Обобщающий урок по теме "Односоставные предложения" в 8-м классе
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Конспект урока русского языка в 8 классе с использованием интерактивных приемов взаимодействия обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_odnosost.docx | 40.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме "Односоставные предложения" в 8-м классе
ЦЕЛЬ: обобщить и проверить знания учащихся.
ЗАДАЧИ:
- развивать умения различать двусоставные и односоставные предложения,
- определять виды односоставных предложений,
- различать именные и глагольные односоставные предложения, сложные предложения,
- в состав которых входят односоставные предложения;
- воспитывать любовь к художественной литературе.
СТРУКТУРА УРОКА
ЭТАПЫ УРОКА | ПРИЁМЫ |
| создать эмоциональный и интеллектуальный настрой на совместную работу: формулирование темы, цели урока |
2. Контрольно-подготовительный этап урока | «уплотнение» имеющихся знаний, создается основа для дальнейшего продуктивного освоения учебного материала: терминологический диктант, (работа с понятиями), структура Тэйк оф – тач даун ( «сесть-встать»), раунд тэйбл (задание по кругу) |
3. Сотворчество | поддержка активности, интереса, усилий, возникших на предыдущих этапах урока и сведение этих усилий в совокупное знание по изучаемому предмету: «фрейер» в группах, кластер на доске |
4. Контроль знаний | проверка знаний: «разноуровневые задания» |
5. Рефлексивный этап урока | Осмысление результатов работы, их общая и индивидуальные оценки, соучастие учеников в определении домашнего задания: «эссе» |
Ход урока.
I. Организационный момент.
«У наших зим особенная прелесть!» - сказал поэт Николай Рыленков.
Эти его поэтические строки и будут эпиграфом нашего урока, запишем его в тетрадях после темы справа». (Оформление тетрадей).
Учитель. Сегодня все задания будут объединены зимней темой, т. к. за окном сейчас зимняя пора...
Прочитайте текст и сформулируйте цель сегодняшнего урока с опорой на пройденный материал.
Зима! Сколько радости она приносит не только детям, но и взрослым! Катание на санках и коньках, лыжная прогулка, игра в снежки, сооружение ледяной крепости - все это дарит нам это замечательное время года. И какая же красота вокруг!
Ученики. Сегодня мы обобщим сведения об односоставных предложениях, выясним их роль в художественном тексте.
II. Терминологический диктант.
(Проверка осуществляется одновременно с демонстрацией слов, выведенных на слайдах или написанных на табличках).
- Начнем с повторения некоторых теоретических понятий. В тетрадях записываются слова, соответствующие прочитанным определениям.
1) Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена - подлежащего или сказуемого.
2) Односоставное предложение, в котором деятель не назван, но мыслится как определенное лицо.
3) В этом односоставном предложении действие не создается деятелем, в нем нет и не может быть подлежащего.
4) Односоставное предложение, сказуемое которого имеет форму глагола прошедшего времени множественного числа или форму 3 л. множественного числа.
5) Односоставное предложение, в котором утверждается наличие предметов или явления.
6) Особый вид назывного предложения, для обозначения которого в русском языке существует два термина, отражающие определенные признаки данного вида.
7) Главный член предложения, который обозначает действие предмета, отвечает на вопрос: что делает?, каков?, что это такое?
8) Главный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопрос: кто?, что?.
Ответ:
- односоставные
- определенно-личное
- безличное
- неопределенно-личное
- назывное
- именительный представления
- сказуемое
- подлежащее
III. «Фрейер», « КЛАСТЕР».
Собери опорную схему.
Односоставные |
| |
Определённо- личные |
| |
|
| |
Безличные |
| |
Назывные |
| |
Обобщённо- личные |
| |
Подлежащее |
| |
Сказуемое |
|
|
IV. Структура Тэйк оф – тач даун ( «сесть-встать»)
1.Определенно- личные предложения - это односоставные предложения. (Да)
2. Это предложения с одним главным членом, совпадающим по выражению со сказуемым. (Да)
3.Можно ли в неопределённо- личном предложении восстановить подлежащее? (Да)
4. Могут ли быть в них подлежащими местоимения 1, 2 лица? (Нет)
5.Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (Нет)
6.Связаны ли понятия: безличные глаголы и безличные предложения? (Да)
7. Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (Нет)
8. Согласен ли ты, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее? ( Да)
9. Может ли назывное предложение быть распространенным? (Да)
10. Назывные- двусоставные предложения? (Нет)
V. «раунд тэйбл (задание по кругу)».
Каждый ученик по кругу делает разбор предложения, проговаривая вслух, составляет схему.
