Олимпиадные задания по русскому языку 9 класс
олимпиадные задания по русскому языку по теме

Кузнецова Людмила Николаевна

Школьный этап

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_po_rus._yaz._9kl.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиадные задания по русскому языку (школьный тур)

2012 – 2013 учебный год

9 класс  

Задание 1. Укажите значение слова в зависимости от ударения, приведите примеры. Составьте по два словосочетания на каждый случай.

  1. языкОвый                  2) языковОй

А. Имеющий отношение к языку как к средству общения.

Б. Имеющий отношение к языку – органу в ротовой полости.  

Задание 2. Укажите, какой из вариантов находится в пределах литературной нормы (даны формы именительного падежа).

1) А. туфель                 Б.туфля

2) А. тапок                   Б.тапка

3) А. погон                   Б. погона

4) А. рельс                   Б. рельса

Задание 3. Укажите группу слов, в которой все слова пишутся с НН.

1) Стари…ый,  краше…ый,  посеребрё…ый,  петуши…ый.

2) Общи…ый, повале…ый, серебря…ый, украше…ый.

3) Были…ый,  подстриже…ый,  купле…ый, разброса…ый.

4) Журавли…ый,  варё…ый,  маринова…ый, искусстве…ый.

Задание 4. Соедините архаизмы с их современными синонимами.

1)  длань          А. рулевой и перен .мудрый руководитель

2) кормчий     Б. ладонь

3) тризна        В. желать

4) алкать        Г. пир в память умершего

Задание 5. Подберите 1 или несколько синонимов  к каждому  заимствованному слову:

Лимит - …,   инновация- …,   ликвидация - …,    

толерантный- …, цивилизованный - …,  эксклюзивный-…    

Задание 6. Установите соответствия между фразеологизмами и их значением.

А. притча во языцех;

Б.  пускать по миру;

В. дело табак;

1) разорять, доводить до нищенства;

2) предмет всеобщих разговоров;

3) очень плохое положение.  

Задание 7.  Найдите слова, выдуманные Н.С. Лесковым, автором «Сказа о тульском косом Левше». Объясните способ их образования:

1) «Если бы, -- говорит, -- был лучше мелкоскоп, который в пять миллионов увеличивает, так вы изволили бы увидать, что на каждой подковинке мастерово имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал».

2) «Перед каждым на виду висит долбица умножения».

       3) «Мы на буреметр, -- говорят, -- смотрели: буря будет, потонуть можешь».

Задание 8. Даны буквальные переводы пословиц из разных языков. Назовите русские пословицы или поговорки, соответствующие им по смыслу.

Это пока еще написано на звездах (нем.)                                                                                                            И в хорошем огороде есть гнилые тыквы (осетин.)                                                                                                                                 Задание 9. Определите род существительных: георгины, туфли, манжеты, ботинки, овощи, ведёрки,  лебеди,  тюль, какао, вуаль, кофе.                                                                                          Задание 10. В каждой группе слов найдите одно, не являющееся причастием.

  1. Идущий, орущий, несущий, большущий.
  2. Тающий, сеющий, длиннющий, веющий.
  3. Величественный, построенный, скроенный, зажаренный.
  4. Высушена, покрашены, ветрены, устроена.
  5. Разбросанный, развешанный, ржаной, сделанный.

Задание 11. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Поднявшись, лайнер лёг на курс и, как казалось, просто застыл в воздухе.

2) Яркая иволга, обитательница берёзового леса, даёт знать о своём прибытии звучным, похожим на флейту свистом.

1

3) С деревьев, окутанных  лёгким туманом и с папоротников, сыпались крупные брызги.        

4) Сентябрь был тихий, тёплый  и, на счастье, без дождей. 

Задание 12. Какую синтаксическую роль в предложении выполняют выделенные слова?
А) Он дал мне письмо с просьбой опустить его в почтовый ящик.
Б) Ветви
елей тянулись к моему лицу.
В)
Целыми днями они ловят рыбу, а потом сматывают удочки и идут домой варить уху.
Г) Я жду
не дождусь окончания работы.

Задание 13.  Какие риторические фигуры использованы в следующих примерах?

А – антитеза,  Б – парцелляция,  В – метафора,  Г – риторический вопрос.

 1) Почему у нас нет семидесяти жизней? Да ведь мы   и одну не используем.

 2) Правительство – паруса,  народ – ветер,  государство – корабль,   время - море .

 3)Жить надо дольше. И чаще.

 4) Где начинается тщеславие, там кончается разум. 

Задание 14. Составьте словарную статью к слову  предание.            

Задание 15. Творческое задание

Прочитайте отрывок из произведения В.И.Белова.

«Старик в нормальной семье не чувствовал себя обузой, не страдал и от скуки. Всегда у него имелось дело, он нужен был каждому по отдельности и всем вместе. Внуку, лежа на печи, расскажет сказку, ведь рассказывать или напевать не менее интересно, чем слушать. Другому внуку слепит тютьку из глины, девочке-подростку выточит веретенце, большухе насадит ухват, принесет лапок на помело, а то сплетет ступни, невестке смастерит шкатулку, вырежет всем по липовой ложке и т.д.

Немного надо труда, чтобы порадовать каждого!» 

Поразмышляйте над вопросами:      

1. О чем говорит автор в тексте?

2. С какой целью автор использует ряд однородных членов в предложении, диалектные слова?

3. Каково отношение автора текста к тому, о чем он пишет?

4. Какое слово в тексте, характеризующее семью, является значимым и почему?

5. Нравственный уровень общества проявляется в отношении к старикам.

    Прокомментируйте главную мысль текста.

6. Если помните художественные произведения на данную тему, приведите примеры.

Обобщите свои размышления в виде небольшого текста – рассуждения (возможно эссе). Объём текста не должен превышать 100 слов.

 

Большуха (местн.) – глава семьи, хозяйка.

Тютька (местн.) – пташка, пичужка.

Ступни (местн.) – лапти.                                                                                              

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамматика. Олимпиадные задания по русскому языку 5-11 класс

Гораздо медленнее, чем лексический состав, меняется грамматический строй языка.Однако и здесь с пушкинских времен по сравнению с нормами 1918 года изменения заметны.Данные упражнения предназначены для...

олимпиадные задания по русскому языку в 10-11 классах

олимпиадные заданияпо русскому языку в 10-11 классах...

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе. 6 класс

Задания можно использовать для проведения школьных олимпиад, для работы с одарёнными детьми....

олимпиадные задания по русскому языку для 5 класса

Олимпиада по русскому языку для 5 класса. Задания по фонету, морфологии,  морфемике и синтаксису. Задания составлены с учетом рекомендаций, представленных в книге Казбек-Казиевой....

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов.

Материалы для проведения олимпиады по русскому языку для 5-11 классов....

Олимпиадные задания по русскому языку 5 класс

данный материал можно использовать для школьной олимпиады для учащихся 5 классов...

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"...