Олимпиадные задания по русскому языку в 8 классе
олимпиадные задания по русскому языку (8 класс) на тему
Олимпиадные задания по русскому языкув 8 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otvety_russkiy_yazyk_8_klass.docx | 24.93 КБ |
zadaniya_russkiy_yazyk_8_klass.docx | 24.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Олимпиада по русскому языку (ответы)
8 класс
- Правы оба ученика. Но у каждого - своё основание для правоты. Ученик, утверждающий, что МОД наоборот читается как ДОМ, исходил из состава букв. А ученик, утверждающий, что МОД наоборот читается как ТОМ, исходил из состава звуков слова МОД, в котором конечный согласный оглушается, в результате чего слово произносится как [мот]. За указание правоты обоих учеников – 2 балла. За аргументированное объяснение – 1балл. За указание на оглушение конечного согласного и/или транскрипцию – 2 балла. Всего: 5 баллов
- Вертолёт, диграф ( двойная буква), микроскоп. За каждое правильное слово – 1балл. Всего: 3 балла
- Иноязычные фразеологизмы построены по такой же схеме (модели) переосмысления, что и русские. Им соответствуют следующие русские:
1) когда у куриц будут зубы (франц.) – когда рак на горе свистнет;
2) плохого церковь не исправит (польск.) – горбатого могила исправит;
3) девятая дырка на свирели (серб.) – последняя спица в колеснице, пятое колесо в телеге.
Критерии: По 1 баллу за каждую позицию. Всего: 3 балла.
- 1) Инверсия (используется дважды: постпозиция наречий образа действия и препозиция существительных при причастии). Возможно указание инверсии прямого дополнения – вас.
2) Ряд однородных членов (используется дважды: безмолвно, безнадежно; то робостью, то ревностью…)
Критерии: По 1 баллу за каждый пример и название средства: 2 приёма, за первый приём максимум 3 балла, за второй 2 балла. За полноту ответа добавляется 1 балл. Всего: 6 баллов.
- Лишнее слово – ЛИСТВА (1 балл). Оно отличается от слов булава и корова тем, что обозначает собирательное, а не единичное понятие (1 балл). Оно отличается от слов трава, халва, лава тем, что обозначает не вещественное, а собирательное понятие (1 балл). От всех слов оно отличается тем, что в нём есть суффикс собирательности -в- (1 балл), тогда как другие слова непроизводные (1 балл). Всего: 5 баллов.
- Будить – пробудить – беспробудный – беспробудность. Критерии: 3 балла ( 1 балл за каждый элемент цепочки.
- Следует обратить внимание на историю образования этих слов (1 балл). Ветреный образовано от устаревшего глагола ветрить (1 балл) и подчиняется правилу правописания Н в отглагольных прилагательных и причастиях (1 балл). Выветренный – причастие, в котором есть приставка, пишется с двумя буквами Н (1 балл). Подветренный – прилагательное от слова ветер с суффиксом -ЕНН (1 балл). То же самое можно сказать о слове безветренный (1 балл). Критерии: За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего – 6 баллов.
- Невозможны в русском языке следующие схемы словосочетаний: третье – наречие не может управляться, оно не имеет падежа; пятое – нет неизменяемых причастий, значит, они не могут примыкать к существительному; седьмое – во-первых, нет неизменяемых причастий, во-вторых, при глаголе может стоять зависимое причастие только в том случае, если оно выступает в роли существительного. Примеры на возможные словосочетания: 1) читать книгу; 2) цвет хаки; 4) тёплая погода; 6) просящий помочь; 8) держа сумку; 9) прося помочь; 10) яйцо всмятку.
Критерии: За каждую найденную схему невозможного словосочетания – 1 балл.
За каждое правильное объяснение, почему данная схема невозможна, - 1балл.
За каждый правильно приведённый пример -1 балл. Всего: 9 баллов.
- Любить – начальная форма глагола. Инфинитив может быть любым членом предложения. 1) Неужели вы перестали любить меня, ненавидите свою дочь? Часть составного глагольного сказуемого, выражающего основное лексическое значение, вторая часть сказуемого – фазовый глагол « перестать».
- Внимайте и верьте моему обету любить и жаловать вас до конца дней моих. Обету ( какому?) любить и жаловать. Определение.
- Вот вам и сосед, прошу любить и жаловать. Прошу (о чём?) любить и жаловать. Дополнение, это не составное сказуемое, т. к действия глагола относятся к разным лицам. Возможно: « Прошу любить и жаловать» является устойчивым сочетанием, что осложняет определение синтаксической роли входящего в его состав слова «любить», ведь фразеологизм можно рассматривать как единую синтаксическую единицу, в данном случае – сказуемое.
- – Душе несносно, раб. Её несёт любить. Несёт ( с какой целью?) любить, обстоятельство цели.
- Любить – это вкладывать жизнь в того, кто рядом. Подлежащее.
Критерии. По 1 баллу за каждый правильно объясненный член предложения. 3 призовых балла за подробные объяснения. Всего за задание: 8 баллов.
