Предметный кружок "Занимательный синтаксис"
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему
Материал предназначен для внеурочной деятельности по предмету
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnyy_sintaksis.docx | 16.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа предметного кружка «Занимательный синтаксис»
Пояснительная записка
Занятия в кружке направлены на развитие интеллектуальных, коммуникативных и практических умений. Строится как на заданиях серьезного языкового материала, так и на шуточных вопросах, кроссвордах, каламбурах, грамматических сказках с целью развития у учащихся интереса к предмету и языкового чутья. Подведение итогов и обсуждение проблемных вопросов проводятся на семинарских занятиях и практических играх. Для учащихся предусматриваются следующие виды деятельности: учебно - познавательная, игровая, трудовая, мыслительная деятельность. Действия могут быть и символическими и конкретно созданными. На занятиях планируется использовать индивидуальные, групповые и фронтальные формы работы.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
-самостоятельно подбирать и правильно использовать лингвистический занимательный материал;
-обогащать свою речь и не переставать учиться языку у мастеров культуры;
-владеть навыками стилистической правки текста;
-использовать синонимические варианты выражения одной и той же мысли;
-самостоятельно конструировать ту или иную синтаксическую структуру предложения и использовать ее в собственной речи.
Содержание программы «Занимательный синтаксис».
Раздел 1. Слова и словосочетания
Тема 1. Введение. Его величество-Синтаксис.
Понятие словосочетания и предложения как предметов изучения синтаксиса.
Тема 2. Интонация, логическое ударение, паузы, порядок слов
Тема 3. Слова. Сочетания слов. Словосочетания.
Практикум: Создание презентаций по теме.
Раздел 2. Основные виды подчинения
Тема 1. Согласование
Прямой порядок слов при согласовании. Названия- термины. Определительные отношения. Грамматическое значение.
Практикум: Конструирование предложений.
Тема 2. Управление.
Средства связи при управлении. Виды синтаксических отношений: объектные, субъектные и обстоятельственные отношения. Богатые возможности главных слов.
Практикум: Сочинение грамматической сказки
Тема 3. Примыкание.
Роль порядка слов в примыкании. Одинаковые синтаксические отношения. Сближение примыкания и управления.
Практикум: решение задач на лингвистическую тему.
Раздел 3. Простое предложение.
Тема 1. Типы предложений. Общие сведения. Предложение в русском языке как единица синтаксиса.
Структура предложения. Разграничение ПП с однородными членами и ССП. Синонимия односоставных предложений и коммуникативная целесообразность их использования
Практикум: Сочинение - миниатюра.
Тема 2. Согласование сказуемого с подлежащим.
Предмет речи в предложении. Формы выражения мыслей. Виды сказуемого.. Предикативные отношения. Роль подлежащего и сказуемого. Тесное содружество.
Практикум: Изложение
Тема 3. Второстепенные члены предложения.
Значение второстепенных членов предложения. Нераспространенные и распространенные предложения.
Практикум: игра «Будь внимателен!»
Тема 4. Односоставные предложения.
Синонимия односоставных предложений. Отличие от двусоставных предложений. Способы выражения главного члена предложения. Использование языковых средств.
Практикум: рассказ «Кто лучше?»
Тема 5. Неполные предложения.
Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений
Практикум: работа с текстом.
Тема 6. Однородные члены предложения.
Однородность в подлежащих, сказуемых, во второстепенных членах предложения. Обобщающие слова при однородных членах, Стилистическая роль однородных членов предложения. Знаки препинания
Практикум: Составление сказки или рассказа.
Тема 7. Обособленные члены.
Обособление. Отличие обособленных членов от необособленных. Случаи обязательного обособления. Советы по обособлению: строгие закономерности и частные условия. Экспрессивная роль обособлений в текстах различного стиля
Практикум: Составление памятки.
Раздел 4. Сложное предложение.
Тема 1. Виды сложных предложений.
