Конспект урока по теме "Притяжательные прилагательные"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Жданова Елена Сергеевна

Урок знакомит учащихся с притяжательными прилагательными, их образованием и правописанием. Проводится в форме путешествия, что позволяет повысить уровень познавательной активности и общей мотивации учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prit.pril_.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                   

Технологическая карта урока русского языка.

Класс: 6 класс

УМК: Русский язык 6 класс. Л.М. Рыбченкова

Учебный предмет: русский язык 

Тип урока:  изучение нового материала. Урок-путешествие

Тема урока: Притяжательные прилагательные. 

Подготовила: Жданова Е.С. учитель русского языка и литературы. МКОУ «Мужичанская СОШ»

Цели урока:

1) Знакомство учащихся с разрядом притяжательные прилагательные, распознавание прилагательных по разрядам.

2) Формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с с поиском и  выделением информации

3) Развитие ключевых компетенций учащихся

Результаты:

Предметные: проведение различных видов анализа слова, усвоение основ научных знаний о родном языке.

Метапредметные: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения, способность извлекать информацию из различных источников, овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему.

Личностные: способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

               

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент «Нестандартное начало»

Цель:

создать настрой на работу, проверить готовность к уроку.

2. «Музыкальный ряд»

Цель: выйти на слово притяжение и провести с ним словарную работу, чтобы подготовить обучающихся к усвоению нового материала.

3. «Лексический винегрет»

Цель: создать условия для погружения в новую тему и выявить затруднения.

1. Здравствуйте, ребята!

Настроение у нас отличное, 
А улыбки – дело привычное. 
Пожелаем друг другу добра, 
Ведь урок начинать нам пора. 

2. Мы находимся в большом городе Прилагатинске, по которому совершим сегодня на электропоезде путешествие до станции “Почта”, где познакомимся с новыми  прилагательными, узнаем, как они образуются, и обратим внимание на их правописание. Прежде чем мы доберёмся до данной станции, сделаем несколько небольших остановок.

Для того чтобы отправиться в путь, нам нужен посадочный билет.

Прослушайте, пожалуйста, две песни и ответьте на вопрос: какое слово чаще других повторяется в строках песен?( 1. «Мы дети Галактики». 2. Т.Буланова «Притяжение».

Вы совершенно верно определили общее слово для этих песен – это притяжение. Запишите его в тетрадях.

3. Подберите к этому слову однокоренные слова (притягиваться, тяга, тяжба, притягательный, тяжесть – тяжелый - тяжкий);

  • Подберем синонимы к этому слову (соединение, влечение, тяготение, гравитация);
  • Антонимы (отталкивание);
  • Давайте попробуем определить лексическое значение этого слова.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

по

Фронтально. Слушают песни, отвечают на вопрос

3. В парах.

Работают со словом «притяжение»

 Коммуникативные:

-владение всеми видами речевой деятельности.

Личностные:

- сформировать ответственного  отношения к учению.

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем, умение выражать свои мысли

4..Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель:

  • актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
  • актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
  • зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

5.Станция “Разрядная”.

-Сегодня мы познакомимся с новым приемом понимания информации, который называется кластер, что значит гроздь.   В центр  доски запишем часть речи, которую вы изучаете.

- А что вы уже знаете об этой части речи?

( называют вопросы, значение, морф. признаки,  разряды)

5. Вы видите три окна. По значению и форме прилагательные делятся на три разряда. С двумя разрядами вы уже знакомы.

  • Назовите эти разряды.?(качественные,относительные)

-  Какие разряды прилагательных  вы уже знаете?

 Что они обозначают?

-Как вы думаете, почему этот дом остался пустым  незаполненным? А какой это разряд мы сейчас и будем определять.

-Что это лежит на парте?

(карандаш)

- Чей это карандаш?

- Сашин.

- На какой вопрос  отвечает это слово?

-Чей. .

- Если учебник Сашин,  то он ему принадлежит?

(Да.)

- значит, это слово обозначает что?

- принадлежность.

 - Такое  прилагательное,  отвечающее на вопрос чей, чья, чье и обозначающее принадлежность  чего-либо лицу или животному, называется притяжательным.

-кто догадался, как звучит тема  урока

и запишите в тетрадь.

(Притяжательные прилагательные)

- Теперь к  слову карандаш подберем прилагательные в соответствии с разрядами.

Работаем по  группам:

Качественные ( твердый, мягкий, длинный, короткий)

Относительные ( деревянный, пластиковый, ученический)

Притяжательные  ( Сашин, Машин, папин, )

 

Учащиеся работают в рабочей тетради, зарисовывают кластер.

Коммуникативное:

- продуктивное речевое взаимодействие.

Познавательные:

- сформированность умения выделять существенные и несущественные признаки для построения анализа.

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.

6. Этап  объяснения нового материала (10 мин.).

Станция «Сказка»

Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; учить видеть предмет как часть целого.                          

