Слово и его лексическое значение
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Разработка урока русского языка в 6 классе "Слово и его лексическое значение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 134.5 КБ |
карточки к уроку | 15.33 КБ |
таблица 2 | 13.85 КБ |
презентация | 783 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10»
ГОРОДА РЕУТОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Материалы урока
« Слово и его лексическое значение»
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ
Малахова Ольга Борисовна,
учитель русского языка и литературы
г. Реутов
20 сентября 2016 г.
Тема урока: « Слово и его лексическое значение»
Класс | Учебные материалы |
6 | Программа планирования учебной деятельности на уроках русского языка в 6 классе |
Основные сведения об учителе | |
Малахова Ольга Борисовна – учитель русского языка и литературы | |
Г.Реутов, МБОУ «СОШ №10» |
Тип урока |
Комбинированный. |
Оборудование урока |
Презентация- авторский медиапродукт. Карточки зеленого и желтого цвета для игры «Найди пару». Карточки для работы в парах «Многозначные слова» Учебник русского языка. |
Цель урока |
Актуализировать знания по теме «Слово и его лексическое значение». |
Задачи урока |
Расширение знаний учащихся по данной теме Формирование умений анализировать функциональное значение слова в языке Обновить и расширить понятия словарного состава, деления слов на лесические группы Развитие познавательного интереса и кругозора обучающихся Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей в процессе знакомства с материалом и приобретения новых знаний, в процессе беседы и выполнения работ. Актуализация опорных знаний по теме «Правописание непроверяемых гласных и согласных», «Лексическое значение», «Синонимы. Омонимы. Антонимы», «Прямое и переносное значение слова», «Синтаксис простого предложения». |
Применяемые технологии |
Компьютерная. |
Развивающая. |
Проблемно-диалоговая. |
Игровая. |
Применяемые формы работы |
Фронтальная. |
Индивидуальная. |
Групповая. |
Виды работ, применяемых учителем |
Беседа с показом иллюстраций. |
Работа с мультимедийной аппаратурой. |
Создание условий для постановки учащимися проблемной задачи |
Виды работ, применяемые учащимися |
Участие во фронтальном опросе |
Постановка цели и задач урока. |
Работа в парах. |
Работа с применением интерактивной доски. |
Результативность обучения |
Познавательные: активно использовать речевые средства и различные способы поиска информации для решения познавательных задач, владеть логическими действиями, выполнять задания с целью поиска ответа на вопрос, находить способы решения заданий поискового характера, узнавать слова , имеющие только форму множественного числа. Характеризовать функциональную роль данной категории имен существительных. Находить информацию о таких именах существительных в учебной литературе. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств ее достижения, принимать задачи раздела и урока, стремиться выполнять их, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения. Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать и аргументировать свою точку зрения. Личностные : проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса, определять границы собственного знания и незнания. |
План урока. | |||
1. | Оргмомент. | 1 мин. | |
2. | Опрос по домашнему заданию | Р.: самоконтроль, оценивание своих результатов в ходе проверки домашнего задания | 4 мин. |
3. | Актуализация опорных знаний. Фронтальный опрос. | К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; Л: проявлять интерес к изучаемому предмету | 3 мин. |
4. | Мотивация учебной деятельности. | 5 мин. | |
Прослушивание стихотворения, определение ключевых слов , их различия. | Р: последовательность необходимых операций (алгоритм действий); Р: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; | ||
5. | Постановка целей и задач урока. | Р: удерживать цель деятельности до получения ее результата; П: знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов | 2 мин. |
6. | Работа над темой урока. 1.Задание «Найди пару» 2.Ознакомление с материалом учебника 3.Объяснительный диктант | Р: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Метапредметные: узнавание произведения, название и автора стихотворения. | 20 мин. |
7. | Рефлексия учебной деятельности. | 8 мин. | |
| Рефлексия Л: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; Р: осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») | ||
8. | Домашнее задание. | П.: Закрепление полученных знаний | 2 мин. |
Примечание : по ходу работы возможно изменение времени на 2 - 3 мин.
