Олимпиадные задания по русскому языку в 9 классе
олимпиадные задания по русскому языку (9 класс) на тему
Олимпиадные задания по русскому языку в 9 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_russkiy_yazyk_9_klass.docx | 26.51 КБ |
otvety_russkiy_yazyk_9_klass.docx | 27.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Олимпиада по русскому языку
( школьный этап)
2015- 2016 учебный год
9класс
- Прочитайте отрывок и выполните задания.
Сберечь бы минуты молчанья,
Спасительные мгновенья,
Отчаянье добрых печалей,
Которые суть вдохновенья. (А.А. Дольский)
Задания:
- Затранскрибируйте слово НОЧЬ и укажите, сколько раз в данном тексте встречается каждый звук, который оно включает.
- Подтвердите свою точку зрения, выписав слова и подчеркнув буквы, обозначающие эти звуки.
- Есть ли в тексте случаи, когда соседние звуки меняют произношение тех согласных, которые составляют слово НОЧЬ? Объясните свой ответ.Критерии: За каждую ошибку снимается по 1 баллу. Всего за задание: 6 баллов
- В хорватском языке есть такие слова:
zrak – воздух,
mlatiti– молотить, бить,
dva– два,
slovo– буква,
sitan – мелкий, маленький,
zreti– зреть, видеть.
Как переводятся на русский язык следующие хорватские сложные слова:
zrakomlat, dvoslov, sitnozor?
Критерии: За каждое правильное слово по 1 баллу. Всего за задание: 3 балла
- Каким русским фразеологизмам и на каком основании соответствуют следующие
иноязычные?
1) когдатывРиме, поступай, какримляне (when in Rome, do as the Romans do–англ.);
2) (толку от кого-л.) как от комара жира/сала (катоот комар лойболг.);
3) не сразу Краков построили (nieodrazyKrakówzbudowano польск.)
Критерии: 1 балл за правильное объяснение. Всего за задание: 4 балла.
- Сколько слов русского языка можно составить из букв слова автор?Назовите эти слова.
Примечание: в каждом случае надо использовать все буквы слова, каждую
букву надо использовать столько раз, сколько раз она встретилась в слове.
Критерии: По 1 баллу за слово. Всего 5 баллов.
- Почему в слове свиной пишется одна буква Н? Обоснуйте свой ответ.
Критерии: За верное объяснение - 4 балла.
- На первый взгляд, русские слова бензовоз, паровоз, мусоровоз, электровозпостроены по одной словообразовательной схеме (модели) и образованыодним способом. Так ли это? Опишите значение и устройство этих слов. Критерии: За аргументированное объяснение – 6 баллов.
- Прочитайте предложение, найдите все однокоренные слова и объясните свойответ.
Заведующий кафедрой предложил вести лекции знаменитому краеведу, ведущему
специалисту в своей области, А.А. Томскому, чтобы он поведал студентам о секретах
ведéния исследований в процессе изучения данного региона.
- Является ли имя существительное, обозначающее человека, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, важные для судебного дела, этимологически родственным словам из приведённого предложения? Прокомментируйте свою точку зрения.
Критерии: За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего – 6 баллов.
- Рассмотрите условные обозначения:
□ – подлежащее;
■ – сказуемое из одного слова;
■■ – сказуемое из двух слов;
○ – дополнение;
● – обстоятельство;
♥ – определение.
Составьте предложения по следующим схемам. Учтите, что предложениядолжны быть полными.
1) ■■ ○
2) ● ■
3) ♥ □
4) ■■, а ● ■■
5) Когда ■ ♥ ○ ●, ■ ○
Критерии: За каждое предложение, соответствующее схеме, начисляется по 1 баллу. Всего – 5 баллов.
- Напишите, какие грамматические явления русского языка А.М.Пешковскийназывает
1. Множественным вежливости
2. Множественным скромности
3. Множественным величия
4. Множественным насмешки.
Составьте предложения, иллюстрирующие каждое из указанных явлений.
Критерии: по 2 балла за каждый правильный пункт ответа ( 1 балл комментарий + 1 балл
предложение). Всего за задание: 8 баллов.
- Переведите текст на современный русский язык: Слово Данила Заточеника, еже написа своему князю Ярославу Володимеровичю.
Въструбим, яко во златокованыя трубы, в разум ума своего и начнем бити
в сребреныяарганывозвитие мудрости своеа. Въстани слава моя, въстанивъ
псалтыри и в гуслех. Востану рано, исповемтися. Да разверзувъпритчах
гаданиамоя и провещаю въ языцех славу мою. Сердце босмысленаго
укрепляется вътелеси его красотою и мудростию.
Найдите в тексте слова с полногласием/неполногласием. Укажите, русскими или старославянскими по происхождению являются выписанные вами слова.
Критерии: За правильно переведённый текст и ответ на вопрос – 10 баллов. За каждую ошибку, существенно меняющую смысл предложения, снимается по 1 баллу.
Всего за работу: 57 баллов
Предварительный просмотр:
Олимпиада по русскому языку (ответы)
9 класс
- 1. [нό ч’], [н] - 4, [ό] - 2, [ч’] – 2.
2. [н] – минуты, спасительные, мгновенья, вдохновенья; [ό] – добрых, которые;
[ч’] – молчанья, печалей.
3. Да, такие случаи есть. Сочетание тч в слове отчаянье произносится как
двойной мягкий [ ч']. В словоформе сберечь бы произносится [д’ж’].
