Понятие о бессоюзном сложном предложении
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) на тему

Кусова Людмила Николаевна

Урок русского языка в 9 классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок русского языка в 9 классе77.26 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ

Тема: Понятие о бессоюзном сложном предложении

Цели: повторить виды придаточных в сложноподчиненном предложении; познакомиться с бессоюзным сложным предложением, смысловыми отношениями между частями БСП и знаками препинания в них; сформировать умения различать значения БСП; совершенствовать речевые навыки при употреблении бессоюзных сложных предложений; воспитание патриотизма и  

Оборудование: учебник «Русский язык. 9 класс» под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта; интерактивная доска с техническими средствами связи учащихся.

Методическое обоснование урока: материал урока дает возможность познакомиться с бессоюзными сложными предложениями, различными смысловыми отношениями в них, что позволит совершенствовать умения  правильного употребления знаков препинания: запятой, точки с запятой, двоеточия, тире.

Ход урока:

  1. Мобилизующий момент. Просмотр видеоролика «73-летию Великой Отечественной войны посвящается».

Чтение стихотворения учителем:

В том испытаньи пламенем и кровью

Бессильных духом не было средь нас.

Взгляни, о мать, на преданность сыновью,

Победой освященную сейчас.

Комсомольчане Родине верны.

Они – ее достойные сыны. (А.Гай «Три сонета)

Учитель: Ребята, в связи с подготовкой к празднованию 65-летия Победы в Вов мы проведем необычный урок-экскурсию по памятным местам города, связанным с этой датой. А параллельно повторению знаний по краеведению мы продолжим путешествие по стране «Грамматика».

  1. Повторение сведений изученных ранее.

Учитель: Итак, вспомним последнюю станцию в этой удивительной стране «Языкознание». Иначе говоря, что вы изучали на последних уроках? Назовите все виды сложных предложений, известные вам.

(работа с 1 слайдом интерактивной доски)

  1. Формулирование темы урока.

Учитель:  Может быть, вы догадались о теме нашего урока?

Учащиеся: Бессоюзные сложные предложения.

Учитель: Эта тема отражена в ваших маршрутных листах, которые вы будете заполнять  в течение урока и дома.

IV. Целеполагание.

Учитель: Но отправляясь в путь, надо определить цели урока.

Выделите из ряда предложенных те, которые, на ваш взгляд, связаны с темой сегодняшнего урока.

(работа с интерактивной доской)

ВАШИ ЦЕЛИ К УРОКУ

                                                                             

Сформировать умения различать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.

                                                                           Развивать воображение.

(учащиеся у доски определяют нужные цели урока)

Учитель: Итак, обобщим, чему будет посвящен наш урок.

V.Объяснение нового материала.

Учитель: Прежде чем реализовать поставленные цели, определим наш маршрут. Кто хочет составить его? (работа на интерактивной доске – составление плана маршрута)

Учитель: Вспоминая о прошлом нашего города, мы одновременно будем работать над достижением образовательной цели нашего урока. Вы уже знаете, что части сложного предложения могут соединяться между собой с помощью интонации, союзов или союзных слов. Такое средство, как интонация, присутствует во всех сложных предложениях, а вот союзы или союзные слова употребляются в сложных предложениях не всегда. Тип сложного предложения мы определяем не только по средствам связи, но и по смысловым отношениям внутри частей. Сравним три примера:

1) Час мужества пробил на наших часах, и мужество нас не покинет.

2) Час мужества пробил на наших часах, поэтому мужество нас не покинет.

3) Час мужества пробил на наших часах -  мужество нас не покинет.

Учитель: Обратите внимание на средства связи и смысловые отношения в каждом варианте.

В 1 предложении две части соединены, кроме интонации, сочинительным союзом И, основное значение которого – указывать на последовательность событий.

Во 2 предложении две части соединены, кроме интонации, подчинительным союзом поэтому, главное назначение которого – указывать на следствие тех событий, которые описаны в главной части сложного предложения.

В 3 примере союз отсутствует, определить точно суть отношений между частями предложения мы не можем. Можно сказать, что там присутствуют и причинно-следственные отношения, и указание на последовательность событий одновременно.

(Учитель выступает в роли фасилитатора и корректирует ответы учащихся)

ВЫВОД: Таким образом, сложные бессоюзные предложения отличаются от сложных союзных предложений тем, что в них менее четко выражены смысловые отношения между частями. Интонация при устной речи и знаки препинания при письме определяются значением бессоюзного предложения.

