«Пушкин – дневное, а Лермонтов – ночное светило русской поэзии» Д.Мережковский.
план-конспект занятия по литературе (9 класс) на тему

Клокова Надежда Николаевна

Урок литературы: Мастерская построения отношения и творческого письма в 9 классе.

Цель урока: подготовка к анализу лирических произведений, обучение созданию самостоятельных текстов.

Планируемые результаты:

Предметные:

Сопоставление лирических произведений Лермонтова и Пушкина. Анализировать ключевые образы поэтического текста. Умение дать интерпретацию лирического произведения, понять чувства лирического героя и увидеть образ автора.

Личностные: развитие вкуса к высокому поэтическому слову, образного мышления, формирование нравственных ценностей.

Метапредметные: развитие навыков анализа, рефлексирования, работа над формированием речи.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пушкин – дневное, а Лермонтов – ночное светило русской поэзии. Д.С. Мережковский Мастерская построения отношения и творческого письма в 9 классе.

Слайд 2

«Лермонтов и Пушкин – загадка русской жизни и литературы…» А.Блок

Слайд 3

Задание Сравните понятия «дневное» и «ночное» светило. Какие ассоциации вызывают у вас эти образы, запишите по 5 слов.

Слайд 4

Подумайте и подберите по одной цитате, которую бы вы поместили под портретом «вашего» Пушкина, «вашего» Лермонтова. Задание

Слайд 5

Выберите по одному высказыванию выдающихся людей о Лермонтове и Пушкине Лермонтов «…истинный поэт скорби своего поколения ». А. Григорьев «Лермонтов. Поэт сверхчеловечества » Д . Мережковский «… нельзя отнять у Лермонтова звёздное и царственное» В. Розанов «Солнце нашей поэзии» Вл. Одоевский «Пушкин – это наше всё» А. Григорьев «Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин» А.Блок

Слайд 6

Задание Сравните стихотворения А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Выделите ключевые слова из одного и другого стихотворения (4-5 слов ) и выпишите одну - две понравившиеся строки.

Слайд 7

Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим.

Слайд 8

Нищий У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший, чуть живой От глада, жажды и страданья. Куска лишь хлеба он просил, И взор являл живую муку, И кто-то камень положил В его протянутую руку. Так я молил твоей любви С слезами горькими, с тоскою; Так чувства лучшие мои Обмануты навек тобою!

Слайд 9

Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись! В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет. Сердце в будущем живет; Настоящее уныло: Все мгновенно, все пройдет; Что пройдет, то будет мило

Слайд 10

И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды... Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?.. А годы проходят - все лучшие годы! Любить... но кого же?.. на время - не стоит труда, А вечно любить невозможно. В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа: И радость, и муки, и всё там ничтожно... Что страсти? - ведь рано иль поздно их сладкий недуг Исчезнет при слове рассудка; И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг - Такая пустая и глупая шутка...

Слайд 11

В дверях эдема ангел нежный Главой поникшею сиял, А демон мрачный и мятежный Над адской бездною летал. Дух отрицанья, дух сомненья На духа чистого взирал И жар невольный умиленья Впервые смутно познавал. „ Прости, он рек, тебя я видел, И ты недаром мне сиял: Не всё я в небе ненавидел, Не всё я в мире презирал“. Ангел

Слайд 12

По небу полуночи ангел летел И тихую песню он пел; И месяц, и звезды, и тучи толпой Внимали той песне святой. Он пел о блаженстве безгрешных духов Под кущами райских садов; О боге великом он пел, и хвала Его непритворна была. Он душу младую в объятиях нес Для мира печали и слез; И звук его песни в душе молодой Остался — без слов, но живой. И долго на свете томилась она, Желанием чудным полна; И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли. Ангел

Слайд 13

Задание Выберите из всего собранного материала слово, словосочетание или предложение. Оно будет темой вашей творческой работы. Напишите по желанию: Синквейн Диаманту Хокку Эссе

Слайд 14

Рефлексия Какой момент урока показался самым интересным? Продолжите фразу: «Муки творчества – это… Согласны ли вы с мнением Мережковского о том, что Пушкин – дневное, а Лермонтов – ночное светило русской поэзии.

Слайд 15

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Тема

22.11.2013

      Урок литературы в 9 классе:    Мастерская творческого письма (перед началом изучения лирики А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова): «Пушкин – дневное, а Лермонтов – ночное светило русской поэзии»  Д.Мережковский.

Цели

 Цель урока: подготовка к анализу лирических произведений, обучение созданию самостоятельных текстов.

Задачи:

Образовательные.

-  развивать навыки сравнительного анализа;

- обучение созданию собственного текста.

Развивающие.

- развивать способность различать поэтические тексты;

- развивать вкус к высокому поэтическому слову;

- создать условия для самостоятельной творческой деятельности.

Воспитательные.

