Тема:"НЕ с прилагательными"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Разработка урока русского языка в 6 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_6_klasse._ne_s_prilagatelnymi.docx | 28.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Насибуллина Гульназ Салиховна, учитель русского языка и литературы.
Разработка урока русского языка в 6 классе.
Тема:"НЕ с прилагательными"
Класс: 6
Предмет: русский язык
Учебник: «Русский язык. 6 класс», Москва, «Просвещение», 2016г., автор: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, Н.В.Ладыженская, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба.
Название раздела, темы: Морфология. Прилагательное.
Тема урока: «Не с прилагательными»
Цели урока:
1. Образовательные: познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы «Правописание НЕ с прилагательными».
2. Практические: совершенствовать умения писать слова с изученной орфограммой; формировать орфографическую зоркость.
3. Воспитательные: воспитывать чувство уважения и любви к Родине, природе, чувство прекрасного, приобщить к музыке, живописи, совершенствовать читательский вкус.
4. Развивающие: обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.
Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий
Планируемые результаты:
познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;
личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
коммуникативные УУД: планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, карточки с текстом, алгоритм; словари русского языка (орфографический, толковый, фразеологический).
Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля.
Литература:
- «Нестандартные уроки. Русский язык. 5 – 11»,автор-составитель Н. А.Шарова, Волгоград, 2010
- «Уроки русского языка в 6 классе», 2 части, автор-составитель: Н. О. Крамаренко, Волгоград, 2005
- Популярное пособие для родителей и педагогов «И учеба, и игра: русский язык», авторы: Т. И. Тарабарина, Е. И. Соколова.
- Учебник «Русский язык. 6 класс», Москва, «Просвещение», 2011, авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова.
Ресурсы сети Интернет:
1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (http://festival.1september.ru)
2. Разработки уроков, презентации, конспекты занятий ( http://www.testsoch.com)
Ход урока
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организация начала занятия | личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция | Включение детей в деятельность. Учитель: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!» | Включение в работу, самоопределение |
Мотивация к учебной деятельности | коммуникативные УУД: определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи; личностные: самоопределение, установление связи между целю учения и ее его мотивом, проявлять интерес к изучению темы. регулятивные: целеполагание | Учитель: - Ребята, как вы считаете, обязательно ли писать грамотно? Может, достаточно того, что мы умеем правильно говорить? (чтение стихотворения «Кабутта») У Оли в тетрадке Опять непорядки. Писала в два утра, Писала в три утра, Я вижу – написано Слово «кабутта»… Может, это зверюшка из леса, Не простая – в сапожки обута? Или, может, Кабутта – Это город на синем просторе? Есть же город Одесса, Там, где синее Черное море… Но мама пришла, А за нею сестра. Встречаю с тетрадкой сестру у дверей: - Волшебное слово в тетрадке твоей! Но мама подходит И смотрит с улыбкой: - ведь это «как будто», но только с ошибкой. – так вот что такое Кабутта, Кабутта, Ведь это простое «Как будто», «как будто». Н. Слепакова - Почему Олю не поняли? - Важно ли быть грамотным? | Обучающиеся делают вывод о том, что грамотным необходимо быть, но для этого нужно учить русский язык. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование, постановка и формулирование проблемы. коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: целеполагание, самоконтроль знаний | 1.Творческий объяснительный диктант Недоверие, не опоздаем, не любишь неправду, незабудка, негодовать, невежество; не друг, а неприятель; не тороплюсь. - Каково лексическое значение слов НЕГОДОВАТЬ, НЕВЕЖЕСТВО? | Обучающиеся работают индивидуально, после чего сверяют с эталоном на доске. Толкование слов «негодовать», «невежество». Обращение к толковому словарю во время работы |
Постановка цели деятельности («Открытие» детьми нового знания) | постановка и решение проблемы: формулирование задач и целей урока; познавательные: применение методов информационного поиска коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации регулятивные: коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия) | 2. Самоопределение к де6ятельности 1) Образуйте от существительных, которые ы только что записали, полные и краткие прилагательные там, где это возможно. (Недоверие – недоверчивый-недоверчив, неправда-неправдивый-неправдив, невежество-невежественный-невежественен, неприятель-неприятельский). 2) Как пишется не сэтими прилагательными? Почему? (Как и в случае с существительными, не с прилагательными пишется слитно, если слово не употребляется без не (недоверчивый –подозрительный, неправдивый-лживый, неприятельский-вражеский).) 3) Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с условиями слитного и раздельного написания не с прилагательными). 4) Сформулируйте цель нашего занятия? Какова его тема? | Работа со словами, поиск цели урока, формулирование темы. |
