"Пушкин - солнце русской поэзии"
методическая разработка по русскому языку на тему

Муратова Галия Габдулловна

Цель данного мероприятия: 1. Углубить знания учащихся в области биографии и творчества поэта.

2. Пробудить интерес к исследовательской работе, научить пользоваться дополнительной информацией, дополнительной литературой.

3. Воспитывать уважительное отношение к слову и образности языка, формировать нравственные качества на основе художественных произведений и стремление к совершенствованию своей речи.

Играют: учащиеся 5,6,7 классов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

А.С. Пушкин - солнце русской поэзии.

(Литературная игра)

Цель: 1. Углубить знания учащихся в области биографии и творчества поэта.

2. Пробудить интерес к исследовательской работе, научить пользоваться дополнительной информацией, дополнительной литературой.

3. Воспитывать уважительное отношение к слову и образности языка, формировать нравственные качества на основе художественных произведений и стремление к совершенствованию своей речи.

Играют: учащиеся 5,6,7 классов.

Подготовительная работа.

Вместе с учащимися старших классов готовятся компьютерные презентации, посвященные жизни и творчеству поэта, виртуальный музей А.С.Пушкина,  видеосюжеты-инсценировки отрывков из произведений Пушкина. Перед началом игры выбирается жюри из учителей-словесников и учащихся-старшеклассников. Игру ведет один из старшеклассников, в роли Литературного исследователя тоже выступает старшеклассник.

Ход игры.

                1. Звучит музыка Г.Свиридова к повести «Метель».

Вступительное слово учителя:

- Дорогие ребята! Сегодня мы проводим интеллектуальную игру «А.С.Пушкин – солнце русской поэзии». Имя Пушкина – святое для нас имя, это наша гордость, наше ценнейшее достояние. Сегодня есть возможность проверить себя, насколько хорошо мы знаем его жизнь, творчество и величие его слова.

Старшеклассник. Я представляю вам наших игроков. Под красным знаком играет команда игроков Фарраховой Лейсан, ученицы 7 класса, под зеленым – команда игроков Мусиной Зарины, под желтым – Садыкова Эльвира.  У каждой команды есть возможность до конца игры набрать 100 баллов. Наша Литературная игра пройдет в виртуальном музее А.С.Пушкина, созданном учащимися старших классов.    Итак, начинаем игру и отправляемся в первый зал нашего музея – в галерею картин.

Игроки садятся в круг. За ними 3 девочки с разноцветными кружочками в руках (красный, зеленый, желтый) под музыку танцевальными движениями ходят по кругу. Музыка останавливается, выясняется, чьи цвета совпали, и кто получил первые 10 баллов-призов. Результаты записываются в специальное табло и проецируются на экран, который хорошо виден и игрокам и болельщикам.

              1 раунд. «В галерее картин»

               А. На экран проецируется репродукция картины И.Е.Репина «Пушкин на лицейском экзамене».

Вопрос:

Кто из присутствующих на экзамене в Лицее произнёс эти слова: «Я не умер»? Что они означали?

            Варианты:

  1. Николай Михайлович Карамзин.
  2. Гаврила Романович Державин.
  3. Василий Андреевич Жуковский.

(Правильный ответ оценивается 10 баллами.)

Ответ уточняет ученик в роли Литературного исследователя:

- В 1815 году на публичном экзамене в Царскосельском лицее в присутствии знаменитого поэта Г.Р.Державина молодой Пушкин прочитал своё стихотворение «Воспоминания в Царском селе». Своим приподнятым настроением и возвышенностью слога оно было близко к патриотическим стихотворениям Державина. По свидетельству одного из современников поэта, растроганный Державин тогда сказал: «Я не умер. Вот кто заменит Державина».

Б. Проецируются на экран иллюстрации к сказкам Пушкина. Игроки должны узнать, к какому произведению сделана иллюстрация, кто на ней изображен.

а) «Сказка о рыбаке и рыбке» - Старуха;

б) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - Королевич Елисей;

в) «Руслан и Людмила» - Руслан.

             2 раунд. «В театральном зале».

