Бессоюзные сложные предложения (9 класс)
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Урок-исследование, целью которого является закрепление знаний по теме «Сложные предложения»; знакомство с бессоюзными сложными предложениями (БСП)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bsp.ppt | 1.04 МБ |
besoyuznoe_slozhnoe_predlozhenie.docx | 35.61 КБ |
prilozhenie_k_bsp.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: Образовательные: -закрепить знания по теме «Сложные предложения»; -познакомить с бессоюзными сложными предложениями; -учить строить ответ с опорой на теоретические знания; -отрабатывать умения правильной постановки знаков препинания. Развивающие: -способствовать развитию устной и письменной речи ; -учить применять полученные знания на практике; -способствовать развитию творческих способностей учащихся, их познавательной активности; -учить внимательному отношению и любви к слову, пробуждать интерес к поэзии . Воспитательные: -способствовать эстетическому и нравственному воспитанию; -формировать умение ставить цель, выделять существенное, планировать работу, осуществлять самоконтроль, подводить итоги, работать в оптимальном темпе.
Определите номера сложносочинённых и сложноподчинённых предложений . 1. Там где ранее было устье реки тропа взбирается в гору. 2. Солнце освещало вершины лип которые уже пожелтели под свежим дыханием осени. 3. Поезд вышел в луга и стал виден во всю ширь тихий закат. 4. Когда мы достигли вершины горы солнце уже стало подниматься. 5. Ветер уже дышал дождевой влагой а через минуту скупой и редкий пошёл дождь. 6. Белые тучи клубились и снежно блестели но чёрная вершина была грозна своей тяжкой неподвижностью. 7.Ей снится будто бы она поёт.
Исследование 1. Найдите бессоюзные сложные предложения. 1. В глазах у меня потемнело, голова закружилась. 2. Ручейки накануне раздулись так, что лошади шли по брюхо в воде. 3. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. 4. Буран стих, зато установился сильный мороз. 5. Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их. 6. Всю ночь шёл тёплый летний дождь, и к утру в воздухе было свежо. 7. Раздался крик – он бросился бежать.
Тире Точка с запятой Двоеточие Знаки препинания между частями БСП
Исследование 2. Определите, когда в бессоюзных сложных предложениях ставится: 1 группа – запятая: Метель не утихла, небо не прояснилось. Двери и окна отворены настежь, в саду не шелохнётся лист. 2 группа – точка с запятой: Бледно – серое небо светлело, синело; звёзды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля; запотели листья; кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса.
, . Смысловые отношения между частями БСП: последовательность, перечисление, одновременность событий – ставится запятая. Метель не утихала, небо не прояснялось. Двери и окна отворены настежь, в саду не шелохнется лист. (Гончаров.)
Смысловые отношения между частями БСП: обычно если они значительно распространены и имеют внутри себя запятые – ставится точка с запятой. Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звёзды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса. (Тургенев) ; ; .
Исследование 3. Определите, при каком смысловом значении в бессоюзном сложном предложении ставится: 1 группа – тире: 1. Семь раз отмерь – один отрежь. 2. Сыр выпал – с ним была плутовка такова. 3. Мелкий дождь сеет с утра – выйти невозможно. 4. Увидишься с Горьким – поговори с ним. 5. Посмотрит – рублём подарит. 2 группа – двоеточие: 1. Я несчастлив: каждый день гости. 2. Опомнилась, глядит Татьяна: медведя нет. 3. Настя во время рассказа вспомнила: у неё от вчерашнего дня остался целый нетронутый чугунок варёной картошки.
3)вывод, результат (= поэтому, следовательно) Мелкий дождик сеет с утра— выйти невозможно. (Тургенев) противопоставление ( = а, но ) Семь раз отмерь — один отрежь. (Пословица) 4) условие ( = если), время ( = когда) Увидишься с Горьким — поговори с ним. ( Чехов) 5) сравнение ( = как, словно ) Посмотрит — рублем подарит. (Некрасов) 2) быстрая смена событий ( = и вдруг, и сразу) Сыр выпал — с ним была плутовка такова. (Крылов) - .
причина ( = потому что, так как ) Я несчастлив : каждый день гости. (А. Чехов). 3) пояснение ( = а именно) Настя во время рассказа вспомнила : у неё от вчерашнего дня остался целый нетронутый чугунок варёной картошки. (Пришвин) 2) изъяснение ( = и вижу, и слышу, как) Опомнилась, глядит Татьяна : медведя нет. (Пушкин) : . : .
