Урок русского языка и литературы в 5 классе на тему "Разделительные Ь и Ъ знаки"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Буква Ь знак – тридцатая буква русского алфавита. Имеет название – мягкий знак, сменившее старинное название «ерь» Самостоятельного звука буква не имеет, может выступать как дополнительный знак, уточняющий значение предыдущей буквы.. Это буква только строчная в печатных и письменных текстах. По активности употребления занимает 13 место среди всех согласных букв. Ее часточность составляет 1,5 % от общего количества букв.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rya_5_kl.docx | 20.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Разделительные Ъ и Ь знаки.
Цели урока:
Дидактическая– формировать навык правильного понимания функции знаков; Формировать умения правильного употребления знаков.
Развивающая : развивать творческую активность, обогащать словарный запас, совершенствовать общеучебные умения;
Воспитательная: формировать потребность в знаниях, пробуждать интерес к русскому языку.
Тип урока: повторение, закрепление и обобщение знаний о Ъ и Ь знаках.
Ожидаемые результаты
Предметные знания: Знают правила употребления ъ и ь знаков, различают их роль в словах.
Регулятивные: формулировать учебную задачу урока;
строить проект своей деятельности соотносить цель с результатом.
Познавательные: умение классифицировать, сравнивать, обобщать
Коммуникативные понимать лингвистический текст, строить рассуждение- объяснение, работать в парах
1. Оргмомент
- Итак, эти буквы стоят 29 и 30 месте в русском алфавите, раньше они назывались смешными именами «Ерь» и «Ер». С них никогда не начинаются слова, поэтому они всегда пишутся только с маленькой буквы, но стоят на почетном месте в середине слова. Однако они всегда жалуются на то, что у них нет голоса. Нет звука.
Скажите, ребята, что это за буквы?
- Итак, тема нашего урока: Разделительные Ъ и Ь знаки.
Я для вас приготовила задание: цветок на доске, на нем слова. Прочитайте их и скажите, что это за слова? (Соловьи, копье, предъюбилейный, подьезд, объяснил, объявление, семья, веселье, съежиться, серьезный, обезьяна.) Верно, слова в Ъ и Ь знаками?
Задание: прочитайте слова. Подумайте, на какие группы их можно разделить?
- По какому принципу вы будете их классифицировать? (по наличию твердого или мягкого знаков).
Разберите эти слова по составу.
- В чем разница в их строении? (В первой группе Ъ знак стоит после приставки, во втором случае Ь знак находится в корне слова. Что общего заметили? (Перед знаками стоят гласные. е, е, ,ю, я).
Попробуйте сделать вывод.
- Буква Ь знак – тридцатая буква русского алфавита. Имеет название – мягкий знак, сменившее старинное название «ерь» Самостоятельного звука буква не имеет, может выступать как дополнительный знак, уточняющий значение предыдущей буквы.. Это буква только строчная в печатных и письменных текстах. По активности употребления занимает 13 место среди всех согласных букв. Ее часточность составляет 1,5 % от общего количества букв
В кириллице считается 31 по счету, а в глаголице 32. Числового значения Ь знак не имеет.
Вспомните, каковы функции этих знаков в слове? Одинаковы ли эти функции?
Конечно, не одинаковы?
В отличие от буквы Ъ (ер), выполняющей в основном функцию разделительного
знака, буква Ь знак имеет несколько функций. Это создает трудности в правописании.
Значение:
Функции Ъ и Ь знаков
1. Обозначает мягкость предшествующего согласного, кроме Ч, Щ (конь, степь, тень, просьба, нянька, меньше)
2. Пишется для обозначения мягкости согласного звука, стоящего перед твердым согласных (возьму, Кузьма, письмо, пальто)
3. Внутри слов буква Ь знак употребляется после мягкого Л, стоящего пред любым согласным. ( вольный, мельница, сельдь) но не пишется между двумя мягкими ЛЛ( аллея Иллюзия, коллизия,
Мягкость звуком в русском языке обозначается гласными буквами: мир, зима, река,
Иногда играет смыслоразличительную роль. Кров-кровь, мол-моль, кон-конь, жар – жарь. В некоторых словах имеет нулевое значение рожь(рош) семьсот ( симсот).
