Рабочая программа учебного курса по русскому языку в 7 классе "Развитие речи"
рабочая программа (7 класс) на тему

Семенихина Елена Васильевна

0,5 часа в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_uch._kurs_razvitie_rechi_po_russkomu_yazyku_7_klass.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное общеобразовательное  учреждение

«Русскожуравская  средняя общеобразовательная школа

Верхнемамонского  муниципального  района

Воронежской области»

«Рассмотрено и рекомендовано к утверждению» ШМО учителей гуманитарного цикла

Руководитель МО

_________Семенихина Е.В.

Протокол №______  от

«__» ___________ 2018 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

МКОУ «Русскожуравская СОШ»

_______Иноземцева О.В.

«__» ___________ 2018 г.

«Утверждено»

Директор МКОУ «Русскожуравская СОШ»

___________Безручко А.А.

Приказ №_____  от «__»_______________2018г.

 

                          Рабочая  программа по        

             учебному курсу

 « Развитие речи»

7 класс

Составитель: учитель русского языка

и литературы Семенихина Е.В.

2018

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса  «Развитие речи»  для учащихся  7  класса  составлена на основе ФГОС, Примерной программы по русскому языку, направленного на развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самоусовершенствовании.

Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека,  его интеллекта.  Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования.  Культура речи - особый раздел науки о языке, главным результатом изучения которого должно быть умение говорить и писать правильно; она органически включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мысли.

Основная цель курса состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой знаний и умений по русскому языку; в повышении уровня коммуникативной компетенции обучающихся; идейно-нравственных, культурных и этических принципов,  которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.

Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:

1. познакомить с основными понятиями культуры речи;

2. формировать навыки, необходимые для общения бытового и делового;

3. пробудить  потребности у учащихся к  формированию яркой и выразительной устной и письменной речи;

4. способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

5. способствовать развитию смекалки и сообразительности.

6. создать условия для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по развитию речи.

Место курса в учебном плане

Курс рассчитан на 17 часов: 0,5 ч в неделю, 35 учебных недель.

Требования к уровню подготовки

 (Планируемые результаты)

Личностные: развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей; формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Метапредметные:  развивать мотивы и интересы  познавательной деятельности; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления сознательного  выбора в  познавательной деятельности; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

Предметные:  знать/ понимать/ уметь

· владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство);

· моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

· расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;

· совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;

· работать над расширением словарного запаса;

· применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.

Содержание курса

Культура речи (3 часа)

Вводное занятие. Русский язык – наше национальное богатство. Речевой этикет как правила речевого общения. Особенности разговорного стиля речи. Правила речевого этикета. Как мы обращаемся друг к другу. «Ты и Вы». Азбука важных и вежливых слов. Наш язык богат и могуч. Великие люди о языке.

«В начале было слово…» (13 часов)

О чём рассказывает устное народное творчество? Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» - литературный памятник живому русскому языку XIX  века. Историзмы, архаизмы, неологизмы. Литературный язык и местные говоры. Лексические диалектные различия и их типы. Анализ диалектной лексики в рассказе С.М.Мишнева «Русская изба». Фразеологическое богатство языка. Фразеологические словари. Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова. Сочинение сказки с использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов. Общеупотребительные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика. Молодёжный сленг и отношение к нему. Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество. История возникновения фамилий. О чем могут рассказать фамилии?

Прозвища как объект научного изучения. Происхождение прозвищ.

 «Слово – понятие, слово – творчество» (10 часов)

К истокам слова. Почему мы так говорим? Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем. Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова. Толковый словарь. «Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных. Как правильно употреблять слова. Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках. Богатство русского языка (синонимы,  антонимы). Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова. Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии? Напиши письмо Другу.

Качества хорошей речи (7 часов)

Разговор как искусство устной речи. Основные нормы современного литературного произношения. Эмоциональная грамотность. Основные речевые правила  общения посредством телефона. Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях на чатах Интернета. Невербальные средства общения. Значение мимики и жестикуляции при общении. Защита проектов «В умелых руках слово творит чудеса». Итоговое занятие.

Тематическое планирование

№ занятия

Тема

Основные виды деятельности

Кол-во часов

Дата

план

Дата

факт

Приложение

 

Культура речи

1

Вводное занятие. Русский язык – наше национальное богатство.

Лекционное занятие.

1

 6.09

2

Речевой этикет как правила речевого общения. Особенности разговорного стиля речи.

Подготовка сообщений, практические задания  по культуре речи.

1

20.09

3

Правила речевого этикета. Как мы обращаемся друг к другу. «Ты и Вы».

Индивидуальная и групповая работа: правила поведения во время беседы

1

 4.10

 

«В начале было слово…»

4

Историзмы, архаизмы, неологизмы.

Сбор материала и анализ.

1

 18.10

5

Литературный язык и местные говоры.

Заочное путешествие.

1

1.11

6

Лексические диалектные различия и их типы.

Сбор материала по тематическим группам лексики.

1

22.11

7

Фразеологическое богатство языка. Фразеологические словари.

Индивидуальная  поисковая работа. Практическое занятие.

1

 6.12

8

Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова.

Индивидуальная  поисковая работа. Практическое занятие.

1

 20.12

9

Общеупотребительные слова, Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.

Индивидуальная и групповая поисковая работа.

1

17.01

 

«Слово – понятие, слово – творчество»

10

Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем.

Элементы игровых технологий.

1

 31.01

11

Как правильно употреблять слова.

Сбор материала и анализ

1

 14.02

12

Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках.

Анализ произведений УНТ, создание своих загадок.

1

 28.02

13

Богатство русского языка (синонимы,  антонимы)

Работа со словарями

1

 14.03

14

Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова.

Работа с текстами.

1

 4.04

 

Качества хорошей речи

15

Разговор как искусство устной речи. Основные нормы современного литературного произношения.

Лекционное занятие.

1

 18.04

16

Эмоциональная грамотность.

Изображение персонажей сказки с выражением различных эмоций.

1

 16.05

17

Итоговое занятие Невербальные средства общения. Значение мимики и жестикуляции при общении.

Использование невербальных средств общения в диалоге. Практическое занятие.

1

 30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Функциональные стили речи» (изучение с использованием Интернет-ресурсов).

Цельданного элективного курса  – обобщение, систематизация и углубление полученных знаний по культуре речи  и стилистике за курс 5 – 8-х  классов, а также знаний, полученных в 9-м...

Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 9 класса по программе

Настоящая программа по русскому языку для IX класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержа...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Текст. Стили речи"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Текст. Стили речи"  для  учащихся 10 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ИСКУССТВО ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ». 10 КЛАСС

. Курс «Искусство письменной речи» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной...

ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Родной (русский) язык» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для 5 класса (17 часов)

Примерная рабочая программа учебного предмета "Родной (русский) язык для общеобразовательных организации с обучением на русском языке разработана в соответствии ФГОС....

Рабочая программа учебного курса Родной русский язык на 2020-2021 учебный год

В данном материале содержится рабочая программа учебного курса Родной русский язык на 2020 - 2021 учебный год. Программа разработана на основе: «Рабочих программ. Русский язык. Предметная линия ...