Развитие речевой культуры на уроках русского языка в игровой форме
статья по русскому языку (5, 6, 7 класс) по теме

 

Применение игровых элементов позволяет не только разнообразить урок, но способствует усвоению и закреплению изученного материала. 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevaya_kultura.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речевой культуры учащихся среднего звена на уроках русского языка в игровой форме

Для успешной коммуникации необходимо развивать речевую культуру учащихся. Она является одним из важнейших компонентов духовной культуры человека и общества. Вспомним слова Д.С. Лихачева:  «Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, читая, изучая. Но хоть и трудно — это надо, надо. Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она затягивает».

Необходимо осмысление учениками понятия норма как принятого в языке правила произношения, словоупотребления и т.д. и осмысление определенной конкретной нормы. В сознании ученика должны соотноситься такие понятия, как культура, культура речи, культурный человек. У выпускника школы должно быть сформировано стремление овладеть правильной русской речью, ее нормативной стороной как одной из слагаемых того, что входит в понятия культура речи, культурный человек.  Ведь, по словам А. Толстого, «человек, говорящий на хорошем языке, на чистом, хорошем, богатом языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом и бедном языке».

Для результативной работы по формированию речевой культуры считаю целесообразным использование дидактических игр и приемов, приведенных ниже.

Также они позволяют:

- повысить степень вовлеченности учащихся в учебно-творческую деятельность

- создать условия стимулирования интеллектуального потенциала ученика;

- расширить кругозор, закрепить знания, развить находчивость, смекалку

- научить каждого ученика отстаивать свою точку зрения;

- развить способность к толерантному общению, развить чувство товарищества и взаимовыручки;

- развить умение объективно оценивать свои силы и возможности, играющие важную роль в стимулировании интеллектуального роста школьника;

-  некоторые задания могут носить профориентационный характер.

Дидактические игры могут использоваться на этапах повторения и закрепления изученного материала, а также при изучении новой темы.

Игровая методика особенно хороша для слабых учеников, поскольку система игровых форм деятельности предлагает для них механизм защиты. Также, в отличие от традиционных форм, игра позволяет выбрать свой темп и форму работы для каждого ребенка, включить в работу всех учащихся и выявить их творческие способности.

Дидактические игры и приемы

Заучивание стихотворных строк, где нормативный вариант произношения, словоупотребления поддерживается ритмом и рифмой и потому легко запоминается. Например:

  1. Чтобы вдруг не вышел спор, заключите договОр!
  2. Нет, вы только посмотрите – на стене опять граффИти!
  3. Кто ни в чем не знает меры, тот способен на афЕры! (не афёры)
  4. Чтоб скорей в библиотеке отыскать ты книгу смог

В ней бывает картотека, специальный каталОг.

  1. Тяжела была работа – в теле всём теперь ломОта.
  2. Для приземления проси пилота выпустить шассИ.
  3. А у нашей Марфы все в полоску шАрфы.
  4. В бухгалтерии аврал: завершается квартАл.
  5. Тот из нас счастливее, в ком душа красИвее!
  6. Я ужасно утомлённый: брат не спит новорождённый.
  7. Мама сына баловАла, вместо супа торт давала.
  8. Девочки надели бАнты и играют дружно в фанты.
  9. Самолётом высота  хорошо была взятА.
  10. Несу в корзине ивовой пирог с начинкой слИвовой
  11. Тот природу не хранит, кто на улице сорИт.
  12. Красит здания маляр, мебель делает столЯр.
  13. Жалко весь, но дайте хоть хлеба вашего ломОть.
  14. Прилетел мохнатый шмель и  уселся на щавЕль. 
  15. Возле улицы Садовой магазин открыт оптОвый.

Подобрав рифмовки, можно применять их во время физкультминуток:

ДремОта и зевОта уходят за ворота.  (потягивание) 
Если прикоснёшься к иве, 
Станешь ты красИвей.( наклоны) 

Рифмовки могут помочь запомнить не только орфоэпические нормы, но и формообразование, например, существительных:

В детской сказке колобок без чулок и без сапог, 
Ведь не шьют для колобков ни ботинок, ни носков.

Уважают человека 
у туркмен, татар, узбеков, 
у таджиков и армян, 
у монголов и цыган, 
у якутов и тунгусов, 
у башкир и белорусов, 
у киргизов и грузин, 
у бурят и осетин. 
( Б. Успенский). 

