Программа элективного курса по русскому языку в 10 классе «Говорим и пишем правильно»
методическая разработка по русскому языку на тему
Элективный курс по русскому языку в 10 классе «Говорим и пишем правильно»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Богородицкая средняя общеобразовательная школа»
Смоленского района
Утверждено
на заседании педагогического совета
№_____от « »____________2014 года
Директор школы___________(Гракова Л.Г.)
Элективный курс
по русскому языку
в 10 классе
«Говорим и пишем правильно»
Учитель: Ипатова Р.М.
2014 – 2015 учебный год
Программа элективного курса
по русскому языку «Говорим и пишем правильно»
для 10 класса (35 часов).
Пояснительная записка.
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 10 класса и рассчитан на 35 часов. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучении основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Цель: углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся.
Задачи: - овладение основными нормами русского литературного языка;
- создание прочной, надежной базы орфографических навыков;
- совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;
- обучение анализу текста, его интерпретации;
- формирование языковой и лингвистической компетенции;
- формирование умения создавать собственный текст, аргументировать собственное мнение, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
- развитие ассоциативного мышления учащихся.
На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:
- Теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста).
- Практическая часть (выполнение различных упражнений, позволяющих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знание орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги), решение тестов по типу ЕГЭ на заданное время, написание текстов по заданной проблеме.
Ожидаемые результаты: полученные учащимися новые знания и представления о языке, осознание неразрывной связи развития языка с развитием общества в целом (в идеале – в виде сформированного лингвистического мировоззрения, позволяющего выпускнику адекватно и компетентно оценивать складывающиеся ситуации); практические умения и навыки по самостоятельном анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, приобретение опыта проведения первых научных исследований в области предполагаемой профессиональной деятельности и, как следствие, мотивированный выбор будущей профессии.
Содержание курса.
Фонетика. Орфоэпия -3 часа
Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке. Гласные звуки и их произношение. Гласные ударные и безударные. Согласные звуки и их произношение. Смягчение и несмягчение согласных перед следующим согласным звуком. Произношение двойных согласных. Произношение сочетаний согласных. Произношение сочетаний с непроизносимыми согласными. Трудности фонетического анализа слова. Орфоэпические нормы русского языка. Орфоэпические и другие словари, имеющие орфоэпические пометы. Варианты произношения.
Лексика – 3 часа
Особенности лексического состава слов. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов). Лексическое значение слова: прямое, переносное. Книжная и разговорная лексика. Общеупотребительная и ограниченная лексика. Исконно русская и заимствованная лексика. Трудности лексического анализа слов.
Словообразование -2 часа
Морфемный анализ слов. Способы словообразования в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение, переход из одной части речи в другую. Лексическое значение морфем. Слова с суффиксами оценки в художественной речи. Словообразование наречий. Морфемные модели наречий.
Морфология – 3 часа
Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Способы определения частей речи по морфологическим признакам. Способы выражения самостоятельных частей речи в предложении. Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи. Роль служебных частей речи. Трудные случаи разграничения языковых явлений.
Орфография – 7 часов
Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Трудные случаи правописания приставок. Правописание Ы/И после приставок на согласную. Виды орфограмм в корне слова. Правописание О/Ё после шипящих во всех частях речи. Трудные случаи правописания окончаний. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание суффиксов ЧИК/ЩИК, ЕК/ИК, К/СК, Н/НН в словах различных частей речи. Правописание Ъ и Ь после шипящих.Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.
Синтаксис и пунктуация
Словосочетание. Простое предложение – 7 часов
Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний. Типы словосочетаний и виды связи в них. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах. Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи. Уточняющие члены предложения.
Прямая речь. Диалог. Цитата -1 час
Синтаксические конструкции с чужой речью. Прямая и косвенная речь. Способы оформления прямой речи на письме. Способы оформления диалога. Различные способы цитирования.
Сложное предложение -4 часа
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в художественном тексте. Сложносочиненные предложения. Использование сложносочиненных предложений в художественном тексте. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в художественном тексте. Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них.
Текст и его особенности – 5 часов
Текст и его признаки. Развитие мысли в тексте. Виды связи предложений. Стили и типы речи. Стилевые особенности текста. Текст и его анализ. Чтение и изложение (подробное и сжатое). Создание текста и его редактирование.
Тематическое планирование элективного курса по подготовке
к ЕГЭ по русскому языку «Говорим и пишем правильно»
для 10 класса (35 часов).
