Рабочая программа по русскому языку 10-11
рабочая программа по русскому языку (10, 11 класс) на тему
Рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Раьрчая программа | 68.5 КБ |
КТП углублённый уровень | 30.8 КБ |
КТП базовый уровень | 23.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 27 имени Э.А. Хиля»
города Смоленска
«Рассмотрено» Руководитель ШМО Хацкова Е.Е. _______________ ФИО Протокол № ___
| «Согласовано» Председатель Методического совета МБОУ «СШ №27 им. Э.А. Хиля» Исаенко Н.П. _____________ ФИО Протокол № ___ от «__»____20___г | «Рассмотрено и принято» Педагогическим советом МБОУ «СШ № 27 им. Э.А. Хиля» Протокол №_____ от«___»______20___г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СШ № 27 им. Э.А.Хиля» Лобанова Е.Н. ______________ ФИО Приказ № ____
М.П. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
русскому языку
(базовый уровень и углублённый уровень)
по_______________________________________________
предмет
10-11
________________________________________________
класс
Чернецовой Ирины Васильевны
_________________________________________________
ФИО учителя
2018/2019-2019/2020
_________________________________________________
учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы среднего общего образования по русскому языку, Рабочей программы «Русский язык: рабочая программа: 10—11 классы: базовый и углублённый уровни / Л. В. Бугрова. — М.:Вентана-Граф, 2017.
Программа курса «Русский язык» для 10–11 классов (базовый и углублённый уровни) соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования (ФГОС СОО), реализует его основные идеи, конкретизирует цели и задачи, отражает обязательное для усвоения содержание обучения русскому языку в старшей школе.
Программа предназначена для работы с учебно-методическим комплектом по русскому языку И. В. Гусаровой, входящим в систему «Алгоритм успеха». Реализует основные идеи ФГОС, конкретизирует его цели и задачи, отражает обязательное для усвоения содержание обучения русскому языку в старшей школе.
Тематическое планирование соответствует блочно - модульному построению курса. Вариативная модель достижения результатов (личностных, метапредметных, предметных) — на базовом и углублённом уровнях — позволяет учителю спланировать работу в классах с разным уровнем подготовки.
В настоящее время изучение русского языка рассматривается в предметной области «Русский язык и литература» как важнейшая составляющая часть единой образовательной области «Филология», что предполагает осуществление органичной связи языка и литературы. Постижение глубины русской литературы — важнейшей части русской культуры — невозможно без обращения к истокам слова. Именно на уроках русского языка закладывается понимание живой сущности слова, его животворящих истоков, что делает органичной связь между словом в языке и словом в литературе. В едином пространстве культуры, прежде всего словесной, русский язык в лучших своих литературных образцах — значимых текстах культуры — раскрывает величие этического и эстетического идеала, приобщая новые поколения к достижениям в области человеческого духа. Язык, осуществляя преемственную связь между поколениями, является индикатором внутренней культуры каждого человека, раздвигает горизонты внутреннего мира (по меткому выражению М. Хайдеггера, «границы моего языка означают границы моего мира»), способствует развитию интеллектуальных и духовно-нравственных основ личности. Язык служит средством познания и самопознания. Существуя в пространстве культуры, человек создаёт текст, в котором выражает себя, своё мироощущение, миропонимание, реализует социальные потребности. Способность выразить себя в языке, создать текст в соответствии с выбранной речевой стратегией создаёт предпосылки успешной социализации, профессиональной компетентности, личностного становления. В системе школьного образования русский язык имеет метапредметную функцию, являясь средством и способом обучения. Умение пользоваться языком, создавать текст в соответствии с речевой задачей — разный по цели, назначению, жанру —основа школьного курса русского языка. На уроках русского языка (и в основной школе, и в старшей школе) формируются навыки понимания текста, его информационной переработки, создания вторичных и оригинальных текстов, развиваются коммуникативные умения, совершенствуется речевая культура школьника, создаются предпосылки личностного развития, внутреннего роста ученика. Важнейшая цель изучения предметной области «Русский язык и литература» на завершающем этапе школьного обучения заключается в том, чтобы развивать умение пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений в устной и письменной форме, культуру читательского восприятия и понимания литературных текстов, читательскую самостоятельность. Русский язык и литература ориентированы на разные аспекты работы с текстом: языковой/речевой и эстетический, по-разному формируют информационную компетентность; объединяет их фокусировка на текстовой деятельности, связанной с развитием способностей и умений самостоятельно создавать тексты различной природы. Этим объясняются общие подходы в формировании результатов предметной области: результаты определяются через деятельность, связанную с работой с текстом. Подобный подход к изучению родного языка, в центре внимания которого в той или иной форме находится анализ текста, позволяет комплексно решать задачи формирования общекультурных и предметных компетенций, достичь личностных, метапредметных и предметных результатов образования средствами изучаемого предмета. В данной программе предусмотрена вариативная модель достижения результатов (личностных; метапредметных; предметных) — на базовом и углублённом уровнях. Согласно Федеральному государственному стандарту предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки, на углублённом уровне ориентированы преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию, на развитие индивидуальных способностей обучающихся путём более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоения основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету.
Программа позволяет учителю спланировать работу в классах с разным уровнем подготовки.
