Урок-игра "В гостях у Словарей"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Лаврентьева Юлия Владимировна

Урок-игра "В гостях у Словарей" , 6 класс, русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gostyah_u_slovarey.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-игра «в гостях у словарей»

Цели игры:

  • формировать у школьников умения и навыки самостоятельной работы с научной и научно-популярной литературой;
  • отработать навыки грамотного пользования разными видами лингвистических словарей;
  • воспитывать у детей любовь к русскому языку, показывая с помощью словарей его неисчерпаемые богатства;
  • повышать общую эрудицию и культуру учеников, развивать интерес к научной деятельности;
  • развивать творческие способности учащихся.

Оформление:

  1. «Словарь — это книга книг» (плакат);
  2. выставка словарей;
  3. портреты ученых-лексикографов;
  4. презентация. (Приложение 1)

Ход урока

Дети в начале урока делятся на команды любыми способами.

На доске в качестве эпиграфа записаны слова:

Словарь — это целый мир, расположенный в алфавитном порядке.

Здесь мысли, радости, труды, горести наших предков и наши собственные. Подумайте, что все собранные вместе слова — дело плоти, крови и души родины и человечества.

Анатоль Франс

Первая часть урока — инсценировка.

Словарь — это вся вселенная в алфавитном порядке. Если хорошенько подумать, словарь - это книга книг. Она включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их у нее. (А. Франс)

Необходимо широкое знакомство со всем запасом слов богатейшего нашего словаря и необходимо умение выбирать из него наиболее точные, ясные, сильные слова. (М. Горький)

Обсуждение данных высказываний и эпиграфа. Как понимаете слова?

Ученик (помощник ведущего):

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдет искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах — события печать,

Они дались недаром человеку.

Читаю: «Век. От века. Вековать.

Век доживать. Бог сыну не дал веку.        

Век заедать, век заживать чужой...»

В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.

                                          С .Я. Маршак

Пока ученик читает стихотворение, выходят герои инсценировки.

Действующие лица:

Словарь Даля, Словари школьные (орфографический и толковый), ученик.

На стуле сидит Словарь Даля (важный, в костюме, с бородой).

Ученик: Куда это вы меня затащили? Кто это? (показывает пальцем на Словарь).

Словарь 1: Тише! Кланяйся, кланяйся, невежда! Это же его превосходительство Толковый словарь живого великорусского языка, составленный Владимиром Ивановичем Далем.

Ученик: Какой еще такой словарь? А вы кто такие?

Словарь 2: А вот сейчас он сам о себе и расскажет (4 тома словаря Даля - словарная статья «словарь»)

Ученик читает статью о словаре.

Словарь 1: Понял? В этих четырех толстых книгах собраны русские слова и выражения. А мы помощники, потомки, младшие братья Великого словаря.

Ученик: А что значит «толковый»? Что, бывают и бестолковые словари?

Словарь 2: «Толковым не оттого назван словарь, - шутил его создатель, - что он мог получиться и бестолковым, а оттого, что он слова растолковывает», то есть объясняет смысл и значение каждого слова.

Ученик: Сколько же здесь слов?

Словарь 1: Более двухсот тысяч! Это при том, что обычный человек использует в своей речи около пяти тысяч слов.

Словарь2: А словарь А.С. Пушкина содержит более двадцати тысяч слов.

Включается фрагмент из фильма «12 стульев» про Эллочку Людоедову

Ученик, посмотрев эпизод: Вот! Это я понимаю!        

Словарь Даля: Это что, все ученики такие? Так скоро мы совсем не станем им нужны. Неужели это правда?

Словарь 1: Нет, не все, я вам это докажу. Здесь собрались те, кто желает совершить путешествие в удивительную страну, полную загадок и открытий. Называется она - страна Словария.

Итак, чтобы попасть в эту страну, нам необходимо обратиться в справочное бюро.

Задание 1. «Справочное бюро»

Выбери слово, соответствующее значению:

а)        «составная часть чего-либо»

  • компонент
  • колорит
  • комфорт
  • компромисс

б)        «сплотить кого-либо для усиления деятельности»

  • констатировать
  • конспирировать
  • конкурировать
  • консолидировать

в) «объединение, соглашение, союз государств для достижения общих целей»

  • коалиция
  • коллегия
  • коллектив
  • коллекция

Задание 2

Какие словари вы знаете? Кто больше?

Внимание, наш поезд почему-то не двигается, необходимо провести следствие.

Задание 3. «Следствие ведут знатоки».

Определи, в каких значениях употребляется в тексте слово угол.