Исследование 4. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении: Запятая: последовательность, одновременность, перечисление. Точка с запятой: предложения менее связаны по смыслу и более распространены и имеют внутри себя запятые. Двоеточие: - вторая часть имеет значение причины (= потому что, так как); вторая часть имеет значение пояснения (= а именно); - вторая часть имеет значение изъяснения (= и вижу, и слышу, как). Тире: - противопоставление (= а, но); - сравнение (= словно, будто) - быстрая смена событий ; (= и вдруг, и сразу) - первая часть имеет значение времени или условия (= когда, если); - вторая часть имеет значение следствия, вывода, результата (= поэтому, следовательно);
Далеко за Доном громоздились тяжёлые тучи резали небо молнии чуть слышно громыхал гром. Время стоит ещё раннее золотистый утренний туман вьётся над просёлком едва пропуская показавшееся солнце трава блестит. Наверху журавлиный крик птицы улетают на юг. Степь весело пестреет цветами ярко пестреет дрок скромно синеют колокольчики белеет пахучая ромашка. Проснулся пять станций убежало назад. Лес рубят щепки летят. Солнце дымное встаёт будет день горячий.
Подведение итогов. - С какой темой мы сегодня с вами познакомились? - Что нового вы узнали о сложных предложениях?
Вывод: Кроме сложносочиненных и сложноподчиненных предложений есть бессоюзные сложные предложения, где части простых предложений могут разделяться различными знаками препинания: запятой, точкой с запятой, двоеточием, тире в зависимости от смысловых отношений, которые между ними устанавливаются.
Домашнее задание § 21 , упражнение 191.
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Понятие о бессоюзном сложном предложении.»
Класс 9В
Дата проведения 12.04.2018
Учитель Даченкова Е.В.
Вид: урок-исследование.
Структура урока.
1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного.
- устная аналитическая работа с текстом
3. Изучение нового. Исследовательская деятельность:
- работа по группам;
- аналитическая работа с текстами;
- цифровой диктант.
4. Обобщение изученного.
5. Подведение итогов.
6. Домашнее задание.
Оборудование: мультимедийная установка, карточки с текстами для команд.
Цели урока. (Слайд 2).
Образовательные:
- закрепить знания по теме «Сложные предложения»;
- познакомить с бессоюзными сложными предложениями (БСП);
- учить строить ответ с опорой на теоретические знания;
- отрабатывать умения правильной постановки знаков препинания.
Развивающие:
- способствовать развитию устной и письменной речи учащегося;
- учить применять полученные знания на практике;
- способствовать развитию творческих способностей учащихся, их познавательной активности;
- учить внимательному отношению и любви к слову, пробуждать интерес к художественной литературе.
Воспитательные:
- способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;
- формировать умение ставить цель, выделять существенное, планировать работу, осуществлять самоконтроль, подводить итоги, работать в оптимальном темпе.
I. Организационный момент.
Предлагаю вам, ребята, сегодня на уроке выступить в роли исследователей языкознания и в продолжение знакомства со сложными предложениями познакомиться с новой группой предложений – бессоюзными сложными синтаксическими конструкциями. Поэтому мы распределились на 2 группы, каждая из которых будет не только пытаться дать ответ на поставленный вопрос, но и зарабатывать тем самым баллы за правильные ответы. (При ответах внимательно слушайте друг друга, чтобы успешно справиться с заданиями). Так пройдёт наш урок – турнир. Вы сможете не только познакомиться с новой темой, но проявить свои знания, которые принесут вам победу.
II. Повторение пройденного. (Слайд 3)
- Разделите тетрадный лист на 2 колонки, одна из которых называется сложносочиненные предложения (ССП), другая - сложноподчиненные предложения (СПП). Прочитайте данные предложения. Среди них найдите и напишите номера тех, которые являются ССП и СПП.
1. Там где ранее было устье реки тропа взбирается в гору.
2. Солнце освещало вершины лип которые уже пожелтели под свежим дыханием осени.
3. Поезд вышел в луга и стал виден во всю ширь тихий закат.
4. Когда мы достигли вершины горы солнце уже стало подниматься.
5. Ветер уже дышал дождевой влагой а через минуту скупой и редкий пошёл дождь.
6. Белые тучи клубились и снежно блестели но чёрная вершина была грозна своей тяжкой неподвижностью.
7.Ей снится будто бы она поёт.
(ССП - 3, 5, 6 предложения; СПП- 1,2, 4, 7 предложения)
- Расскажите, по какому принципу вы выделили ССП? СПП?
- Вспомните, какие виды СПП вам известны? (Определительные, изъяснительные, обстоятельственные).