Курс «Русский язык» на базовом уровне ориентирован на достижение следующих целей:
—формировать представление о языке как духовной сокровищнице народа, его нравственной, культурной ценности, воспитывать гражданина и патриота, овладевать культурой межнационального общения;
—осознавать роль языка как средства личностного становления и развития, приобщения к культурным ценностям, осознавать эстетическую ценность слова, развивать эстетический вкус, умение проникать в смысловое поле слова и текста в целом, совершенствовать на этой основе искусство понимания текста;
—развивать читательскую культуру, использовать различные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста; совершенствовать информационные умения и навыки;
—развивать умение создавать тексты, устные и письменные, различных типов и жанров, с заданной функционально-стилевой установкой, с учётом речевой ситуации;
—овладевать опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях, ситуациях межкультурного общения; коммуникативно целесообразно использовать язык в разных сферах и средах общения, развивать способность к речевому взаимодействию и социальной адаптации, навыки самоорганизации и саморазвития;
—углублять знания о языке как многофункциональной развивающейся системе, о норме, её функциях, функционально-стилистической системе русского языка, оценивать явления и факты речевой культуры с точки зрения норм литературного языка, формировать функциональную грамотность как основу взаимодействия в социуме; —воспитывать потребность постоянно совершенствовать свою речевую культуру, обогащать свой язык.
Курс «Русский язык» на углублённом уровне дополнен следующими целевыми установками:
—углубить знания о лингвистике как науке, о русском языке как объекте научного исследования, анализировать языковые явления и факты с учётом их различных интерпретаций, в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям;
—проводить комплексный лингвистический анализ языковых средств текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью, стилистический анализ текстов разных стилей и функциональных разновидностей языка, редактировать тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка;
—оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, разграничивать варианты норм и речевые нарушения, анализировать коммуникативные качества и эффективность речи, понимать причины коммуникативных неудач, предупреждать и преодолевать их, осуществлять речевой самоконтроль, самооценку и самокоррекцию, совершенствовать собственные коммуникативные способности. Обозначенные целевые установки создают условия для формирования языковой личности, способной выразить себя на языке и с помощью языка. Решая задачи обучения русскому языку в старшей школе, автор учебника намеренно отказывается от линейного способа изложения материала и объединяет части различных разделов курса в структурно-содержательные блоки модулей. Под модулем понимается часть учебной дисциплины (дидактическая единица, раздел), изучение которой заканчивается определённым видом контроля. По сравнению с линейным принципом блочно-модульное построение курса имеет преимущества. Блочно-модульный принцип позволяет:
◼ во-первых, формировать различные типы компетенции на материале одного блока модулей;
◼ во-вторых, наращивать компетенции за счёт «спирального» принципа изучения языка и обучения речи, что имеет свои преимущества по сравнению с линейным принципом;
◼ в-третьих, осуществить переход к индивидуально ориентированной организации учебного процесса. Курс русского языка представлен 16 содержательно-структурными блоками модулей. Все 16 модулей имеют одинаковую композиционную структуру.
Первый раздел каждого блока включает теоретические сведения, изучение которых поможет учащимся систематизировать и расширить знания о русском языке как сложной знаковой системе с разными функциями. Второй (в учебнике 10 класса; третий — в учебнике 11 класса) раздел ориентирован на овладение всеми видами речевой деятельности, формирование культуры устной и письменной речи, развитие умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения. Третий (в учебнике 10 класса; второй — в учебнике 11 класса) раздел предусматривает системное повторение наиболее сложных вопросов русской орфографии. Четвёртый раздел нацеливает на углублённо-обобщающее повторение синтаксиса русского языка и наиболее сложных вопросов пунктуации. Структурно-содержательные блоки модулей позволяют установить взаимосвязь между подачей теоретического материала, отработкой на его основе навыков грамотного письма, норм литературного языка, различными аспектами анализа текста, разнообразными формами организации речевой деятельности. Теоретический материал излагается в учебнике в виде компактных лекций, схем или таблиц (моделей). Предложенный для изучения материал даёт возможность учителю организовать работу по информационной переработке текстов, обучить школьника работе с таблицами, схемами, научить создавать свои знаково-символические схемы на базе предложенных текстов. Анализ языкового материала, иллюстрирование теоретических положений самостоятельно подобранными примерами, расширение сферы речевого употребления за счёт использования изучаемого явления в тексте, создание текстов разной жанровой и функционально-стилистической направленности, совершенствование орфографических, пунктуационных навыков на основе текста, обучение разным аспектам работы с текстом — всё это создаёт базу для развития лингвистических и речевых умений. В процессе переработки учебников большое внимание было уделено организации работы с текстами, задачам поэтапной подготовки к сочинению. В связи с этим в учебник были введены учебно-научные и литературные тексты и предложена система работы по обучению сочинению. Художественные, публицистические, учебно-научные тексты, памятки, система заданий к ним позволяют учителю целенаправленно сформировать навыки создания текста заданного формата, навыки самоанализа при работе над сочинением. Система учебных заданий по работе с текстом позволяет развивать читательскую компетенцию, проникать в смысловое поле произведения, создавать тексты, вторичные и собственные, с учётом речевой установки, коммуникативно целесообразно использовать язык в разных речевых ситуациях. Учебник содержит расширенную понятийную базу обучению связной речи. К примеру, понятия внешней и внутренней речи позволяют углубиться в смысловое поле текста, работать с внетекстовой информацией, совершенствовать умение понимать собеседника, вести диалог сообразно коммуникативной установке. Задания учебника ориентированы на целенаправленное развитие всех видов речевой деятельности в их взаимосвязи. Система учебных упражнений позволяет сформировать навыки использования языка в разных ситуациях общения, создавать тексты, письменные и устные, разных типов и видов, с учётом речевой ситуации. Учебник содержит богатый материал для формирования навыков нормативного употребления языковых единиц разных уровней языковой системы. В каждом блоке предусмотрены разделы, предлагающие систему работы по формированию правильной речи; система заданий направлена на развитие умений осуществлять нормативный выбор лексических, морфологических, синтаксических, фонетических единиц. Для углублённого уровня изучения языка даны теоретический материал и упражнения, направленные на совершенствование качеств хорошей речи, приобретение навыков самоконтроля и самокоррекции в речевом употреблении. Таким образом, задания учебника направлены на выработку умения пользоваться литературным языком для выражения своих мыслей. Материал учебника позволяет использовать современные модели организации учебного процесса. Теоретический материал часто представлен в нетекстовом формате, сгруппирован в виде таблиц, схем, тезисов, что позволяет учителю организовать групповую работу, использовать модели смешанного обучения. Проблемные вопросы, темы для группового обсуждения, рефератов, проектов, дискуссий способствуют использованию диалогических методов при построении урока, позволяют динамично построить учебный процесс. Наличие электронного учебника, электронных тренажёров, аудиодиктантов даёт возможность школьнику самостоятельно контролировать учебные достижения, скорректировать свои ошибки. В целом работа с учебником способствует самостоятельности мышления, развитию навыков самоорганизации. Возможность индивидуализации обучения заложена в самой структуре учебника: модульное построение курса позволяет в индивидуальном порядке выбрать модуль, который позволит отработать необходимые навыки и таким образом выстроить индивидуальную образовательную траекторию. Такой подход к обучению, смоделированный через проблематизацию учебной деятельности, через организацию различных видов текстовой деятельности, активной речевой деятельности, а также через выстраивание индивидуально ориентированной траектории развития учащегося, будет стимулировать процесс самообразования учащихся, создавать условия для успешного развития ученика, достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ФОРМИРУЕМЫЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
◼ Осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; формирование гражданина и патриота своей страны, бережно относящегося к своему языку и созданным на нём памятникам словесного искусства, осознающим свою причастность к состоянию речевой культуры общества в целом.
