Олимпиадные задания по русскому языку в 9 классе
олимпиадные задания по русскому языку (9 класс) на тему

Завизион Анастасия Олеговна

Олимпиадные задания по русскому языку в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_russkiy_yazyk_9_klass.docx26.51 КБ
Файл otvety_russkiy_yazyk_9_klass.docx27.88 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку

( школьный этап)

2015- 2016 учебный год

9класс

  1. Прочитайте отрывок и выполните задания.

Сберечь бы минуты молчанья,

                                                           Спасительные мгновенья,

Отчаянье добрых печалей,

                          Которые суть вдохновенья.  (А.А. Дольский)

Задания:

  • Затранскрибируйте слово НОЧЬ и укажите, сколько раз в данном тексте встречается каждый звук, который оно включает.
  • Подтвердите свою точку зрения, выписав слова и подчеркнув буквы, обозначающие эти звуки.
  • Есть ли в тексте случаи, когда соседние звуки меняют произношение тех согласных, которые составляют слово НОЧЬ? Объясните свой ответ.Критерии: За каждую ошибку снимается по 1 баллу. Всего за задание: 6 баллов

  1. В хорватском языке есть такие слова:

zrak – воздух,

mlatiti– молотить, бить,

dvaдва,

slovo– буква,

sitan – мелкий, маленький,

zreti– зреть, видеть.

Как переводятся на русский язык следующие хорватские сложные слова:

zrakomlat, dvoslov, sitnozor?

Критерии: За каждое правильное слово по 1 баллу. Всего за задание: 3 балла

  1. Каким русским фразеологизмам  и на каком основании соответствуют следующие

    иноязычные?

1) когдатывРиме, поступай, какримляне (when in Rome, do as the Romans do–англ.);

2) (толку от кого-л.) как от комара жира/сала (катоот комар лойболг.);

3) не сразу Краков построили (nieodrazyKrakówzbudowano польск.)

Критерии: 1 балл за  правильное объяснение.   Всего за задание: 4 балла.

  1. Сколько слов русского языка можно составить из букв слова автор?Назовите эти слова.

Примечание: в каждом случае надо использовать все буквы слова, каждую

букву надо использовать столько раз, сколько раз она встретилась в слове.

Критерии:  По 1 баллу за слово. Всего 5 баллов.

  1. Почему в слове свиной пишется одна буква Н? Обоснуйте свой ответ.

Критерии: За верное объяснение  - 4 балла.

  1. На первый взгляд, русские слова бензовоз, паровоз, мусоровоз, электровозпостроены по одной словообразовательной схеме (модели) и образованыодним способом. Так ли это? Опишите значение и устройство этих слов.    Критерии: За аргументированное объяснение – 6 баллов.

  1. Прочитайте предложение, найдите все однокоренные слова и объясните свойответ.

Заведующий кафедрой предложил вести лекции знаменитому краеведу, ведущему

специалисту в своей области, А.А. Томскому, чтобы он поведал студентам о секретах

ведéния исследований в процессе изучения данного региона.

  • Является ли имя существительное, обозначающее человека, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, важные для судебного дела, этимологически родственным словам из приведённого предложения? Прокомментируйте свою точку зрения.

Критерии: За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего – 6 баллов.

  1. Рассмотрите условные обозначения:

□ – подлежащее;

■ – сказуемое из одного слова;

■■ – сказуемое из двух слов;

○ – дополнение;

● – обстоятельство;

♥ – определение.

Составьте предложения по следующим схемам. Учтите, что предложениядолжны быть полными.

1) ■■ ○

2) ● ■

3) ♥ □

4) ■■, а ● ■■

5) Когда ■ ♥ ○ ●, ■ ○

Критерии: За каждое предложение, соответствующее схеме, начисляется  по 1 баллу. Всего – 5 баллов.

  1. Напишите, какие грамматические явления русского языка А.М.Пешковскийназывает

1. Множественным вежливости

2. Множественным скромности

                                                       3. Множественным величия

                                                       4. Множественным насмешки.

