Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы
проект по русскому языку на тему

Ипатова Раиса Михайловна
Исследовательская работа "Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Богородицкая средняя школа

Смоленского района Смоленской области

Ипатова Р.М., учитель русского языка

и литературы, учитель высшей

 квалификационной категории

2015 год

Сегодня мы наблюдаем стремительные изменения во всех сферах жизни общества, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего речь идёт о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Поэтому в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности. Одним из способов активизации познавательных потребностей и развития интеллекта является проведение со школьниками исследовательской работы. Она ориентирована на развитие творческой исследовательской активности обучающихся, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний и навыков.

Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении первоисточников, их творческом анализе и производимых на его основании выводах.

Этапы исследования

Исследовательская работа предусматривает несколько этапов.

1. Определение объектной области, объекта и предмета исследования.

Объектная область исследования – это сфера науки и практики, в применении к школе – это учебная дисциплина.

2. Выбор и формулировка темы

Выбор темы для многих является весьма трудным этапом. Часто ученики выбирают слишком масштабные или сложные темы. Чтобы облегчить процесс выбора, выделим  основные критерии:

  • желательно, чтобы тема представляла интерес для школьника, увлекала его;
  • хорошо, если выбор темы был бы обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика и педагога;
  • тема должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что оборудование и литература к ней являются доступными для школьника;
  • тема отличается оригинальностью, в ней содержится элемент неожиданности, необычности;
  • тема должна быть доступной, а поставленная проблема должна соответствовать возрастным особенностям учащегося.

Не менее важно правильно сформулировать тему, ведь она своего рода визитная карточка исследования.

3. Изучение литературы, сбор материалов

Начинать лучше с самостоятельной работы по составлению библиографического списка источников по выбранной теме.

4. Формулирование гипотезы.

Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:

  • быть проверяемой;
  • содержать предположение;
  • быть логически непротиворечивой;
  • соответствовать фактам.

5. Формулирование цели и задач исследования

Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при  завершении своей работы. Формулировку темы следует начать со слов:

  • выявить;
  • установить;
  • обосновать;
  • уточнить;
  • разработать.

Задача исследования – это выбор путей и средств  для достижения цели. Задачи лучше формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута.

6. Организация и методика исследования

Для того чтобы составить план исследовательской работы, надо ответить на вопрос: «Как можно узнать что-то новое о том,  что исследуется?» Следует определить, какие инструменты или методы можно использовать, а затем выстроить их по порядку.

Так уже младшим школьникам доступны следующие методы исследования:

  • подумать об объекте исследования самостоятельно;
  • прочитать книги о том, что исследуешь;
  • познакомиться с видеоматериалами;
  • найти информацию в Интернете;
  • спросить у взрослых;
  • понаблюдать;
  • провести эксперимент.

Любую исследовательскую деятельность лучше начать с вопросов, заданных самому себе:

1. Что я знаю об этом?

2. Какие суждения я могу высказать по этому поводу?

3. Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?

7. Обобщение материала

Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчёты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и суметь об этом рассказать или представить в виде презентации.

Для этого потребуется дать определения основным понятиям, классифицировать основные предметы, явления, события, сделать выводы, указать возможные пути дальнейшего изучения исследованного явления или объекта, подготовить текст выступления, презентацию, схемы и т.п. Исследование теряет смысл, если исследователь  не сформулировал выводы и не подвёл итоги своей работы.

8. Подготовка доклада

Чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо обдуманно подготовить текст доклада. Он должен быть кратким, но обязательно содержащим ответы на следующие вопросы:

  • «Почему избрана эта тема?»;
  • «Какой была цель исследования?»;
  • «Как сформулированы задачи исследования?»;
  • «Какие гипотезы проверялись?»;
  • «Какие методы исследования использовались?»;
  • «Каким был план исследования?»;
  • «Какие результаты были получены?»;
  • «Как может быть продолжена работа в данном направлении?»

Важным этапом разработки исследования является его планирование.

План исследования – это уже черновое оглавление  работы с указанием её глав и  параграфов. На составление плана работы влияет и выбор вида проекта и исследования. Именно на этом этапе намечаются контуры будущей работы, характер и объём иллюстративного материала, определяется круг

источников.

Особо нужно остановиться на групповых проектах. Такая форма работы помогает развивать коммуникативные умения.

Команда или группа, реализующая проект, только тогда работает успешно, когда каждый знает и выполняет в ней свою роль.  В групповой проектной работе роль и возможность показать себя с наилучшей стороны найдётся для каждого.

Командные роли для учащихся, работающих над исследованием в группах:

1. Председатель (отвечает за принятие решения, ведёт сборы, регулирует конфликты).

2. Организатор  (отвечает за выполнение принятых правил, организует, назначает место и время сбора группы).

3.Генератор идей (выдаёт новые идеи, предлагает нестандартные решения).