◼ Cформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу — создателю культурных ценностей, уважительного отношения к другим культурам.
◼ Сформированность языковой личности, способной вы разить себя на языке и с помощью языка, осознающей значение языка для саморазвития и самореализации, готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности.
◼ Сформированность толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
◼ Приобретение коммуникативных навыков, важных для организации сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
◼ Сформированность духовно-нравственных основ личности в результате освоения культурно значимых текстов, приобщения к культурному опыту человечества, нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей.
◼ Сформированность потребности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознание необходимости постоянно совершенствовать свою речь, свою речевую культуру.
◼ Осознание эстетической ценности слова, воспитание эстетического отношения к миру; понимание этики и эстетики филологии.
◼ Сформированность экологического мышления, бережного отношения к слову.
◼ Сформированность духовно-нравственных ориентиров, способствующих воспитанию национальной идентичности, привитие традиционных семейных ценностей. ◼ Способность делать осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ФОРМИРУЕМЫЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
◼ Умение самостоятельно определять цели учебной и творческой деятельности, составлять планы, учебные алгоритмы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; анализировать свои образовательные приращения, выбирать способы корректировки достигнутых результатов; в ситуациях общения выбирать успешные речевые стратегии.
◼ Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, учитывать позиции других участников деятельности, коммуникативно целесообразно взаимодействовать с другими людьми, эффективно предупреждать и разрешать конфликты в межличностном общении.
◼ Владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.
◼ Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
◼ Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
◼ Умение самостоятельно оценивать модели поведения и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей, основываясь на общечеловеческих ценностях и традиционных ценностях русской культуры.
◼ Овладение языком — умением ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
◼ Овладение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Выпускник на базовом уровне научится | Выпускник на углублённом уровне научится |
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте | рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы |
использовать языковые средства адекватно цели и ситуации речевого общения | видеть взаимосвязь единиц и уровней языка |
опознавать в предъявленных текстах формы русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) | характеризовать единицы языка того или иного уровня |
различать основные разновидности монологической и диалогической речи | анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления |
создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определённой функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определённых жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчёты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения) | анализировать роль форм русского языка, использованных в предъявленных текстах |
определять признаки и структурные элементы текста | комментировать высказывания о богатстве и выразительности русского языка |
опознавать типы текстов | анализировать языковые средства в зависимости от типа и жанра высказывания |
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа высказывания и в соответствии с типом текста | использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи |
определять тему, проблему и основную мысль текста | иметь представление об истории русского языкознания |
анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации | выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи |
определять лексические и грамматические средства связи предложений в тексте в соответствии с видами связи | характеризовать языковые средства в соответствии с типом и жанром текста |
выделять основные признаки определённого стиля речи | опознавать лексические и синтаксические средства языка в текстах определённого стиля речи |
различать и анализировать тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста | дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста |
создавать тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста | проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию |
отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка | оценивать стилистические ресурсы языка |
опознавать в тексте и называть изобразительно-выразительные средства языка, определять их тип (лексические, синтаксические, фонетические) | создавать тексты определённого стиля в некоторых жанрах, относящихся к этому стилю |
анализировать текст с точки зрения наличия в нём определённых изобразительно-выразительных средств | проводить комплексный анализ текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности |
использовать изобразительно-выразительные средства языка в устных и письменных текстах разных жанров и стилей | владеть умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов |
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) | создавать отзывы, рецензии, аннотации на предложенный текст |
извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить её в текстовый формат | характеризовать основные аспекты культуры речи |
выделять основные аспекты культуры речи | соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма |
выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления | соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем |
соблюдать культуру публичной речи | соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения |
опознавать основные виды языковых норм | опознавать типичные случаи несоблюдения языковых норм |
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка | осуществлять речевой самоконтроль |
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам | оценивать коммуникативные качества и эффективность собственной и чужой речи |
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам | совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка |
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств | |
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы |
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться | Выпускник на углублённом уровне получит возможность научиться |
комментировать высказывания о богатстве и выразительности русского языка | характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка |
анализировать языковые средства в зависимости от типа и жанра высказывания | проводить лингвистический анализ форм существования русского языка на примере различных текстов |
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи | проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде доклада, статьи, рецензии, резюме |
иметь представление об истории русского языкознания | проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью |
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи | критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст |
характеризовать языковые средства в соответствии с типом и жанром текста | создавать тексты определённого стиля в различных жанрах |
опознавать лексические и синтаксические средства языка в текстах определённого стиля речи | выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности |
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста | осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию |
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию | использовать языковые средства с учётом вариативности современного русского языка |
создавать тексты определённого стиля в некоторых жанрах, относящихся к этому стилю; | проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи |
проводить комплексный анализ текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности | редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка |
владеть умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов | определять пути для совершенствования собственных коммуникативных способностей и культуры речи |
создавать отзывы, рецензии, аннотации на предложенный текст | |
характеризовать основные аспекты культуры речи | |
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма | |
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем | |
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения | |
опознавать типичные случаи несоблюдения языковых норм | |
осуществлять речевой самоконтроль | |
оценивать коммуникативные качества и эффективность собственной и чужой речи | |
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка | |
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств | |
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы | |
воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания |
МЕСТО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Изучение русского языка по годам обучения осуществляется в объёме: 10 класс — 34 часа, 11 класс — 34 часа (базовый уровень); 10 класс — 68 часов, 11 класс — 68 часов (углублённый уровень).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА, РЕАЛИЗУЕМОЕ С ПОМОЩЬЮ УМК «РУССКИЙ ЯЗЫК. 10–11 КЛАССЫ. БАЗОВЫЙ И УГЛУБЛЁННЫЙ УРОВНИ» АВТОРА И. В. ГУСАРОВОЙ
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Язык. Общие сведения о языке.