- Вечерний час, в долину тень сползла. (Л.)
- В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой. (П.)
- Подали ужинать, сердце её сильно забилось. (П.)
- Пряный вечер, гаснут зори. (Ес.)
- Смеркалось, подали свечи. (П.)
- И вы не знаете, что сделалось с бедной вашей женою? (П.)
- Благодарю, высылай скорее сына. (П.)
- Через несколько дней узнали, что Владимир уехал в армию. (П.)
VI. Определение вида односоставных предложений).
Ученики по кругу на одном листе определяют вид предложения
1) Зимние сумерки.
2) Холодно.
3) Завьюжило не на шутку.
4) Снегу намело до самых крыш.
5) С трудом пробираюсь по узкой тропинке.
6) Вот и знакомый дом.
7) Меня здесь ждут.
8) Радуюсь приветливым лицам хозяев.
ответы:
1) назывное
2) безличное
3) безличное
4) безличное
5) определенно-личное
6) назывное
7) неопределенно-личное
8) определенно-личное
VI. Лингвистические задачи.
1. Задание. Является ли данное предложение односоставным? Свой ответ аргументируйте. Устно объясните значение указанного слова.
Бриллианты 5 в лунном свете,
Бриллианты в небесах,
Бриллианты на деревьях,
Бриллианты на снегах....
(А. Фет «Знаю я, что ты, малютка...»)
Решение.
Данное предложение не является односоставным и назывным, т. к. распространить назывное предложение могут только согласованные или несогласованные определения (то есть те второстепенные члены, которые относятся к группе подлежащего), а в данном предложении есть второстепенный член с обстоятельственным значением.
Следовательно, это неполное двусоставное предложение с опущенным сказуемым, а обстоятельства напоминают о его существовании.
Бриллиант5 - драгоценный камень, граненый и шлифованный.
2. Задание. Является ли данное предложение именительным представления? Объясните значение указанного слова.
Иней5... Он сверкал, переливался на солнце, словно алмаз из заветной шкатулки Деда Мороза.
Решение.
Это предложение является именительным представления, т. к., во-первых, именительный представления предполагает продолжение, развитие той темы, которая уже названа, и мы наблюдаем это в данном примере;
во-вторых, предложение, следующее за именительным представления, связано с ним цепной связью, в роли сцепляющего слова выступает местоимение (а еще могут выступать и повторяющиеся или однокоренные слова, другие языковые средства);
в-третьих, с именительным представления может сочетаться риторический вопрос или восклицание, и здесь это возможно;
наконец, в конце именительного представления могут стоять различные знаки препинания - многоточие, восклицательный знак, сочетание этих знаков, точка. В данном примере - многоточие.
3. Задание. Является ли это предложение именительным представления?
Устно объясните значение выделенного слова.
Мелколесье 5. Степь да дали.
Свет луны во все концы.
Вот опять вдруг зарыдали
Разливные бубенцы.
(С. Есенин).
Решение.
Это назывное предложение, а не именительный представления, поскольку последний предполагает обязательное продолжение, развитие темы, которая названа, а здесь такое не наблюдается.
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ.
Работа по разноуровневым тестам.
РЕФЛЕКСИЯ.
Поставьте себе оценку за знание этой темы.
Учитель: «Мы сегодня повторили сведения об односоставных предложениях, выяснили их роль в художественном тексте». (Выставление оценок за урок.)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
1.составить тест по теме «Односоставные предложения»
2. упр. 247
3. Сочинение «Зима» (использовать односоставные предложения)
8 класс. Односоставные предложения.
1вариант.
1 уровень.
1.Продолжи суждение:
Двусоставные предложения - это
2. Найдите односоставные предложения:
а) Приятно пахнет черемухой.
б) Тучам солнца не скрыть, войне мир не победить.
в) Месяц назад люди увели с яблони ее весёлых, румяных детишек.
3. Определите тип односоставного предложения:
Настоящую нежность не спутаешь ни с чем .
4.Приведите примеры трёх назывных предложений.
5.Выполните синтаксический разбор.
Сберечь в целости и сохранности национальную духовную родословную без
казахской поэзии невозможно.
2 уровень.
1.Укажите безличные предложения:
а) Меня трясло от злобы.
б) Расцвела под окошком белоснежная вишня.
в) Сегодня поздно рассвело.
2.Замените двусоставные предложения односоставными.
а) С моря дул ветер.-
б) Наступили сумерки.-
3.В тексте указать назывные предложения.
Осень. Она распустила свои крылья. Осень буквально позолотила всё. Листопад.