- Золото огнем проверяется ( испытывается), а друг жизненными искушениями (трудностями) бывает достоин. ( Золото огнём испытывается, а друг – жизненными испытаниями.) Критерии: 7 баллов за правильно переведённое предложение. За каждую ошибку снимается по 1 баллу.
Всего за работу: 55 баллов.
Предварительный просмотр:
Олимпиада по русскому языку
( школьный этап)
2015- 2016 учебный год
8класс
- Один ученик утверждал, что если прочитать наоборот словоформуМОД, то получится словоформа ДОМ, а другой – что получится словоформа ТОМ. Объясните, кто из учеников прав? На каком основании? Критерии: За каждую ошибку снимается по 1 баллу. Всего за задание: 5 баллов
- В хорватском языке есть такие слова:
zrak – воздух,
mlatiti– молотить, бить,
dva– два,
slovo– буква,
sitan – мелкий, маленький,
zreti– зреть, видеть.
Как переводятся на русский язык следующие хорватские сложные слова:
zrakomlat, dvoslov, sitnozor?
Критерии: За каждое правильное слово по 1 баллу. Всего за задание: 3 балла
3. Каким русским фразеологизмам соответствуют следующие иноязычные:
1) когдаукурицбудутзубы(quand les poulesauront des dents – франц.);
2) плохого церковь не исправит (złegokościołnienaprawi– польск.);
3) девятая дырка на свирели (деветарупа на свирали– серб.)?
Критерии: 1 балл за правильное объяснение. Всего за задание: 3 балла.
- Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Я вас любил…»:
Я вас любил: любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
- Какие синтаксические особенности высказывания в строках 5−6использованы как средства художественной выразительности?
Критерии: За правильное объяснение 6 баллов.
- Найдите в следующем ряду слов такое, которое не подходит ни к одномутипу из перечисленных ниже слов с точки зрения значения и морфологии.Обоснуйте свой ответ.
Трава, булава, халва, листва, корова, лава.
Критерии: За верное объяснение - 5 баллов.
- Постройте полную словообразовательную цепочку для слова БЕСПРОБУДНОСТЬ
Критерии: За аргументированное объяснение – 3 балла.
- Предложите версию в рамках орфографических правил, почему в словеветреный пишется одна буква Н, а в словах выветренный, безветренный и подветренный – две буквы Н.Критерии: За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего – 6 баллов.
- Некоторые из приведённых ниже схем словосочетаний невозможныв русском языке. Укажите их и объясните, почему они невозможны.На возможные словосочетания приведите по одному примеру. Главное слововыделено жирным шрифтом, в скобках указан тип связи:
1) глагол – (управление) – существительное;
2) существительное – (примыкание) – прилагательное;
3) глагол – (управление) – наречие;
4) прилагательное – (согласование) – существительное;
5) причастие – (примыкание) – существительное;
6) причастие – (примыкание) – глагол;
7) глагол – (примыкание) – причастие;
8) деепричастие – (управление) – существительное;
9) деепричастие – (примыкание) – глагол;
10) существительное – (примыкание) – наречие. Критерии: За верные объяснения – по 1 баллу. За верно составленные словосочетания – по 1 баллу. Всего – 9 баллов.
- Проанализируйте предложения. Укажите, в чём заключается разница в синтаксической роли глагола «любить» в этих предложениях. Объяснения могут быть словесными и графическими.
- Неужели вы перестали любить меня, ненавидите свою дочь?
- Внимайте и верьте моему обету любить и жаловать вас до конца дней моих.
- Вот вам и сосед, прошу любить и жаловать.
- – Душе несносно, раб. Её несёт любить.
- Любить – это вкладывать жизнь в того, кто рядом. Критерии: по 1 баллу за каждый правильно объясненный член предложения. 3 призовых балла за подробные объяснения. Всего за задание: 8 баллов.
- Переведите предложение на современный русский язык: Злато wгнемъискоγшаѥтьсѧ, а дроγгъжитиискыминапастьмидостоиньбываеть. [Пчела]
Критерии: За правильно переведённое предложение – 7 баллов. За каждую ошибку, существенно
меняющую смысл предложения, снимается по 1 баллу.
Всего за работу: 55 баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиадные задания по русскому языку 5 класс
данный материал можно использовать для школьной олимпиады для учащихся 5 классов...
Олимпиадные задания по русскому языку 5 класс.
Олимпиадные задания по русскому языку 5 класс....
Олимпиадные задания по русскому языку 6 класс.
Олимпиадные задания по русскому языку 6 класс....
Олимпиадные задания по русскому языку 7 класс.
Олимпиадные задания по русскому языку 7 класс....
Олимпиадные задания по русскому языку 8 класс.
Олимпиадные задания по русскому языку 8 класс....
Олимпиадные задания по русскому языку 8 класс
Школьный этап...
Олимпиадные задания по русскому языку 9 класс
Школьный этап...