Основные разделы науки о языке Язык как система. Основные уровни языка. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
Речь. Речевое общение
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения.
Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи.
Культура видов речевой деятельности — чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.
Культура разговорной речи. Языковая норма и её функции. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование.
УГЛУБЛЁННЫЙ УРОВЕНЬ
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Язык как знаковая система и общественное явление. Языки естественные и искусственные. Языки государственные, мировые, межнационального общения.
Основные функции языка. Социальные функции русского языка.
Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка.
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка.
Русский язык как объект научного изучения. Русистика и её разделы. Виднейшие учёные-лингвисты и их работы. Основные направления развития русистики в наши дни.
Речь. Речевое общение
Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности.
Основные сферы речевого общения, их соотнесённость с функциональными разновидностями языка. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: продуктивные (говорение, письмо) и рецептивные (аудирование, чтение), их особенности.
Особенности восприятия чужого высказывания (устного и письменного) и создания собственного высказывания в устной и письменной форме.
Овладение речевыми стратегиями и тактиками, обеспечивающими успешность общения в различных жизненных ситуациях. Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Осознанное использование разных видов чтения и аудирования в зависимости от коммуникативной установки. Способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы. Владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов. Комплексный лингвистический анализ языковых средств текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения. Выступление перед аудиторией с докладом; представление реферата, проекта на лингвистическую тему. Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура публичного выступления с текстами различной жанровой принадлежности. Речевой самоконтроль, самооценка, самокоррекция.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. Проведение стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных разновидностей языка.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.
Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.
Культура видов речевой деятельности — чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Культура разговорной речи.
Языковая норма и её функции. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Совершенствование собственных коммуникативных способностей и культуры речи. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании. Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.
Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с точки зрения её эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач. Разные способы редактирования текстов.
Анализ коммуникативных качеств и эффективности речи. Редактирование текстов различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование.
Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические и культурные традиции страны.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Гусарова И. В. Русский язык. 10 класс. Базовый и углублённый уровни. Учебник для общеобразовательных организаций. 2-е изд. М. : Вентана-Граф, 2018.
Гусарова И. В. Русский язык. 11 класс. Базовый и углублённый уровни. Учебник для общеобразовательных организаций. 2-е изд. М. : Вентана-Граф, 2018.
Гусарова И. В. Русский язык. 10 класс. Базовый и углублённый уровни. Учебник для общеобразовательных организаций. 2-е изд. Электронная форма учебника. М. : Вентана-Граф, 2016.
Гусарова И. В. Русский язык. 11 класс. Базовый и углублённый уровень. Учебник для общеобразовательных организаций. 2-е изд. Электронная форма учебника. М. : Вентана-Граф, 2016.
Бугрова Л. В. Методическое пособие к учебнику И. В. Гусаровой «Русский язык. 10 класс. Базовый и углублённый уровни». М. : Вентана-Граф, 2016.
Бугрова Л. В. Методическое пособие к учебнику И. В. Гусаровой «Русский язык. 11 класс. Базовый и углублённый уровни». М. : Вентана-Граф, 2016.
Бугрова Л. В. Рабочая программа к линии УМК И. В. Гусаровой «Русский язык. 10–11 классы. Базовый и углублённый уровни». М. : Вентана-Граф, 2016.
Содержание курса русского языка в 10 классе
В соответствии с современными требованиями содержание курса русского языка обеспечивает формирование у обучающихся языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой компетенций.
Лингвистическая (языковедческая) компетенция предполагает усвоение необходимых знаний о языке как о знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; усвоение основных лингвистических понятий; овладение умениями опознавать, анализировать и оценивать языковые явления и факты.
Языковая компетенция предусматривает овладение основными нормами русского литературного языка, определенным лексическим запасом и грамматическим строем, умениями правильно употреблять слова, образовывать формы слов, строить предложения, грамотно писать.
Коммуникативная компетенция предусматривает овладение всеми видами речевой деятельности и основамикультуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в разных сферах и ситуациях общения: умениями проводить языковой анализ текста, пересказывать текст, создавать тексты различных стилей и типов речи, совершенствовать и редактировать тексты, оценивать выразительную сторону речи, соблюдать нормы речевого этикета.
