Программа элективного курса по русскому языку в 10 классе «Говорим и пишем правильно»
методическая разработка по русскому языку на тему

Ипатова Раиса Михайловна

Элективный курс по русскому языку в 10 классе «Говорим и пишем правильно»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_kl._elektivnyy_kurs._govorim_i_pishem_pravilno.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Богородицкая средняя общеобразовательная школа»

Смоленского района

Утверждено

на заседании педагогического совета

№_____от «     »____________2014 года

Директор школы___________(Гракова Л.Г.)

Элективный курс

по русскому языку

в 10 классе

«Говорим и пишем правильно»

Учитель: Ипатова Р.М.

2014 – 2015 учебный год

Программа элективного курса

 по русскому языку «Говорим и пишем правильно»

 для 10 класса (35 часов).

Пояснительная записка.

       Предлагаемый  подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 10  класса и рассчитан на 35 часов. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучении основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

       Цель: углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся.

       Задачи: - овладение основными нормами русского литературного языка;

- создание прочной, надежной базы орфографических навыков;

- совершенствование  общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;

- обучение анализу текста, его интерпретации;

- формирование языковой и лингвистической компетенции;

- формирование умения создавать собственный текст, аргументировать собственное мнение, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;

- развитие ассоциативного мышления учащихся.

       На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:

  1. Теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста).
  2. Практическая часть (выполнение различных упражнений, позволяющих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знание орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги), решение тестов по типу ЕГЭ на заданное время, написание текстов по заданной проблеме.

Ожидаемые результаты: полученные учащимися новые знания и представления о языке, осознание неразрывной связи развития языка с развитием общества в целом (в идеале – в виде сформированного лингвистического мировоззрения, позволяющего выпускнику адекватно и компетентно оценивать складывающиеся ситуации); практические умения и навыки по самостоятельном анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, приобретение опыта проведения первых научных исследований в области предполагаемой профессиональной деятельности и, как следствие, мотивированный выбор будущей профессии.

Содержание курса.

Фонетика. Орфоэпия -3 часа

       Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке. Гласные звуки и их произношение. Гласные ударные и безударные. Согласные звуки и их произношение. Смягчение и несмягчение согласных перед следующим согласным звуком. Произношение двойных согласных. Произношение сочетаний согласных. Произношение сочетаний с непроизносимыми согласными. Трудности фонетического анализа слова. Орфоэпические нормы русского языка. Орфоэпические и другие словари, имеющие орфоэпические пометы. Варианты произношения.

Лексика – 3 часа

       Особенности лексического состава слов. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов). Лексическое значение слова: прямое, переносное. Книжная и разговорная лексика. Общеупотребительная и ограниченная лексика. Исконно русская и заимствованная лексика. Трудности лексического анализа слов.

Словообразование -2 часа

       Морфемный анализ слов. Способы словообразования в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение, переход из одной части речи в другую. Лексическое значение морфем. Слова с суффиксами оценки в художественной речи. Словообразование наречий. Морфемные модели наречий.

Морфология – 3 часа

       Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Способы определения частей речи по морфологическим признакам. Способы выражения самостоятельных частей речи в предложении. Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи. Роль служебных частей речи. Трудные случаи разграничения языковых явлений.

Орфография – 7 часов

       Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Трудные случаи правописания приставок. Правописание Ы/И после приставок на согласную. Виды орфограмм в корне слова. Правописание О/Ё после шипящих во всех частях речи. Трудные случаи правописания окончаний. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание суффиксов ЧИК/ЩИК, ЕК/ИК, К/СК, Н/НН в словах различных частей речи. Правописание Ъ и Ь после шипящих.Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.

Синтаксис и пунктуация

Словосочетание. Простое предложение – 7 часов

       Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний. Типы словосочетаний и виды связи в них. Предложение  как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах. Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи. Уточняющие члены предложения.

Прямая речь. Диалог. Цитата -1 час

       Синтаксические конструкции с чужой речью. Прямая и косвенная речь. Способы оформления прямой речи на письме. Способы оформления диалога. Различные способы цитирования.

Сложное предложение -4 часа

       Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в художественном тексте. Сложносочиненные предложения. Использование сложносочиненных предложений в художественном тексте. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в художественном тексте. Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них.

Текст и его особенности – 5 часов

       Текст и его признаки. Развитие мысли в тексте. Виды связи предложений. Стили и типы речи. Стилевые особенности текста. Текст и его анализ. Чтение и изложение (подробное и сжатое). Создание текста и его редактирование.

Тематическое планирование элективного курса по  подготовке

к ЕГЭ по русскому языку «Говорим и пишем правильно»

для 10 класса (35 часов).

Тема занятия

Виды деятельности

Дата

1

Фонетика. Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке

Повторение основных фонетических правил. Использование транскрипции слов.