- По каким признакам СПП делятся на эти группы? (По вопросу и определяемому слову)
- Как вы думаете, чем будут отличаться ССП и СПП от БСП? (Простые предложения в составе сложного будут иметь бессоюзную связь).
- Какие знаки препинания будут разделять простые предложения в составе сложного? (Запятыми).
- Так ли это? Проверим сказанное, проведя несколько исследований.
Запишем тему урока: Бессоюзные сложные предложения.
III. Изучение нового. (Работа в группах).
Предлагаю провести исследования в группах. Та команда, которая правильно отвечает на поставленный вопрос, получает бонусный балл. Все полученные балы в конце суммируются и дают возможность учителю оценить работу учеников.
Исследование №1. (Слайд 4)
Перед вами предложения. Найдите среди них БСП. Назовите номера этих предложений.
1. В глазах у меня потемнело, голова закружилась.
2. Ручейки накануне раздулись так, что лошади шли по брюхо вводе.
3. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.
4. Буран стих, зато установился сильный мороз.
5. Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их.
6. Всю ночь шёл тёплый летний дождь, и к утру в воздухе было свежо.
7. Раздался крик – он бросился бежать.
- Назовите, какие номера предложений выписала 1 группа? 2 группа?
(Бессоюзные сложные предложения - 1, 3, 5, 7)
- Что теперь вы можете сказать о знаках препинания в БСП? (Простые предложения в составе БСП могут отделяться не только запятыми, но и точкой с запятой, двоеточием, тире). (Слайд 5)
Исследование № 2.
Воспользуйтесь распечатками на ваших столах.
1 группа должна подумать над смыслом простых предложений в составе БСП и определить, когда же в них ставится запятая. (Слайд 6)
Метель не утихла, небо не прояснилось.
Двери и окна отворены настежь, в саду не шелохнётся лист. (И.А.Гончаров)
2 группа должна подумать над смыслом простых предложений в составе БСП и определить, когда же в них ставится точка с запятой.
Бледно-серое небо светлело, синело; звёзды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля; запотели листья; кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса. (И.С. Тургенев)
Проверим ваши выводы. (Слайды 7, 8)
Исследование № 3.
Воспользуйтесь распечатками на ваших столах.
1 группа должна подумать над смыслом простых предложений в составе БСП и определить, когда же в них ставится тире. (Слайд 9)
1. Семь раз отмерь – один отрежь. (Пословица)
2. Сыр выпал – с ним была плутовка такова. (И.А.Крылов)
3. Мелкий дождь сеет с утра – выйти невозможно. (И.С.Тургенев)
4. Увидишься с Горьким – поговори с ним. (А.П.Чехов)
5. Посмотрит - рублём подарит. (Н.А.Некрасов)
2 группа должна подумать над смыслом простых предложений в составе БСП и определить, когда же в них ставится двоеточие.
1. Я несчастлив: каждый день гости. (А.П.Чехов)
2. Опомнилась, глядит Татьяна: медведя нет. (А.С.Пушкин)
3. Настя во время рассказа вспомнила: у неё от вчерашнего дня остался целый нетронутый чугунок варёной картошки. (М.Пришвин)
Проверим ваши выводы. (Слайды 10, 11)
IV. Обобщение изученного.
Исследование № 4.
- Какие предложения мы будем называть бессоюзнми сложными? (Такие сложные предложения, в которых простые объединены между собой только по смыслу и интонационно (без помощи союзов и со юзных слов).
- Попробуйте самостоятельно (группа 1 и 2) создать таблицу о правилах постановки знаков препинания между простыми предложениями в БСП.
Знаки препинания в БСП
Запятая:
- последовательность, одновременность, перечисление.
Точка с запятой:
- предложения менее связаны по смыслу и более распространены и имеют внутри себя запятые.
Двоеточие:
- вторая часть имеет значение причины (= потому что, так как);
- вторая часть имеет значение пояснения (= а именно);
- вторая часть имеет значение изъяснения (= и вижу, и слышу, как).
Тире:
- противопоставление (= а, но);
- сравнение (= словно, будто)
- быстрая смена событий; (= и вдруг, и сразу)
- первая часть имеет значение времени или условия (= когда, если);
- вторая часть имеет значение следствия, вывода, результата (= поэтому, следовательно);
Проверим ваши памятки-таблицы, которые нам пригодятся для дальнейшей работы по данной теме. (Слайд 12). Перенесите их в тетрадь (можно раздать заранее распечатанные таблицы).
Исследование № 5. (Цифровой диктант). (Слайд 13).
