Интеллектуально-речевое развитие учащихся на уроках русского языка с помощью языковых разборов.
статья по русскому языку на тему

Главной  целью учителя русского языка становится  формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции обучающихся, применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации, овладение информационными умениями и навыками, умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, другими словами, развитие самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_sivtsevoy_s.d.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

Сивцева Саргылана Дмитриевна,

учитель русского языка и литературы

МОБУ СОШ №17 г.Якутска

Интеллектуально-речевое развитие учащихся на уроках русского языка с помощью языковых разборов.

 Ян Амос Коменский в своей «Великой дидактике» писал: «Природа все производит из корня и более ниоткуда, ибо сколько на дереве ни появляется древесины, коры, листьев, цветов, плодов – все это рождается только от корня».  Развитие способности  учащихся понимать, а не заполнение голов учащихся готовой информацией становится приоритетным в современной школе.  Школа нового времени должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе, должна быть образовательной системой, адекватной нашей жизни. К сожалению, наша современная школа не всегда может соответствовать этим задачам в силу самых разных причин. Так возникает противоречие между стандартами образования и социальным заказом.

Поэтому в совремнных условиях процесс  обучения должен быть  направлен на саморазвитие, самообразование и самореализацию личности.

В свете всего этого меняется функция учителя русского языка. Он  прежде всего, организует  активную и осознанную деятельность обучающихся на уроках русского языка, основанную   на активной работе памяти, внимания, мышления, речи. Все это стимулирует  формирование и развитие интеллекта, речи учащихся.

Главной  целью учителя русского языка становится  формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции обучающихся, применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации, овладение информационными умениями и навыками, умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, другими словами, развитие самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе.

В соответствии с данной методикой определенным образом меняется содержание и организация процесса обучения русскому языку.

 Во-первых, содержание существенно обогащается за счет работы с языковыми категориями и словарными словами как с понятиями. При этом школьники в совместной поисковой деятельности видят путь определения каждого понятия, с которым они знакомятся. Процесс нелегкий, но он учит детей думать над каждым словом, фразой, предложением, способствует развитию точной, доказательной, правильной речи, совершенствует логическое мышление обучающихся, помогает глубже познать и прочнее запомнить изучаемый материал.

Во-вторых, работа с изучаемым лингвистическим материалом осуществляется с помощью упражнений нового типа, которые называются комплексными – интеллектуально-лингвистическими. Они составляются на основе учебного материала таким образом, чтобы наряду с приобретением обучающимися языковых знаний, умений и навыков одновременно развивались их интеллектуальные качества: внимание, память, мышление, наблюдательность, речь и др.

Целью уроков является развитие логического мышления, поскольку логическое мышление является важнейшим интеллектуальным качеством. Именно логика лежит в основе алгоритмов использования ряда орфографических правил, порядка проведения различных видов разборов (морфемного, морфологического, синтаксического и т.п.), часто используемых на уроках. В свою очередь, процесс мышления невозможен без участи внимания, памяти, речи и, следовательно, обеспечивает их развитие.

Для развития логического мышления, внимания, умения анализировать, сравнивать, обобщать, на этапе повторения, закрепления изученного материала или на этапе проверки правильности выполнения задания можно использовать тестовые задания различного характера.

       В школьной программе по русскому языку выделяют следующие виды разборов: фонетический, орфографический, морфемный и словообразовательный разбор, лексический, морфологический, синтаксический, пунктуационный, стилистический. Остановимся на каждом разборе подробнее.

       Фонетический разбор – один из эффективных  видов практической работы по русскому языку как при изучении фонетических тем, так и при повторении, когда углубляются и расширяются знания по фонетике, совершенствуются умения и навыки.

   В школьной практике фонетический разбор представляет собой анализ звукового состава слова, который включает анализ звуков в потоке речи, слове, словосочетании, предложении; анализ их качественного и количественного состава, способов и условий их образования, изменений в потоке речи, роли в образовании слов и их форм, в выражении мысли, а также характеристику букв, их обозначающих.

Орфографический разбор.

Орфография регулирует все средства графической передачи речи (звуко – буквенные, слитно – дефисные – раздельные написания, употребление строчных, прописных букв и переноса).

  В школьной практике и в методической литературе орфограмма понимается широко и охватывает все типы орфографических написаний. Под орфограммой понимаются все те случаи написания, где возможна орфографическая ошибка, где надо применить правило или заглянуть в словарь.

Орфографический разбор (сжатое или развернутое, полное объяснение орфограммы) – один из важнейших видов работы почти на каждом уроке русского языка. Он может проводиться в начале урока при повторении, на этапах закрепления вновь изученного материала, при обобщении и систематизации. Функции его не только обучающие, но одновременно  и контролирующие, так как, работая  над орфограммой или орфограммами в слове, учащиеся должны привести в действие весь необходимый для их объяснения запас теоретических знаний, умений, навыков по фонетике и графике, лексике, словообразованию, морфологии и синтаксису.

Морфемный анализ слова

Морфема (от греч. morphe – «форма») – одна из основных единиц языка, часто определяемая как минимальный знак, т.е. такая единица, в которой за определенной фонетической формой (означающим) закреплено определенное содержание (означаемое) и которая членится на более простые единицы такого же рода.

     Словообразовательный анализ слова.

 Цель словообразовательного разбора состоит в развитии представлений учащихся о путях пополнения словарного запаса русского языка. В основе самой идеи словообразовательного анализа лежит представление о том, что от одного слова можно образовать другое.