Культуроведческая компетенция предусматривает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национальной специфики русского языка, владение культурой межнационального общения.
Введение в курс русского языка 10 класса.
Входное диагностическое тестирование (безоценочное).
Содержательный учебный блок I.
Общие сведения о языке
Некоторые гипотезы о происхождении языка. Основные функции языка. Взаимосвязь языка и мышления. Представление о языке как о своеобразной знаковой системе Типы языковых знаков. Понятие естественного и искусственного языка. Разновидности искусственных языков. Понятие о единицах и уровнях языковой системы. В чем разница между языком и речью .
Речь как процесс коммуникативной деятельности
Речь. Формы речи. Монолог и его разновидности. Диалог и его разновидности.
Орфография
Правописание сложных слов.
Синтаксис и пунктуация
Синтаксические единицы. Словосочетание как синтаксическая единица. Общая характеристика типов предложений. Порядок слов в предложении. Основы русской пунктуации. Способы передачи и пунктуационного оформления чужой речи
Содержательный учебный блок II
Становление и развитие русского языка
Происхождение русского языка. Этапы развития русского литературного языка.
Текст как результат речевой деятельности
Основные признаки текста. Способы и средства связи предложений в тексте. Функционально-смысловые типы речи (текстов.)
Орфография
Употребление прописных и строчных букв.
Синтаксис и пунктуация
Главные члены двусоставного предложения: подлежащее и способы его выражения; сказуемое, типы сказуемых.Согласование подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым. Виды односоставных предложений.
Содержательный учебный блок III
Краткая история русской письменности и реформы русского письма
Возникновение и дальнейшее использование славянской письменности. Из истории русской графики. Состав алфавита и принцип русской графики. Из истории русской орфографии. Принципы русской орфографии.
Виды речевой деятельности и способы фиксации информации
Виды речевой деятельности. Способы фиксации прочитанной информации: конспектирование, реферирование, аннотирование.
Орфография
Правописание Н и НН в суффиксах слов разных частей речи.
Синтаксис и пунктуация
Второстепенные члены предложения. Дефис при одиночном приложении. Дефис при одиночном приложении. Неполные предложения. Тире в неполном предложении. Нечленимые предложения.
Содержательный учебный блок IV
Лексика и фразеология
Слово как лексическая единица. Типы лексических значений слова. Способы переноса лексических значений слова. Омонимия и смежные с ней явления. Паронимия. Синонимия. Антонимия. Формирование и развитие русской лексики: исконно русская и заимствованная лексика. Освоение заимствованных слов русским языком. Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса: устаревшие слова и неологизмы. Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления: диалектизмы, специальная лексика, жаргонизмы. Эмоционально-экспрессивная окраска слов.
Фразеология русского языка: типы фразеологических единиц по степени слитности их компонентов; классификация фразеологизмов по происхождению.
Стилистическое расслоение русской лексики: функциональные стили речи. Научный стиль речи. Официально-деловой стиль речи, деловые бумаги личного характера. Публицистический стиль речи. Стиль художественной литературы. Разговорный стиль речи.
Орфография
Правописание приставок ПРИ- / ПРЕ –
Синтаксис и пунктуация
Общая характеристика сложных предложений. Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях
Содержательный учебный блок V
Фонетика
Фонетическое членение речи. Ударение. Согласные звуки. Фонетические процессы в области согласных звуков. Гласные звуки. Фонетические процессы в области гласных звуков. Основные правила транскрибирования.
Нормы русского литературного языка
Понятие языковой нормы. Формирование орфоэпических норм: признаки «старшей» орфоэпической нормы, современные орфоэпические нормы.
Орфография
Употребление мягкого знака после шипящих согласных. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Правописание приставок на З - / С -. Правописание букв И и Ы в корне слова после приставок на согласную. Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корнях слов.
Синтаксис и пунктуация
Сложноподчиненные предложения. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными
Содержательный учебный блок VI
Морфемика и словообразование
Основные виды морфем. Изменения в морфемном составе слова. Способы словообразования. Процессы, сопровождающие словообразование.
Русский речевой этикет
Национальная специфика этикета. Правила и нормы речевого этикета.
Орфография
Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание О - Ё после шипящих и Ц в корнях, суффиксах и окончаниях слов. Правописание И - Ы после Ц в корнях, суффиксах, окончаниях. Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Синтаксис и пунктуация
Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Сложные синтаксические конструкции.
Структурно курс русского языка 10 класса представлен 6 блоками, внутри которых выделены 24 модуля. Внутри модулей примерно определены содержательные учебные единицы - уроки.