          Составьте предложения, иллюстрирующие каждое из указанных явлений.

            Критерии: по  2 балла за каждый  правильный пункт ответа ( 1 балл комментарий + 1 балл

               предложение).  Всего за задание: 8 баллов.

  1. Переведите текст на современный русский  язык: Слово Данила Заточеника, еже написа своему князю Ярославу Володимеровичю.

Въструбим, яко во златокованыя трубы, в разум ума своего и начнем бити

в сребреныяарганывозвитие мудрости своеа. Въстани слава моя, въстанивъ

псалтыри и в гуслех. Востану рано, исповемтися. Да разверзувъпритчах

гаданиамоя и провещаю въ языцех славу мою. Сердце босмысленаго

укрепляется вътелеси его красотою и мудростию.

Найдите в тексте слова с полногласием/неполногласием. Укажите, русскими или старославянскими по происхождению являются выписанные вами слова.

Критерии: За правильно переведённый текст и ответ на вопрос – 10 баллов.  За каждую ошибку, существенно меняющую смысл предложения, снимается по 1 баллу.

Всего за работу: 57 баллов



Предварительный просмотр:

                                                        Олимпиада по русскому языку (ответы)

9  класс

  1. 1. [нό ч’], [н] - 4, [ό] - 2, [ч’] – 2.

2. [н] – минуты, спасительные, мгновенья, вдохновенья; [ό] – добрых, которые;

                [ч’] – молчанья, печалей.

              3. Да, такие случаи есть. Сочетание тч в слове отчаянье произносится как

двойной мягкий [ ч']. В словоформе сберечь бы произносится [д’ж’].

Критерии. За указание слов со звуком [н]  – 2 балла, за слова со звуком [ό] – 1 балл, за слова со звуком [ч’] – 1балл. За комментарий к слову отчаянье – 1 балл, комментарий к словоформе сберечь бы  – 1 балл.  Всего: 6 баллов 

   

  1.  Вертолёт, диграф ( двойная буква), микроскоп.                                                                                                                                                      За каждое правильное слово – 1балл. Всего: 3 балла 

  1. Иноязычные фразеологизмы построены по такой же схеме (модели) переосмысления, что и русские. Им соответствуют следующие русские:

                  1) когда ты в Риме, поступай, как римляне (англ.) – с волками жить –

                      по-волчьи выть; со своим уставом в чужой монастырь не лезут; не ходят;

                  2) (толку от кого-л.) как от комара жира/сала (болг.) – (толку, проку) как

                 от козла молока;

                 3) не сразу Краков построили (польск.) – Москва не сразу строилась.

 По 1 баллу за каждую позицию. Всего: 4 балла.

  1.  Из букв слова автор можно составить 5 слов: товар, отвар, втора, рвота, тавро.

Критерии: По 1 баллу за слово.  Всего: 5 баллов.

  1. Это прилагательное было образовано как притяжательное (1 балл). В нём к основе существительного свин- добавлялся суффикс притяжательного прилагательного -ий (1 балл).

Позже произошёл переход ударения на суффикс (1 балл) и переосмысление

суффикса как ударного окончания (по аналогии со словами типа «земной» - 1 балл).

              Всего: 4 балла.

  1.  Здесь один способ словообразования: сложение основ (1 балл). А моделей – две (1 балл).                     К первой относятся слова бензовоз – «машина, возящая бензин» и мусоровоз – «машина, возящая мусор» (1 балл). Эти слова получились из словосочетаний возить бензин, возить мусор, где существительное играет роль прямого дополнения (1 балл). А ко второй модели относятся слова паровоз – «устройство (локомотив), работающее на пару» и электровоз – «устройство (локомотив), работающее на электричестве» (1 балл). Эти слова

             получились из словосочетаний возить на пару, возить на электричестве, в которых            

             существительные  в предложном падеже обозначают средства перемещения (1 балл).              

