Материал для подготовки к изложению.9 класс .Русский язык.
материал по русскому языку (9 класс)

Лукьянова Наталия Анатольевна

Рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_tekstom.doc214 КБ

Предварительный просмотр:

ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.

Цели урока:

  • образовательные: подготовка к написанию сжатого изложения на основе публицистических произведений; углубление понимания понятия абзац; обучение использованию разных способов сжатия текста
  • воспитательные: воспитание любви к русскому языку, формирование навыков контроля и самоконтроля.
  • развивающие: обогащение речи учащихся лексическими, морфологическими, синтаксическими, стилистическими средствами языка, развитие  памяти, мышления школьников

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

III. РАБОТА С ТЕКСТОМ

1.  План работы над изложением

1.Прочитайте (прослушайте) текст.

2. Определите тему и основную мысль, ведущий тип речи.

3. Выделите в тексте существенные (т.е. важные) мысли .

4. Разбейте текст на части, выделив главную информацию всех микротем.

5. Озаглавьте каждую, составьте план.

6. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей можно отказаться.

7. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить.

8. Продумайте синонимичные синтаксические конструкции.

9 .Продумайте средства связи между частями.

10. Напишите изложение

2. Знакомство с содержанием текста

           Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем нерациональные мечты.

           Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь.

            А вот мечта - это совсем другое дело. Это что-то волшебное. Мечта всегда связана с чем-то безусловно добрым и прекрасным - с тем, что принято называть нравственным идеалом. Ведь сама мечта не способна появиться у того, кто не умеет отличать добро от зла. В мечту люди просто верят, и она позволяет человеку верить в лучшее, в то, что в конце концов всё будет хорошо.

            И это, как ни странно, работает. Психологи объясняют это тем, что человек, мечтая, подсознательно сам создаёт себе условия для действий, которые постепенно приближают его к желаемому. И даже жизненные препятствия тут не помеха. Они просто на некоторое время откладывают исполнение желания, как бы предлагая нам обходные пути. Важно набраться терпения и не слишком торопиться. Неизвестно ещё, не выиграет ли тот, у кого исполнение мечты откладывается.

           Например, мы мечтаем съездить в далёкую страну и огорчаемся, что не можем сделать этого прямо сейчас. Время идёт, и мы постепенно всё больше узнаём о том, что так притягивает нас. Может быть, мы даже решаем связать свою профессию с путешествиями или занимаемся изучением нужного нам языка. И когда мечта осуществляется, мы понимаем, что она действительно наполнила нашу жизнь содержанием и смыслом на много лет. Она сделала нас любознательнее, серьёзнее, интереснее. Благодаря мечте мы сами стали добрее и лучше.

(251 слово)

3. Определение стиля и типа речи

К какому стилю речи относится текст? Докажите свою точку зрения.

К какому типу речи относится текст? Докажите свою точку зрения.

4. Информация о тексте

5. Сжатие текста

К основным языковым приемам компрессии исходного текста относятся:

1.Исключение:

  •      исключение повторов;
  •      исключение одного или нескольких из синонимов;
  •      исключение уточняющих и поясняющих конструкций;
  •      исключение фрагмента предложения;
  •      исключение одного или нескольких предложений.

2.Обобщение:

  • замена однородных членов обобщающим наименованием;
  • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с  

        обобщающим значением.

3.Упрощение:

  • слияние нескольких предложений в одно;
  • замена предложения или его части указательным местоимением;
  • замена сложноподчинённого предложения простым;
  • замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

6. Редактирование 1-го и 2-го абзацев

Используйте следующие приёмы сжатия текста: исключение фрагмента предложения; исключение одного предложения.

Отредактированный текст:

     Людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты.

     Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь.

7. Редактирование 3-го абзаца

Используйте следующие приёмы сжатия текста: (упрощение) слияние нескольких предложений в одно, используя личное местоимение для связи и исключение фрагмента предложения; исключение одного предложения; исключение фрагмента предложения, заменив один сочинительный союз другим, подходящим по смыслу.

Отредактированный текст:

Мечта - это что-то волшебное. Она всегда связана с добрым и прекрасным. В мечту люди просто верят, а она позволяет человеку верить в лучшее.

8. Редактирование 4-го абзаца

 Используйте следующие приёмы сжатия текста: исключение одного предложения; исключение фрагмента предложения и составление нового предложения, используя подчинительный союз и изменение грамматической формы глагола.

Отредактированный текст:

      Человек, мечтая, подсознательно сам создаёт себе условия для того, чтобы постепенно приблизиться к желаемому. Жизненные препятствия не помеха.

9. Редактирование 5-го абзаца

   

  Используйте следующие приёмы сжатия текста: исключение нескольких предложений; исключение фрагмента предложения и   слияние нескольких предложений в            одно (упрощение) с помощью сочинительного союза.

Отредактированный текст:

Когда мечта осуществляется, мы понимаем, что она наполнила нашу жизнь содержанием и смыслом на много лет, а мы стали добрее и лучше.

IV. ИНФОРМИРОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ, ИНСТРУКТАЖ ПО   ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материал для подготовки к ГИА (ОГЭ) русский язык 9 класс Задание 6

Задание сформировано из Открытого банка заданий ФИПИ...

материал для подготовки к ГИА (ОГЭ) русский язык , 9 класс: осложнённое предложение часть 2

Данный материал построен на основе открытого банка заданий (ФИПИ). Используя данный материал, можно отрабатывать умения по теме "Обособленные члены преложения"...

Материал для подготовки к ВПР по русскому языку в 5 классе

Данный материал поможет в подготовке учащихся к Всероссийской проверочной работе по русскому языку...

Дидактический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку 9 класс

В материале представлены практические задания по темам: " Лексическое значение слова", "Изобразительно- выразительные средства", "Корни с чередованием", Замена слова...

Выступление на МО учителей русского языка и литературы по теме «Критерии отбора дидактического материала для подготовки к ОГЭ по русскому языку (совершенствование пунктуационной компетенции)»

Данный материал будет интересен для учителей, работающих в выпускных классах, т.к. содержит материал для отбора дидактического материала для подготовки к ОГЭ...

Материал для подготовки к ВПР по русскому языку, 6 класс

Материал для подготовки к ВПР по русскому языку, 6 класс...

Практический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9-ом классе: задание 9.3 (сочинение-рассуждение)

Практический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9-ом классе: задание 9.3 (сочинение-рассуждение) . Данный материал содержит критерии оценивания сочинения, алгоритм работы с текстом и ал...