 

Однажды к Синтаксису пришли словосочетания "пиджак отца ", "платок бабушки ", "хвост лисы.  Главные слова пожаловались, что зависимые им не подчиняются.

– Но ведь мы не прилагательные, – вмешалось слово "отец". – Помогите нам, замените нас прилагательными.            Задумался Синтаксис и  позвал  на помощь  Морфологию.

– Я не возражаю против новой группы имен прилагательных, – сказала она. – Но есть ли  для них нужные суффиксы?

Пригласили короля Словообразование. А тот, взял с собой только два суффикса – -ов и -ин – да несколько окончаний.

Присоединили суффикс -ов к основе слова "отца" – получилось прилагательное "отцов". Присоединили суффикс -ин к основе слова "бабушки" – получилось "бабушкин". А как же быть с существительным "лисы"? И добавил король окончание  -ий к слову и повелел считать его суффиксом. Так возникла новая группа имён прилагательных.

Учащиеся слушают рассказ учителя и заполняют таблицу.

Регулятивные:

- учитывать установленные  правила в планировании способа решения.

Познавательные:

-осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.

7. Динамическая пауза (2 мин.)

Цель: сменить вид деятельности.

Нам пора выходить. Встали все. Чтобы выйти в город, нам нужно подняться по лестнице (эскалатора в городе Прилагатинске нет). Имитируем подъём по лестнице. Хорошо. Вот мы и вылы. Поприветствуем всех: улыбнёмся, помашем рукой. Садитесь.

Учащиеся выполняют упражнение.

Личностные:

- сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.

8. Включение изученного в систему знаний.(5 мин.

 Игра “Почта”. 

Цель:

  • мотивировать учащихся к деятельности;

  • координировать деятельность учащихся;

.                          

  • контролировать

выполнения заданий

Приближается 14 февраля. Все отделения связи переполнены поздравительными открытками, письмами, телеграммами. Пришли поздравления и нашим прилагательным. Да вот незадача: давно почтальоны учились в школе, подзабыли разряды прилагательных и попросили нас помочь им. Поможем? Почтальоном может быть каждый, кто быстрее определит разряд.

Весёлый человек, звонкий смех , стеклянное окно, петушиный крик, холодный день,  лисий хвост серебряная ложка.

 Устно отвечают на вопросы.

Коммуникативные:

-точно, правильно, логично излагать свою точку зрения.

Познавательные:

- строить логическую цепь рассуждений;

- перерабатывать и систематизировать извлеченную информацию.

 Личностные:

-сформированность навыков сотрудничества и бесконфликтного взаимодействия со сверстниками.

9. Обобщение изученного.Подведение итогов.

Давайте вспомним все об имени прилагательном, заполним до конца наш кластер.

-Что нового вы узнали об имени прилагательном? Используя таблицу,  обобщите сведения об этом разряде.

-Я надеюсь, что эти сведения помогут вам при выполнении д/з.

Учащиеся обобщают изученный на уроке материал и актуализируют раннее изученный.

Регулятивные:

- сформированность умения самостоятельно   вносить необходимые коррективы в исполнение действий

10 Рефлексия. (5 мин.)

Цель:

  • оценить результаты собственной деятельности
  • повторить способ нового знания

Рефлексия

 

Давайте вернемся к целям урока. Все ли цели были достигнуты на уроке?

У меня в руках сердце. Я хочу подарить его вам, потому что оно уже принадлежало вам, когда вы первый раз пришли ко мне на урок.

Мне понятна тема урока – ёлочка

Остались вопросы – снежинка

Ничего не понял (а) – снежный ком

-Вот и подошел  к концу наш урок. Благодарю вас, ребята, за сотрудничество и активное участие на уроке. Вы настоящая сплоченная команда. Удачи всем. Спасибо.

Учащиеся высказывают свое впечатление от урока, используя только прилагательные. Каким сегодня был урок?

Личностные:

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.

                   

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Склонение полных прилагательных»

Конспект урока "Склонение полных прилагательных", 6 класс...

Конспект урока "Степени сравнения прилагательных" с презентацией

Представляю Вашему вниманию конспект урока по совершенствованию навыков употребления степеней сравнения прилагательных с презентацией данного правила....

Конспект урока "Степени сравнения прилагательных"

Конспект представлен в виде  плана  работы с песней ("Everything at once" исполнитель Lenka), целью которого является усвоение учащимися материала по теме "Степени сравнения прилагательных"....

План-конспект урока "Степени сравнения прилагательных"

План-конспект урока "Степени сравнения прилагательных"...

Конспект урока "Степени сравнения прилагательных" 4 класс

технологическая карта и конспект урока...

Конспект урока "Степени сравнения прилагательных"

Материал представляет введение материала по теме "Степени сравнения прилагательных"....

конспект урока "Степени сравнения прилагательных".

конспект урока английского языка в 5  классе по теме   "Степени сравнения прилагательных"....