Оценка достижения планируемых результатов изучения русского языка в 10 классе
Личностными результатами освоения программы по русскому языку в 10 классе являются:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- объём словарного запаса и усвоенных в рамках учебной программы грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку в 10 классе являются:
- владение всеми видами речевой деятельности:
в области аудирования и чтения:
- адекватное понимание коммуникативной установки, темы текста, основной мысли устного и письменного сообщения, главной и избыточной информации;
- владение просмотровым, ознакомительным, изучающим чтением текстов стилей и жанров;
- адекватное восприятие на слух текстов изученных стилей и жанров; владение выборочным, ознакомительным, детальным аудированием;
- способность извлекать информацию из учебника и учебных пособий, компакт-дисков учебного назначения, ресурсов Интернета; пользоваться учебными словарями, толковым, фразеологическим и другими лингвистическими словарями, в том числе на электронных носителях;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- осуществлять поиск, анализ информации, извлечённой из различных источников, представлять и передавать её с учётом заданных условий общения;
- понимать структуру страницы интернет-сайта, демонстрировать понимание представленной на ней информации;
- избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации;
в области говорения и письма:
- способность определять цели учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план вопросный, назывной, тезисный, простой, сложный; подробный и сжатый пересказ, аннотация);
- умение создавать устные и письменные тексты изученных типов, стилей речи и жанров с учётом ситуации общения;
- способность правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (последовательность, связность, соответствие теме и др.); выражать своё отношение к прочитанному, услышанному, увиденному;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение; сочетание разных видов диалога);
- соблюдение в практике речевого общения изученных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение изученных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, исправлять их;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями; участие в обсуждениях актуальных тем;
- применение приобретённых знаний, умений и навыков:
- в повседневной жизни;
- для использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;
- анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми и овладение национально-культурными нормами речевого поведения:
- в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах;
- в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения программы по русскому языку в 10 классе являются:
- представление об основных формах функционирования современного русского языка как национального языка русского народа и государственного языка Российской Федерации, о связи языка и культуры народа, о роли языка в жизни человека и общества;
- понимание места языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о языке в рамках программы; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, таких как разновидности русского языка, разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы, основные жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи, функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение) и их сочетание в текстах разных стилей; основные признаки текста, ситуация речевого общения и сферы общения, основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
- овладение изученными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
- опознавание и анализ изученных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
- проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
- понимание возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- понимание эстетической функции русского языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 27 имени Э.А. Хиля»
города Смоленска
«Рассмотрено» Руководитель ШМО Хацкова Е.Е. _______________ ФИО Протокол № ___
| «Согласовано» Председатель Методического совета МБОУ «СШ №27 им. Э.А. Хиля» Исаенко Н.П. _____________ ФИО Протокол № ___ от «__»____20___г | «Рассмотрено и принято» Педагогическим советом МБОУ «СШ № 27 им. Э.А. Хиля» Протокол №_____ от«___»______20___г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СШ № 27 им. Э.А.Хиля» Лобанова Е.Н. ______________ ФИО Приказ № ____
М.П. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
русскому языку
(углублённый уровень)
по_______________________________________________
предмет
10
________________________________________________
класс
Чернецовой Ирины Васильевны
_________________________________________________
ФИО учителя
2018/2019
_________________________________________________
учебный год
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе (углублённый уровень) (68 часов)
Номер урока | Дата | Тема | Примечания | |
Блок № 1 | ||||
Модуль № 1. Общие сведения о языке | ||||
1 | Введение в курс русского языка 10 класса. Цель изучения курса. Некоторые гипотезы о происхождения языка. Основные функции языка. | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | ||
2 | Взаимосвязь языка и мышления. Представление о языке как о своеобразной знаковой системе и типах языковых знаков. | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | ||
3 | Понятие естественного и искусственного языка; разновидности искусственных языков. Понятие о единицах и уровнях языковой системы. Разница между языком и речью. | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | ||
Модуль № 2. Речь как процесс коммуникативной деятельности | ||||
4 | Речь. Формы речи. Характерные различия форм речи. | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | ||
5 | Формы речи: монолог; классификация монологических высказываний.. | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | ||
6 | Входное диагностическое тестирование. | Проверка, оценка и коррекция знаний. | ||
7 | Формы речи: диалог и его разновидности: | Комплексное применение знаний. | ||
Модуль № 3. Орфография | ||||
8 | Правописание сложных слов. | Комплексное применение знаний. | ||
Модуль № 4. Синтаксис и пунктуация | ||||
9 | Синтаксические единицы. Словосочетание: строение, типы, виды грамматической связи. Подготовка к ЕГЭ. | Комплексное применение знаний. | ||
10 | Общая характеристика типов предложений. Порядок слов в предложении. | Комплексное применение знаний. | ||
11 | Основы русской пунктуации. «Чужая» речь и способы её пунктуационного оформления: знаки препинания при диалоге, прямой речи и цитировании. | Комплексное применение знаний. | ||
12 | Итоговый контроль по блоку №1 | Проверка, оценка и коррекция знаний. | ||
Блок №2 | ||||
Модуль № 5. Становление и развитие русского языка | ||||
13 | Происхождение русского языка. Этапы развития русского литературного языка. | Комплексное применение знаний. | ||
14 | РР Подготовка к ЕГЭ. Проблема текста; способы выявления проблемы; способы формулирования проблемы. | Комплексное применение знаний. | ||
Модуль № 6. Текст как результат речевой деятельности | ||||
15 | РР Основные признаки текста. Подготовка к ЕГЭ. Способы и средства связи предложений в тексте | Комплексное применение знаний. | ||
16 | РР Функционально-смысловые типы речи (текстов). Подготовка к ЕГЭ. | Комплексное применение знаний. | ||