                Старшеклассник. Продолжим игру в театральном зале. Внимание на экран.  Учащиеся инсценируют отрывки из произведений А.С.Пушкина. Вы должны отгадать название и персонажей произведения, а также краткое содержание эпизода.

А.

Бурмин. …Я вас люблю, я вас люблю страстно. Я поступил неосторожно, предаваясь милой привычке видеть и слышать вас ежедневно… Теперь уже поздно противиться судьбе моей; воспоминание об вас, ваш милый несравненный образ отныне будет мучением и отрадою жизни моей; но мне ещё остается исполнить тяжёлую обязанность, открыть вам ужасную тайну и положить между нами непреодолимую преграду…

Марья Гавриловна. Она всегда существовала, я никогда не могла быть вашею женою.

Бурмин. Знаю, знаю, что некогда вы любили, но смерть и три года сетований… Добрая, милая! Не старайтесь лишить меня последнего утешения: мысль, что вы бы согласились сделать моё счастие, если бы… молчите, ради Бога, молчите. Вы терзаете меня. Да, я знаю, я чувствую, что вы были бы моею, но – я несчастнейшее создание…я женат! Я женат, женат уже четвертый год и не знаю, кто моя жена, и где она, и должен ли свидеться с нею когда-нибудь!

Марья Гавриловна. Что вы говорите? Как это странно!

Ответ уточняет Литературный исследователь:

- Некогда в своём поместье Ненарадове жил добрый Гаврила Гаврилович Р., который имел прекрасную дочь Марью Гавриловну.

          Она-то спустя 4 года после загадочного венчания  с незнакомцем, встречается с ним, с гусарским полковником Бурминым, и молодые страстно влюбляются друг в друга, не подозревая того, что они уже обвенчаны. Конечно, это повесть Александра Сергеевича «Метель».

         Старшеклассник. И опять вертится наше литературное колесо. У кого цвет совпадает со цветом танцующих, получает 10 баллов. Перед каждым ответом игрокам дается возможность посоветоваться между собой.

                Б. Вопрос. Предлагаем послушать разговор двух литературных героев. Отгадайте название произведения, героев и расскажите, какой смертью погибает герой.

                Олег.  Скажи мне, любимец богов,

                        Что сбудется в жизни со мною?

                        И скоро ль на радость соседей-врагов,

                        Могильной посыплюсь землёю?

                        Открой мне всю правду, не бойся меня:

                        В награду любого возьмешь ты коня.

        

Кудесник.         …Твой конь не боится опасных трудов;

                        Он, чуя господскую волю,

                        То смирный стоит под стрелами врагов,

                        То мчится по бранному полю.

                        И холод и сеча ему ничего…

                        Но примешь ты смерть… (от коня своего)

Ответы игроков уточняет Литературный исследователь:

- Это стихотворное произведение Пушкина по мотивам древнерусских преданий называется «Песнь о вещем Олеге».

                Князь Киевский Олег спросил однажды кудесника «Отчего мне суждено умереть?», на что кудесник ответил, что князю «от коня своего». Князь велит увести коня, кормить, поить, но не приводить к себе. Прошло несколько лет, конь умер, князь, вернувшись с поля брани, оседлав коня, едет смотреть на его кости. Словами «Не от этого ли черепа мне умереть?» он наступает на череп, оттуда выползает змея, жалит его в ногу, отчего он и умирает.

                3 раунд. «В зале литературных портретов».

Старшеклассник. Я прочту вам литературные портреты. Вы должны определить название произведения и литературного героя.

                       А. Его глаза

                        Сияют. Лик его ужасен.

                        Движенья быстры. Он прекрасен,

                        Он весь, как божия гроза.

                        Идет. Ему коня подводят.

                        Ретив и смирен верный конь.

                        Почуя роковой огонь,

                        Дрожит. Глазами косо водит

                        И мчится в прахе боевом,

                        Гордясь могучим седоком.

Уточняются ответы игроков:

- Это отрывок из поэмы «Полтава», а литературный портрет – портрет царя Петра Великого.

Б. В эпоху, нами описываемую, ей было 17 лет, и красота её была в полном цвете. Отец любил её до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием… Она привыкла скрывать от него свои чувства и мысли, ибо никогда не могла знать наверно, каким образом будут они приняты. Она не имела подруг и выросла в уединении. Редко наша красавица являлась посреди гостей. Огромная библиотека была отдана в её распоряжение.