Учитель: Каковы смысловые отношения между частями бессоюзных предложений? Об этом узнаем в ходе урока. Совершая путешествие к памятным уголкам нашего города, мы не только прикоснемся к истории, но и рассмотрим все многообразие смысловых отношений в БСП.

   Заочное путешествие началось. Мы у бюста героя Советского Союза Игната Хоменко. О нем расскажет нам

    КАРТОЧКА-ИНФОРМАТОР №1

  Учитель: Прочитайте предложение.                                                                          

Танк загорелся, раненый Игнат  из последних сил вел машину на  неприятеля.    

                                                                              Задание по орфографии:      

                                                                               объясните правописание слова

                                                                               «раненый».       

Учитель: Между частями БСП при значении перечисления каких-либо фактов ставится  запятая. В этом случае после запятой легко можно вставить союз И. (например,   Танк загорелся, и раненый Игнат из последних сил вел машину на  неприятеля.)

Учитель: Итак, начинаем заполнять маршрутный лист. Посмотрите, на чьем стуле первый знак бессоюзного сложного предложения? (повесьте его на доску) и первые смысловые отношения перечисления. Проверка – подстановка союза «И».  На чьем стуле этот союз? (повесьте его на доску)

Задание: (дополн.) создайте свой вариант продолжения предложения, определите смысловые между частями:

Где-то рвутся бомбы, …                  Капитан был ранен в живот, …

Учитель: Вы можете записать как свои предложения, так и те, которые приготовила я.

Экскурсия продолжается. Подходим к монументу Славы. О нем расскажет нам

КАРТОЧКА-ИНФОРМАТОР №2

На пересечении улицы Советской и проспекта Победы 7 мая 2005 года к 60-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне воздвигнута стела. Ежегодно в канун праздников десятки букетов возлагаются у ее подножия. Так жители нашего города чтят память павших за мирное будущее.

Учитель: Обратимся к предложению.

   Пулеметы, казалось, ни на секунду не умолкают; вдали, взрывая землю, показались танки.

Учитель: Определите смысловые отношения между частями

Учащиеся: Это значения перечисления.

Учитель: Мы знаем, что при значении перечисления нужна запятая, здесь стоит точка с запятой. Почему? (постановка проблемного вопроса)

Учитель: Между частями БСП при значении перечисления каких-либо фактов может ставится  точка с запятой, если части предложения сильно распространены (содержат однородные члены, причастные и деепричастные обороты, уточнения и т.д.)

Учитель: Чем осложнено данное предложение?

 Учащиеся: Вводным словом и обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

Учитель: Итак, в графе «знак препинания» маршрутного листа заносим точку с запятой. Посмотрите, на чьем стуле этот знак бессоюзного сложного предложения? (повесьте его на доску). Значение перечисления и снова в качестве проверки союз «И». Посмотрите, на чьем он стуле? (повесьте его на доску)

Путешествие продолжается. Проходя по одной из главных улиц города, проспекту Мира, невольно обращаешь свое внимание на бюст советского летчика, нашего земляка, первостроителя, почетного гражданина города А.П.Маресьева. О нем расскажет нам…

КАРТОЧКА-ИНФОРМАТОР №3

В годы Великой Отечественной войны он, не щадя своих сил, сумел посадить горящий самолет. Не обошлось и без трагедии: долгий путь к своим, морозы не могли не отразиться на состоянии здоровья Маресьева. Диагноз – сильнейшее обморожение, пришлось ампутировать ноги. Казалось, забудь о профессии летчика. Но не такой он! Месяцы упорного труда – и снова в строю, снова на защите своей Родины.

Учитель: Имя этого летчика встречается в художественном произведении, вспомните  его название и автора. (Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»)

Задание: Вам представлены части предложений из «Повести..» Б.Полевого, составьте БСП с учетом смысловых отношений между частями.

Алексей не сдавался:

желание взлететь было единственным и непреодолимым. (Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»)

Он явственно почувствовал:

самолет вот-вот разлетится на мелкие кусочки. (значение дополнения, можно подставить союз «что»)

Самое главное было сделано:

Алексей написал ходатайство о возвращении в строй. (значение пояснения, можно подставить союз « а именно»)

Задание по орфографии: объясните правописание «не» в слове «непреодолимым» (отглагольное прилагательное пишется слитно, т.к. без «не»  не употребляется).

Учитель: Проверим полученные предложения. (слайд с проверкой).