УУД: Л - личностные, К – коммуникативные, П – познавательные, Р - регулятивные
На уроке учащимися освоено:
|
Используемые материалы. |
1. «Русский язык. 6 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2/(Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский). – М.; Просвещение, 2014. 2. Рабочая тетрадь по русскому языку: 6 класс: к учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. 3. Челышева И.Л. Руский язык. 6 класс: I полугодие: планы-конспекты уроков. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. 4.Контрольные и проверочные работу по русскому языку: 6 класс/ Л.А.Аксенова. – М.: Издательство “Экзамен»,2014г. 5.Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку. 5- 9 классы. – М.: ВАКО,2015 . 6. Планируемые результаты основного общего образования/ [ Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М. : Просвещение 2010 (Стандарты второго поколения) 7. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения). 8. Федеральный базисный учебный план (утвержден приказом Минобразования России от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования») с изменениями; Приказом министра образования Московской области от 02.08.2013 № 2958 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений в Московской области»; Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189,(зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 №19993); Цифровые образовательные ресурсы
|
Предварительный просмотр:
Желтые
|
|
|
|
|
ЗЕЛЕНЫЕ
ЭЛЕВАТОР |
ЭСКАЛАТОР |
ЭКСКАВАТОР |
ЭКСКУРСИЯ |
ЭКСПЕРИМЕНТ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Э Л Е ВАТОР Э СК А ЛАТОР ЭКСК А В А ТОР Э КСК УР С ИЯ ЭКСП Е Р И МЕНТ Проверяем орфограммы
Значения слова У слова мольберт есть содержание, смысл Сравните результаты. морфологические признаки Распределите следующие признаки в нужную группу: имя существительное Приспособление для рисования 2-е склонение мужской род единственное число именительный падеж Подставка для подрамника с холстом
Слово мольберт содержание, смысл морфологические признаки подставка для подрамника с холстом, приспособление для рисования имя существительное, 2-е склонение мужской род именительный падеж единственное число ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Проверьте себя 1. Слово может иметь лексическое значение и не иметь грамматического. 2. Разные слова отличаются лексическими значениями. 3. Формы слова имеют одинаковое лексическое значение, но разное грамматическое. 4. Море, за море, у моря – это разные слова. 5. У слов летит, кричит одинаковое грамматическое значение. 6. Лексическое значение слова можно узнать из толкового словаря. 1. Слово может иметь лексическое значение и не иметь грамматического. 2. Разные слова отличаются лексическими значениями. 3. Формы слова имеют одинаковое лексическое значение, но разное грамматическое. 4. Море, за море, у моря – это разные слова. 5. У слов летит, кричит одинаковое грамматическое значение. 6. Лексическое значение слова можно узнать из толкового словаря. Лексическое и грамматическое значения Выберите правильные утверждения (запишите номера в тетради). 2, 3, 5, 6
На мольберте ребята увидели картину с изображением мыши. МЫШЬ МЫШЬ
МЫШЬ , -и; мн. род. -ей, дат. -шам; ж. 1. Небольшое млекопитающее отряда грызунов, с острой мордочкой и длинным хвостом. 2. Устройство, позволяющее вводить команды в компьютер помимо клавиатуры. Словарная статья (Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С. А. Кузнецов. Первое издание: СПб.: Норинт, 1998. Публикуется в авторской редакции 2014 года)
«Прежде чем говорить о графине , надо определить, что мы имеем в виду… ОМОНИМЫ … – сосуд или человека. » (С.М. Бонди)
Проверьте себя. 1. Омонимы и многозначные слова одинаково … . 2. У омонимов между лексическими значениями …. . 3. Журавль (птица), журавль (колодец) – это … . 4. Лук (орудие), лук (растение) – это … . 5. Бал (вечер), балл (отметка) не являются омонимами, т.к. … … . . 6. В толковом словаре одна словарная статья для … и разные словарные статьи для ..... 1. Омонимы и многозначные слова одинаково пишутся и произносятся . 2. У омонимов между лексическими значениями нет сходства . 3. Журавль (птица), журавль (колодец) – это многозначные слова . 4. Лук (орудие), лук (растение) – это омонимы . 5. Бал (вечер), балл (отметка) не являются омонимами, т.к. имеют разное написание. 6. В толковом словаре одна словарная статья для многозначного слова и разные словарные статьи для омонимов . Многозначные слова и омонимы Закончите утверждения. Запишите в тетрадь добавленные вами фразы
И малопомалу пропасть, нас разделявшая, становилась шире и глубже. Он всё более убеждался, что я – дурной , испорченный мальчишка, с чёрствым , эгоистическим сердцем… Порой, спрятавшись в кустах, я наблюдал за ним; я видел, как он шагал по аллеям, всё ускоряя свою походку, и глухо стонал от нестерпимой душевной муки. Тогда сердце моё загоралось жалостью и сочувствием . ( В.Г. Короленко «В дурном обществе») СИНОНИМЫ Синонимы – слова оной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи
Прекрасный, исполин, отважно, передвигаться, идти, великан, прелестный, метель, титан, направляться, неустрашимо, титан, пурга, великолепный, гигант, вьюга, восхитительный, смело. СИНОНИМЫ
1._____ помогает, а лень ______. 2._____сладкий, а лимон ______. 3._____ хитрая, а колобок_____. АНТОНИМЫ
1. Труд помогает, а лень мешает . 2. Арбуз сладкий, а лимон кислый . 3. Лиса хитрая, а колобок простодушный . АНТОНИМЫ
Все слова языка образуют его словарный состав, или… Раздел науки о языке, изучающий словарный запас языка, называется… То, что обозначает слово, - это его …. Слова, имеющие одно лексическое значение, называются… Слова, имеющие несколько лексических значений, называются… Слова, кроме прямого значения, могут иметь… Слова одной и той же части речи, противоположные по значению, называются…. Слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию, но разные по значению, называются…. Слова одной и той же части речи, похожие по значению, но разные по написанию называются…. Рефлексия ЛЕКСИКОЛОГИЯ ЛЕКСИКУ ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОДНОЗНАЧНЫМИ МНОГОЗНАЧНЫМИ ПЕРЕНОСНОЕ АНТОНИМАМИ СИНОНИМАМИ ОМОНИМАМИ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Слово и его лексическое значение"
Проектная работа по русскому языку. Первый урок в разделе "Лексика". Заранее определены группы, учащиеся получили листы самооценивания, таблицу ЗУИ....
Разработка урока по русскому языку в 5 классе "Слово и его лексическое значение"
Лексикология - важнейший раздел русского языка. Необходимо как можно раньше научить учащихся работать "над словом" и "со словом". В 5 классе продолжить знакомство со школьным толковым словарем, научит...
Слово и его лексическое значение.
Конспект урока на тему: "Слово и его лексическое значение"....
Презентация " Слово и его лексическое значение"
Данная презентация составлена к уроку в 5 классе по разделу " Лексика" (по учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой ). Цели урока: познакомить с понятиями лексика, лексикол...
Слово и его лексическое значение (урок № 1, урок № 2).
Урок в формате ФГОС...
«Слово и его лексическое значение».
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Основная общеобразовательная школа»,д.Упрямово Юхновского района Калужской области Урок русского языка в 5 классе.Тема: «Слово и его лексичес...
Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение.
Презентация к уроку русского языка (5 класс) по программе Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других...