Урок – путешествие по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис и пунктуация».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок- игра по русскому языку. Путешествие в мир синтаксиса.
На уроке учащиеся, "путешествуя" от задания к заданию, закрепляют знания о словосочетании и предложении.
Используется дифференцированное обучение, работа по группам, элементы проблемного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок по синтаксису в 5 классе (русский язык) | 30.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – путешествие
по русскому языку в 5 классе
по теме
«Синтаксис и пунктуация».
Урок общеметодической направленности.
Цели.
Обучающая – научиться применять навыки информационного поиска; формировать навыки работы с теоретическим материалом; уметь различать разделы синтаксиса и пунктуации.
Развивающая – развивать навыки работы в группе, развивать речь, мышление, память учащихся.
Воспитательная – воспитание интереса к изучаемой теме, к родному языку.
Технологии:
1. дифференцированное обучение;
2. групповые;
3. элементы игры;
4. элементы проблемного обучения.
Подготовила и провела Малышева Н.В.
1. Организационный момент.
2. Объявление целей урока – путешествия.
3. Раздаю «маршрутные листы» с пропущенными станциями.
4. Отгадай название ПЕРВОЙ станции.
I станция. Словосочетание.
- Слова, связанные по смыслу и грамматически. (Словосочетание).
В маршрутном листе даны схематические обозначения: Х
ЗАДАНИЕ:
- Напишите, что обозначает каждый символ.
Х – главное слово, стрелка – вопрос от главного слова к зависимому.
Выпишите только с/с, укажите главное слово. (Работа с карточками) - дифференцированный подход.
1 группа – с пропусками орфограмм.
Чудес(.?.)ная к(а;о)ртина, радуеш(ь;ь)ся т(е;и)плу, разноцветный к(а;о)вёр, наступила осень, яс(.?.)ная погода, листья пож(е;и)лтели, ни(з;с)кие обл(а;о)ко, шумит в листве.
2 группа – без пропуска орфограмм.
Чудесная картина, радуешься теплу, разноцветный ковёр, наступила осень, ясная погода, листья пожелтели, низкие облако, шумит в листве.
Контроль знаний – 1).проверка правописания.
2). Выяснение, почему не являются с/с некоторые пары слов.
Мини вывод. Словосочетание – это…
II станция. Предложение.
- Что вы можете сказать о паре слов наступила осень, листья пожелтели?
- Перед нами предложения. Докажите. (мысль закончена, есть главные члены).
Мини вывод. Предложение – это с/с, связанные между собой по смыслу и грамматически.(Предложение является главным средством выражения мысли. Предложение имеет грамматическую основу и интонацию завершённости.
Немного истории.
В языкознании существует не менее трехсот определений предложения, что само по себе уже говорит о сложности и противоречивости этого понятия. Предложение – минимальная коммуникативная единица языка. (для общения).
Составление детьми вопросов по разделу ПРЕДЛОЖЕНИЕ
(дифференцированный подход)
1 группа – составляет вопросы.
Примерные вопросы:
- На какие 2 группы делятся предложения.
- Какими бывают предложения по цели высказывания?
- Какими бывают предложения по наличию второстепенных членов?
Какими бывают предложения по наличию главных членов? (двусоставными и односоставными – опережающее обучение)
2 группа – заканчивает фразу.
1). Предложения можно разделить на две группы:
2). Предложения по цели высказывания бывают:
3). Предложения по наличию второстепенных членов бывают:
Контроль знаний – 1).проверка вопросов и ответов по группам.
Физкультминутка.
Все дышите! Не дышите! Всё в порядке. Отдохните! Вместе руки поднимите! Потянитесь! Опустите! | Наклонитесь! Разогнитесь! Встаньте прямо! Улыбнитесь! Я довольна! Все здоровы И к заданиям готов! |
Письмо по памяти. Работа с доской.
Осень. Осыпает(.?.)ся весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят.
Лишь вдали красуют(.?.)ся, там, на дне долин,
Кисти ярко – красные вянущих рябин.
(Алексей Толстой).
Р.Р. Работа над словом.
- Какую картину рисует поэт? (Осень).
- Какое слово мы не используем в нашей речи? (пожелтелые – разговорный стиль). Чем можно его заменить? (пожелтевшие).
- Найдите зависимые слова у существительного САД (бедный, наш).
- Как называется приём в литературе, когда используется красочное определение? (эпитет) Оживление неживого? (олицетворение)
Запись стихотворения.
- Посмотрите на первую и вторую строки. Сколько здесь предложений? (2)
- Какое из них сложное? Назовите грамматическую основу.
- Какое нераспространённое?
- Если в предложении один главный член, то предложение ОДНОСОСТАВНОЕ.
Переход к следующей станции.
- Чем простое предложение отличается от сложного? (В СП есть знак препинания, разделяющий части предложения)
“Знаки препинания – нотные знаки, они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться”, - говорил К.Паустовский.
III станция. Пунктуация.
- Что изучает пунктуация? (знаки препинания).
- Впишите третью станцию, изобразите, какие знаки препинания вы знаете.
- Как отмечается пунктуационная ошибка на полях? (галочкой - V)
Работа с текстом. (карточки). Исправить пунктуационные ошибки.
1 группа – текст без точек и запятых.
Шумным и оживлённым был лес летом теперь он стоит в таинственной тиши но даже в этой тишине есть своя привлекательность зеленеют ели сверкают золотом берёзы и осины пылают багрянцем клёны.
1 группа – текст без точек и запятых, но начало каждого предложения дано с заглавной буквы..
Шумным и оживлённым был лес летом. Теперь он стоит в таинственной тиши. Но даже в этой тишине есть своя привлекательность. Зеленеют ели сверкают золотом берёзы и осины пылают багрянцем клёны.