Учитель. Ребята, представьте, что кто-то пришел и похитил эти буквы. Они кричали,
но мы их не услышали. Почему? Верно, они не имеют звуков.
- Прочитайте теперь их без Ъ и Ъ знаков. Наблюдения.. ( Уч. Стр. 35)
- Где здесь слова, а где набор букв? Какие знаки превращают набор букв в слова?
- Прочтите слова без знаков. Что вы заметили?
(потеряли смысл, изменилось лексическое значение). Значит, они нужны в слове, а
для чего? Какую роль они играют?
Задание Работа с правилом (стр. 35). Прочитайте текст, поставьте возможные вопросы к тексту? Когда в словах пишется Ъ знак? После какой морфемы в слове пишется твердый знак? Перед какими буквами пишется твердый знак? В каком случае после приставок пишется Ъ знак? (Если приставка заканчивается на согласную).
- Когда пишется в словах мягкий знак?
- Нарисуйте графическую схему правила.
Понимание.. Устная работа ( упр. 84) Объяснить употребление знаков, выстраивая рассуждение – объяснение.
Упр. 91. Работа со словами иноязычного происхождения: значение и правописание.
Применение. Диктант с взаимопроверкой.
Разъяснил, воробьи, съел, варенье, льет, веселье, объедки, трехъярусный, подъем.
Исправьте ошибки в словах
Крутой подем, разезд на дороге, подезд к дому, полка двухярусная, сел обед.
Шаблон для проверки
(Крутой подъем, разъезд на дороге, подъезд к дому, полка двухъярусная, съел обед.)
Подведение итога урока: Что мы изучали на уроке? Что показалось вам трудным?
Достигли ли мы поставленных задач?
Самооценка.
Какова цель урока?
2. Удалось ли получить результат?
3 Результат получен с помощью или без помощи.
4. Какие трудности встретились и почему?
5. Что нужно сделать, чтобы исправить положение?
Д/З. параграф 17. Написать сказку о Ъ ил Ь знаке,
Пример сказки, написанной ученицей 5 класса Л.А.
Жили- были две буквы. Над ними все смеялись, на них показывали пальцами. Вслед им кричали: «Эй, вы назовите себя, как ваше имя?». Но буквы молчали. И все остальные буквы еще больше смеялись над ними. Их прозвали «никто и ничто». Они, , действительно, были необычные, так как отличались от всех остальных букв. Как ни пытались они назвать себя, ничего не получалось, потому что буквы эти не имели голоса. Хотя они имени не имели, их слова активно использовали. Если кто-то решал проявить твердость, он употреблял Ъ эту букву. Если хотел казаться мягким, ласковым, употреблял Ь эту букву. Пожаловались однажды они правительнице царства «Фонетике», на свою долю, на то, как над ними все смеются. Жалко стало их царице, и сказала она им: «Хорошо, я дам вам имена. Один из вас станет отныне называться твердым знаком, а другой мягким». У каждого из вас своя роль в словах. Помните об этом и ответственно выполняйте свои функции.
Обрадовались братья, ведь теперь никто не может сказать, что у них нет имени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система уроков русского языка и литературы. 6 класс.
Данный материал предназначен для организации работы учителей русского языка, работающих по УМК М.Т. Баранова, предназначен для 6-часовой учебной недели....
Формирование УУД на уроках русского языка и литературы в классах III и IV вида.
Цель педагога - способствовать формированию у учащихся УУД. Как это сделать? Давайте думать вместе....
Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы (мастер-класс)
Рекомендации о наиболее эффективном использовании цифровых образовательных ресурсов в учебной деятельности....
Презентация. Обобщение опыта работы. «Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»
Презентация. Обобщение опыта работы. «Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»...
«Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»
Обобщение опыта работы. «Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»...
« Здравствуй, дорогой Сергей Есенин!» Интегрированный урок русского языка и литературы. 6 класс. Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.
Интегрированный урок русского языка и литературы с целью расширить представления уч-ся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных в устн...
календарно-тематическое планирование уроков русского языка и литературы 11 класс
календарно-тематическое планирование...