Работа по теме урока | познавательные: фиксирование индивидуального затруднения; выражение своих мыслей; регулятивные: поиск и выделение информации: синтез как составление целого из частей; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера. предметные: применение полученного знания; самостоятельное создание способа решения проблемных заданий | 1) Обсуждение вопросов рубрики «Материалы для самостоятельных наблюдений» (с.25). 2) Чтение правила, образца рассуждения (с.25,26), беседа по прочитанному, комментарий учителя. -Какие новые сведения о правописании НЕ с полными и краткими прилагательными вы узнали? Заметим, что это правило касается только полных и кратких качественных прилагательных. С относительными и притяжательными прилагательными НЕ пишется раздельно, является отрицательной частицей: не деревянный стул, не заячий след. | Предположения, самостоятельная работа с правилом в учебнике Самостоятельная работа с алгоритмом, комментарии. |
Первичное закрепление | предметные: применение полученного знания; самостоятельное создание способа решения проблемных заданий познавательные: выдвижение собственных гипотез и их обоснование; развитие логического и критического мышления. регулятивные: формировать опыт сотрудничества в совместном решении задач | Работаем по карточкам: списываем предложение (Не)долги летни.. ночи! . делаем синтаксический разбор предложения, морфологический разбор прилагательных. Работа по учебнику: упражнение: 355 упражнение 356 Работа по рабочей тетради: Упражнение 69 Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу своего одноклассника. | Задание выполняется сначала индивидуально, затем читается вслух. Высказывание своей точки зрения. Комментированное письмо. Самостоятельное выполнение с последующей проверкой. Самостоятельное выполнение с последующей взаимопроверкой. |
Физкультминутка | регулятивные: личностная установка на здоровый образ жизни. | Читаю стихотворение и произвожу действия Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся, Взвился вверх и полетел, Солнце утром лишь проснётся, Бабочка кружит и вьётся. | Выполняют по образцу. |
Подведение итогов. Рефлексия деятельности | регулятивные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; личностные: формулирование и аргументация собственного мнения и учёт разных мнений познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач, логические: анализ объектов с целью выделения признаков. коммуникативные: владение монологической формой речи, умение полно и чётко выражать свои мысли, | - Давайте обобщим всю информацию о правописании НЕ с прилагательными. - Вспомним, какова была наша цель? Достигли мы ее? - Расскажите о правописании НЕ с прилагательными? - В каких случаях НЕ с полными и краткими прилагательными пишется раздельно? - Как пишется НЕ с относительными и притяжательными прилагательными? Выразите ваши впечатления от урока. Продолжите предложения: Я узнал… Мне понравилось… Я открыл для себя… Было интересно… | Выявление особенностей правописания кратких форм прилагательных. Возвращение к цели урока, ее формулировка, ответы на вопросы. |
Домашнее задание | личностные: самоопределение, регулятивные: саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний; оценка результатов работы коммуникативные: инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации; логические: анализ истинности утверждений. | Предлагаю выбрать любой вариант домашнего задания: - Подготовьте раздаточный материал по изученному виду орфограммы (карточки с заданиями); - Придумайте грамматическую сказку на тему «Приключения НЕ в королевстве Прилагательного»; Задание обязательное для выполнения: упражнение 358. | Восстановление учебной мотивации. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме:"Способы образования прилагательных. Морфологический разбор прилагательных".
Данный конспект урока можно использовать на уроках русского языка при изучении разделов:"Словообразование" и "Имя прилагательное". Здесь используются разные формы работы и ставятся цели для достижения...
Конспект урока Тема: «Связь имени прилагательного с именем существительным. Роль имен прилагательных в тексте»
Для учащихся 3 класса...
Технологическая карта урока по теме: "Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные".
Цели урока:1. Организовать наблюдение за семантико-грамматическими особенностями качественных прилагательных;2. Учить опознавать качественные прилагательные на основе их семантико-гр...
Открытый урок 5 класс (коррекционный VIII вида) Тема: Изменение имён прилагательных по родам. Роль прилагательных в речи.
Тип урока:Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)Авторы УМК для коррекционных школ:Э. В. Якубовская, Н. Г. ГалунчиковаЦели урока: Цель. Формирование умения определять род имён пр...
Тест по теме "Правописание суффиксов прилагательных. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных"
Тест по теме: "Правописание суффиксов прилагательных .Дефисное и слитное написание сложных прилагательных"...
Конспект урока по теме "Разряды имен прилагательных. Качественные имена прилагательные"
Данный материал содержит конспект урока, презентацию и маршрутный лист. Урок построен по ФГОС, урок объяснения нового материала с элеметами педагогической технологии - критическое мышление...
Урок русского языка по теме:" Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные".
урок для учащихся 6 класса...