Письмо как средство общения
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismo_kak_sredstvo_obshcheniya.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Письмо как средство общения. Виды писем. Композиция письма.

Учитель Зверева Ю. К.

Сведения об уроке

Класс – 5-ый (общеобразовательный).

Тип урока – сообщение новых сведений.

Форма урока – урок-сочинения.

Тема лингвистическая – знакомство с письмом как средством коммуникации.

Тема по развитию речи – сочинение в жанре письма (делового, дружеского, поздравительного, письма в газету)

Тема коммуникативная – потребность в общении с древнейших времён до наших дней, общение близких по духу людей, находящихся в разлуке, их душевное состояние, передаваемое при помощи писем.

Технология урока – комплексная (расширение и углубление представлений о разновидностях писем, о их жанровых особенностях и поэлементная (мелкопорционная) отработка умений и навыков при закреплении изученного ранее).

Средства обучения – учебник, презентации учащихся, раздаточный материал, тексты художественных произведений, рисунки, наглядные пособия.

Организация работы.

1.  До урока класс делится на группы (экскурсоводы, работники почты, лингвисты, литературоведы, художники), каждая группа получает отдельное задание (подготовка презентаций, текстов художественных произведений, в которых используются письма, составление словарных статей, эскизы эмблем, рисунки). Приглашаются старшеклассники для участия в игровом эпизоде урока.

  1.  Проектор, подготовленные презентации. Раздаточный материал (тексты писем, где нарушены элементы композиции).

                  3.  Парты в классе отдельно размещены для каждой группы учащихся.

Цели урока в конспекте могут быть сформулированы следующим образом.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ.

А. ОБУЧАЮЩИЕ.

1. Познавательные:

а) повторить изученные основные речеведческие понятия (типы речи, стили речи, изобразительно-выразительные средства и др.);

б) познакомить с новыми сведениями об истории письма, о жанровых особенностях писем, композицией,а также с ролью писем в текстах художественных произведений.

Познавательный метод – беседа, способ подачи материала – индукция.

2. Практические:

а) закрепить (старое) умение работать с речеведческими понятиями при подготовке к сочинению-повествованию в художественном и разговорном стиле;

б) формировать (новое) умение видеть жанровые признаки текста, создавать текст на заданную тему

Б. РАЗВИВАЮЩИЕ. 3.Общепредметные:

1. Развивать память (зрительную, слуховую, логическую, механическую, ассоциативную, образную), логическое мышление (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация и др.), речь (слушание, говорение, чтение, письмо), творческие способности, волю, эмоции.

2. Формировать умение самостоятельно пополнять знания (во время подготовки к уроку находить дополнительный материал, пользоваться толковыми словарями, справочниками).
 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

воспитывать:

-интерес к предмету с помощью занимательного содержанияиспользуемых текстов, игровых моментов, творческих заданий.

 -ценностный взгляд на богатство родного языка в произведении русских классиков и современных прозаиков путём показа функционирования разных языковых единиц в тексте;

-интерес к жизни, любовь к близким людям, духовность и душевность (на основе содержания текстов), любовь к своей стране, гордость за героическое прошлое.

Планируемые результаты:

1. Предметные: совершенствование работы с текстами эпистолярного жанра.

2. Регулятивные: самоорганизация для интеллектуальной деятельности, целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль, коррекция, самооценка.

3. Познавательные: осознанное построение письменного текста, логические действия (анализ, синтез, выбор наиболее эффективных способов решения речевых задач).

4. Коммуникативные: умение слушать других, вступать в диалог и коллективное обсуждение, умение задавать вопросы, выступать с монологическим высказыванием.

5. Личностные: смыслообразование, т.е. установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом (ответ самому себе на вопрос: какой смысл имеет для меня обучение в школе?).

Основные этапы   урока «Письмо как средство общения».

1 Проверка домашнего задания. Актуализация прежних знаний.

Индивидуальный и фронтальный опрос с использованием раздаточного материала.

 Стили   речи и типы речи, элементы описания, повествования, рассуждения в художественном тексте. Индивидуальные задания и групповые проверяются на   всех этапах   урока.

2Примерные выводы учащихся по планируемым результатам

1. Повторили   материал о типах речи и стилях. Получили представление о том, что в тексте могут быть использованы элементы разных типов речи (предметные).

2. Пробовали организовать себя для специальной работы (регулятивные).

3. Думали иногда о логике своих действий (познавательные).

4. Пытались участвовать в коллективном обсуждении (коммуникативные).

5. Увидели серьёзный смысл в приобщении к великой русской литературе (личностные).

2. Объяснение нового материала. Создание проблемной ситуации.

Есть ли у письма будущее или электронные письма заменят обычные, а профессия почтальона станет ненужной людям?

