Конспект урока по русскому языку в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект урока по теме "Двойная роль букв е, ё, ю, я" 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx | 26.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока русского языка в 5 классе
Учитель русского языка и литературы
Радькова Анна Александровна
Тема урока: Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.
Предметные цели урока:
- Ознакомление с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я; с тем, что данные буквы могут обозначать один и два звука. Отработка первичных умений и навыков учащихся.
- Умение различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука.
Метапредметные цели урока:
Познавательные УУД: умение работать со справочной литературой, постановка и решение проблемы.
Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку.
Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.
Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие учащимся интереса к урокам русского языка, любви к русскому языку, воспитание внимания и активности учащихся на уроке, умения обобщать и делать выводы.
Оборудование: учебник, обобщающие таблицы
Тип урока: урок - рефлексия
Прогнозируемые результаты: учащиеся различают позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука; называют звуки, обозначаемые этими буквами; отрабатывают первичные умения и навыки.
Ход урока
I. Оргмомент. Запись даты
II. Проверка домашнего задания.
Вопросы классу:
- В каких сочетаниях мягкий знак для обозначения мягкости согласных не пишется?
- Как обозначается мягкость л перед другими согласными?
- Как правильно следует произносить слова, вынесенные в рамочку?
III. Орфографическая диктовка.(Один ученик пишет на доске, остальные в тетрадях)
Маленькая дочка, помощник отца, нянчить малыша, хищный зверь, вечный спорщик, починил зонтик.
- Объяснение нового материала
- Вопросы классу:
- Сколько букв в русском алфавите?
- Сколько гласных звуков в русском языке? Назовите их. Назовите гласные буквы.
- А почему гласных букв 10, а гласных звуков 6?
- Сегодня мы будем говорить о буквах Е, Ё, Ю, Я. Эти буквы – особенные и ведут себя в разных словах совершенно по– разному: иногда они обозначают только один звук, а иногда – два, причем сразу, одноврЕменно.
2. Запись на доске темы урока: Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я
3. Задание: Познакомьтесь с таблицей и сделайте вывод, когда буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а когда - два звука.
мера | ем | боец | отъезд |
полёт | ёлка | приём | съёмка |
клюв | юг | каюта | вьюга |
сяду | яблоко | стоят | обезьяна |
4. Ученики формулируют правило.
Таблица-схема
Обозначают мягкость согласного (один звук) | Обозначают два звука, если стоят: | ||
в начале слова | после Ъ и Ь | после гласных | |
Мера - [ м‘] е – [э] | ем - [й] [э] | отъезд - [й] [э] | Боец - [й][э] |
полёт - [ л‘] ё – [о] | ёлка -[й] [о] | съёмка -[й] [о] | приём - [й][о] |
клюв - [ л‘] ю – [у] | юг - [й] [у] | вьюга - [й][у] | каюта - [й][у] |
сяду - [с‘] я – [а] | ясный - [й] [а] | обезьяна- [й][а] | стоят - [й][а] |
5. Чтение материала параграфа 60 в учебнике стр. 141-142
6. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «КАК ЖИВЕШЬ?»
V. Закрепление материала
1. Учитель: - В левый столбик выпишите слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, в правый – слова, в которых эти буквы обозначают один звук. (Один ученик пишет на доске, остальные – в тетрадях).
Белый, вялый, вьюн, въезд, ёрш, ель, ем, мёд, мять, нёс, мера, любовь, заехать, поют, объявления, яд, юмор.
2. Учитель:
- В некоторых иноязычных словах эти буквы не всегда подсказывают нам, как надо правильно произнести слово. Посмотрим на упражнение № 313, прочитаем задание, выполним письменно. (Чтение слов в рамочке, объяснение значения данных слов)
Ателье - «мастерская по пошиву одежды», «мастерская живописца»
Кашне- шейный платок или шарф, укрывают шею и нижнюю часть лица, включая нос, в холодную или сырую ветреную погоду.
Модель - 1. образец, образцовый экземпляр какого-н. изделия (спец.). Модель товара. Модель платья. 2. Воспроизведенный, обычно в уменьшенном виде, образец какого-и. сооружения (тех.). Модель машины. 3. Тип, марка, образец конструкции. Автомобиль новой модели.
Свитер - предмет вязаной одежды для верхней части тела без застёжек, с длинными рукавами и характерным высоким двух- или трёхслойным воротником, облегающим шею.
Партер - Часть театральной залы, ниже уровня сцены, занятая зрителями.
Шоссе - автомобильная дорога с твёрдым покрытием.
3.Выполнение упр.313 письменно.
4.Упр. 311 устно (если останется время)
VI. Рефлексия.
- Чему был посвящен урок? (Двойной роли букв е, ё, ю, я).
- Когда буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука? (Когда стоят в начале слова, после гласных и после разделительных знаков).
-Какие затруднения мы испытали? (Гласных букв 10, а звуков только 6).
- Что помогло нам их преодолеть? (умение различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука).
-Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.
? | Узнал, что буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, какие звуки они могут обозначать, но не до конца научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса. |
! | Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Я скажу себе: « Я работал хорошо!» |
| Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!» Нарисую смайлик |
XI. Домашнее задание.
Параграф 61, упражнение 312
Диагностическая карта.
| Узнал, что буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, какие звуки они могут обозначать, но не до конца научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса. |
| Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Я скажу себе: « Я работал хорошо!» Поставлю восклицательный знак. |
| Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!» Нарисую смайлик. |
Диагностическая карта
| Узнал, что буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, какие звуки они могут обозначать, но не до конца научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса. |
| Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Я скажу себе: « Я работал хорошо!» Поставлю восклицательный знак. |
| Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!» Нарисую смайлик. |
Диагностическая карта
| Узнал, что буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, какие звуки они могут обозначать, но не до конца научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса. |
| Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Я скажу себе: « Я работал хорошо!» Поставлю восклицательный знак. |
| Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!» Нарисую смайлик. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
План-конспект урока по русскому языку 1 класс, Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В
Учебник (УМК): Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Тема урока по русскому языку: Понятие звук. Выделение звука А....
Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"
Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской « Русский язык в семье славянских языков».
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской...
Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...