Ответы игроков уточняет Литературный исследователь:

- Был прочитан литературный портрет Марьи Кириловны Троекуровой из романа Пушкина «Дубровский».

                4 раунд. «В зале вопросов и ответов».

Старшеклассник. Внимание на экран. Я предлагаю вам назвать попарно, где и какое произведение создавалось поэтом:

Болдино                                                        «Няне»

Михайловское                                             «Узник»

Кишинев                                                       «Бесы»

                Ответ. В мае 1817 г. Пушкин был сослан на юг России за то, что "наводнил Россию возмутительными стихами". Он едет в Екатеринослав,  затем — в Кишинев. Во время ссылки в Кишинёве в 1822 году                      было написано стихотворение "Узник". Это одно из романтических стихотворений, написанных на тему свободы. Пушкин рассказывает о себе как об узнике, томящемся в темнице. Поэт в ссылке, он оторван от друзей, близких, за ним постоянно следят, даже на воле он чувствует себя узником в темнице.
            А стихотворение «Няне» было написано в Михайловском в 1826 году. В 1824-1826 годах няня поэта Арина Родионовна вместе с Пушкиным жила в Михайловском, разделив с ним изгнание. Она оказала большое влияние на его творчество, занятия фольклором, увлечение народной поэзией, сказками. Время, проведенное вместе с няней, поэт неоднократно воспел в стихотворениях, а ее черты воплотил в образах няни Татьяны Лариной, няни Дубровского, женских образах романа «Арап Петра Великого» и т. д. Арине Родионовне посвящено и знаменитое пушкинское стихотворение «Няне».               Стихотворение «Бесы» было написано А.С. Пушкиным в сентябре 1830 года, в первую Болдинскую осень. Первоначальное название его – «Шалость». Однако затем оно было изменено поэтом.

Вопрос. Как звали жену поэта.

Ответ. Наталья Николаевна Гончарова.

Вопрос. К кому были обращены данные слова поэта: «Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, а душу твою я люблю ещё больше твоего лица».

Варианты ответа:

  1. А.Д.Абамелек.
  2. А.Керн.
  3. Н.Н.Гончарова.

Ответ. Эти строки из письма поэта своей жене – Наталье Николаевне Гончаровой. Необыкновенно выразительные глаза, очаровательная улыбка и притягивающая простота в общении, помимо её воли, покоряли всех. Для многих так и осталось загадкой, откуда обрела Наталья Николаевна такт и умение держать себя? Всё в ней самой и манера держать себя было проникнуто глубокой порядочностью. Пушкина пленили её необычная красота и прелестная манера держать себя, которую он так ценил.

Вопрос. Сколько детей было у Пушкина, как их звали?

Ответ. 4, а звали их Александр, Григорий, Мария, Наталья.

Литературный исследователь, основываясь на заранее подготовленную презентацию рассказывает о детях Пушкина:

                Хоть Александр Сергеевич Пушкин и прожил в браке всего шесть лет, но успел оставить после себя наследников. После смерти великого поэта его жена Наталья осталась с четырьмя маленькими детьми на руках: двумя сыновьями и двумя дочками. После гибели мужа женщина переехала к своему брату, но через два года вернулась в село Михайловское.                                   Дети Пушкина были образованными людьми. Дочери получили образование дома, сыновья начальную школу осилили в домашних условиях, а затем поступили в Петербургскую гимназию и окончили Пажеский корпус в военном училище. Многих поклонников творчества поэта интересует, как звали детей Пушкина. Дочерей – Мария и Наталья, сыновей – Александр и Григорий.                                                                                                                                   19 мая 1832 года родилась на свет Мария Александровна. Ее удивительная красота так вдохновила Льва Толстого, что он списал с нее образ Анны Карениной. Многих восхищали аристократичные манеры Марии, умение непринужденно вести светские беседы. Замуж девушка вышла в возрасте 28 лет. Когда ей исполнилось 45, муж Марии, генерал Гартунг Леонид Николаевич, умер. Детей у женщины не было, жила она в одиночестве в Москве. Умерла в 87 лет, 7 марта 1919 года.                                             Дети Пушкина не пошли по стопам отца и не занимались творчеством. 6 июля 1833 года появился на свет старший сын Александр. Он посвятил себя воинской карьере и дослужился до звания генерал-лейтенанта. За проявленное мужество в годы русско-турецкой войны он получил золотую саблю «За храбрость». Александр Александрович хранил все рукописи и книги отца, бережно относился к его вещам. Был женат два раза, от двух браков у него было четыре сына и семь дочерей. Умер в возрасте 81 года, 19 июля 1914 года.                                                                                                                        Дети Пушкина хоть и отдали предпочтение воинской карьере, но с уважением относились к творчеству своего отца. Григорий Александрович после окончания военного училища перешел на гражданскую службу в чине придворного советника. Именно он был хозяином Михайловского имения. Женился в 50 лет, но детей так и не было. К столетию со дня рождения отца Григорий Александрович передал свое имение государству, а сам переехал жить в дом своей жены. Современники запомнили его как доброго, остроумного, жизнерадостного и гостеприимного человека, он занимался благотворительностью. Умер Григорий Александрович 15 августа 1905 года.         Дети Пушкина внешностью больше были похожи на мать, лишь младшая дочь Наталья переняла черты отца. Родилась она 23 мая 1836 года, обладала волевым и твердым характером. Это была яркая и самостоятельная девушка, поэтому она не побоялась пойти против воли матери и в 17 лет вышла замуж за полковника Дубельта. Родила троих детей, но, не вытерпев неуравновешенного характера и пьяных дебошей мужа, Наталья через восемь лет с ним разошлась. Во второй раз женщина вышла замуж за принца Николая Нассауского, ей был присвоен титул графини Меренберг. Во втором браке Наталья родила еще четырех детей. Умерла в возрасте 79 лет, 10 марта 1913 года. Весьма многочисленное потомство оставили после себя дети Пушкина. Фото этих людей сохранились и до нашего времени. Все они были благородными, честными, добрыми и открытыми людьми, с честью носящими фамилию своего великого отца.

         Жюри подводит итоги, определяет победителей. Вручаются грамоты лучшим знатокам творчества А.С.Пушкина.

                Старшеклассник.

                Язык ты русский изучи, друг юный мой!

                Тебе и мне он близкий и родной.

                В нём столько музыки и столько красоты!

Всем сердцем, всей душой его полюбишь ты!

Мы русским языком его зовём –

Так много теплоты сердечной в нём!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.С.Пушкин. "Солнце русской поэзии" презентация

Данную презентацию можно использовать как на уроках литературе при изучении биографии А.С.Пушкина, так и на внеклассных мероприятиях....

Разработка урока "Солнце русской поэзии."

Разработка урока "Солнце русской поэзии", в нём стихотворение М.Лисянского "Катенька Бакунина"...

КОНТЕКСТНЫЙ (ИСТОРИКО – ЛИТЕРАТУРНЫЙ ) АНАЛИЗ «СОЛНЦЕ РУССКОЙ ПОЭЗИИ» (ПОЭТЫ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА» О ПУШКИНЕ).

На уроках литературы в старших классах использую разные виды анализа текста (контекстный, литературоведческий, лингвистический, социокультурный, филологический, лингвопоэтический). И одним из наиболее...

«Пушкин – дневное, а Лермонтов – ночное светило русской поэзии» Д.Мережковский.

Урок литературы: Мастерская построения отношения и творческого письма в 9 классе.Цель урока: подготовка к анализу лирических произведений, обучение созданию самостоятельных текстов.Планируемые результ...

"Правнук "солнца русской поэзии"

6 июня, в Пушкинский день России, я с удивлением узнала, что правнук великого поэта участвовал с 1941 года в Великой Отечественной войне и выполнял спец. задание в Волоколамске Московской области, в г...

А.С. Пушкин - солнце нашей поэзии...

презентация к игре ко Дню лицея...

Презентация "Солнце русской поэзии"

 Презентация выполнена для показа на  выставке в библиотеке к Пушкинскому дню России - 6 июня https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2021/12/11/vystavka-installyatsiya...