Контроль знаний – 1).проверка получившихся текстов. Объяснение расстановки знаков препинания.
Выводы. Подведение итогов.
- Сегодня наше путешествие подходит к концу.
- На каких станциях раздела «Синтаксис и пунктуация мы побывали?
- Было ли вам интересно?
- Какие знания вы получили сегодня?
- Что изучает синтаксис?
- Что изучает пунктуация?
- Какие слова не могут составлять словосочетание?
- Что больше всего запомнилось на уроке?
Чудес(.?.)ная к(а;о)ртина, радуеш(ь;ь)ся т(е;и)плу, разноцветный к(а;о)вёр, наступила осень, яс(.?.)ная погода, листья пож(е;и)лтели, ни(з;с)кие обл(а;о)ко, шумит в листве.
Чудес(.?.)ная к(а;о)ртина, радуеш(ь;ь)ся т(е;и)плу, разноцветный к(а;о)вёр, наступила осень, яс(.?.)ная погода, листья пож(е;и)лтели, ни(з;с)кие обл(а;о)ко, шумит в листве.
Чудес(.?.)ная к(а;о)ртина, радуеш(ь;ь)ся т(е;и)плу, разноцветный к(а;о)вёр, наступила осень, яс(.?.)ная погода, листья пож(е;и)лтели, ни(з;с)кие обл(а;о)ко, шумит в листве.
Чудес(.?.)ная к(а;о)ртина, радуеш(ь;ь)ся т(е;и)плу, разноцветный к(а;о)вёр, наступила осень, яс(.?.)ная погода, листья пож(е;и)лтели, ни(з;с)кие обл(а;о)ко, шумит в листве.
Чудесная картина, радуешься теплу, разноцветный ковёр, наступила осень, ясная погода, листья пожелтели, низкие облако, шумит в листве.
Чудесная картина, радуешься теплу, разноцветный ковёр, наступила осень, ясная погода, листья пожелтели, низкие облако, шумит в листве.
Чудесная картина, радуешься теплу, разноцветный ковёр, наступила осень, ясная погода, листья пожелтели, низкие облако, шумит в листве.
Чудесная картина, радуешься теплу, разноцветный ковёр, наступила осень, ясная погода, листья пожелтели, низкие облако, шумит в листве.
Чудесная картина, радуешься теплу, разноцветный ковёр, наступила осень, ясная погода, листья пожелтели, низкие облако, шумит в листве.
1). Предложения можно разделить на две группы:_______________________________
______________________________________
2). Предложения по цели высказывания бывают:_______________________________
______________________________________
3). Предложения по наличию второстепенных членов бывают:___________
______________________________________
Шумным и оживлённым был лес летом теперь он стоит в таинственной тиши но даже в этой тишине есть своя привлекательность зеленеют ели сверкают золотом берёзы и осины пылают багрянцем клёны.
Шумным и оживлённым был лес летом теперь он стоит в таинственной тиши но даже в этой тишине есть своя привлекательность зеленеют ели сверкают золотом берёзы и осины пылают багрянцем клёны.
Шумным и оживлённым был лес летом теперь он стоит в таинственной тиши но даже в этой тишине есть своя привлекательность зеленеют ели сверкают золотом берёзы и осины пылают багрянцем клёны.
Шумным и оживлённым был лес летом теперь он стоит в таинственной тиши но даже в этой тишине есть своя привлекательность зеленеют ели сверкают золотом берёзы и осины пылают багрянцем клёны.
Шумным и оживлённым был лес летом Теперь он стоит в таинственной тиши Но даже в этой тишине есть своя привлекательность Зеленеют ели сверкают золотом берёзы и осины пылают багрянцем клёны
Шумным и оживлённым был лес летом Теперь он стоит в таинственной тиши Но даже в этой тишине есть своя привлекательность Зеленеют ели сверкают золотом берёзы и осины пылают багрянцем клёны
Шумным и оживлённым был лес летом Теперь он стоит в таинственной тиши Но даже в этой тишине есть своя привлекательность Зеленеют ели сверкают золотом берёзы и осины пылают багрянцем клёны
Шумным и оживлённым был лес летом Теперь он стоит в таинственной тиши Но даже в этой тишине есть своя привлекательность Зеленеют ели сверкают золотом берёзы и осины пылают багрянцем клёны
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация"
Урок для повторения и закрепления темы "Синтаксис и пунктуация"...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация"
Урок русского языка в 5 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме "Синтаксис и пунктуация"...
Урок по русскому языку в 5 классе по теме "Синтаксис. Пунктуация"
Данный урок тематический. Он посвящен актуальной теме - "Олимпиада". На уроке повторяются основные синтаксические понятия. Он призван вызвать интерес учащихся к спорту, воспитывает потребн...
Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме: «Синтаксис. Пунктуация»
В игре на уроке у учащихся развивается целый ряд познавательных процессов, а изучаемый материал усваивается и запоминается лучше, чем на обычных уроках. Активизируется память, логика, мышление. ...
Урок русского языка в 5 классе по теме :Синтаксис и пунктуация.
Данный материал будет полезен дляпроведения урока русского языка в 5 классе под редакцией Ладыженской....
Конспект по русскому языку в 5 классе по теме: "Синтаксис и пунктуация" (урок- игра)
Разработка нетрадиционного урока по русскому языку в 5 классе по теме: "Синтаксис и пунктуация". Урок- игра "Умники и умницы"...
Текстовый материал к урокам русского языка в 5 классе по теме: "Синтаксис и пунктуация"
Дидактический материал содержит тексты с заданиями по теме "Синтаксис: словосочетание и простое предложение" для 5 класса. Особенность пособий в том, что тексты посвящены истории родного края....
- Мне нравится (1)