Словарная работа "Лингвистические бусы"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Шилина Любовь Викторовна

Описание приёма работы со словами. Цель: подготовка к ОГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovarnaya_rabota-leksicheskie_busy-.docx13.07 КБ

Предварительный просмотр:

Приём работы со словами – «Лексические бусы»

Словарная работа интересна, если к банальному выписыванию слов, запоминанию орфограмм добавить постепенно и другие приёмы. Тогда слово действительно становится понятным для того, кто с ним работает. Начинаешь задумываться, как слово устроено, с какими словами может сочетаться, какие слова будут считаться родственными или противоположными по смыслу.

Приём «Лексические бусы» можно использовать как на отдельном этапе урока, так и на протяжении целого урока, например, в 9 классе работа с синонимами (ОГЭ).

Стадия «Вызов»

1. Сначала даётся слово, н-р: УМНЫЙ. 

2. Затем дети (пока без словаря) определяют лексическое значение и выделяют корень.

3. Далее записываются однокоренные слова, которые у детей вспоминаются на этот момент (их учитель записывает на доске, а учащиеся – в тетради, выделяя при этом корень слова).

В зависимости от уровня подготовки класса, возраста и целей урока на данном этапе можно сразу разбить слова по частям речи:

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ /ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ / ЛАГОЛ /  ПРИЧАСТИЕ и т.д.

ум                                           умный                             уметь       умеющий…

4. Потом идёт подборка синонимов,   антонимов и ассоциаций. На доске можно всё не уместить, поэтому допустимо использование и листов-шаблонов, и работу в группах.

Стадия  «Осмысления»

5. В конце предлагается рассмотреть фразы, пословицы и т.п., где полно раскрывается смысл изучаемого слова.

Например:

-Объяснить смысл выражений: «Учить уму-разуму» - «Ум за разум заходит» - «Умница-разумница».

Теперь учащиеся должны точно понять оттенки значения слов – ум, умный – разум, разумный – для этого они используют словари (толковый, этимологический, орфографический).

Стадия «Рефлексия»

6. На этапе рефлексии возможно написание небольшого сочинения- рассуждения или вспомнить, где такие фразы встречаются чаще всего.

Описала приём работы со словами «Лексические бусы»: 

Шилина Любовь Викторовна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ  

СОШ №2 «ОЦ» им. Г.А. Смолякова с. Большая Черниговка

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Изучаем словарные слова" .1 раздел "Словарные слова с безударной гласной о" (I часть)

Учебно-методическое пособие «Изучаем словарные слова» включает в себя три раздела: «Словарные слова с безударной гласной о» (2 части), «Словарные слова с безударной гласной а», «Словарные ...

Учебно-методическое пособие "Изучаем словарные слова". 1 раздел "Словарные слова с безударной гласной о" (II часть)

Учебно-методическое пособие «Изучаем словарные слова» включает в себя три раздела: «Словарные слова с безударной гласной о» (2 части), «Словарные слова с безударной гласной а», «Словарные ...

Учебно-методическое пособие "Изучаем словарные слова". 2 раздел "Словарные слова с безударной гласной а"

Учебно-методическое пособие «Изучаем словарные слова» включает в себя три раздела: «Словарные слова с безударной гласной о» (2 части), «Словарные слова с безударной гласной а», «Словарные слова ...

Учебно-методическое пособие "Изучаем словарные слова". 3 раздел "Словарные слова с безударными гласными е-и"

Учебно-методическое пособие «Изучаем словарные слова» включает в себя три раздела: «Словарные слова с безударной гласной о» (2 части), «Словарные слова с безударной гласной а», «Словарные слова ...

Занятие в объединении «Бусинка за бусинкой» по теме: «Петельное плетение – цветок Розочка»

Тема: «Петельное плетение – цветок Розочка»Цель: Формирование умения из простых элементов плетения создать объемное плетениеЗадачи:закрепление и самостоятельное использование петельн...

Открытое занятие в объединении «Бусинка за бусинкой» по теме: «Тюльпан»

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей ЦДТ «Светлячок»           Открытое занятие в объединении «Бусинка за б...

Рабочая программа ДО "Бусинка за бусинкой"

Рабочая программа дополнительного образования по общекультурному направлению "Бусинка за бусинкой"...