Земля от листьев яркая, нарядная.
4.Найдите предложение с именительным представления
а) Мама… Как сладко звучит это имя!..
б) Вечер. Смеркается.
3 уровень.
1. Соотнесите односоставные предложения с типами.
а) Волшебная осень парков. Определённо-личное
б) Тихо. Неопределённо-личное
в) Ловишь кружащиеся листья. Двусоставное
г) За рекой поют. Безличное
д) Бредут прохожие, осторожно ступая по золотому ковру. Назывное
2.С данными словами составьте односоставные предложения разных типов:
хорошо, дремлют, сверкает, зима, вечер.
3. Поставьте тире:
а) Жизнь человека чудо из чудес.
б) Золото добывают из земли, а знания из книг.
в) Мы звёздное племя крылатых людей.
4 уровень .
Напишите сочинение – миниатюру на тему «Осень» (5 предложений) с разными типами односоставных предложений.
8 класс. Односоставные предложения.
2 вариант.
1 уровень.
1.Продолжи суждение:
Односоставные предложения - это
2. Найдите односоставные предложения:
а) Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает.
б) Я должен был только передать вам письмо.
в) Знаю, что шутишь – а всё-таки верю.
3. Определите тип односоставного предложения:
Большой костер развели на берегу, против поселка.
4.Приведите примеры трёх назывных предложений.
5.Выполните синтаксический разбор.
Человека ценят не по годам и не по деньгам, а по разуму. (пословица)
2 уровень.
1.Укажите безличные предложения:
а) От окопов пахнет пашней.
б) Приятно пахнет сирень.
в) Из открытого окна пахнуло весной.
2.Замените двусоставные предложения односоставными.
а) Я заболел. –
б) Приближается вечер. –
3.В тексте указать назывные предложения.
Ночь. Полное безмолвие. Ни звука. На небе сияет одинокая луна.
4.Найдите предложение с именительным представления
а) Мама… Как сладко звучит это имя!..
б) Вечер. Смеркается.
3 уровень.
1. Соотнесите односоставные предложения с типами.
а) Сегодня ночью в доме не спали. Определённо-личное
б) Чудесная картина осени. Неопределённо-личное
в) Погода прекрасная. Двусоставное
г) Легко дышится. Безличное
д) Иду и не узнаю родного города. Назывное
2.С данными словами составьте односоставные предложения разных типов:
смеркается, город, утро, горят, слышится.
3. Поставьте тире:
а) Мой дом моя крепость.
б) Раздался стук, потом другой, потом третий.
в) Звездное небо точно разноцветный ковер.
4 уровень .
Напишите сочинение - миниатюру на тему «Осень» (5 предложений) с разными типами односоставных предложений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок "Однородные члены предложения. Пунктуация при однородных членах" в 5 классе.
Материал представляет собой конспект урока, включающего в себя тренинг и самоконтроль учащихся при помощи электронного образовательного комплекса "Игры и задачи. 1-4 классы" к УМК "Школа 2100", задани...
Интегрированный урок (ОБЖ, литература, русский язык) по русскому языку в 8 классе по теме: "Обобщающий урок по односоставным предложениям"
Данная разработка представляет собой материал для проведения обобщающего урока по видам односоставных предложений. Основная цель урока - повторение видов односоставных предложений, определение и...
"Второстепенные члены предложения". Обобщающий урок русского языка в 8-м классе
Цель урока: повторить, систематизировать знания о второстепенных членах предложения, их видах; рассмотреть особенности употребления второстепенных членов предложения в зависимости от речевой сит...
Обобщающий урок по русскому языку в 8 классе по теме "Простое предложение"
Урок по теме: «Синтаксический разбор простого предложения»Цели: повторить основные способы связи слов в словосочетании и предложении;формировать умение производить синтаксический разбор простого...
Методическая разработка конспекта обобщающего урока по русскому языку в 9 классе "Сложные бессоюзные предложения"
Урок для закрепления и обобщения пройденного материала. В конспекте содержится проверочня работа....
Конспект повторительно-обобщающего урока по русскому языку в 8 классе. Тема:"Обособленные второстепенные члены предложения".
Конспект урока можно использовать для повторения и обобщения знаний и умений по теме: "Обособленные второстепенные члены предложения", а также для углубления знаний и осмвысления более сложного ...
Конспект обобщающего урока по русскому языку в 8 классе по теме «Односоставные предложения ».
Цель: Систематизировать сведения о структуре односоставных предложений и их роли в текстах художественных произведений; отличать от двусоставных предложений....