  1. Виртуальная экскурсия в музей письма, где ученики-экскурсоводы рассказывают об экспонатах музея, опираясь на подготовленные слайды презентации. Так обучающиеся узнают о предметном письме скифов, костровом   письме, барабанном, узелковом,о берестяных грамотах, о письмах Пушкинской поры, письмах с фронта, подлинных письмах простых жителей города Мышкина.
  2. Рассказ группы   почтовых работников о караванной, голубиной, бутылочной, ямской почте.
  3. Знакомство с проектом толкового словаря почтовой лексики в иллюстрациях, подготовленным группой лингвистов.
  4. Знакомство с письмовником ивидами писем, композицией письма.

2Примерные выводы учащихся по планируемым результатам

(после знакомства сновым материалом)

1.Узнали новые сведения об истории письма и почты, познакомились свидами писем и композицией письма, обогатили словарный запас, познакомившись с новыми значениями известныхслов и новыми словами (предметные).

2. Выдвигали версии решения проблемы, выбирали средсва для достижения цели из предложенных, искали их самостоятельно (регулятивные).

3.Обобщали факты и явления, составляли тезисы, производили поиск информации  (познавательные).

4.  Самостоятельно организовывали учебноевзаимодействие в группе(коммуникативные).

5. Убеждались, что письмо является одним из важнейших средств коммуникации, приобщались клучшим образцам эпистолярного жанра, осваивали социальные нормы поведения в группе (личностные).

3.Закрепление материала

1.Литературная викторина, позволяющая познакомиться с образцами эпистолярного жанра, научиться употреблять в речи слова «адресат» и «адресант».  

2.Игра «Путаница». Учащиеся восстанавливают тексы писем, правильно располагая композиционные части, согласно  образцу(раздаточный материал с композициейписьма на каждом столе).

3. Творческая работа. Учащиеся пишут письма Деду Морозу разных жанров:

благодарительное, похвальное, письмо-приглашение, письмо- шутка, письмо-рисунок.

3. Примерные выводы учащихся по планируемым результатам

1. Повторили   композицию письма и жанровые особенности. Попробовали   создать собственный текст письма согласно предложенному заданию(предметный).

2 Планировали своё действие в соответствии с поставленной задачей.  (регулятивный).

3. Стали понятными особенности построения текста письма(познавательный).

4.Учились с достоинством признавать ошибочность своего суждения (коммуникативный).

5.Приобщались клучшим образцам эпистолярного жанра (личностный).

4.Контроль.

Тест по   материалам урока, позволяющий определить грань между знаю и не знаю, усвоил ине усвоил.

1.Когда появились первые письма?

2.Как  общались люди, не знающие письменности? Что побуждало их общению?

3. Кто такой курсор?

4. Объясните лексическое значение слов адресат и адресант.

3.В чём преимущество   бумажного письма? В чём уступает оно электронному?

5.Итог урока. Рефлексия.

Ученики отвечают на поставленныйпроблемный вопрос, доказывают свою точку зрения.

Примерные выводы учащихся по планируемым результатам

  1. Учились владеть русским языком как средством общения в повседневной жизни, учебной деятельности (предметный).

2Активизировали самостоятельную деятельность, отрабатывали навыки взаимопроверки и самоконтроля, исправляли ошибки,в диалоге с учителем совершенствовали критерии оценки(регулятивный).

3.Осонавали конечный результат. Понимали позицию другого человека, различали в его речи мнение, доказательство, факты

4.Учились критично относиться к своему мнению, корректировать его, с достоинством признавать ошибочность своего суждения (коммуникативный).

5.Формировали ответственное отношение к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию(личностный).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письмо как средство общения. Написание письма "Хочу рассказать тебе о своём родном крае"

Письмо как средство общения. Написание письма "Хочу рассказать тебе о своём родном крае" Стили литературного языка. Разговорно-бытовой стильЦели урока: 1. Расширить знания учащихся о функциональных ст...

Презентация "Возникновение и развитие письма как средства общения

Современная письменность прошла достаточно длительный период становления.  Называя основные 4 этапа ее развития: •Предметное письмо •Пиктографическое письмо •Иероглифическое пис...

Тренинг: «Азбука общения. Вербальные средства общения в работе педагога».

Цель: 1.     Познакомить педагогов с эффективными техниками речевого общения.2.     Дать информацию о типах людей в НЛП, предложить  тактически...

Письмо как средство общения.

Поставила перед собой цель познакомить учащихся с историей и особенностями эпистолярного жанра, историей почтовой связи, обучать навыкам написания личного письма....

Невербальные средства общения как важная часть различных стилей педагогического общения.

Существует несколько стилей общения учителя с учеником, поэтому, при написании работы я хочу указать основные и выделить наиболее распространенные стили, такие как: невербальное педагогическое общение...