- задуматься о быстром течении жизни, о роли и месте в ней человека;

- воспитание самостоятельности, сотрудничества, коммуникативности.

Формировать УУД:

- Личностные УУД:  - развитие вкуса к высокому поэтическому слову;

                                    -  развитие образного мышления;

                                    -  формирование нравственных ценностей.

 

-  Регулятивные УУД: -  постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что дано и того, что предстоит установить в ходе работы в мастерской;

                                     - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

- Коммуникативные УУД: умение посредством слова передать образ, картину; точно и ярко выразить свои мысли, умение слышать друг друга.

Планируемый результат

Предметные:

Сопоставление лирических произведений Лермонтова и Пушкина. Анализировать ключевые образы поэтического текста. Умение дать интерпретацию лирического произведения, понять чувства лирического героя и увидеть образ автора.

Личностные: развитие вкуса к высокому поэтическому слову, образного мышления, формирование нравственных ценностей.  

Метапредметные: развитие навыков анализа, рефлексирования, работа над формированием речи.


Основные понятия

 Антитеза, образ лирического героя, образ автора, синквейн, диаманта, хокку, эссе.

Межпредметные связи

 Русский язык, музыка, ИЗО

Ресурсы:

- основные

  презентация в формате Power Point (содержащая музыкальные файлы, тетради на печатной основе для урока)

Применяемые  технологии

Технология критического мышления,  технология творческой мастерской.  

Организация пространства

 Работа в творческих группах



Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

I. Индуктор (мотивация)

Цели:

-проверка готовности обучающихся, - эмоциональный  настрой на работу

Подготовка учащихся к уроку.

Чтение эпиграфа, обзорное комментирование иллюстраций к уроку.

Организует пространство. Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

 

 Прочитать эпиграф, высказать понимание, выписать ключевое слово.

- Может ли поэзия заставить задуматься о жизни, помочь разгадать жизнь?

II. Формулирование темы урока, постановка цели.  

Цели: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.  

Ставят цель, формулируют задачи, обсуждают тему урока.

Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

 

III. Работа над созданием творческого продукта.

  

Цели: - учить работать в групповом взаимодействии;

    - из разрозненных единиц создавать целое новое явление, которое необходимо предъявлять группе и всем участникам мастерской.

Работают по заданию в творческих группах на материалах презентации и рабочих тетрадей.

Ставит задачу и работает вместе с учениками над созданием творческого продукта.

Работа в творческих группах.

Общее задание для 3-х групп:

         

1-я творческая группа.

Сравните стихотворения  «Я Вас любил…» А.С. Пушкина и «Нищий»   М. Ю. Лермонтова.  Выберите понравившуюся одну или две строки, запишите. Проанализируйте и выпишите ключевые слова из того и другого стихотворения.(4-5 слов).

2-я творческая группа.

Сравните стихотворения «Если жизнь тебя обманет…» А. С. Пушкина  и «И скучно и грустно, и некому руку подать» М. Ю. Лермонтова.   Выберите понравившуюся одну или две строки, запишите. Проанализируйте и выпишите ключевые слова из того и другого стихотворения.(4-5 слов).

3-я творческая группа.

Сравните стихотворения «Ангел» А. С. Пушкина  и «Ангел» М Ю. Лермонтова

Выберите понравившуюся одну или две строки, запишите. Проанализируйте и выпишите ключевые слова из того и другого стихотворения.(4-5 слов).

 

Написание текстов:

IV.  Социализация.

Предъявление созданного продукта, чтение текстов

Предъявляют работы.

Оценивает идеи, формы работы.

V.  Рефлексия.

 

.

 Формулируют позицию и аргументируют ее

Оценивает   работу суворовцев на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по творчеству писателей (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь, И.С.Тургенев) ,

Данная работа (тест) может проводиться на итоговом уроке в конце 2 четверти после изучения:А.С. Пушкин "Сказка о мерствой царевне и семи богатырях"М.Ю .Лермонтов "Бородино"Н.В. Гоголь "Заколдованное м...

Контрольная работа по литературе 19 века (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь)

Контрольная работа составлена в формате ЕГЭ по литературе. 2 варианта....

Урок по теме "Дневные и ночные хищные птицы"

Урок разработан на основе применения исследовательских технологий, самооценки деятельности учащихся и организации работы в группе....

Проверочная работа по теме "Защита чести" (Пушкин "Станционный смотритель", Лермонтов "Песнь ... про купца Калашникова"

Проверочная работа по теме "Защита чести" (Пушкин "Станционный смотритель", Лермонтов "Песнь ... про купца Калашникова": тестовые задания, задания с кратким ответом, развернутый ответ)...

Презентация "А.С. Пушкин. "Медный всадник(отрывок)"(7 кл русская литература

В данной презентации  коротко отмечены основные моменты истории создания поэмы .Думаю,детям будет интересно....

Урок "А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов-два гения русской поэзии"

Урок "А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов-два гения русской поэзии"...