Также для запоминания орфоэпических норм можно использовать прием «мнемотические пары». Учащимся будет проще запомнить ударения в словах в парах и тройках:

договор – приговор – разговор
каталог – диалог – некролог
шофёр – монтёр
облегчить – полечить
звонит – говорит
столяр – маляр
документ – инструмент – медикамент
портфель – щавель


 «Корректор»

Данная игра способствует формированию орфографической зоркости и совершенствованию речевой культуры обучающихся.

Ученикам дается текст с орфографическими, грамматическими и речевыми ошибками, которые необходимо исправить.

Текст для исправления орфографических ошибок:

  Выплыла из-за леса сонце. Повеселела лесная паляна. Капельки расы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке.
Но вот набежала тучя и закрыла всё небо. Загрустила природа. Столп пыли полетел к озиру. От реского ветра с деревьев посыпались сухие сучя. Лес глухо и грозно зашумел. На земле поевились мокрые пятна. С халмов потикли ручьи. Удары грома аглушили всю месность. Но граза быстро прошла. И снова над лесом светит солнце.

Словосочетания для исправления грамматических ошибок:

получил разрешение о посадке, поделился о впечатлениях, объяснил про опасность подъема, пригрозил о разоблачении, ихний дом, мы украшиваем елку, заместо его, ни разу не ошибился, эта книга более интереснее, не хватает время, запрягли два медведя, пирожок с повидлой, он был слабже Пети, пятистами рублями, дети хочут играть, произошло еще ряд событий.

Предложения для исправления речевых ошибок:

  1. Мальчику очень понравился рыбий суп.
  2. Он так мало знает! Какой он невежа!
  3. Мне нужно одеть пальто  на брата.
  4. Вернувшись с  работы, мы  сыто пообедали.
  5. Писатель напишет  свою автобиографию.
  6. Весь вечер мы изучали наше геологическое дерево.

«Диктор»

Учащимся необходимо прочитать текст в соответствии с орфоэпическими нормами.

 Знаменитый танцовщик засветло очнулся в помещении, где были закупорены все форточки, поэтому он понял, что находится в аэропорту. Как он добрался до аэропорта, он не знал. Сидевший рядом столяр рассказал ему, как он брыкался, кричал, что не хочет идти в диспансер, кидался невесть откуда взявшимися кухонными ножами, за что его чуть не заключили под арест. 

 Петр Петрович решил тотчас же позвонить домой и вдоль старого бензопровода, оставленного ржаветь, и мешков с цементом отправился к ближайшему таксофону, на ходу придумывая алиби. 

«Переводчик»

Учащимся необходимо заменить иноязычные слова русскими. Например:

Актуальный – злободневный

Антракт – перерыв

Гаджет – приспособление, устройство

Гуманность — человечность

Дебаты — прения
Девальвация — обесценивание
Демонстрация — показ
Деструктивный — разрушительный

Дифференциация — разделение
Доминировать — господствовать, преобладать
Дуэль — поединок

Имидж – образ

Индифферентный — безразличный
Индустрия — промышленность

Инертный — равнодушный

Компенсация — возмещение

Миссия – поручение, назначение

Модернизация — обновление

Нюанс – тонкость, тонкое различие

Паркинг — стоянка

Прогресс — продвижение

Ревизия — проверка

Ренессанс — возрождение
Респектабельный — почтенный, уважаемый

Симпозиум — заседание

Толерантность — терпимость

«Богатый русский язык»

Полезное задание, вызывающее интерес у учащихся. Ученикам предлагается заменить слова молодежного сленга синонимами, соответствующими литературному языку. Например:

Лузер – неудачник

Хайп – шумиха, ажиотаж

Фейк – подделка, фальсификация, обман, неправда

Речевые ситуации

Речевые ситуации, создающие мотивацию к созданию высказывания, являются важнейшим компонентом формирования синтаксического строя и речевого развития. Они помогают выработать свою линию речевого поведения, совершенствовать приемы речевого взаимодействия с партнерами, формируют быстроту реакции, способствуют освоению речевых моделей. На уроках русского языка ко всем названным особенностям добавляется задача постижения знаний по предмету.

