Урок в 7 классе
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Методичческая разработка урока !"Частицы "

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka_7_klass.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конструирование современного урока русского языка в контексте ФГОС.

Методическая разработка

урока русского языка

в 7 классе.

Тема: «Частица как служебная часть речи».


 

Учитель (после приветствия).

- Любите ли вы, ребята, разгадывать лингвистические загадки? Почему? (Интересно; возможность проверить знания и т. п.).

Отгадайте лингвистическую загадку.

Их не так уж много в языке,

Но без них не обойтись нигде:

В словосочетании – они,

Да и в предложении нужны!

                                       (Предлоги, союзы)

Учитель. 

- А что вы знаете о предлогах и союзах? (Это служебные части речи).

- Представьте свои знания о предлогах и союзах в виде таблицы. При затруднении обращайтесь к слайду-помощнику. (Компьютерная презентация).

 (Проверка задания – на интерактивной доске).

Служебные части речи и их функции.

Предлог

Союз

Выражает грамматические отношения между словами в словосочетании и предложении

Связывает однородные члены, части ССП и СПП

Учитель.

- Есть ли еще части речи, выполняющие служебные функции? (Частицы).

- Какие частицы вам известны? (Не, ни, бы…).

- А хотели бы вы узнать о частицах больше? (Да).

- Внесем в нашу таблицу еще одну графу.

Предлог

Союз

Частица

Выражает грамматические отношения между словами в словосочетании и предложении

Связывает однородные члены, части ССП и СПП

?

-Теперь попробуйте сформулировать тему урока. (Частица как служебная часть речи).

-Какова, по-вашему, цель нашего урока? (Научиться отличать частицу от других служебных частей речи).

-А что нам поможет в этом? (Знание функций частиц).

-Какова же задача нашего урока? (Познакомиться с функциями частиц).

Учитель.

- Сегодня нам будет помогать русский писатель И. С. Тургенев. Какие его произведения вам запомнились и почему? (На экране – иллюстрации к произведениям И. С. Тургенева).

- Иллюстрации к каким произведениям здесь представлены? («Бежин луг», «Муму»).

- Чем нам дорог писатель? (Мастерством в изображении жизни, природы, мира детства, безграничной  любовью к русскому языку). (Зачитывают и комментируют высказывание Тургенева о русском языке).

Учитель представляет визитную карточку урока:

- Чтобы добиться целей урока и решить его задачи, мы поработаем с небольшим текстом, затем, используя материалы учебника,  проведем мини-исследование, главным этапом будет групповая исследовательская работа на основе текстов из произведений И. С. Тургенева, наконец, вы сможете попробовать свои силы в творческой деятельности.

II этап. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала, организация обратной связи.

Задание. Найдите в тексте ошибки и исправьте их. (Текст на интердоске).

Картины природы созданные И. С. Тургеневым, поражают воображение, и возвышают душу. Писатель видел свое предназначение в том что бы, вносить в мир гармонию. Это и сделало его творчество близким сердцу любого человека.

(Проверка и объяснение).

Картины природы, созданные И. С. Тургеневым, поражают воображение и возвышают душу. Писатель видел свое предназначение в том, чтобы  вносить в мир гармонию. Это и сделало его творчество близким сердцу любого человека.

Учитель.

- Как вы понимаете значение слова «гармония»? (Работа с толковым словарем).

Подберите однокоренные слова, разберите их по составу, составьте словосочетания. (Гармоничный (мир); гармонировать (с интерьером); гармонирующий (с деталями костюма); гармонируя (с настроением); гармонично (вписывался).

Учитель (создание проблемной ситуации).

- Определите морфологическую принадлежность слова «и» из последнего предложения. (Союз или иная часть речи?)

Учитель. 

- Чтобы решить проблему, предлагаю провести мини-исследование, используя материалы учебника (стр. 207-208).

Учащиеся выясняют, что «и» в данном предложении выполняет функцию усиления, а значит, является частицей.

III этап. Практикум.

Учитель. 

- Вы уже убедились, что без знания функций служебных частей речи не обойтись. Именно эти знания помогут вам в лингвистическом исследовании. Проводя  его, опирайтесь на материал учебника по данной теме и памятку. Успеха вам в работе! (Учитель выполняет функцию организатора и консультанта).

При исследовании используется памятка «Частица как часть речи».

  1. Слово не  называет ни предмета, ни действия, ни качества. Следовательно, это  служебная часть речи.
  2. Оно не связывает слова и предложения. Значит, это не предлог и не союз.
  3. Слово служит:

а)        для образования наклонений глагола (повелительного или сослагательного);

или

б)        для внесения в предложение утверждения или отрицания;

или

в)        для выражения различных смысловых оттенков (усиление, восклицание, вопрос, сомнение, уточнение, выделение, ограничение, указание).

ЗНАЧИТ, ЭТО ЧАСТИЦА.

I группа.  Отрывок из повести И. С. Тургенева «Лес и степь».

А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул – и тихо всплывает багровое солнце… Свежо, весело, любо! Далеко видно кругом. Вон за рощей деревня; вон подальше другая с белой церковью; вон березовый лесок на горе…

Как вольно дышит грудь, как крепнет человек, охваченный свежим  дыханием весны!..

II группа. Отрывок из рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг».

Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами  ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой.

