К вопросу о лингвистическом содержании фонетического разбора в школе
статья по русскому языку (6 класс) на тему

Доброневская Анна Владимировна

В данной статье рассматривается фонетический анализ в школьных учебниках, методика его проведения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_fonetika.docx17.73 КБ

Предварительный просмотр:

Доброневская Анна Владимировна,

учитель русского языка и литературы

К  вопросу о лингвистическом содержании фонетического разбора в школе и методике его проведения

Говоря о лингвистическом содержании фонетического разбора, мы имеем в виду то, насколько фонетический анализ, представленный в школьных учебниках, отражает систему научных знаний о языке, в частности по разделу «Фонетика».

        Учитель в современных условиях имеет возможность работать с разными учебниками и учебными пособиями, в том числе экспериментальными. В связи с обозначенной темой следует разграничить программы обучения русскому языку, отражающие теорию фонемы, и традиционные программы, исключающие понятие фонемы.  Поскольку объем получаемых учеником знаний по фонетике существенно различается в зависимости от программы, содержание фонетического разбора неодинаково. В данной статье  мы ограничимся анализом лингвистического содержания фонетического разбора, представленного в рамках традиционного обучения русскому языку, ибо уже здесь необходимо многое уточнить.

        Фонетический минимум школьника составляют знания о звуках речи: гласных, твердых и мягких, глухих и звонких согласных, имеющих и не имеющих парных звуков; о  словесном ударении, звуковом значении букв е, ё, ю,я,  обозначении на письме мягких согласных.

        В работах по методике русского языка подчеркивается, что фонетический разбор – «один из наиболее эффективных видов практической работы по русскому языку». Однако, если судить по предложенным авторами стандартных учебников образцам устного и особенно письменного разбора, подбору языкового материала для этой цели, в эффективности фонетического анализа приходится усомниться. И это вызвано следующими фактами.

  1. Чаще всего устный разбор «озвучивает» письменный анализ слова.

Заметим, что сам порядок фонетического разбора отражает путь от буквы к звуку, что лингвистически неверно, а значит, и методически неоправданно. Строительным материалом слов как основных единиц языка являются звуки, буквы – вторичны, это всего лишь письменные знаки звуков и слов. В результате ориентации на букву фонетика как раздел науки о языке утрачивает свой предмет – исследование звучащей речи.

Что предлагают учебные пособия для фонетического разбора? В упражнениях представлены для разбора такие слова, как денек, бьет, шьет, метель, все, ручья, взять, жечь, вдруг и т. д. По сути, главным в фонетическом разборе становится проверка умения видеть функцию букв е, ё, ю, я, ь, а также и  после шипящих.  Бесспорно, это важно, однако, обращая внимание только на звуковое соответствие графическому слогу, мы делаем фонетический анализ односторонним, неинтересным.

  1. Фонетический анализ должен научит транкрибированию (хотя бы на уровне слова). Транскрипция может быть более или менее точной.  Как показывает практика, фонетический разбор замыкается только на отдельно взятых лексических единицах. Однако следует помнить, что фонетическим словом является группа слогов, объединенных словесным ударением (под – горой, через  -окно). Больший интерес представляет наблюдение над произношением звуков внутри  фонетического слова. Здесь уже намечен выход и в морфологию, и в синтаксис, ибо предлоги вместе с окончаниями являются выразителями грамматического значения словоформы, а значит, вместе с самостоятельной частью  речи  выполняют какую – либо синтаксическую функцию.
  2. Если судить по предложенным образцам фонетического разбора, даже в пределах фонетического минимума отражаются не все  полученные учеником знания о звуках. Между тем эти знания важны для постижения фонетических законов, уяснения в дальнейшем принципов русского письма. Указание на парный характер согласного должно повторяться дважды, поскольку по данному признаку характеристики у одного и того же звука могут не совпадать

Полный фонетический разбор должен стать действительно максимально полным: отражать слогоделение, постановку ударения, включать прочтение слова в транскрипции, желательно сопровождая наблюдением над изменением звуков в потоке речи, а также подробную характеристику звуков – в пределах фонетического минимума.

        Можно сочетать полный разбор и неполный в работе над произношением, брать для анализа фонетическое слово и даже практиковать транкрибирование целых фраз. Самое главное – помнить и пытаться доказать, что «фонетика-это интересно».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонетика. Образец фонетического разбора

Образец фонетического разбора с примером. Буквы и звуки (характеристика)....

Урок по русскому языку в 7 классе "Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова".

Данная тема урока "Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова" является повторением в начале учебного года в 7 классе по учебнику М.Т.Баранова и др. и сопровождается презентацией....

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА.

Познакомить с порядком фонетического разбора слова....

Урок по теме "Фонетический разбор слова"

Конспект урока по теме "Фонетический разбор слова"...