               Всего: 6 баллов.

  1. В данном предложении представлены две группы слов с омонимичными корнями:                                1) заведующий, краевед, поведал; 2) вести, ведущий, ведение. Первая группа слов восходит к корню -вѣд- (в корне ѣ), древнерус. вѣдѣти и вѣдати – ‘знать’, в словах второй группы корень -вед- (-вес-).                                                                                                                                                                2. Имя существительное свидетель является этимологически родственным словам из 1 группы, так как исторически свидетель – это тот, кто знает, ведает, а гласная -и- в корне появилась позже под влиянием слова видеть.

              Критерии:  За указание на омонимию корней –вед- – 1 балл. За верное распределение слов на 2

                группы – по 0,5 балла за каждое слово, всего 3 балла.  За приведение исконной орфографии – 1  

                 балл.  За объяснение этимологической связи слова свидетель – 1 балл. Всего – 6 баллов.

                                                                                   

  1.  За каждое предложение, соответствующее схеме, начисляется  по 1 баллу.  Всего – 5 баллов.        

                                                             

  1. 1. Речь идёт об употреблении местоимения Вы при обращении к старшему, уважаемому человеку. Ученик должен составить предложение, в котором использовано обращение к старшему или уважаемому человеку, например: Прошу Вас, Александр Сергеевич.

           2. Речь идёт об употреблении авторского мы в научных трудах, которым автор называет сам себя.

             Ученик должен составить предложение, в котором под местоимением мы подразумевается сам

            автор текста, например: В данной работе мы строго придерживались фактов.

          3. Речь идёт об употреблении местоимения мы в царских манифестах – так именует себя царь,

             король, князь. Ученик должен составить предложение, в котором царь, король, князь, говоря о

             самом себе, употребляет местоимение 1 лица мн.ч., например: Мы, Николай Второй…

          4. Речь идёт об употреблении местоимения мы, когда так говорят о ребёнке, близком,

            любимом человеке (а также при обращении врача к больному – так называемое

            «врачебное мы»). Ученик должен составить предложение, в котором к ребёнку или

            близкому человеку шутливо обращаются, используя местоимение 1 лица мн.ч., например:  Какие

            мы сегодня сердитые! Почему мы плачем? Какой у нас громкий голос! Как мы себя чувствуем

            сегодня?   

             Критерии:  по  2 балла за каждый  правильный пункт ответа ( 1 балл комментарий + 1 балл

               предложение).  Всего за задание: 8 баллов.                             

  1.  Слово Даниила Заточника, написанное им своему князю Ярославу Владимировичу.

                     Вострубим, как в златокованые трубы, во все силы ума своего, и заиграем

                     в серебряные органы гордости своею мудростью. Восстань, слава моя,

                     восстань в псалтыри и в гуслях. Встану рано и расскажу тебе. Да раскрою

                     в притчах загадки мои и возвещу в народах славу мою. Ибо (потому что)

                      сердце умного укрепляется в теле его красотою и мудростью.

          Слова: Володимеровичю – полногласие, исконно русское, древнерусское;

                  Златокованыя – злато – неполногласие, старославянское, сребреныя –

    неполногласие, старославянское.                                                                                                  Критерии: 10 баллов за правильно переведённый текст и ответы на вопросы.  За каждую ошибку снимается  по 1 баллу.                

 Всего за работу: 57 баллов.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по русскому языку 5 класс

данный материал можно использовать для школьной олимпиады для учащихся 5 классов...

Олимпиадные задания по русскому языку 5 класс.

Олимпиадные задания по русскому языку 5 класс....

Олимпиадные задания по русскому языку 6 класс.

Олимпиадные задания по русскому языку 6 класс....

Олимпиадные задания по русскому языку 7 класс.

Олимпиадные задания по русскому языку 7 класс....

Олимпиадные задания по русскому языку 8 класс.

Олимпиадные задания по русскому языку 8 класс....