Ход и содержание урока
| - Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Какое это предложение? Как вы понимаете это высказывание? (Если знаешь части слова, то напишешь их толково). -Запишите эпиграф в тетрадь. Перед началом путешествия проверим ваше лингвистическое здоровье, смекалку, умение быстро работать. - Что такое словообразование?
- Что такое морфема? (Это значимая часть слова.)
- Какие морфемы вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание, основа.)
- Какие морфемы используются для образования новых слов, а какие для изменения форм слова? (Для образования новых слов используются приставка и суффикс, для изменения форм слова – окончание)
- Назовите способы русского словообразования. (Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение основ с соединительной гласной, переход из одной части речи в другую)
Учитель: Лингвистическое здоровье проверено, путешествие-исследование разрешается всем. Мы отправляемся в путь. Вот и первый пункт – остров Морфемы. Слайд 2 - 3 И, чтобы освежить наши знания, предлагаю вам послушать этюд «Душа слова» и угадать о какой части слова идет речь? Слайд 4 Встретились части речи и стали рассказывать о себе: «Слово в моем представлении – это живое существо. Оно может обижаться, сердиться, радоваться, подобно человеку. Слово может менять свой характер и облик. У него есть сердце – это Я. Есть слова с добрым бескорыстным сердцем, с большой открытой душой, умеющие тепло улыбаться. А другие – таят в себе зло, равнодушие, корысть и зависть», - говорит одна часть слова. Как вы думаете, какая часть слова может называть себя сердцем слова? (корень) Почему? (в корне заключено лексическое значение слова) Другая часть слова сказала: «Я голова слова! Я все время думает, как помочь сердцу слова лучше выразить значение слова. Трудно сердцу без головы. Вот смотрите: шел, шла, шли. Куда, зачем – попробуй, догадайся! А если впереди встану Я , много становится ясным: пришел, пошел, зашел, обошел… Вот что значит слово «с головой»!». Какая часть слова может считаться головой слова? (приставка) « А Я – это руки! Да, волшебные руки! Я могу все! Изменить размер и рост! Со мной не просто дом, а маленький домик, домишко, или огромный домина, домище! Я способен даже превратить здание в человека. Не верите?», - заявила еще одна часть слова. Школа – школьник «Да что здание – целый город. Город – горожанин. Правда, здорово? Маленький, да удаленький !» - продолжала хвастаться часть слова. Что это за часть слова? (суффикс) Последняя часть слова грустно промолвила: «А что же такое Я? Смысла не изменяю, значит, я только одежда? Как ни «нарядить» слово, все равно оно будет обозначать то же самое». « Зато ты помогаешь спастись слову от одиночества. Был один товарищ - появились товарищи», - успокоили ее другие части слова. Какую часть слова можно считать «одеждой» слова?(окончание) Вот мы и узнали о душе слова. - Итак, почему корень, приставка, суффикс и окончание именуются значимыми частями слова?
- Орфографическая разминка. Вставьте пропущенные буквы в слова и запишите их в тетрадь, выделив ту морфему, в которой пропущена буква-орфограмма. Слайд 5 Проверка слайд 6
Учитель: Жители острова предлагают вам решить шарады. Шарада - это загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей – отдельных слов. Сложив вместе отгаданные части, получаем искомое слово. Ваша задача – собрать слово и объяснить его правописание. Командам раздаются карточки 1.Корень мой находится в ЦЕНЕ, В ОЧЕРКЕ найди приставку мне, Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ все встречали, Вся же в дневнике я и в журнале.
| 2.Корень тот же, что в слове ОТДАВАТЬ Приставка взята из слов ПРЕГРАДА и ПОСЫЛКА Суффикс и окончание из слова ЗНАНИЕ
| 3.Корень мой в СКАЗКЕ найдёте, Суффикс у ИЗВОЗЧИКА возьмёте, Приставка та же, что в слове РАСХОД, Целым я излагаю событий ход.
| 4.В СПИСКЕ вы мой обнаружите корень Суффиксы в СОБРАНИИ встретите вскоре, В слове РАССКАЗ вы приставку найдёте, В целом по мне на уроки пойдёте.
| 5.В слове ПОДЛОЖИТЬ есть корень мой, Суффикс в УКРАШЕНИИ открой, Извлеки приставку из РАЗБОРА, И узнаешь что это такое. |
|
Запишите получившиеся слова в тетрадь, выделите в них морфемы. (Вызвать к доске)
Учитель. Находясь на острове Морфемы, мы познакомились с трудолюбивыми жителями этого населенного пункта, повторили значение морфем и их месторасположение в слове. Можем продолжать наш путь. А для этого надо встать. Сейчас у нас физкультминутка. Но не простая. Читая стихи и выполняя упражнения вам надо обратить внимание на морфему, которая помогает вырасти слову ДОМ. ФИЗКУЛЬМИНУТКА слайд 7 Ходит Суффикс по дорожке И играет на гармошке… Вот домишко. Это домик. Где-то здесь гуляет гномик. Вот домище великана, Великана Истукана… Побежали от него, чтоб не тронул никого!!! | ходьба на месте 3-4 сек. руки перед грудью, рывки руками наклониться, разогнуться повороты головы подняться на носочки, руки вверх, потянуться бег на месте 2-3 сек. |
Слайд 8 Дорога привела нас в деревню Родственники. Здесь живут родственные слова. - Какие слова мы называем родственными? (Слова, имеющие один и тот же корень, но разное лексическое значение.)
