Урок русского языка в 5 классе "Имя прилагательное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект урока русского языка для 5 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_russkogo_yazyka_v_5_klasse_uchitel_kapustina_v.i._26.09.18.docx | 28.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи»
Цель деятельности учителя: актуализировать и восстановить знания об имени прилагательном, углубить понятия о роли прилагательных в речи, формировать умения правильного выбора падежных окончаний прилагательных.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать характеристику имени прилагательного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; роль употребления прилагательных в речи; уметь рассказать об имени прилагательном в форме рассуждения; определять морфологические признаки прилагательного; употреблять прилагательные в речи.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Личностные: испытывать желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал, таблицы на доску.
Ход урока
1.Мотивация к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Погода сегодня ненастная, а вот настроение у нас поднимется от улыбки. Улыбнитесь себе, подарите улыбку друг другу, улыбнитесь мне. И давайте на такой замечательной ноте начнем наш урок.
Хорошо проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку … (хором: «Пять!»)
Мы будем работать активно, творчески, с интересом и с удовольствием, не бойтесь ошибиться! Помогайте друг другу! Помните: не ошибается тот, кто ничего не делает. Внимательно выслушивайте выступления своих одноклассников, мы ведь учимся друг у друга. И, конечно же, постарайтесь сделать работу интересной и полезной для себя и других.
Открыли тетради, записали число, классная работа.
2. Актуализация знаний.
- Проверим, как вы усвоили теоретический материал. Отвечайте на вопросы полным ответом.
- Что такое морфология?
- На какие группы делятся части речи?
- Назовите самостоятельные части речи.
- Назовите служебные части речи.
- Чем отличаются самостоятельные и служебные части речи?
- Что такое орфография?
- Что такое морфологический разбор?
- Какой цифрой он обозначается?
- Что такое имя существительное?
- Назовите общее грамматическое значение имени существительного.
- Назовите начальную форму имени существительного.
- Назовите постоянные морфологические признаки имени существительного.
- Назовите непостоянные морфологические признаки имени существительного.
- Какова синтаксическая роль имени существительного?
- Молодцы, ребята! Вы хорошо усвоили материал.
3. Формулировка темы урока.
- А теперь послушайте стихотворение. В нём спряталась тема нашего сегодняшнего урока.
Я слово ищу необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
Его называют ещё …(прилагательное)
- Как вы думаете, как будет называться тема нашего урока?
- Правильно, «Имя прилагательное». Запишите тему в тетрадь.
4. Определение цели урока.
- Что будет целью нашего урока?
- Правильно, наша цель: вспомнить → узнать → научиться. На уроке мы вспомним то, что изучили о прилагательном в начальной школе и узнаем много интересного, сделаем выводы о роли прилагательных в нашей речи.
5. Работа по теме урока.
1) Обсуждение вопросов:
- Что называется прилагательным?
- Начальная форма прилагательного?
- С какой частью речи согласуются прилагательные?
- Как изменяются прилагательные?
- Какова синтаксическая роль прилагательных в предложении?
2) Работа с учебником «Теория»
Выборочное чтение п. 5.
3) Наблюдение. Упр. 74 (у доски и в тетрадях)
- Прочитайте текст стихотворения.
- Как вы понимаете слова «овин», «ток»?
(Ови́н — хозяйственная постройка, в которой сушили снопы перед молотьбой.
Ток – площадка, где взвешивают, очищают, сушат и временно хранят зерно.)
- Укажите в тексте прилагательные.
- Как вы это определили?
- Выпишите прилагательные вместе с существительными, от которых они зависят. В скобках запишите вопрос, обозначьте орфограмму «Безударные гласные в окончаниях прилагательных» (с.29).
4) Тренировочные упражнения.
Игра «Кто больше?» (по вариантам)
- Запишите как можно больше прилагательных к данному слову, выделите окончания.
1 вариант – котёнок (мягкий, теплый, пушистый, забавный, маленький, прехорошенький, усатый, игривый, шустрый, очаровательный, шаловливый)
2 вариант – яблоко (круглое, душистое, вкусное-превкусное, сочное, ароматное, краснобокое)
Составление словосочетаний «прил.+сущ.)
Аккуратный погода
Фарфоровая рассказ
Интересный чашка
Ненастная ученик
Вкусный хвост
Лисий пирог
Физкультминутка
«Руки подняли и покачали…»
Задание «Просклоняй-ка» (у доски и в тетрадях)
1 ряд – осенний день
2 ряд – чудесное утро
3 ряд – золотая осень
Морфологический разбор прилагательного (у доски и в тетрадях) Упр. 78.
- Запишите предложение из упр. 78, найдите прилагательные, произведите их морфологический разбор.
Работа в группах.
Задание: вставьте вместо точек подходящие по смыслу прилагательные в нужной форме, выделите окончания. Определите род, число, падеж прилагательных.
… осенью выпадает первый снег. Земля словно наряжается в … платье. Первый снег делает чудеса. Увидишь реку в это время и остановишься в изумлении. … вода темнеет среди … берегов. А как красив … лес!
(Поздний, белый, синий, белоснежный, лиственный)
Творческое задание.
- Придумайте и запишите три предложения про осень, используя прилагательные. Подчеркните прилагательные как члены предложения, выделите окончания.
6.Рефлексия деятельности (итог урока):
- Какую цель мы ставили на уроке?
1.Узнавать имя прилагательное.
2.От существительного задавать вопрос к прилагательному, чтобы определить род, число, падеж имени прилагательного.
- Достигли её? Докажите. Оцените свою деятельность и своих одноклассников.
- Что называется прилагательным?
- С какой частью речи согласуются прилагательные?
- Как изменяются прилагательные?
- Как можно использовать прилагательные в речи?
1.Прилагательные можно использовать в прямом и переносном значении.
2.В описании живой природы можно использовать приём олицетворения, звукописи.
3. При помощи определений-прилагательных можно характеризовать человека, героев художественного произведения.
Закончите фразы
- Сегодня я узнал …
- Мне понравилось…
- Мне было трудно выполнить …
- Чтобы достичь лучшего результата, мне нужно…
Оцените свою работу на уроке (таблица).
Красный кружок: Отлично!
Зелёный квадратик: Хорошо!
Синий треугольник: Пока не очень хорошо, но я буду стараться.
7. Домашнее задание.
Т. п. 5, упр. 76, 77 (устно подготовиться к диктанту).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.
Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...
Урок русского языка на тему "Деепричастие как часть речи"
Презентация к уроку-экскурсии по родному селу....
Урок русского языка в 7 классе СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
Технология естественного обучения Термин "технология естественного обучения" введен Н.Н. Суртаевой и подробно описан в ее диссертационном исследовании (1995). В основу данной технологии положены идеи ...
Урок русского языка по теме "частица как часть речи"
Урок русского языка по теме "частица как часть речи"...
План-конспект и презентация к уроку русского языка по теме :"Прилагательное как часть речи"
Конспект урока разработан с учетом новых требований ФГОС, с указанием ЭОР....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Проект урока русского языка 7 класс «Частица как часть речи. Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения и в образовании форм глагола».
Данная работа поможет учителю за короткий срок поможет Вам подготовиться к уроку по данной теме за короткий срок....