Речевые ситуации, предлагаемые учителем, могут быть разными – в зависимости от того, в какой мере они определяют будущее высказывание:

  • речевые ситуации, в которых содержится исчерпывающая или достаточно полная информация об обстоятельствах, в которых должно протекать высказывание;
  • речевые ситуации, в которых содержится лишь часть информации, остальные необходимые её компоненты уточняются учениками. В этом случае при одном и том же задании создаются различные варианты реализации предложенной речевой ситуации.

Примеры речевых ситуаций:

  1. Учащиеся представляют, что являются писателями и им нужно придумать интересный рассказ для детей.
  2. Учащиеся – изобретатели, создавшие полезный прибор. Необходимо детально рассказать об этом устройстве..
  3. Учащимся предлагается передать свой школьный опыт первоклассникам (второклассникам), составив для них памятку с рекомендациями для успешного обучения в школе.  

Творческие диктанты

Задания к творческому диктанту можно разделить на две основных группы — творческие диктанты со вставкой слов (распространение текста по заданию учителя) и творческие диктанты с изменением грамматической формы некоторых слов.

Такие диктанты служат одновременно задачам развития речи и обучения грамотному правописанию.

Творческий диктант со ставкой слов можно использовать в качестве подготовительного этапа перед написанием сочинения по картине.

  1. Диктант на вставку слов при изучении темы «Одна и две буквы н в суффиксах имен прилагательных» в 6-м классе. 

Учитель читает текст без прилагательных, данных в скобках, о чем учащиеся предупреждаются заранее, и предлагает учащимся определить тип и стиль текста и придумать свое заглавие.

(ОСЕННЕЕ) УТРО

Все вокруг застыло в крепком (осеннем) сне.
Сквозь (туманную) мглу виднеются в (серебряной) дали широкие луга. (Румяное) солнце греет (пустынную) землю. Солнечный луч упал на (сонную) воду сквозь заросли (зеленых) трав. Надо мною звенит (лиственный) лес, отряхивает с (зеленых) лап (стеклянные) капли росы. На узорчатых (бархатных) листьях папоротника тоже сверкает (утренняя) роса. (Сонная) трава немного примята вчерашним (ночным) дождем.
Просыпаются (лесные) птицы. (Чинные) синицы перескакивают с ветки на ветку. (Огненные) клесты крошат крепкими носами (длинные) еловые шишки. Скоро весь лес огласится (неугомонными) криками и песнями.

(87 слов)
(По А.Соколову)

  1. Диктант по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» предполагает распространение предложений за счет определений (прилагательных) таким образом, чтобы употребленные слова соответствовали изображенному на картине.

Сначала учитель читает текст целиком. Затем зачитывается предложение с вопросами к словам, требующим прилагательных.

К. Ф. Юон больше всего любил изображать на своих полотнах (русскую весеннюю) природу. Наступлению весны он посвятил картину «Конец зимы. Полдень».

(Зимний солнечный) день. Воздух (тихий, прозрачный, голубой, теплый). Небо нежное, все светится, переливается розовым, голубоватым. На картине не изображено солнце, но мы чувствуем (золотистый, солнечный) свет на (тонких, стройных, статных, белоствольных, задумчивых) березках, (пышных, колючих) елях, на бревнах деревенской избы. Даже лыжники подставили лица солнцу!

В центре картины (пестрые, веселые, деловитые) куры выискивают зернышки в (талом, рыхлом) снегу. Справа красуются (островерхие, пушистые, вечнозеленые) ели. Слева (большой, бревенчатый, деревянный) дом, с его крыши сползает (огромная, белая-белая) шапка снега. Но более всего на переднем плане картины нас привлекает снег. Художник специально сел против солнца, чтобы лучше показать красоту снега в (солнечный зимний) день. Здесь, на картине, снег как бы впитал в себя все краски неба и отсвечивает перламутровыми оттенками (розового, голубого, зеленого, бирюзового, лазоревого), как морская раковина.

Вдали виднеется (большой, темный) лес. Там еще царство зимы. Солнце не проникает в чащу, поэтому снег (белый-белый), как мел. Путем контраста Юон подчеркнул нежность и красоту снега на переднем плане картины.

Всем нравится эта (чудесная, замечательная, прекрасная) картина. Она создает (весеннее, праздничное) настроение. Художник хорошо показал конец (долгой, суровой) зимы.

