Тема:"НЕ с прилагательными"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Насибуллина Гульназ  Салиховна

Разработка  урока русского языка  в  6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_6_klasse._ne_s_prilagatelnymi.docx28.74 КБ

Предварительный просмотр:

Насибуллина  Гульназ  Салиховна,  учитель русского языка и  литературы.

Разработка  урока русского языка  в  6 классе.

Тема:"НЕ с прилагательными"

Класс: 6

Предмет: русский язык

        

Учебник: «Русский язык. 6 класс», Москва, «Просвещение», 2016г., автор: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, Н.В.Ладыженская, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба.

Название раздела, темы: Морфология. Прилагательное.

Тема урока: «Не с прилагательными»

Цели урока:

1.  Образовательные: познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы «Правописание НЕ с  прилагательными».

2. Практические: совершенствовать умения писать слова с изученной орфограммой; формировать орфографическую  зоркость.

3.   Воспитательные: воспитывать чувство уважения и любви к  Родине, природе,  чувство прекрасного, приобщить к музыке, живописи, совершенствовать читательский вкус.

4.  Развивающие: обогащать  словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.

Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий

                        Планируемые результаты:

познавательные УУД:  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

личностные УУД:  установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

коммуникативные УУД: планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник,  карточки с текстом, алгоритм; словари русского языка (орфографический,  толковый, фразеологический).

Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля.

Литература:

  1. «Нестандартные уроки. Русский язык. 5 – 11»,автор-составитель Н. А.Шарова, Волгоград, 2010
  2. «Уроки русского языка в 6 классе», 2 части, автор-составитель: Н. О. Крамаренко, Волгоград, 2005
  3. Популярное пособие для родителей и педагогов «И учеба, и игра: русский язык», авторы: Т. И. Тарабарина, Е. И.  Соколова.
  4. Учебник «Русский язык. 6 класс», Москва, «Просвещение», 2011, авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова.

Ресурсы сети Интернет:

1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (http://festival.1september.ru)

2. Разработки уроков, презентации, конспекты занятий (  http://www.testsoch.com)  

Ход урока

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организация начала занятия

личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Включение детей в деятельность.

Учитель:  - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Наш  урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!»

Включение в работу, самоопределение

Мотивация к учебной деятельности

коммуникативные УУД: определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи;

 личностные:

самоопределение, установление связи  между целю учения и  ее его мотивом, проявлять интерес к изучению темы.

регулятивные:

целеполагание

Учитель:  - Ребята, как вы считаете, обязательно ли писать грамотно? Может, достаточно того, что мы умеем правильно говорить?

(чтение стихотворения «Кабутта»)

У Оли в тетрадке

Опять непорядки.

Писала в два утра,

Писала в три утра,

Я вижу – написано

Слово «кабутта»…

Может, это зверюшка из леса,

Не простая –  в сапожки обута?

Или, может, Кабутта –

Это город на синем просторе?

Есть же город Одесса,

Там, где синее Черное море…

Но мама пришла,

А за нею сестра.

Встречаю с тетрадкой сестру у дверей:

 - Волшебное слово в тетрадке твоей!

Но мама  подходит

И смотрит с улыбкой:

 - ведь это «как будто»,

но только с ошибкой. –

так вот что такое

Кабутта, Кабутта,

Ведь это простое

«Как будто», «как будто».

Н. Слепакова

 - Почему Олю не поняли?

 - Важно ли быть грамотным?

Обучающиеся  делают вывод о том, что грамотным необходимо быть, но для этого нужно учить русский язык.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации  и ее использование, постановка и формулирование проблемы.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: целеполагание, самоконтроль знаний

1.Творческий объяснительный диктант

Недоверие, не опоздаем, не любишь  неправду, незабудка, негодовать, невежество; не друг, а неприятель; не тороплюсь.

  - Каково лексическое значение слов НЕГОДОВАТЬ, НЕВЕЖЕСТВО?

Обучающиеся  работают индивидуально, после чего сверяют с эталоном на доске.

Толкование слов «негодовать», «невежество».

Обращение к толковому словарю во время работы

Постановка цели деятельности («Открытие» детьми нового знания)

постановка и решение проблемы:   формулирование задач и целей урока;

познавательные: применение методов информационного поиска

коммуникативные:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

регулятивные:  коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия)

2. Самоопределение  к де6ятельности

1) Образуйте от существительных, которые ы только что записали, полные и краткие прилагательные там, где это возможно. (Недоверие – недоверчивый-недоверчив, неправда-неправдивый-неправдив, невежество-невежественный-невежественен, неприятель-неприятельский).

2) Как пишется не сэтими  прилагательными?  Почему? (Как  и в случае с существительными, не  с прилагательными пишется слитно, если слово  не употребляется без не (недоверчивый –подозрительный, неправдивый-лживый, неприятельский-вражеский).)

3) Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?  (Познакомиться  с  условиями слитного и раздельного  написания не с прилагательными).

4) Сформулируйте цель нашего занятия? Какова его тема?

Работа со словами, поиск цели урока, формулирование темы.

Работа по теме урока

познавательные: фиксирование индивидуального затруднения; выражение своих мыслей;

регулятивные:

поиск и выделение информации: синтез как составление целого из частей; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

предметные:

применение полученного знания; самостоятельное создание способа решения проблемных заданий

1) Обсуждение  вопросов рубрики «Материалы для самостоятельных наблюдений» (с.25).

2) Чтение  правила, образца рассуждения (с.25,26), беседа по прочитанному, комментарий учителя.

-Какие  новые сведения  о правописании  НЕ с полными и краткими прилагательными вы узнали? Заметим, что это правило касается  только  полных и кратких качественных прилагательных. С относительными и притяжательными прилагательными  НЕ  пишется раздельно, является отрицательной частицей: не деревянный стул, не заячий след.

  Предположения, самостоятельная работа с правилом в учебнике

   Самостоятельная  работа с алгоритмом, комментарии.

Первичное закрепление

предметные:

применение полученного знания; самостоятельное создание способа решения проблемных заданий

познавательные:

выдвижение собственных гипотез и  их обоснование; развитие логического и критического мышления.

регулятивные:

формировать опыт сотрудничества в совместном решении задач

Работаем по карточкам: списываем предложение (Не)долги  летни.. ночи! . делаем синтаксический разбор предложения, морфологический разбор прилагательных.

Работа по учебнику:

упражнение: 355

упражнение 356

Работа по рабочей тетради:

Упражнение 69

Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу своего одноклассника.

Задание выполняется сначала индивидуально, затем читается вслух. Высказывание своей точки зрения.

Комментированное письмо.

Самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

Самостоятельное выполнение с последующей взаимопроверкой.

Физкультминутка

регулятивные: личностная   установка  на  здоровый  образ  жизни.

Читаю стихотворение и произвожу действия

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел,

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

Выполняют  по образцу.

Подведение итогов.

Рефлексия деятельности

регулятивные:

рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

личностные:
самооценка;

формулирование и аргументация собственного мнения и учёт разных мнений

познавательные: структурирование знаний,

выбор наиболее эффективных способов решения задач,

логические: анализ объектов  с  целью выделения признаков.

коммуникативные:

владение монологической формой речи, умение полно и чётко выражать свои мысли,

- Давайте обобщим всю информацию о правописании НЕ с  прилагательными.

 - Вспомним, какова была наша цель? Достигли мы ее?

- Расскажите о правописании НЕ с  прилагательными?

- В каких случаях  НЕ с полными и краткими прилагательными пишется раздельно?

- Как пишется НЕ с относительными и притяжательными прилагательными?

Выразите ваши впечатления от урока. Продолжите предложения:

Я  узнал…

Мне понравилось…

Я открыл для себя…

Было интересно…

Выявление особенностей правописания кратких форм прилагательных.

Возвращение к цели урока, ее формулировка, ответы на вопросы.

Домашнее задание

личностные: самоопределение,

регулятивные:  саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний; оценка результатов работы

коммуникативные: инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации;

логические: анализ истинности утверждений.

Предлагаю выбрать любой вариант домашнего задания:

- Подготовьте раздаточный материал по изученному виду орфограммы (карточки с заданиями);

 - Придумайте грамматическую сказку на тему «Приключения НЕ в  королевстве Прилагательного»;

Задание обязательное для выполнения: упражнение 358.

Восстановление учебной мотивации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме:"Способы образования прилагательных. Морфологический разбор прилагательных".

Данный конспект урока можно использовать на уроках русского языка при изучении разделов:"Словообразование" и "Имя прилагательное". Здесь используются разные формы работы и ставятся цели для достижения...

Технологическая карта урока по теме: "Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные".

Цели урока:1. Организовать  наблюдение за  семантико-грамматическими  особенностями качественных прилагательных;2. Учить опознавать качественные прилагательные на основе их семантико-гр...

Открытый урок 5 класс (коррекционный VIII вида) Тема: Изменение имён прилагательных по родам. Роль прилагательных в речи.

Тип урока:Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)Авторы УМК для коррекционных школ:Э. В. Якубовская, Н. Г. ГалунчиковаЦели урока: Цель. Формирование умения определять род имён пр...

Тест по теме "Правописание суффиксов прилагательных. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных"

Тест по теме: "Правописание суффиксов прилагательных .Дефисное и слитное написание сложных прилагательных"...

Конспект урока по теме "Разряды имен прилагательных. Качественные имена прилагательные"

Данный материал содержит конспект урока, презентацию и маршрутный лист. Урок построен по ФГОС, урок объяснения нового материала с элеметами педагогической технологии - критическое мышление...