Олимпиадные задания по русскому языку 9 класс
олимпиадные задания по русскому языку по теме
Предварительный просмотр:
Олимпиадные задания по русскому языку (школьный тур)
2012 – 2013 учебный год
9 класс
Задание 1. Укажите значение слова в зависимости от ударения, приведите примеры. Составьте по два словосочетания на каждый случай.
- языкОвый 2) языковОй
А. Имеющий отношение к языку как к средству общения.
Б. Имеющий отношение к языку – органу в ротовой полости.
Задание 2. Укажите, какой из вариантов находится в пределах литературной нормы (даны формы именительного падежа).
1) А. туфель Б.туфля
2) А. тапок Б.тапка
3) А. погон Б. погона
4) А. рельс Б. рельса
Задание 3. Укажите группу слов, в которой все слова пишутся с НН.
1) Стари…ый, краше…ый, посеребрё…ый, петуши…ый.
2) Общи…ый, повале…ый, серебря…ый, украше…ый.
3) Были…ый, подстриже…ый, купле…ый, разброса…ый.
4) Журавли…ый, варё…ый, маринова…ый, искусстве…ый.
Задание 4. Соедините архаизмы с их современными синонимами.
1) длань А. рулевой и перен .мудрый руководитель
2) кормчий Б. ладонь
3) тризна В. желать
4) алкать Г. пир в память умершего
Задание 5. Подберите 1 или несколько синонимов к каждому заимствованному слову:
Лимит - …, инновация- …, ликвидация - …,
толерантный- …, цивилизованный - …, эксклюзивный-…
Задание 6. Установите соответствия между фразеологизмами и их значением.
А. притча во языцех;
Б. пускать по миру;
В. дело табак;
1) разорять, доводить до нищенства;
2) предмет всеобщих разговоров;
3) очень плохое положение.
Задание 7. Найдите слова, выдуманные Н.С. Лесковым, автором «Сказа о тульском косом Левше». Объясните способ их образования:
1) «Если бы, -- говорит, -- был лучше мелкоскоп, который в пять миллионов увеличивает, так вы изволили бы увидать, что на каждой подковинке мастерово имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал».
2) «Перед каждым на виду висит долбица умножения».
3) «Мы на буреметр, -- говорят, -- смотрели: буря будет, потонуть можешь».
Задание 8. Даны буквальные переводы пословиц из разных языков. Назовите русские пословицы или поговорки, соответствующие им по смыслу.
Это пока еще написано на звездах (нем.) И в хорошем огороде есть гнилые тыквы (осетин.) Задание 9. Определите род существительных: георгины, туфли, манжеты, ботинки, овощи, ведёрки, лебеди, тюль, какао, вуаль, кофе. Задание 10. В каждой группе слов найдите одно, не являющееся причастием.
- Идущий, орущий, несущий, большущий.
- Тающий, сеющий, длиннющий, веющий.
- Величественный, построенный, скроенный, зажаренный.
- Высушена, покрашены, ветрены, устроена.
- Разбросанный, развешанный, ржаной, сделанный.
Задание 11. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Поднявшись, лайнер лёг на курс и, как казалось, просто застыл в воздухе.
2) Яркая иволга, обитательница берёзового леса, даёт знать о своём прибытии звучным, похожим на флейту свистом.
1
3) С деревьев, окутанных лёгким туманом и с папоротников, сыпались крупные брызги.
4) Сентябрь был тихий, тёплый и, на счастье, без дождей.
Задание 12. Какую синтаксическую роль в предложении выполняют выделенные слова?
А) Он дал мне письмо с просьбой опустить его в почтовый ящик.
Б) Ветви елей тянулись к моему лицу.
В) Целыми днями они ловят рыбу, а потом сматывают удочки и идут домой варить уху.
Г) Я жду не дождусь окончания работы.
Задание 13. Какие риторические фигуры использованы в следующих примерах?
А – антитеза, Б – парцелляция, В – метафора, Г – риторический вопрос.
1) Почему у нас нет семидесяти жизней? Да ведь мы и одну не используем.
2) Правительство – паруса, народ – ветер, государство – корабль, время - море .
3)Жить надо дольше. И чаще.
4) Где начинается тщеславие, там кончается разум.
Задание 14. Составьте словарную статью к слову предание.
Задание 15. Творческое задание
Прочитайте отрывок из произведения В.И.Белова.
«Старик в нормальной семье не чувствовал себя обузой, не страдал и от скуки. Всегда у него имелось дело, он нужен был каждому по отдельности и всем вместе. Внуку, лежа на печи, расскажет сказку, ведь рассказывать или напевать не менее интересно, чем слушать. Другому внуку слепит тютьку из глины, девочке-подростку выточит веретенце, большухе насадит ухват, принесет лапок на помело, а то сплетет ступни, невестке смастерит шкатулку, вырежет всем по липовой ложке и т.д.
Немного надо труда, чтобы порадовать каждого!»
Поразмышляйте над вопросами:
1. О чем говорит автор в тексте?
2. С какой целью автор использует ряд однородных членов в предложении, диалектные слова?
3. Каково отношение автора текста к тому, о чем он пишет?
4. Какое слово в тексте, характеризующее семью, является значимым и почему?
5. Нравственный уровень общества проявляется в отношении к старикам.
Прокомментируйте главную мысль текста.
6. Если помните художественные произведения на данную тему, приведите примеры.
Обобщите свои размышления в виде небольшого текста – рассуждения (возможно эссе). Объём текста не должен превышать 100 слов.
Большуха (местн.) – глава семьи, хозяйка.
Тютька (местн.) – пташка, пичужка.
Ступни (местн.) – лапти.
2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Грамматика. Олимпиадные задания по русскому языку 5-11 класс
Гораздо медленнее, чем лексический состав, меняется грамматический строй языка.Однако и здесь с пушкинских времен по сравнению с нормами 1918 года изменения заметны.Данные упражнения предназначены для...
олимпиадные задания по русскому языку в 10-11 классах
олимпиадные заданияпо русскому языку в 10-11 классах...
Олимпиадные задания по русскому языку и литературе. 6 класс
Задания можно использовать для проведения школьных олимпиад, для работы с одарёнными детьми....
олимпиадные задания по русскому языку для 5 класса
Олимпиада по русскому языку для 5 класса. Задания по фонету, морфологии, морфемике и синтаксису. Задания составлены с учетом рекомендаций, представленных в книге Казбек-Казиевой....
Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов.
Материалы для проведения олимпиады по русскому языку для 5-11 классов....
Олимпиадные задания по русскому языку 5 класс
данный материал можно использовать для школьной олимпиады для учащихся 5 классов...
Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"
Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"...