III группа – стихотворение И. С. Тургенева «Вариации».

День весенний, пленительный день!

Так приветно журчали ручьи.

А в лесу в полусветную тень

Так светло западали лучи;

Как роскошно струилась река !

Как легко трепетали листы !

Как блаженно неслись облака !

Как светло улыбалася ты.

Задание для исследования.

  1. Выразительно прочитайте текст.
  2. Какая картина рисуется в вашем воображении?
  3. Какое настроение выражено в тексте?
  4. Какую картину вы бы выбрали в качестве иллюстрации к тургеневскому пейзажу? Почему?
  5. Есть ли в тексте частицы? Докажите правильность своей гипотезы.
  6. Попробуйте прочитать текст без частиц. Как он изменился?
  7. Сделайте вывод о роли частиц.

 При ответе на четвертый вопрос используется слайд с репродукциями картин И.Левитана, И.Шишкина.

После выступления групп – подведение итогов исследовательской деятельности.

  1. Что общего в текстах? (Тема природы, идея восхищения гармонией мира и человека).
  2. Какова же роль частиц в данных текстах?

Выводы.

  1. Частицы выполняют различные функции, выражая

- указание (вон, вот);

- восклицание (как);

- усиление (же);

- выделение (почти);

- отрицание (не),

что служит средством усиления эмоционального фона текста, экспрессивности речи.

  1. Без частиц текст теряет часть своих красок, становится невыразительным.
  2. Частицы помогли И. С. Тургеневу нарисовать светлый, радостный, гармоничный мир природы.

Учитель. 

- Обратимся к таблице, составленной в начале урока. Можете ли вы заполнить третью графу? (Заполняют).

Предлог

Союз

Частица

Выражает грамматические отношения между словами в словосочетании и предложении

Связывает однородные члены, части ССП и СПП

Служит для  выражения различных смысловых оттенков и образования  наклонений глагола

Учитель.

- С частицами, служащими для образования наклонений глагола, мы подробнее познакомимся на следующем уроке.

IV этап. Проверка полученных результатов. Коррекция.

Учитель.

- Ребята! Захотелось ли вам после знакомства с тургеневскими шедеврами тоже стать творцом, чтобы  изобразить удивительный мир природы?  ( Да.)

- Прежде, чем мы займемся творчеством, предлагаю вам посетить картинную галерею. Нашим гидом сегодня будет…

Гид.

- Мы находимся в зале, где представлены полотна русского художника, автора портретов, жанровых картин, великолепных пейзажей, - Константина Федоровича Юона (1875-1958г.).

- Художник изобразил разные времена года. Когда смотришь на картину «Майское утро. Соловьиное место», невольно вспоминаешь лирические строки Плещеева: «И теплей небеса засинели… Вот недолго еще – прилетят соловьи, зазвучат их влюбленные трели».

- Обратите внимание на работу « Августовский вечер. Последний луч». Необыкновенная атмосфера домашнего уюта: самовар, роскошный букет… Прощальный солнечный луч скользит по полу,  напоминая, что завтра будет новый день.

- Картина «Русская зима» принадлежит к числу самых известных произведений Юона. Художник воспел гармонию природы и человека.

Учитель.

- Сегодняшний снежный  пейзаж за окном напоминает пейзаж, изображенный на картине.

Задание. Используя восклицательные частицы: как, вот так, что за, ну и напишите мини-сочинение или составьте предложения по картине Юона «Русская зима».

Чтение нескольких работ, рецензирование. (Чье творчество произвело большее впечатление и почему?)

Вот так чудо свершила зима, все пуховым накрыв одеялом! Что за прелесть этот заснеженный лес! Ну и счастья у ребятишек! (Как прекрасна русская природа!)

Vэтап. Подведение итогов, домашнее задание.

Учитель.

- Из лежащих на столе смайликов выберите тот, который наиболее соответствует вашему настроению. (Дети выбирают).

- Как много улыбок! А это мое настроение! Мне было приятно сегодня работать с вами!

- Подведем итоги нашего сотрудничества, обратившись к целям и задачам урока. (Слайд).

- Выполнили ли мы поставленные цели и задачи? (Да.)

- Что вам больше всего понравилось на уроке? (Экскурсия по картинной галерее, исследовательская работа и т.п.)

- Ваш самый большой успех сегодня? (сумел аргументировать гипотезу, удалось мини-сочинение, составил таблицу без слайда-помощника и т. п.)

- Какие трудности встретились? (Было трудно находить частицы в тексте, описывать картину, используя частицы, делать выводы и т. п.)  

- Смогли ли вы их преодолеть? (Да.)

- Что помогло (помешало) это сделать? (Помогли учитель, одноклассники, памятка, учебник).

Комментирование оценок учителем. Объяснение домашнего задания.

Домашнее задание (по выбору):

  1. Выберите из художественных текстов любых авторов 4-5 предложений с частицами, устно охарактеризуйте их роль.
  2. Выполните задания тестов. (Малюшкин А. Б. Тестовые задания. 7 класс. – М.: Творческий центр, 2011. – 46 – 50 с.)
  3. Напишите мини-сочинение с  использованием частиц на тему «Наш урок». Устно охарактеризуйте роль частиц.

Учитель.  Спасибо за урок! До свидания, друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...

План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)

Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...