Завершающее исследование поможет нам с вами сделать вывод о том, насколько усвоена новая тема вами. Разделите тетрадь на 4 столбика, назовите столбики: точка, точка с запятой, тире, двоеточие. В них вы выпишите цифры тех предложений, в которых поставите соответсвующие знаки.
1. Далеко за Доном громоздились тяжёлые тучи, резали небо молнии, чуть слышно громыхал гром.
2. Время стоит ещё раннее; золотистый утренний туман вьётся над просёлком, едва пропуская показавшееся солнце; трава блестит.
3. Наверху журавлиный крик: птицы улетают на юг.
4. Степь весело пестреет цветами: ярко пестреет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет пахучая ромашка.
5. Проснулся – пять станций убежало назад.
6. Лес рубят – щепки летят.
7. Солнце дымное встаёт – будет день горячий.
(Точка - 1; точка с запятой - 2, тире - 5, 6, 7; двоеточие - 3, 4 предложения)
V. Подведение итогов. (Слайд 14).
- С какой темой мы сегодня с вами познакомились?
- Что нового вы узнали о сложных предложениях?
(Слайд 15). (Кроме ССП и СПП предложений есть БСП, где части простых предложений могут разделяться различными знаками препинания: запятой, точкой с запятой, двоеточием, тире в зависимости от смысловых отношений, которые между ними устанавливаются).
- Оценки за урок командам исследователей.
VI. Домашнее задание. (Слайд 16).
Параграф 31-33, выполнить упражнение 191. Ваши отзывы об уроке-исследовании (устно).
Предварительный просмотр:
Приложение 2.
Карточки.
Группа 1.
Задание 1.
Прочитайте предложения (подумайте над их смыслом) и определите, какую функцию выполняет запятая в предложении.
Метель не утихла, небо не прояснилось.
Двери и окна отворены настежь, в саду не шелохнётся лист.
(И.А.Гончаров)
_______________________________________________________________
Задание 2.
Прочитайте предложения (подумайте над их смыслом) и определите, какую функцию выполняет тире в предложении.
1. Семь раз отмерь – один отрежь. (Пословица)
2. Сыр выпал – с ним была плутовка такова. (И.А.Крылов)
3. Мелкий дождь сеет с утра – выйти невозможно. (И.С.Тургенев)
4. Увидишься с Горьким – поговори с ним. (А.П.Чехов)
5. Посмотрит - рублём подарит. (Н.А.Некрасов)
Карточки.
Группа 2.
Задание 1.
Прочитайте предложения (подумайте над их смыслом) и определите, какую функцию выполняет точка с запятой в предложении.
Бледно-серое небо светлело, синело; звёзды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля; запотели листья; кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса.
(И.С.Тургенев)
_________________________________________________________________________
Задание 2.
Прочитайте предложения (подумайте над их смыслом) и определите, какую функцию выполняет двоеточие в предложении.
1. Я несчастлив: каждый день гости. (А.П.Чехов)
2. Опомнилась, глядит Татьяна: медведя нет. (А.С.Пушкин)
3. Настя во время рассказа вспомнила: у неё от вчерашнего дня остался
целый нетронутый чугунок варёной картошки. (М.Пришвин)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Бессоюзное сложное предложение" 10 класс
Урок предполагает применение деятельностного и дифференцированного подход в работе с учащимися. Используемые разнообразные формы и методы направлены на формирование языковой и лингвистической компетен...
Технологическая карта урока русского языка На тему: «Бессоюзное сложное предложение» 9 класс
Технологическая карта урока на тему: "Сложное бессоюзное предложение" в 9 классе. Обозначены цели ученика и учителя. Определены формы деятельности и УУД....
урок по теме "Бессоюзное сложное предложение" 9 класс
урок первичного предъявления знаний по теме "Бессоюзное сложное предложение"....
Тестовая работа по теме "Бессоюзные сложные предложения" ( 9 класс)
Контроль знаний учащихся по теме "Бессоюзные сложные предложения"...
Урок русского языка "ДВОЕТОЧИЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ". 9 класс
Урок разработан с использованием новых технологий: элементов адаптивной системы и разноуровневого обучения. Каждый вид деятельности учащихся оценивается в ходе самопроверки или взаимопроверки. В ...
Урок общения и закрепления материала по теме «Бессоюзное сложное предложение» 9 класс
Цели урока: 1) тренировка в определении бессоюзного сложного предложения среди прочих видов предложений;2) отработка умения определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложени...
Урок по теме "Бессоюзные сложные предложения" 9 класс
Презентация по теме "Бессоюзные сложные предложения" 9 класс...