Урок русского языка в 5 классе "Имя прилагательное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Капустина Вера Ивановна

Конспект урока русского языка для 5 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи» 

Цель деятельности учителя: актуализировать и восстановить знания об имени прилагательном, углубить понятия о роли прилагательных в речи, формировать умения правильного выбора падежных окончаний прилагательных.

Планируемые образовательные результаты:

 Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать характеристику имени прилагательного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; роль употребления прилагательных в речи; уметь рассказать об имени прилагательном в форме рассуждения; определять морфологические признаки прилагательного; употреблять прилагательные в речи.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: испытывать желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя  как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал, таблицы на доску.

Ход урока

1.Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Погода сегодня ненастная, а вот настроение у нас поднимется от улыбки. Улыбнитесь себе, подарите улыбку друг другу, улыбнитесь мне. И давайте на такой замечательной ноте начнем наш урок.

Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку … (хором: «Пять!»)

Мы будем работать активно, творчески, с интересом и с удовольствием, не бойтесь ошибиться! Помогайте друг другу! Помните: не ошибается тот, кто ничего не делает. Внимательно выслушивайте выступления своих одноклассников, мы ведь учимся друг у друга. И, конечно же, постарайтесь сделать работу интересной и полезной для себя и других.

Открыли тетради, записали число, классная работа.

2. Актуализация знаний.

- Проверим, как вы усвоили теоретический материал. Отвечайте на вопросы полным ответом.

- Что такое морфология?

- На какие группы делятся части речи?

- Назовите самостоятельные части речи.

- Назовите служебные части речи.

- Чем отличаются самостоятельные и служебные части речи?

- Что такое орфография?

- Что такое морфологический разбор?

- Какой цифрой он обозначается?

- Что такое имя существительное?

- Назовите общее грамматическое значение имени существительного.

- Назовите начальную форму имени существительного.

- Назовите постоянные морфологические признаки имени существительного.

- Назовите непостоянные морфологические признаки имени существительного.

- Какова синтаксическая роль имени существительного?

- Молодцы, ребята! Вы хорошо усвоили материал.

3. Формулировка темы урока.

- А теперь послушайте стихотворение. В нём спряталась тема нашего сегодняшнего урока.

  Я слово ищу необычное, звучное,

  Особое, сильное, самое лучшее,

  Короткое, длинное, красное, синее,

  Неброское, яркое, очень красивое,

  Оно уменьшительное или ласкательное,

  Его называют ещё …(прилагательное)

- Как вы думаете, как будет называться тема нашего урока?

- Правильно, «Имя прилагательное». Запишите тему в тетрадь.

4. Определение цели урока.

- Что будет целью нашего урока?

- Правильно, наша цель: вспомнить →  узнать → научиться. На уроке мы вспомним то, что   изучили о прилагательном в начальной школе и узнаем много интересного, сделаем выводы  о роли прилагательных в нашей речи.

5. Работа по теме урока. 

1) Обсуждение вопросов:

- Что называется прилагательным?

- Начальная форма прилагательного?

- С какой частью речи согласуются прилагательные?

- Как  изменяются прилагательные?

- Какова синтаксическая роль прилагательных в предложении?

2) Работа с учебником «Теория»

Выборочное чтение п. 5.

3) Наблюдение. Упр. 74 (у доски и в тетрадях)

- Прочитайте текст стихотворения.

- Как вы понимаете слова «овин»,  «ток»?

(Ови́н — хозяйственная постройка, в которой сушили снопы перед молотьбой.

Ток – площадка, где взвешивают, очищают, сушат и временно хранят зерно.)

- Укажите в тексте прилагательные.

- Как вы это определили?

- Выпишите прилагательные вместе с существительными, от которых они зависят. В скобках запишите вопрос, обозначьте орфограмму «Безударные гласные в окончаниях прилагательных» (с.29).

4) Тренировочные упражнения. 

Игра «Кто больше?» (по вариантам)

- Запишите как можно больше прилагательных к данному слову, выделите окончания.

1 вариант – котёнок (мягкий, теплый, пушистый, забавный, маленький, прехорошенький, усатый, игривый, шустрый, очаровательный, шаловливый)

2 вариант – яблоко (круглое, душистое, вкусное-превкусное, сочное, ароматное, краснобокое)

Составление словосочетаний «прил.+сущ.)

Аккуратный                                               погода

Фарфоровая                                               рассказ

Интересный                                               чашка

Ненастная                                                  ученик

Вкусный                                                     хвост

Лисий                                                          пирог

Физкультминутка

«Руки подняли и покачали…»

Задание «Просклоняй-ка» (у доски и в тетрадях)

1 ряд – осенний день

2 ряд – чудесное утро

3  ряд – золотая осень

Морфологический разбор прилагательного (у доски и в тетрадях) Упр. 78.

- Запишите предложение из упр. 78, найдите прилагательные, произведите их морфологический разбор.

Работа в группах.

Задание: вставьте вместо точек подходящие по смыслу прилагательные в нужной форме, выделите окончания. Определите род, число, падеж прилагательных.

… осенью выпадает первый  снег. Земля словно наряжается в … платье. Первый снег делает чудеса. Увидишь реку в это время и остановишься в изумлении.   … вода темнеет среди … берегов. А как красив … лес!


(Поздний, белый, синий, белоснежный, лиственный)

Творческое задание.

- Придумайте и запишите три предложения про осень, используя прилагательные. Подчеркните прилагательные как члены предложения, выделите окончания.

6.Рефлексия деятельности (итог урока):

 - Какую цель мы ставили на уроке?

1.Узнавать имя прилагательное.

2.От существительного задавать вопрос к прилагательному, чтобы определить род, число, падеж имени прилагательного.

- Достигли её? Докажите. Оцените свою деятельность и своих одноклассников.

- Что называется прилагательным?

- С какой частью речи согласуются прилагательные?

- Как  изменяются прилагательные?

- Как можно использовать  прилагательные в речи?

1.Прилагательные можно использовать в прямом и переносном значении.

2.В описании живой природы можно использовать приём олицетворения, звукописи.

3. При  помощи определений-прилагательных можно характеризовать человека,  героев художественного произведения.

Закончите фразы

  • Сегодня я узнал …
  • Мне понравилось…
  • Мне было трудно  выполнить …
  • Чтобы достичь лучшего результата, мне нужно…

Оцените свою работу на уроке (таблица).

Красный кружок: Отлично!

Зелёный квадратик: Хорошо!

Синий треугольник: Пока не очень хорошо, но я буду стараться.

7. Домашнее задание.

Т. п. 5, упр. 76, 77 (устно подготовиться к диктанту).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.

Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...

Урок русского языка на тему "Деепричастие как часть речи"

Презентация к уроку-экскурсии по родному селу....

Урок русского языка в 7 классе СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Технология естественного обучения Термин "технология естественного обучения" введен Н.Н. Суртаевой и подробно описан в ее диссертационном исследовании (1995). В основу данной технологии положены идеи ...

Урок русского языка по теме "частица как часть речи"

Урок русского языка по теме "частица как часть речи"...

План-конспект и презентация к уроку русского языка по теме :"Прилагательное как часть речи"

Конспект урока разработан с учетом новых требований ФГОС, с указанием ЭОР....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...