2

Трудности фонетического анализа слов

Фонетический анализ слов.

3

Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского языка.

Знакомство с современными орфоэпическими правилами. Работа с орфоэпическим словарем. Сравнительный анализ звукового и буквенного состава слова.

4

Лексика и фразеология. Особенности лексического состава языка

Повторение основных понятий лексики. Работа со словарями антонимов, синонимов. Лексический анализ текстов. Использование средств художественной выразительности.

5

Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов)

6

Трудности лексического анализа

7

Словообразование. Морфемный анализ слов.

Способы словообразования. Слова с суффиксами оценки в художественной речи.

Сопоставительный анализ слов. Словообразовательный разбор. Работа со словообразовательным словарем.

8

Словообразование наречий. Морфемные модели наречий.

9

Морфология. Система самостоятельных частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль

Различение самостоятельных и служебных частей речи. Определение роли частей речи в тексте. Употребление самостоятельных и служебных

10

Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи

частей речи в разговорной и художественной речи.

11

Трудные случаи разграничения языковых явлений

12

Орфография. Система правил правописания

Повторение основных орфографических правил. Словарные диктанты, различные виды разборов слов. Работа с тестами по орфографии. Исправление искаженного текста.

13

Правописание приставок. Трудности правописания приставок

14

Виды орфограмм в корне слова

15

Правописание падежных и родовых окончаний. Трудные случаи правописания окончаний.

16

Трудные случаи правописания суффиксов.

17

Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ.

18

Трудности при слитном, раздельном и дефисном написании слов.

19

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употреблений словосочетаний.

Разбор словосочетаний. Составление словосочетаний разных видов. Работа с текстом, выявление  в нем словосочетаний с различными видами связи.

20

Простое предложение. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей.

Синтаксический разбор и моделирование простых предложений. Редактирование простых предложений, в которых нарушены синтаксические нормы. Конструирование предложений с обособленными членами предложения. Использование инверсии в текстах разных стилей. Работа с тренировочными текстами.

21

Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах.

22

Тире в простом предложении.

23

Вводные слова и предложения.

24

Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи

25

Уточняющие члены предложения

26

Прямая речь. Диалог. Цитата.

Составление предложений с прямой речью, преобразование их в предложения с косвенной речью. Тренинг по оформлению цитат.

27

Сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в художественном тексте.

Синтаксический разбор и моделирование сложных предложений (бессоюзных, сложносочиненных, сложноподчиненных). Использование в художественных текстах сложных предложений разных моделей. Работа с тестами. Пунктуационные и комплексные диктанты.

28

Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Использование сложносочиненных предложений в художественном тексте.

29

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в художественном тексте.

30

Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них.

31

Текстоведение. Способы связи предложений в тексте.

Анализ текстов, выявление их стилевых особенностей. Устные и письменные высказывания о теме и проблеме текста. Авторская позиция в тексте. Аргументация собственного мнения с использованием литературного и жизненного материала.

32

Стили и их особенности. Типы речи и отличительные особенности.

33

Текст и его анализ. Выразительные средства языка.

34

Сочинение. Этапы создания текста. План. Подготовка рабочих материалов. Создание текста.

35

Редактирование текста.

Работа над сочинением.

Рекомендуемая литература

  1. Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык и культура речи. – М., 2005

  1. Архарова Д. И., Долинина Т. А., Чудинов А. П. Анализ текста и написание рецензии. Курс подготовки к написанию сочинения (задания типа С).

  1. Баранов М. Т., Костяева Т. А. Русский язык. Справочные материалы. – М., 2006.

  1. Кабанова Н. М. Русский язык: Интенсивный курс подготовки к Единому государственному экзамену. – М., 2005

  1. Коновалова Л. Ф. Большой справочник для подготовки к Единому государственному экзамену: Теория. Упражнения. Тесты

  1. Розенталь Д. Э. Пишите, пожалуйста, грамотно. – М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку 11 класс

Программа элективного курса по русскому языку 11 класс (17 часов)...

Программа элективного курса по русскому языку 11 класс

Программа элективного курса по русскому языку в 11 классе 34 часа (1 час/неделю)...

Программа элективного курса по русскому языку, 11 класс. "Учимся рассуждать".

Данный курс поможет в подготовке учащихся к ГВЭ по русскому языку, детально ознакомит выпускников со структурой и основными требованиями к сочинению-рассуждению....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»

     Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена  на принципах обобщения и систематизации учебного материала...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 10 класс. Лингвокультурологический анализ текста

Программа данного элективного курса представляет актуальные проблемы изучения русского языка и развития речи, но рассматривает их в тесной связи с проблеммами нравственности, национального историческо...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

Программа подготовки к  государственной итоговой аттестации по русскому языку  рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в...