   Лексический разбор слова.

В методической литературе лексический разбор рассматривается как вид словарной работы, проведение которого возможно в разных вариантах и на разном материале.

   Основные виды лексического разбора, которые могут использоваться на уроках русского языка в школе: лексический разбор слова и лексический разбор текста.

      Лексический разбор слова – это характеристика слова, раскрывающая его лексическое значение, особенности употребления и происхождение.

   Морфологический разбор слова.

Буквально слово морфология значит «учение о форме», а как лингвистический термин оно обозначает раздел грамматики, изучающий структуру слова и выражение грамматических значений в пределах слова. Морфологический разбор включает в себя перечисление в определенной смысловой последовательности грамматических признаков отдельных слов и его форм.

Как известно, слова классифицируются по частям речи на основании не одного, а трех признаков: 1) общее значение; 2) морфологические признаки; 3) синтаксическая роль. Понимание совокупности этих признаков лежит в основе морфологического разбора слов. Соответственно строится и план морфологического разбора каждой части речи.

Синтаксический разбор.

Синтаксический разбор включает разбор словосочетания, простого предложения, предложения с прямой речью, сложного предложения.

     Для синтаксического разбора  можно брать словосочетания как вне предложения, так и из предложения и из текста.                                                            

Пунктуационный разбор.

   Пунктуационный разбор (объяснение знаков препинания) – один из видов грамматического разбора. Он или  используется как самостоятельный вид разбора, или входит как составная часть  в синтаксический разбор.

   Как известно, пунктуация изучается в школе в тесной связи с синтаксисом и на базе его. Пунктуационный разбор будет иметь успех только тогда, когда учащиеся владеют хотя бы основными навыками синтаксического разбора, т.е . умеют видеть те синтаксические единицы, которые оформляются знаками препинания.

   Пунктуационный разбор может проводиться по тексту со знаками препинания и без них. В первом случае учащиеся должны только объяснить знаки препинания. Во втором случае ставят знаки препинания и объясняют их.

Стилистический разбор.

Знакомство учеников 5 – 7 классов с функциональной стилистикой на уроках развития речи и через стилистический аспект изучения фонетики, лексики, грамматики позволяет говорить о стилистическом разборе.

   Стилистический разбор текста проверяет знания учащихся о стилях литературного языка, помогает ответить на вопрос, почему названные при разборе признаки стиля и их сочетание более уместны в данном стиле, а не в другом.

           Использование всех видов языкового разбора предполагает исследовательскую деятельность учащихся, что есть один из видов проблемной технологии обучения.  Задания, связанные с различными видами разборов на уроках русского языка (это универсальный способ систематизации изученного материала во всех классах), которые помогают развитию логики мышления учащихся. Можно утверждать, что исследовательская  работа ввиде языковых разборов есть   способ развития интеллектуального потенциала учащихся.

Термином «разбор» языковых фактов обозначаются по существу два этапа работы на уроке:

1) анализ языкового факта: узнавание и определение, его место в системе языковых фактов; его квалификация;

2) характеристика языкового явления в определенной последовательности.

Наибольшие трудности испытывают ученики на первом этапе работы, когда они познают порядок разбора, учатся оценивать анализируемый факт, отражая логические связи между отдельными признаками и так далее.

Оптимальных результатов по каждому виду языкового разбора учащиеся достигают, когда они в полной мере, на уровне навыка, овладевают приемами языкового анализа: умело квалифицируют языковые единицы, знают схему разбора и отличают в ходе разбора, почему они оценивают уже на уроке обобщения и повторения знания по соответствующему разделу и при изучении других разделов русского языка при условии постоянного включения различных видов разбора на уроках.

           Организация исследовательской деятельности обучающихся через различные виды языкового анализа - это та деятельность, которая  помогает самосовершенствоваться ученику, будит в нём неподдельный интерес к получению новых знаний, даёт возможность проявиться всем лучшим качествам в нём, то есть способствует  интеллектуально-речевому развитию, раскрытию  его талантов. А ведь это и есть главная цель учителя русского языка в современной школе.

Литература

1.     Бекетова З.Н. Организация работы с одарёнными детьми: проблемы, перспективы. // Научно-практический журнал «Завуч», № 7, 2004.

2.     М.Н.Арцев. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для учащихся и педагогов.// Научно-практический журнал «Завуч», № 6, 2005.

3.     Абрамова С.В. Организация учебно-исследовательской работы по русскому языку. // Методическая газета для учителей-словесников «Русский язык», №17 – 24, 2006.

4.     Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. // Научно-практический журнал «Завуч», № 6, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выработка практической грамотности учащихся на уроках русского языка при помощи музыки и сигнальных опор.

Каждый учитель - словесник  ищет приёмы и методы, чтобы сделать урок ярким и запоминающимся, оставляющим в голове школьника свой след. Поддержать интерес к предмету мне помогают сигнальные опоры,...

Тема педагогического опыта: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы при помощи современных образовательных технологий»

Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы при помощи  современных образовательных технологий»...

«Интеллектуально-речевое развитие обучающихся на уроках русского языка с использованием средств субъективизации и элементов информационных технологий».

Опыт работы над темой «Интеллектуально-речевое развитие обучающихся на уроках русского языка с использованием средств субъективизации и элементов информационных технологий»....

Презентация "Интеллектуальное развитие учащихся на уроках русского языка и литературы"

Материал будет полезен учителям русского языка и литературы на педсовете, НПК учителей...

Статья "Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках русского языка и литературы"

Статья "Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках русского языка и литературы"...