4. Исследователь ресурсов (собирает материал, работает с источниками).

5. Оценщик (контролирует, даёт оценку решениям).

6. Завершитель (отвечает за конечный результат, совершенствует, устраняет неполадки).

7. Инициативный исполнитель (сотрудник команды, без которого общего продукта не получилось бы).

Как найти интересную тему для исследовательских работ учащихся

С первого взгляда может показаться, что выбрать интересную тему для школьного исследования легко. На само деле, это трудный и ответственный этап, во многом определяющий успех самого исследования.

Правила успешного выбора темы исследования

Правило 1.

Важно, чтобы тема была интересна учащемуся не только на текущий момент. В старших классах тема должна вписываться в программу профильного обучения. Например: «Образ Солнца в русском искусстве», «Символика небесных светил в произведениях литературы», «Слов русских золотая россыпь».

Правило 2.

Тема должна быть актуальна, т. е. должна отражать проблемы современной науки и практики, соответствовать запросам общества. Например: «Гарри Поттер»:  загадка мирового бестселлера, или Что хотят читать современные дети?»,  «Какой быть молодёжной лексике?».

Правило 3.

Наличие возможности найти по теме исследования достаточное количество источников информации, а также требуемое оборудование и условия для ведения  эксперимента. Например: «Гжель. Синь России», «Тема Рождества в поэзии и живописи».

Правило 4.

Тема должна быть конкретна. Объёмная тема может оказаться непосильной для её раскрытия в рамках учебного исследования. Например: «Культура речи: лексические и морфологические нормы» подразумевает конкретное рассмотрение лексических и морфологических норм.

Правило 5.

Важно с самого начала правильно сформулировать тему. Ведь тема – это своего рода визитная карточка исследования, хотя  впоследствии формулировка может корректироваться. Формулировка темы может включать 5-8 слов. Чем меньше слов в формулировке, тем шире тема. Формулировка может содержать спорный момент, подразумевать столкновение разных точек зрения на одну проблему, хотя в название работы слово «проблема» может не включаться.

Лучше, если тема исследования будет иметь два названия: теоретическое и творческое. Одно из них (формально-логическое), как правило, содержит теоретически сконструированный текст. Второе (образное) содержит образы, ярко и эмоционально представляющие проект. Например:  

- «Расскажи, Снегурочка, где была…».  Образ Снегурочки в произведениях русских писателей, в живописи, в музыке.

- «Молодильные яблоки» из тридевятого царства». Символ яблока в мифах и сказках мира.

Способы выбора темы

Можно использовать следующие способы выбора темы:

1. Аналитический обзор достижений

Проанализировать достижения науки в области интересов учащихся.

2. «Руководство принципом повторения»

Обратиться к теме, рассмотренной ранее, для более углубленного изучения,  а также для сравнения результатов.

3. Поисковый способ

Познакомиться  с первоисточниками в интересующей учащегося области, специальной литературой, новейшими работами в этой области и определить тему на основе привлекшей внимание проблемы.

4. Уточнение гипотез

Выбор темы на основе ранее выдвинутых гипотез, которые заинтересовали и требуют подтверждения или опровержения.

Литература

1. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Метод  проектов

2. http://wiki.saripkro.ru – Метод проектов

3.  http://www.proshkolu.ru/org/surgut-8/file/367827/ 

         4. http://www.socspb.ru/edu/spetialist/publication/doc20712/ 

Педагогические публикации

5. http://www.sch996.edusite.ru/p42aa1.html - проектная деятельность

6. http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00030659.html - Метод проектов

7. http://metodkabinet.3dn.ru/publ/metod_proektov/1-1-0-1 - Метод проектов

8.  Н. А. Краля  МЕТОД УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ.

9. http://yandex.ru/ - Метод проектов, ppt (по поиску)

10.  Полат Е.С. "Новые педагогические и информационные  технологии в Системе образования", М., “Академия”, 2000.

11. http://infoteka.intergu.ru/query/about.asp?id=29695 – Метод проектов, Попова Наталья Леонидовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы"

                   В соответствии с требованиями  стандартов второго поколения во главу образования ставится личность ученика, её са...

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы(Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ Гимназия №9 г.о.Химки Московской области)Л.Н.НагаевойРабота по методу проект...

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

В рамках конкурса "Образ жизни - инновация" на педагогических чтениях был представлен опыт работы по технологии проектного обучения (элективный курс и его элементы на уроках и во внеурочной ...

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

Данный материал состоит из:1. пояснительной записки2. разработки урока "Суд над Раскольниковым"3. разработки урока "Суд над Онегиным"4. исследовательской работы по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси ж...

Презентация проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

Работа может быть использована учителем, использующим в своей работе проектные технологии....

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы .МОУ «Филимоновская СОШ» Учитель русского языка и литературы Мешкова В.Н.

Актуальность проектной деятельности в современной школе.Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возмож...