Жители деревни предлагают вас следующие задания: прочитать тексты и ответить на вопрос: “Являются ли однокоренными выделенные слова?” Свой ответ нужно обосновать. Слайд 9 Выписать в тетради только те слова, которые являются однокоренными. Слайд 10 Молвил слон, подставив бок: Прислонись ко мне, сынок? Прислонясь к слону, слонёнок Отдохнул, набрал силёнок, И задолго до луны Дальше двинулись слоны. (Я. Козловский) | Слайд 11 Дождик льёт – кругом вода, Мокнут столб и провода. Мокнут кони и подвода, Дым над крышами завода, От бегущих быстрых вод Задрожал водоотвод. (Л. Яхин) | Слайд 13 – Вы кто такие? – Я – гусь, это – гусыня, это наши гусята. А ты кто? - А я ваша тётя – гусеница.
|
|
Проверка Молодцы! С заданием справились легко. А сейчас я предлагаю вам прочитать и записать в тетрадь интересное высказывание Рыбникова: «Найти корень слова – это значит найти его внутренний, затаенный смысл – то же, что зажечь внутри фонаря огонек!» слайд 14 Учитель: Продолжим наше путешествие. слайды 15 , 16, 17 Учитель. А вот нас уже кто-то встречает. Посмотрите, морфемы выстроились в ряд. Что бы это могло означать? Ребята, вы знаете? (Они показывают словообразовательную модель.) - Что такое словообразовательная модель? (Схема, по которой построено слово.) По-видимому, прежде чем попасть в следующий населённый пункт командам нужно выполнить задание. Предлагается на каждую словообразовательную модель придумать слова.
Все успешно справились с заданием. Путь открыт. Мы прибыли в поселок Словомодель. Продолжим путешествие по лингвистической стране. Учитель: Кто первый соберет слово: Корень у слова БОРЕЦ, Приставку возьмите у слова РАЗДУТЬ, Окончание у слова ПЕНЬ (разбор) Учащиеся определяют на слух части слова, а получившееся слово появляется на экране по щелчку мыши. Учитель: Найдите карточки ……………………………………………………………………… Карточка №1. Выпишите слова, образованные приставочным способом, выделите морфемы. Грузчик, подгруппа, настольный, диван-кровать, больной (малыш), туманный, заплыв, подберезовик, луноход, больной выздоровел, желтоватый, подъезд, безрукавка, столовая (ложка), лесостепь, столовая закрыта.
Карточка№2. Выпишите слова, образованные суффиксальным способом, выделите морфемы. Грузчик, подгруппа, настольный, диван-кровать, больной (малыш), туманный, заплыв, подберезовик, луноход, больной выздоровел, желтоватый, подъезд, безрукавка, столовая (ложка), лесостепь, столовая закрыта.
Карточка №3. Выпишите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом, выделите морфемы. Грузчик, подгруппа, настольный, диван-кровать, больной (малыш), туманный, заплыв, подберезовик, луноход, больной выздоровел, желтоватый, подъезд, безрукавка, столовая (ложка), лесостепь, столовая закрыта.
Карточка №4. Выпишите слова, образованные способом сложения основ, выделите морфемы. Грузчик, подгруппа, настольный, диван-кровать, больной (малыш), туманный, заплыв, подберезовик, луноход, больной выздоровел, желтоватый, подъезд, безрукавка, столовая (ложка), лесостепь, столовая закрыта.
Карточка №5. Выпишите слова, образованные способом перехода слов из одной части речи в другую, выделите морфемы. Грузчик, подгруппа, настольный, диван-кровать, больной (малыш), туманный, заплыв, подберезовик, луноход, больной выздоровел, желтоватый, подъезд, безрукавка, столовая (ложка), лесостепь, столовая закрыта.
Учитель. Хорошо, и с этим заданием все справились. Наше путешествие подходит к концу. Мы побывали во многих населенных пунктах страны Словообразование, познакомились с ее достопримечательностями. Учитель обращает внимание учащихся на слайд 19 СЛОВА, ДРУЖИЩЕ, – ЭТО КАК ЛИСТЬЯ НА ДЕРЕВЕ, И, ЧТОБЫ ПОНЯТЬ, ПОЧЕМУ ЛИСТ ТАКОВ, А НЕ ИНОЙ, НУЖНО ЗНАТЬ, КАК РАСТЁТ ДЕРЕВО, НУЖНО УЧИТЬСЯ. М. ГОРЬКИЙ Учитель. Какова основная мысль высказывания? (Ответы учащихся). |