1)Алексей не сдавался: желание взлететь было единственным и непреодолимым.

2) Он явственно почувствовал: самолет вот-вот разлетится на мелкие кусочки.

3) Самое главное было сделано: Алексей написал ходатайство о возвращении в строй.

 Учитель: Хорошо. А теперь попытаемся определить смысловые отношения между частями БСП. (учащиеся вытаскивают из ряда предложенных нужные)

Учитель: Итак, между частями БСП при значении причины, пояснения, дополнения (повесить значения) ставится двоеточие (Посмотрите, на чьем стуле этот знак бессоюзного сложного предложения? (повесьте его на доску) ; на месте пунктуационного знака возможна подстановка одного из союзов: потому что, а именно, что). Посмотрите, на чьем стуле знак союз потому что? (повесьте его на доску); союз а именно (повесьте его на доску) и союз что (повесьте его на доску).

        И снова возвращаемся к местам боевой славы. Мы на Мемориальном комплексе. Несколько слов о нем…

КАРТОЧКА-ИНФОРМАТОР №4

Мемориальный комплекс открыт 24 июня 1972 года в дни празднования  40-летия города. Его посещение оставляет неизгладимое впечатление. Снова вспоминается Великая Отечественная война и те подвиги, которые совершил русский народ ради свободы всего человечества.

     

  Учитель: В центре Мемориала вечный огонь, огонь памяти. 

      Традиционным стала почетная вахта школ города. (Когда впервые туда заступил отряд юных красноармейцев? – 7 мая 1972г.  

Учитель: В БСП между частями могут быть значения противопоставления, времени, условия и следствия. При этом ставится знак тире.

Задание: вам представлены БСП, ваша задача: определите смысловые отношения в каждом примере.

  1. Прошел и ударил мне в уши набатом - мы увидали друг друга в упор. (А.Семенов «Океан»)
  2.  Смолкал один - подхватывал напарник. (А.Гай «Наступление»)
  3. Спешило время - передышки кратки. (Г.Козлов «Мост»)
  4. Пришла и к нам на фронт весна - солдатам стало не до сна. (А.Фатьянов «Соловьи»)
  5. Горды мы, русские, - плакать не станем. (В.Быков «Сотников»)
  6. Встретите саперную роту - вручите командиру приказание. (К.Симонов)

Учитель: Хорошо, вы сделали совершенно правильно. Между частями БСП при значении противопоставления, времени, условия, следствия ставится тире; (Посмотрите, на чьем стуле этот знак бессоюзного сложного предложения? (повесьте его на доску) на месте пунктуационного знака возможна подстановка одного из союзов: но, если, когда, поэтому). (повесьте их на доску)

Домашнее задание: А примеры предложений на постановку тире и других рассмотренных знаков препинания вы сделаете дома. Вы можете выполнить и творческую работу: написать мини-сочинение или составить презентацию «По местам боевой славы», где будут представлены все смысловые отношения БСП. Откройте дневники и запишите дом. Задание.

Учитель:    Вот и подходит к концу заочное путешествие по местам боевой славы Комсомольска. Наша память должна быть вечной: подвиги, совершенные дедами и прадедами, - это сегодняшняя, мирная жизнь, доставшаяся так непросто.

Вспомним всех поименно, горем вспомним своим…

Это нужно не мертвым! Это нужно живым! (Р.Рождественский)

    История Комсомольска – это частица истории нашей страны, нам есть чем гордиться.

Учитель: Вы как ученики своими успехами в учебе доказываете, что достойны памяти своих прадедов. Посмотрим, насколько успешно вы справились с усвоением нового материала. С этой целью будет проведено интерактивное тестирование. На столе у каждого из вас лежит пульт дистанционного управления. Для начала вам необходимо зарегистрироваться, введите свой индивидуальный номер и ждите начала голосования. При ответе на вопрос теста выберите нужный вариант ответа, нажав определенную цифру и символ SEND. Во время подачи сигнала высвечивается зеленая кнопка.

  1. Интерактивное тестирование.

  1. Если части сложного предложения соединены между собой только интонацией, то такое предложение называется…

А) сложносочиненным                               В) сложным бессоюзным

Б) сложноподчиненным                              Г) простым, осложненным

  1. Сложные бессоюзные предложения отличаются от сложных союзных тем, что:

А) в них более четко выражены смысловые отношения между частями

Б) в них между частями нельзя вставить союз

В) в них менее четко выражены смысловые отношения между частями

Г) в них отсутствуют отношения между частями

  1. Какие знаки могут стоять между частями БСП?

