Словарная работа "Лингвистические бусы"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
Описание приёма работы со словами. Цель: подготовка к ОГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovarnaya_rabota-leksicheskie_busy-.docx | 13.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Приём работы со словами – «Лексические бусы»
Словарная работа интересна, если к банальному выписыванию слов, запоминанию орфограмм добавить постепенно и другие приёмы. Тогда слово действительно становится понятным для того, кто с ним работает. Начинаешь задумываться, как слово устроено, с какими словами может сочетаться, какие слова будут считаться родственными или противоположными по смыслу.
Приём «Лексические бусы» можно использовать как на отдельном этапе урока, так и на протяжении целого урока, например, в 9 классе работа с синонимами (ОГЭ).
Стадия «Вызов»
1. Сначала даётся слово, н-р: УМНЫЙ.
2. Затем дети (пока без словаря) определяют лексическое значение и выделяют корень.
3. Далее записываются однокоренные слова, которые у детей вспоминаются на этот момент (их учитель записывает на доске, а учащиеся – в тетради, выделяя при этом корень слова).
В зависимости от уровня подготовки класса, возраста и целей урока на данном этапе можно сразу разбить слова по частям речи:
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ /ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ / ЛАГОЛ / ПРИЧАСТИЕ и т.д.
ум умный уметь умеющий…
4. Потом идёт подборка синонимов, антонимов и ассоциаций. На доске можно всё не уместить, поэтому допустимо использование и листов-шаблонов, и работу в группах.
Стадия «Осмысления»
5. В конце предлагается рассмотреть фразы, пословицы и т.п., где полно раскрывается смысл изучаемого слова.
Например:
-Объяснить смысл выражений: «Учить уму-разуму» - «Ум за разум заходит» - «Умница-разумница».
Теперь учащиеся должны точно понять оттенки значения слов – ум, умный – разум, разумный – для этого они используют словари (толковый, этимологический, орфографический).
Стадия «Рефлексия»
6. На этапе рефлексии возможно написание небольшого сочинения- рассуждения или вспомнить, где такие фразы встречаются чаще всего.
Описала приём работы со словами «Лексические бусы»:
Шилина Любовь Викторовна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ
СОШ №2 «ОЦ» им. Г.А. Смолякова с. Большая Черниговка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие "Изучаем словарные слова" .1 раздел "Словарные слова с безударной гласной о" (I часть)
Учебно-методическое пособие «Изучаем словарные слова» включает в себя три раздела: «Словарные слова с безударной гласной о» (2 части), «Словарные слова с безударной гласной а», «Словарные ...
Учебно-методическое пособие "Изучаем словарные слова". 1 раздел "Словарные слова с безударной гласной о" (II часть)
Учебно-методическое пособие «Изучаем словарные слова» включает в себя три раздела: «Словарные слова с безударной гласной о» (2 части), «Словарные слова с безударной гласной а», «Словарные ...
Учебно-методическое пособие "Изучаем словарные слова". 2 раздел "Словарные слова с безударной гласной а"
Учебно-методическое пособие «Изучаем словарные слова» включает в себя три раздела: «Словарные слова с безударной гласной о» (2 части), «Словарные слова с безударной гласной а», «Словарные слова ...
Учебно-методическое пособие "Изучаем словарные слова". 3 раздел "Словарные слова с безударными гласными е-и"
Учебно-методическое пособие «Изучаем словарные слова» включает в себя три раздела: «Словарные слова с безударной гласной о» (2 части), «Словарные слова с безударной гласной а», «Словарные слова ...
Занятие в объединении «Бусинка за бусинкой» по теме: «Петельное плетение – цветок Розочка»
Тема: «Петельное плетение – цветок Розочка»Цель: Формирование умения из простых элементов плетения создать объемное плетениеЗадачи:закрепление и самостоятельное использование петельн...
Открытое занятие в объединении «Бусинка за бусинкой» по теме: «Тюльпан»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей ЦДТ «Светлячок» Открытое занятие в объединении «Бусинка за б...
Рабочая программа ДО "Бусинка за бусинкой"
Рабочая программа дополнительного образования по общекультурному направлению "Бусинка за бусинкой"...