Хочется перечислить несколько наиболее острых углов, куда меня загоняли. Мать говорила «Марш в угол!» Я шел, становился и думал. После войны я снимал углы, в самые худшие годы. Угол зрения. В этот угол меня загоняли неоднократно. Вдруг в углу газеты, обычно в правом верхнем, мне приписывали угол зрения, не совпадающий с прямым и верным. (Б. Слуцкий)

Задание 4. «Эрудит»

Раскрой значение выделенных слов. (Прочитать заранее объясненные слова)

Как музыка звучат сейчас полузабытые слова – милосердие, благодеяние, покаяние, достоинство, совесть. (В.Г. Костомаров)

Задание 5. «Эстафета грамотеев»

Напиши правильно.

Стюарде...а, грима...а, инте...игенция, а...ликация, га...ерея, ко...ерсант, ветер...нар, ко...екция, диску...ия

Вот пришло сообщение, но как правильно его прочитать, я не знаю, помогите, пожалуйста.

Задание 6. «Диктор» Конкурс капитанов.

Расставь ударение, произнеси правильно и четко.

Агент, баловать, диспансер, камбала, ломоть, ракушка, цемент, щавель, договор, тефтели, партер, револьвер.

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему слова звучат так, а не иначе? Как называется наука, которая занимается происхождением слов? (этимология)

Задание 7. «Бестолковый словарь»

Каждая команда пытается объяснить в шуточной форме происхождение этих слов.

Бездарь, пломбир, тысячелистник, грабли, жатва, стриж, хлопоты

Задание 8. «Творческое»

Командам нарисовать:

  1. Баку
  2. Прусака
  1. Показать, что значит «ходить фертом».
  2. Сыграть в кости и показать особый счет в этой игре.
  1. Показать, что значит «гамить»
  2. Показать, что значит «жмякать»

Всегда приятно слушать человека, если его речь богата, образна, каждое слово употреблено к месту и ко времени. «Без пословицы не проживешь», так считали люди в старину, и с этим трудно не согласиться. Ведь в этих мудрых лаконичных изречениях - опыт и мудрость многих поколений. Сейчас посмотрим, кто из вас лучше знает пословицы.

Задание 9. Знатоки пословиц.

Лучше синица в руке, (чем журавль в небе)

На чужой каравай (рот не разевай)

Слово не воробей, (вылетит не поймаешь)

Ум хорошо, (а два лучше)

Под лежачий камень (вода не течет)

Кто старое помянет, (тому глаз вон)

А теперь вспомним, как называются слова-враги и слова-друзья.

Задание 10. Друзья и враги.

Подберите антонимы и синонимы

Молодой - старый

Храбрый - трусливый

Голодный - сытый

Полезный - вредный

Свежий - теплый, черствый        

Павда - ложь

Вот мы и закончили наше путешествие.

Есть волшебная страна,

Что распахнута пред вами,

Та, которая словами,

Как людьми, населена.

Правит ими государь

По прозванию Словарь.

И относится он к ним,

Словно к подданным своим.

Утверждать ему не ново,

Как писать какое слово,

Как писать и как читать,

Как с другими сочетать.

Уважаем государь

По прозванию Словарь,

Даже Пушкин, я об этом

Достоверно говорю,

Не однажды за советом

Обращался к словарю.

Он связует новь и старь,

И тебе всегда, как другу,

Оказать готов услугу

Русской речи государь

По прозванию Словарь!

Домашнее задание: Составить свой небольшой словарь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - игра " В гостях у словарей"

Урок - игра " В гостях у словарей" после изучения раздела "Лексика"...

Урок-игра: В гостях у Шерлока Холмса и доктора Ватсона

Задачи урока:В предметной областиОтработать навыки записи десятичных дробей, навыки сложения и вычитанияВ области применения информационных технологийСовершенствовать умения учащихся использовать разл...

Урок - игра "В гостях у кролика"

Цели урока:1.   Введение новой лексики (vegetables, fruit, potato, cucumber, apple) и её первичное закрепление в речи.2.  Закрепление лексико – грамматических навыков (употребление слов...

Урок-игра "В гостях у зимушки-зимы"

Данный урок проводился с обучающимися на логопедических занятиях. как урок-обобщение....

Презентация. Урок-игра. "В гостях у прилагательного"...

Урок-игра. Урок-состязание команд. Систематизация и обобщение знаний по теме "Имя прилагательное":развитие умения находить орфограмму в слове, графически обозначать ее, выбирать способ...

Презентация. Урок-игра. "В гостях у прилагательного"...

Систематизация и обобщение знаний по теме "Имя прилагательное":развитие умения находить орфограмму в слове, графически обозначать ее, выбирать способ  проверки;  редактировать и во...

Урок - игра "В гостях у белошвеек" 9 класс.

Данный материал расчитан на учащихся специальной коррекционной  школы VIII вида, содержит разработку урока - игры по бригадному разделению труда с готовыми заданиями оформленными в приложен...