Модуль № 7. Орфография | ||||
17 | Употребление прописных и строчных букв | Комплексное применение знаний. | ||
Модуль № 8. Синтаксис и пунктуация | ||||
18 | Главные члены двусоставного предложения: подлежащее и сказуемое. | Комплексное применение знаний. | ||
19 | Типы сказуемых: простое глагольное, составное глагольное и составное именное. Тире между подлежащим и сказуемым | Комплексное применение знаний. | ||
20 | Виды односоставных предложений. | Комплексное применение знаний. | ||
21 | Итоговый контроль по блоку №2 | Проверка, оценка и коррекция знаний. | ||
Блок № 3 | ||||
Модуль № 9. Краткая история русской письменности и реформы русского письма | ||||
22 | Возникновение и развитие славянской письменности. Принципы русской орфографии. | Комплексное применение знаний. | ||
Модуль № 10. Виды речевой деятельности и способы информационной переработки текста | ||||
23 | РР Виды речевой деятельности: слушание, письмо, чтение. | Комплексное применение знаний. | ||
24 | РР Способы информационной переработки текста: конспектирование, реферирование, аннотирование Подготовка к ЕГЭ. | Комплексное применение знаний. | ||
Модуль № 11. Орфография | ||||
25 | Правописание Н-НН в суффиксах слов разных частей речи. Подготовка к ЕГЭ. | Комплексное применение знаний. | ||
Модуль № 12. Синтаксис и пунктуация | ||||
26 | Второстепенные члены предложения. Употребление дефиса при одиночном приложении. | Комплексное применение знаний. | ||
27 | Типы неполных предложений. Тире в неполном предложении. | Комплексное применение знаний. | ||
28 | Нечленимые предложения. | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | ||
29 | Итоговый контроль по блоку №3 | Проверка, оценка и коррекция знаний. | ||
Блок № 4 | ||||
Модуль № 13. Лексика и фразеология | ||||
30 | Сущность слова как лексической единицы. Типы лексических значений слова. | Комплексное применение знаний. | ||
31 | Лексическая омонимия и смежные с ней явления. Паронимия. Синонимия. Антонимия. Подготовка к ЕГЭ. | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | ||
32 | Формирование и развитие русской лексики. | Комплексное применение знаний. | ||
33 | Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса. Подготовка к ЕГЭ. | Комплексное применение знаний. | ||
34 | Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления. | Комплексное применение знаний. | ||
35 | Фразеология. Классификация фразеологизмов. Подготовка к ЕГЭ. | Комплексное применение знаний. | ||
Модуль № 14. Функциональные стили речи | ||||
36 | РР Межстилевая и стилистически закреплённая лексика. Стили письменной речи. Научный стиль | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | ||
37 | РР Официально-деловой стиль, его разновидности и особенности. | Комплексное применение знаний. | ||
38 | РР Публицистический стиль, его разновидности и особенности. | Комплексное применение знаний. | ||
Модуль № 15. Орфография | ||||
39 | Правописание приставок ПРИ - ПРЕ -Подготовка к ЕГЭ. | Комплексное применение знаний. | ||
Модуль № 16. Синтаксис и пунктуация | ||||
40 | Общая характеристика сложных предложений. Сложносочинённые предложения. | Комплексное применение знаний. | ||
41 | Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Подготовка к ЕГЭ. | Комплексное применение знаний. | ||
42 | Итоговый контроль по блоку №4 | Проверка, оценка и коррекция знаний. | ||
Блок № 5 | ||||
Модуль № 17. Фонетика | ||||
43 | Предмет фонетики, устройство речевого аппарата; гласные и согласные звуки. | Комплексное применение знаний. | ||
44 | Выделение фонетических единиц. Звуки речи и фонемы; фонетическая транскрипция; изобразительные средства фонетики. | Комплексное применение знаний. | ||
45 | РР Подготовка к ЕГЭ. Сочинение-рассуждение на материале публицистического текста проблемного характера | Проверка, оценка и коррекция знаний. | ||
Модуль № 18. Нормы русского литературного языка | ||||
46 | Понятие языковой нормы. Формирование орфоэпической нормы. | Комплексное применение знаний. | ||
47 | Акцентологические нормы произношения отдельных слов. Подготовка к ЕГЭ. | Комплексное применение знаний. | ||
Модуль № 19. Орфография | ||||
48 | Употребление Ь после шипящих согласных. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Подготовка к ЕГЭ. | Комплексное применение знаний. | ||
49 | Правописание приставок на З-С; чередующиеся гласные в этих приставках. | Комплексное применение знаний. | ||
50 | Правописание букв И и Ы в корне слова после приставок на согласную. Подготовка к ЕГЭ. | Комплексное применение знаний. | ||
51 | Правописание гласных в корнях слов, проверяемых ударением. Подготовка к ЕГЭ. | Комплексное применение знаний. | ||
52 | Правописание согласных в корнях, находящихся в слабой позиции по признаку глухости-звонкости. | Комплексное применение знаний. | ||
Модуль № 20. Синтаксис и пунктуация | ||||
53 | Общая характеристика сложноподчинённых предложений, виды придаточных предложений. | Комплексное применение знаний. | ||
54 | Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях. Сложноподчинённые предложении с несколькими придаточными Подготовка к ЕГЭ. | Комплексное применение знаний. | ||
55 | Итоговый контроль по блоку №5 | Проверка, оценка и коррекция знаний. | ||
Блок № 6 | ||||
Модуль № 21. Морфемика и словообразование | ||||
56 | Основные виды морфем. Классификация морфем. Морфемный анализ слова. | Комплексное применение знаний. | ||
57 | Способы словообразования. Морфологические и неморфологические способы словообразования. | Комплексное применение знаний. | ||
58 | Словообразовательный анализ слова | Комплексное применение знаний. | ||
Модуль № 22. Русский речевой этикет | ||||
59 | Национальная специфика этикета. Правила и нормы речевого этикета. | Комплексное применение знаний. | ||
Модуль № 23. Орфография | ||||
60 | Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Подготовка к ЕГЭ. | Комплексное применение знаний. | ||
61 | Правописание О-Ё после шипящих и Ц в разных морфемах. Подготовка к ЕГЭ. | Комплексное применение знаний. | ||
62 | Правописание Ы-И после Ц в разных морфемах. Правописание проверяемых согласных в корне слова | Комплексное применение знаний. | ||
Модуль № 24. Синтаксис и пунктуация | ||||
63 | Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | Комплексное применение знаний. | ||
64 | Сложные синтаксические конструкции: сложные предложения с разными видами связи. Подготовка к ЕГЭ. | Комплексное применение знаний. | ||
65-66 | Итоговый контроль по блокам №1-6 в формате ЕГЭ, анализ его результатов и определение способов восполнения выявленных пробелов | Проверка, оценка и коррекция знаний. | ||
Повторение и систематизация изученного материала | ||||
67-68 | Резервные уроки |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 27 имени Э.А. Хиля»
города Смоленска
«Рассмотрено» Руководитель ШМО Хацкова Е.Е. _______________ ФИО Протокол № ___
| «Согласовано» Председатель Методического совета МБОУ «СШ №27 им. Э.А. Хиля» Исаенко Н.П. _____________ ФИО Протокол № ___ от «__»____20___г | «Рассмотрено и принято» Педагогическим советом МБОУ «СШ № 27 им. Э.А. Хиля» Протокол №_____ от«___»______20___г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СШ № 27 им. Э.А.Хиля» Лобанова Е.Н. ______________ ФИО Приказ № ____
М.П. |
Приложение к рабочей программе
по русскому языку (базовый уровень)
Календарно-тематическое планирование, 10 класс
Чернецова И.В.