№ | Тема занятия | Виды деятельности | Дата |
1 | Фонетика. Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке | Повторение основных фонетических правил. Использование транскрипции слов. | |
2 | Трудности фонетического анализа слов | Фонетический анализ слов. | |
3 | Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского языка. | Знакомство с современными орфоэпическими правилами. Работа с орфоэпическим словарем. Сравнительный анализ звукового и буквенного состава слова. | |
4 | Лексика и фразеология. Особенности лексического состава языка | Повторение основных понятий лексики. Работа со словарями антонимов, синонимов. Лексический анализ текстов. Использование средств художественной выразительности. | |
5 | Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов) | ||
6 | Трудности лексического анализа | ||
7 | Словообразование. Морфемный анализ слов. Способы словообразования. Слова с суффиксами оценки в художественной речи. | Сопоставительный анализ слов. Словообразовательный разбор. Работа со словообразовательным словарем. | |
8 | Словообразование наречий. Морфемные модели наречий. | ||
9 | Морфология. Система самостоятельных частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль | Различение самостоятельных и служебных частей речи. Определение роли частей речи в тексте. Употребление самостоятельных и служебных | |
10 | Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи | частей речи в разговорной и художественной речи. | |
11 | Трудные случаи разграничения языковых явлений | ||
12 | Орфография. Система правил правописания | Повторение основных орфографических правил. Словарные диктанты, различные виды разборов слов. Работа с тестами по орфографии. Исправление искаженного текста. | |
13 | Правописание приставок. Трудности правописания приставок | ||
14 | Виды орфограмм в корне слова | ||
15 | Правописание падежных и родовых окончаний. Трудные случаи правописания окончаний. | ||
16 | Трудные случаи правописания суффиксов. | ||
17 | Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ. | ||
18 | Трудности при слитном, раздельном и дефисном написании слов. | ||
19 | Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употреблений словосочетаний. | Разбор словосочетаний. Составление словосочетаний разных видов. Работа с текстом, выявление в нем словосочетаний с различными видами связи. | |
20 | Простое предложение. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей. | Синтаксический разбор и моделирование простых предложений. Редактирование простых предложений, в которых нарушены синтаксические нормы. Конструирование предложений с обособленными членами предложения. Использование инверсии в текстах разных стилей. Работа с тренировочными текстами. | |
21 | Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах. | ||
22 | Тире в простом предложении. | ||
23 | Вводные слова и предложения. | ||
24 | Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи | ||
25 | Уточняющие члены предложения | ||
26 | Прямая речь. Диалог. Цитата. | Составление предложений с прямой речью, преобразование их в предложения с косвенной речью. Тренинг по оформлению цитат. | |
27 | Сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в художественном тексте. | Синтаксический разбор и моделирование сложных предложений (бессоюзных, сложносочиненных, сложноподчиненных). Использование в художественных текстах сложных предложений разных моделей. Работа с тестами. Пунктуационные и комплексные диктанты. | |
28 | Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Использование сложносочиненных предложений в художественном тексте. | ||
29 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в художественном тексте. | ||
30 | Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них. | ||
31 | Текстоведение. Способы связи предложений в тексте. | Анализ текстов, выявление их стилевых особенностей. Устные и письменные высказывания о теме и проблеме текста. Авторская позиция в тексте. Аргументация собственного мнения с использованием литературного и жизненного материала. | |
32 | Стили и их особенности. Типы речи и отличительные особенности. | ||
33 | Текст и его анализ. Выразительные средства языка. | ||
34 | Сочинение. Этапы создания текста. План. Подготовка рабочих материалов. Создание текста. | ||
35 | Редактирование текста. | Работа над сочинением. |
Рекомендуемая литература
- Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык и культура речи. – М., 2005
- Архарова Д. И., Долинина Т. А., Чудинов А. П. Анализ текста и написание рецензии. Курс подготовки к написанию сочинения (задания типа С).
- Баранов М. Т., Костяева Т. А. Русский язык. Справочные материалы. – М., 2006.
- Кабанова Н. М. Русский язык: Интенсивный курс подготовки к Единому государственному экзамену. – М., 2005
- Коновалова Л. Ф. Большой справочник для подготовки к Единому государственному экзамену: Теория. Упражнения. Тесты
- Розенталь Д. Э. Пишите, пожалуйста, грамотно. – М., 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/27/picture-81159.jpg)
Программа элективного курса по русскому языку 11 класс
Программа элективного курса по русскому языку 11 класс (17 часов)...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/04/picture-382828-1391531095.jpg)
Программа элективного курса по русскому языку 11 класс
Программа элективного курса по русскому языку в 11 классе 34 часа (1 час/неделю)...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/09/picture-375365-1389235100.jpg)
Программа элективного курса по русскому языку, 11 класс. "Учимся рассуждать".
Данный курс поможет в подготовке учащихся к ГВЭ по русскому языку, детально ознакомит выпускников со структурой и основными требованиями к сочинению-рассуждению....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/04/picture-65123-1504545489.jpg)
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»
Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена на принципах обобщения и систематизации учебного материала...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/25/picture-538845-1416939683.jpg)
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 10 класс. Лингвокультурологический анализ текста
Программа данного элективного курса представляет актуальные проблемы изучения русского языка и развития речи, но рассматривает их в тесной связи с проблеммами нравственности, национального историческо...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/04/picture-65123-1504545489.jpg)
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
Программа подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в...