А) запятая, тире, дефис, двоеточие             В) запятая, тире, точка с запятой, двоеточие

Б) запятая, точка с запятой                       Г) тире, двоеточие

  1. Какие отношения выражены между частями БСП и какой знак препинания между ними нужно поставить?

« Он покраснел ему было стыдно убить человека безоружного»

А) причинные отношения; ставится двоеточие

Б) пояснительные отношения; ставится двоеточие

В) отношения следствия; ставится тире

Г) отношения противопоставления; ставится тире

5. Какие отношения выражены между частями БСП и какой знак препинания между ними нужно поставить?

     «Смеркнется перекиньте конный десант выше города»

А) причинные отношения; ставится двоеточие

Б) пояснительные отношения; ставится двоеточие

В) временные отношения; ставится тире

Г) отношения противопоставления; ставится тире

6.Между частями БСП ставится запятая, …

А) если обе части предложения сильно осложнены

Б) если после запятой можно вставить союз «но»

В) если в нем просто перечисляются какие-либо факты

Г) если между частями легко можно вставить союз «а»

7. Между частями БСП ставится точка с запятой, …

А) если после запятой можно вставить союз «но»

Б) если обе части предложения сильно осложнены

В) если между частями легко можно вставить союз «как»

Г) если в нем просто перечисляются какие-либо факты

Учитель с помощью интерактивной доски проверяет ответы учащихся, занося в сводный журнал. Проговариваются правильные ответы, объясняются ошибки.

Учитель: А теперь снова обратимся к целям и посмотрим, действительно ли у нас все получилось, что было задумано в начале урока? (работа с целями урока).

  1. Оценка урока.  Спасибо за урок. Перед тем как покинуть класс, оставьте собственную оценку уроку.

КАРТОЧКА-ИНФОРМАТОР №1

Герой Советского Союза, Игнат Степанович Хоменко в бою на железнодорожной станции города Черкассы уничтожил 13 немецких танков, 5 автомашин. Вражеским снарядом ему оторвало руку, но Хоменко, превозмогая боль, отказался выпускать рычаг управления. Действуя одной левой рукой, продолжал вести свою машину. Истекая кровью, он пробился к своим, где и скончался на руках советских солдат 20 ноября 1943 года.

КАРТОЧКА-ИНФОРМАТОР №2

На пересечении улицы Советской и проспекта Победы 7 мая 2005 года к 60-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне воздвигнута стела. Ежегодно в канун праздников десятки букетов возлагаются у ее подножия. Так жители нашего города чтят память павших за мирное будущее.

КАРТОЧКА-ИНФОРМАТОР №3

В годы Великой Отечественной войны он, не щадя своих сил, сумел посадить горящий самолет. Не обошлось и без трагедии: долгий путь к своим, морозы не могли не отразиться на состоянии здоровья Маресьева. Диагноз – сильнейшее обморожение, пришлось ампутировать ноги. Казалось, забудь о профессии летчика. Но не такой он! Месяцы упорного труда – и снова в строю, снова на защите своей Родины.

КАРТОЧКА-ИНФОРМАТОР №4

Мемориальный комплекс открыт 24 июня 1972 года в дни празднования  40-летия города. Его посещение оставляет неизгладимое впечатление. Снова вспоминается Великая Отечественная война и те подвиги, которые совершил русский народ ради свободы всего человечества.

запятая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."...

Понятие о бессоюзном сложном предложении

Первый урок в изучении темы. В ходе наблюдения выявляются особенности  бессоюзного предложения, рассматриваются смысловые отношения между частями предложения. Закрепление проводится по упражнению...

Урок русского языка в 9 классе "Понятие о бессоюзном сложном предложении"

Титеева Л.В., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №72 г. ЛипецкаУрок русского языка в 9  классеТема урока: Понятие о бессоюзном сложном предложенииЦель: научиться опознавать бессоюзные п...

презентация "Понятие о бессоюзном сложном предложении"

Презентация к уроку в 9 классе с элементами ФГОС.Урок изучения нового материала с технологиями проектов,ТРКМ, позиционного обучения...

Понятие о бессоюзном сложном предложении

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Урок русского языка в 9 классе...

Урок русского языка в 9 классе. Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях...

Тема. Бессоюзные сложные предложения. Понятие о бессоюзном сложном предложении

Цели: образовательные:-дать понятие о БСП, формирование умений устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях;-формирование умения определять смысло...