Небольшого объема диктант на вставку слов, который может использоваться в качестве разминки:

А жаворонок все пел, поднимаясь выше и выше. (Какое?) … солнце осветило его, и теперь он уже казался с земли не (какой?)… птичкой, а (какой?) …звездочкой, вторым (каким?) … солнышком, рожденным самой землей. (По Г.Скребицкому).

  1. Диктант с изменением грамматической формы некоторых слов.

Необходимо заменить глаголы 3 лица в настоящем времени и в неопределенной форме глаголами множественного числа в повелительном наклонении, подчеркнуть Ь после шипящих в глаголах повелительного наклонения; заменить, где это необходимо, вид глагола. Как меняется характер текста после замены?

Бутерброд «Улыбка леса»

Берется (возьмите) кусок чёрного хлеба толщиной в 2 см, из него вырезается (вырежьте) кружок размером с донышко тарелки. Кружок этот слегка обжаривается (обжарьте) на масле.

Из крутого яйца и помидора изготовляется (изготовьте) грибок, похожий на мухомор: на помидор наносятся (нанесите) маленькие кусочки масла или яичного белка. «Мухомор» надо установит (установите) на обжаренном куске хлеба.

Вокруг грибка укладываются (уложите) целые или разрезанные вдоль шпроты, чтобы они создавали впечатление сухих веточек или сосновых игл. Размещённые между шпротами верхушки перьев лука и кусочки зелени петрушки выполняют роль травы. На «траву» можно рассыпать (рассыпьте) немного зеленого горошка.

Бутерброд подается (подавайте) на сервировочной тарелке.

Несомненно, дидактические игры и игровые приемы позволяют создавать условия для личностного развития каждого обучающегося, способствуют формированию и развитию их речевой культуры.  

Возможно проведение целого урока в форме игры или использование ее как одного из этапов. Применение игровых элементов позволяет не только разнообразить урок, но и способствует лучшему усвоению и закреплению материала.


Библиография

Ивченков П.Ф. Контрольно-тренировочные работы на уроках русского языка. — М. — УЦ «Перспектива», 1996.

Николай Владимирович Адамчик. Самый полный курс русского языка / Авт. Н. В. Адамчик. — Минск: Харвест, 2008.

Калмыкова И.Р. Занимательные упражнения и игры к разделу 
«Фонетика. Орфоэпия. Орфография» Журнал «Русский язык» № 45/1999

Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка: Пособие для учителя. М., 1986.

Скворцов Л. И. Что угрожает литературному языку? // Русский язык в школе. - 1994, №5.

Солганик Г. Л., Дроняева Т. С. Стилистика современного русского языка и культуры речи. - М., 2002.

Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. - М., 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока английского языка в игровой форме по теме «Roud the clock» в 5 классе

Методическая разработка урока ориентирована на учащихся 5 класса. В данной разработке учащимся предлагается в игровой форме совершенствовать лексические навыки говорения, развитие навыков в чтении, а...

Проведение урока немецкого языка в игровой форме в шестом классе

Технология игровых форм помогает развивать коммуникативные способности человека. Пик развития этих способностей приходится на подростковый возраст, когда общение является ведущим видом деятельности. О...

«Интеллектуально-речевое развитие обучающихся на уроках русского языка с использованием средств субъективизации и элементов информационных технологий».

Опыт работы над темой «Интеллектуально-речевое развитие обучающихся на уроках русского языка с использованием средств субъективизации и элементов информационных технологий»....

Интеллектуально-речевое развитие учащихся на уроках русского языка с помощью языковых разборов.

Главной  целью учителя русского языка становится  формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции обучающихся, применение полученных знаний и умений в собственной речево...

Активные формы обучения,новые образовательные технологии как средство развития речи на уроках русского языка и литературы

Активные формы обучения ,новые образовательные технологии как средство развития речи на уроках русского языка и литературы...

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Сборник включает методические разработки уроков русского языка и литературы для 5-8, 10 классов учителей русского языка и литературы общеобразовательных учреждений Ровеньского района. Уроки разработан...

Развитие у детей самостоятельности на уроках русского языка через игровые технологии.

Повышение качества обучения школьников является одной из самых актуальных проблем педагогики и методики сегодня. К сожалению, в настоящее время все более очевидными становятся недостатки в образовател...