Своеобразие семантики, структуры и функций СП. Смысловая емкость. Синтаксические синонимы. Параллельные синтаксические конструкции.
Практикум: Составление таблицы.
Раздел 2. Пунктуация.
Тема 3. Трудные случаи пунктуации
Многофункциональность запятой, тире и двоеточия. Знаки препинания в особых речевых ситуациях.
Практикум: Игровой рассказ.
Раздел 6. Обобщение знаний.
Календарно- тематическое планирование кружка «Занимательный синтаксис»
№ ЗАН. | ТЕМА УРОКА | КОЛ. ЧАСОВ | ДАТА |
1. | Введение. Всемогущий синтаксис | 2 | 08.09 15.09 |
2. | Интонация, логическое ударение, паузы, порядок слов | 2 | 22.09 29.09 |
3. | Слова. Сочетания слов. Словосочетания. | 2 | 06.10 13.10 |
4. | Согласование. | 2 | 20.10 27.10 |
5. | Управление. | 2 | 10.11 17.11 |
6. | Примыкание. | 2 | 24.11 01.12 |
7. | Типы предложений. Предложение в русском языке как единица синтаксиса. | 2 | 08.12 15.12 |
8. | Согласование сказуемого с подлежащим. | 2 | 22.12 29.12 |
9. | Второстепенные члены предложения. | 2 | 19.01 26.01 |
10. | Односоставные предложения. | 2 | 02.02 09.02 |
11 | Неполные предложения в устной и письменной речи. | 2 | 16.02 02.03 |
12 | Однородные члены предложения и их добрососедские отношения. | 2 | 09.03 16.03 |
13. | Обособленные члены предложения | 2 | 06.04 13.04 |
14. | Виды сложных предложений. | 2 | 20.04 27.04 |
15. | Немного о трудных случаях пунктуации. | 2 | 04.05 11.05 |
16 | «Это непростое простое предложение».Лингвистический карнавал. | 2 | 18.05 25.05 |
17. | « ВСЕ О ПРЕДЛОЖЕНИИ…ИЛИ ПОЧТИ ВСЕ?» | 2 | 31.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Синтаксис. Основные единицы синтаксиса:словосочетание и педложение.
Урок русского языка в 5 классе по УМК Львовой С.И....
Тема :Стилистические фигуры,основанные на возможностях русского синтаксиса. Тема :Стилистические фигуры,основанные на возможностях русского синтаксиса.
Цель: показать роль стилистических фигур в текстах художественного стиля;Формировать навыки культуры речи; отрабатывать умение работать с типовыми заданиями ЕГЭ; совершенствовать умение различат...
урок русского языка по теме "Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Основные единицы синтаксиса."
Тема: “Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.Основные единицы синтаксиса”(учитель Жуков Алексей Иванович)8 «Б» классТип урока: комбинированный.Уровень А. Что такое синтаксис? В чем связь между си...
Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема: «Что изучает синтаксис. Основные единицы синтаксиса»
Конспект урока русского языка в 5 классе. Учитель Пучкова Галина Анатолиевна МБОУ «Гимназия № 11 им.К.А.Тренева» г. Симферополя.Класс: 5-БТема: «Что изучает синтаксис. Ос...
Презентация к уроку рус.яз 5 кл. Тема:"Что изучает синтаксис. Основные единицы синтаксиса."/ Учитель: Пучкова Г.А./
Презентация к уроку рус.яз 5 кл. Тема:"Что изучает синтаксис. Основные единицы синтаксиса."/ Учитель: Пучкова Г.А./...
Дидактические материалы по русскому языку 8 класс. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Тема: «Словосочетание как единица синтаксиса».
Данные дидактические материалы соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту. Использование материалов позволит педагогу:-целенаправленно и систематически работать ...
Тема урока: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СИНТАКСИС». Обобщающий урок по разделу "Синтаксис» в Vклассе.
Обобщающий урок по разделу "Синтаксис» в Vклассе....