Исторические процессы изменения лексики русского языка. Архаизмы и историзмы. | Знать причины выхода из общего употребления слов в русском языке, уметь различать архаизмы и историзмы, пользоваться словарем для определения значения устаревших слов | |
154 | Неологизмы | Урок усвоения нового материал | Исторические процессы расширения лексики русского языка. Неологизмы. | Знать причины появления новых слов в русском языке, уметь различать общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы, определять роль неологизмов в тексте, уместно употреблять их | |
155 | Заимствованные слова | Урок усвоения нового материала | Процессы расширения лексики русского языка. Этимологические словари. | Понимать закономерность обогащения одного языка за счет заимствования слов из других языков, уметь узнавать происхождение слов по «внешним» приметам, определять способы заимствования, оценивать речь с точки зрения целесообразности и уместности использования иноязычных слов, пользоваться словарями иностранных слов | |
156 | Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Сфера их употребления. | Урок закрепления изученного | Стили речи. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Сфера их употребления. | Уметь определять сферу | |
157 | Р.Р. Как описать животное? | Урок развития речи. | Типы и стили речи. План текста. Выразительные средства речи. | Уметь: составлять план будущего сочинения, следовать плану в описании, употреблять в описании средства художественной выразительности. | |
158 | Фразеологизмы | Урок усвоения нового материала | Фразеологизмы как крылатые выражения. | Понимать, что фразеологизмы, крылатые выражения, пословицы, поговорки - это отражение истории, культуры, морали, обычаев народа, понимать значения фразеологизмов, уместно использовать в собственной речи, замечать в чужой речи и оценивать уместность употребления, понимать сходство и различие фразеологизмов со словом и словосочетанием, специфику фразеологизма по сравнению со свободным словосочетанием | |
161 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Лексика» | Повторительно-обобщающий урок | Лексическое значение слова и его стилистическая принадлежность. | Уметь определять лексическое значение слов и фразеологизмов; употреблять слова и фразеологизмы в речи в соответствии с их лексическим значением и стилистическими свойствами; определять уместность употребления синонимов, антонимов, фразеологизмов в художественном тексте, уместность и умеренность использования в речи лексики ограниченного употребления; определять тему, основную мысль текста, тип речи, производить языковой анализ отдельных элементов текста; проверять правописание и пунктуацию | |
161 | Контрольная работа по теме «Фразеология. Лексикология». | Урок контроля | Самостоятельная работа | Уметь создавать устное высказывание научного стиля, сохраняя тему, развивая основную мысль, пользоваться разными видами словарей в процессе создания выступления, выражать свое отношение к предмету речи. | |
162 | Р.Р. Выразительные средства языка. Метафора. | Урок развития речи. | Метафора как средство выразительности речи. | Знать: суть метафоры как скрытого сравнения, основанного на переносном значении слова. Уметь: видеть метафоры в текстах загадок, стихотворений, создавать свои загадки (примеры) на основе метафор. \ | |
VII | Систематизация изученного в 5 классе ( 8 + 0+ 1) | ||||
163 | Синтаксис и пунктуация. Знаки препинания в простом предложении | Повторительно-обобщающие уроки | Синтаксис и пунктуация простого и сложного предложения. | Уметь выделять словосочетание в предложении, распознавать и конструировать | |
164 | Правописание гласных и согласных в корне | Повторительно-обобщающие уроки | Орфографические правила, вызывающие затруднения у детей. | Уметь опираться на основной принцип написания морфем: сохранение единообразного их облика (независимо от звучания), обнаруживать орфограммы в корнях слов, группировать слова по видам орфограмм, подбирать однокоренные проверочные слова на основе словообразовательного толкования слов | |
165 | Употребление синонимов, антонимов и фразеологизмов в речи | Повторительно-обобщающие уроки | Уместность и точность словоупотребления. | Уместно использовать синонимы и антонимы для обогащения речи, выбора наиболее точного слова, для выражения мысли; использовать синонимы в речи с учетом их стилистической окрашенности, как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора; толковать значения фразеологизмов, уместно употреблять их в речи | |
166 | . Употребление в речи этикетных слов | Повторительно-обобщающие уроки | Грамматические и речевые нормы употребления слов в русском языке. | Уметь использовать речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности с учетом речевой ситуации, употреблять существительные с основными орфоэпическими, лексическими и грамматическими нормами, оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления, произношения | |
167 | Основные нормы построения текста | Повторительно-обобщающие уроки | Творческая работа; создание текстов определенного жанра | Владеть основными нормами построения текста: соответствие текста теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану), правильное выделение абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте | |
168 | Итоговый мониторинг. | Урок контроля | Орфограммы и пунктограммы, изученные в 5 классе | Уметь озаглавливать текст, определять тему, основную мысль, тип речи, производить языковой анализ отдельных элементов текста (фонетический, словообразовательный, лексический, морфологический разбор имен существительных, синтаксический анализ словосочетаний и предложений), анализ правописания отдельных слов и пунктуации | |
169-170 | Систематизация и обобщение пройденного в 5 классе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
Рабочая программаРусский язык. 10 кл.
Пояснительная записка • Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне «Русский язык». • Примерная программа " Просвещение" (ФГОС). • Учебн...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...