2018-2019 учебный год
Номер урока | Дата | Тема | Тип урока | Примечания |
Блок № 1 | ||||
Модуль № 1. Общие сведения о языке | ||||
1 | Введение в курс русского языка 10 класса. Цель изучения курса. Некоторые гипотезы о происхождения языка. Основные функции языка. | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | ||
Модуль № 2. Речь как процесс коммуникативной деятельности | ||||
2 | Формы речи: монолог; классификация монологических высказываний.. | Комплексное применение знаний. | ||
3 | Входное диагностическое тестирование. | Проверка, оценка и коррекция знаний. | ||
Модуль № 3. Орфография | ||||
4 | Правописание сложных слов. | Комплексное применение знаний. | ||
Модуль № 4. Синтаксис и пунктуация | ||||
5 | Синтаксические единицы. Словосочетание: строение, типы, виды грамматической связи. Подготовка к ЕГЭ. | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | ||
6 | Итоговый контроль по блоку №1 | Проверка, оценка и коррекция знаний. | ||
Блок №2 | ||||
Модуль № 5. Становление и развитие русского языка | ||||
7 | Происхождение русского языка. Этапы развития русского литературного языка. | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | ||
Модуль № 6. Текст как результат речевой деятельности | ||||
8 | РР Основные признаки текста. Подготовка к ЕГЭ. | Комплексное применение знаний. | ||
9 | РР Функционально-смысловые типы речи (текстов). Подготовка к ЕГЭ. | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | ||
Модуль № 7. Орфография | ||||
10 | Употребление прописных и строчных букв | Комплексное применение знаний. | ||
Модуль № 8. Синтаксис и пунктуация | ||||
11 | Типы сказуемых: простое глагольное, составное глагольное и составное именное. Тире между подлежащим и сказуемым | Комплексное применение знаний. | ||
12 | Итоговый контроль по блоку №2 | Проверка, оценка и коррекция знаний. | ||
Блок № 3 | ||||
Модуль № 9. Краткая история русской письменности и реформы русского письма | ||||
13 | Возникновение и развитие славянской письменности. Принципы русской орфографии. | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | ||
Модуль № 10. Виды речевой деятельности и способы информационной переработки текста | ||||
15 | РР Виды речевой деятельности: слушание, письмо, чтение. | Комплексное применение знаний. | ||
Модуль № 11. Орфография | ||||
16 | Правописание Н-НН в суффиксах слов разных частей речи. Подготовка к ЕГЭ. | Комплексное применение знаний. | ||
Модуль № 12. Синтаксис и пунктуация | ||||
17 | Типы неполных предложений. Тире в неполном предложении. | Комплексное применение знаний. | ||
18 | Итоговый контроль по блоку №3 | Проверка, оценка и коррекция знаний. | ||
Блок № 4 | ||||
Модуль № 13. Лексика и фразеология | ||||
19 | Сущность слова как лексической единицы. Типы лексических значений слова. | Комплексное применение знаний. | ||
Модуль № 14. Функциональные стили речи | ||||
20 | РР Межстилевая и стилистически закреплённая лексика. Стили письменной речи. | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | ||
Модуль № 15. Орфография | ||||
21 | Правописание приставок ПРИ - ПРЕ -Подготовка к ЕГЭ. | Комплексное применение знаний. | ||
Модуль № 16. Синтаксис и пунктуация | ||||
22 | Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Подготовка к ЕГЭ. | Комплексное применение знаний. | ||
23 | Итоговый контроль по блоку №4 | Проверка, оценка и коррекция знаний. | ||
Блок № 5 | ||||
Модуль № 17. Фонетика | ||||
24 | Предмет фонетики, устройство речевого аппарата; гласные и согласные звуки. | Комплексное применение знаний. | ||
Модуль № 18. Нормы русского литературного языка | ||||
25 | Акцентологические нормы произношения отдельных слов. Подготовка к ЕГЭ. | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | ||
Модуль № 19. Орфография | ||||
Модуль № 20. Синтаксис и пунктуация | ||||
27 | Общая характеристика сложноподчинённых предложений, виды придаточных предложений. | Комплексное применение знаний. | ||
28 | Итоговый контроль по блоку №5 | Проверка, оценка и коррекция знаний. | ||
Блок № 6 | ||||
Модуль № 21. Морфемика и словообразование | ||||
29 | Основные виды морфем. Классификация морфем. Морфемный анализ слова. Словообразовательный анализ слова | Комплексное применение знаний. | ||
Модуль № 22. Русский речевой этикет | ||||
30 | Национальная специфика этикета. Правила и нормы речевого этикета. | Комплексное применение знаний. | ||
Модуль № 23. Орфография | ||||
31 | Правописание О-Ё после шипящих и Ц в разных морфемах. Подготовка к ЕГЭ. | Комплексное применение знаний. | ||
Модуль № 24. Синтаксис и пунктуация | ||||
32 | Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | Комплексное применение знаний. | ||
33-34 | Итоговый контроль по блокам №1-6 в формате ЕГЭ, анализ его результатов и определение способов восполнения выявленных пробелов | Проверка, оценка и коррекция знаний. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...
Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)
Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...