Критерии. За указание слов со звуком [н] – 2 балла, за слова со звуком [ό] – 1 балл, за слова со звуком [ч’] – 1балл. За комментарий к слову отчаянье – 1 балл, комментарий к словоформе сберечь бы – 1 балл. Всего: 6 баллов
- Вертолёт, диграф ( двойная буква), микроскоп. За каждое правильное слово – 1балл. Всего: 3 балла
- Иноязычные фразеологизмы построены по такой же схеме (модели) переосмысления, что и русские. Им соответствуют следующие русские:
1) когда ты в Риме, поступай, как римляне (англ.) – с волками жить –
по-волчьи выть; со своим уставом в чужой монастырь не лезут; не ходят;
2) (толку от кого-л.) как от комара жира/сала (болг.) – (толку, проку) как
от козла молока;
3) не сразу Краков построили (польск.) – Москва не сразу строилась.
По 1 баллу за каждую позицию. Всего: 4 балла.
- Из букв слова автор можно составить 5 слов: товар, отвар, втора, рвота, тавро.
Критерии: По 1 баллу за слово. Всего: 5 баллов.
- Это прилагательное было образовано как притяжательное (1 балл). В нём к основе существительного свин- добавлялся суффикс притяжательного прилагательного -ий (1 балл).
Позже произошёл переход ударения на суффикс (1 балл) и переосмысление
суффикса как ударного окончания (по аналогии со словами типа «земной» - 1 балл).
Всего: 4 балла.
- Здесь один способ словообразования: сложение основ (1 балл). А моделей – две (1 балл). К первой относятся слова бензовоз – «машина, возящая бензин» и мусоровоз – «машина, возящая мусор» (1 балл). Эти слова получились из словосочетаний возить бензин, возить мусор, где существительное играет роль прямого дополнения (1 балл). А ко второй модели относятся слова паровоз – «устройство (локомотив), работающее на пару» и электровоз – «устройство (локомотив), работающее на электричестве» (1 балл). Эти слова
получились из словосочетаний возить на пару, возить на электричестве, в которых
существительные в предложном падеже обозначают средства перемещения (1 балл).
Всего: 6 баллов.
- В данном предложении представлены две группы слов с омонимичными корнями: 1) заведующий, краевед, поведал; 2) вести, ведущий, ведение. Первая группа слов восходит к корню -вѣд- (в корне ѣ), древнерус. вѣдѣти и вѣдати – ‘знать’, в словах второй группы корень -вед- (-вес-). 2. Имя существительное свидетель является этимологически родственным словам из 1 группы, так как исторически свидетель – это тот, кто знает, ведает, а гласная -и- в корне появилась позже под влиянием слова видеть.
Критерии: За указание на омонимию корней –вед- – 1 балл. За верное распределение слов на 2
группы – по 0,5 балла за каждое слово, всего 3 балла. За приведение исконной орфографии – 1
балл. За объяснение этимологической связи слова свидетель – 1 балл. Всего – 6 баллов.
- За каждое предложение, соответствующее схеме, начисляется по 1 баллу. Всего – 5 баллов.
- 1. Речь идёт об употреблении местоимения Вы при обращении к старшему, уважаемому человеку. Ученик должен составить предложение, в котором использовано обращение к старшему или уважаемому человеку, например: Прошу Вас, Александр Сергеевич.
2. Речь идёт об употреблении авторского мы в научных трудах, которым автор называет сам себя.
Ученик должен составить предложение, в котором под местоимением мы подразумевается сам
автор текста, например: В данной работе мы строго придерживались фактов.
3. Речь идёт об употреблении местоимения мы в царских манифестах – так именует себя царь,
король, князь. Ученик должен составить предложение, в котором царь, король, князь, говоря о
самом себе, употребляет местоимение 1 лица мн.ч., например: Мы, Николай Второй…
4. Речь идёт об употреблении местоимения мы, когда так говорят о ребёнке, близком,
любимом человеке (а также при обращении врача к больному – так называемое
«врачебное мы»). Ученик должен составить предложение, в котором к ребёнку или
близкому человеку шутливо обращаются, используя местоимение 1 лица мн.ч., например: Какие
мы сегодня сердитые! Почему мы плачем? Какой у нас громкий голос! Как мы себя чувствуем
сегодня?
Критерии: по 2 балла за каждый правильный пункт ответа ( 1 балл комментарий + 1 балл
предложение). Всего за задание: 8 баллов.
- Слово Даниила Заточника, написанное им своему князю Ярославу Владимировичу.
Вострубим, как в златокованые трубы, во все силы ума своего, и заиграем
в серебряные органы гордости своею мудростью. Восстань, слава моя,
восстань в псалтыри и в гуслях. Встану рано и расскажу тебе. Да раскрою
в притчах загадки мои и возвещу в народах славу мою. Ибо (потому что)
сердце умного укрепляется в теле его красотою и мудростью.
Слова: Володимеровичю – полногласие, исконно русское, древнерусское;
Златокованыя – злато – неполногласие, старославянское, сребреныя –
неполногласие, старославянское. Критерии: 10 баллов за правильно переведённый текст и ответы на вопросы. За каждую ошибку снимается по 1 баллу.
Всего за работу: 57 баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиадные задания по русскому языку 5 класс
данный материал можно использовать для школьной олимпиады для учащихся 5 классов...
Олимпиадные задания по русскому языку 5 класс.
Олимпиадные задания по русскому языку 5 класс....
Олимпиадные задания по русскому языку 6 класс.
Олимпиадные задания по русскому языку 6 класс....
Олимпиадные задания по русскому языку 7 класс.
Олимпиадные задания по русскому языку 7 класс....
Олимпиадные задания по русскому языку 8 класс.
Олимпиадные задания по русскому языку 8 класс....
Олимпиадные задания по русскому языку 8 класс
Школьный этап...
Олимпиадные задания по русскому языку 9 класс
Школьный этап...