30.05.2020 МЖКХ1 культура делового общения кинетические средства общения
план-конспект занятия по психологии (10 класс)
изучить материал, заполнить таблицу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izucheniem_yazyka_tela_i_ego_chastey_zanimaetsya_nauka.docx | 73.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучением языка тела и его частей занимается наука, получившая название «кинетика» (от греч. kinesic — движение).
Жесты.Большую роль в социальных отношениях язык тела играл в средние века. Неслучайно культуру средневековья иногда называют культурой жеста, или жестовой культурой.
И в настоящее время жесты играют большое значение в общественно-политической, деловой и частной жизни. Часто бывает достаточным исполнения таких символических жестов, как протянутая для рукопожатия рука или доброжелательная улыбка,поз склонить голову или снять шляпу перед могилой,чтобы пришли в действие силы, приводящие к желанным конкретным результатам. Эффективность социальных, политических или клерикальных ритуальных жестов в современной общественной практике может быть весьма высокой.
Следует иметь в виду, что в науке не существует единой классификации жестов. Относительно общепринятым в кинетике считается выделение среди жестов трех основных групп:
1) эмблематических жестов (эмблемы);
2) иллюстративных жестов (иллюстраторы);
3) регулятивных жестов (регуляторы).
Кратко охарактеризуем представленные виды жестов.
Жесты-эмблемы.Они имеют самостоятельное лексическое значение и способны передавать смысл независимо от вербального контекста. Исследователи отмечают два типа этих эмблем — коммуникативные и симптоматические.
Коммуникативные жесты-эмблемы несут информацию, которую жестикулирующий намеренно передает адресату.
Например, покрутить пальцем у виска (говорящий показывает собеседнику, что тот сошел с ума),, приложить палец к губам (означает, что собеседник должен молчать, говорить тише, сохранить информацию в тайне), покачать головой (выразить сомнение или порицание), постучать кулаком по лбу (показать адресату, что тот делает глупость), похлопать рукой по животу (жестикулирующий показывает, что он сыт, ничего больше съесть не может), показать большой палец (выразить одобрение, восхищение) и др.
Некоторые коммуникативные жесты содержат указание на участников общения, конкретные предметы, место, время, соответствующие коммуникативной ситуации. Их называют указательными (дейктическими): показать рукой (на конкретный предмет), подзывать рукой (кого-либо), указать пальцем (на кого-либо или что-либо), поманить глазами (куда-либо) и т.п. Указательные жесты считаются самыми древними в системе любого языка.
Среди коммуникативных жестов-эмблем выделяют так называемые этикетные жесты, например, жесты приветствия и прощания (рукопожатие, поцелуй, вставание, поклон, реверанс), застольные жесты (поднятие бокала) и др. Эти жесты могут употребляться в качестве иллюстративных, если они сопровождают соответствующие формулы речевого этикета (Здравствуйте, Доброе утро, До свидания, Прощайте и т.д.).
Симптоматические жесты-эмблемы выражают эмоциональное состояние жестикулирующего, например: прикрыть рот рукой (выражает изумление), надуть губы (симптом недовольства и обиды), ломать руки (признак отчаяния), чесать в затылке (признак озадаченности), большие (круглые, страшные) глаза (выражают удивление, испуг, гнев), ударить себя по лбу (выражение досады на себя), барабанить пальцами по столу (признак нетерпения), закрыть лицо руками (признак стыда) и др.
Следует иметь в виду, что симптоматические жесты могут быть непроизвольными, отражать действительное эмоциональное состояние человека, и произвольными, имитирующими ту или иную эмоцию.
Жесты-иллюстраторы.Это жесты, сопровождающие речь в коммуникативном акте, изображающие то, что уже выражено словами, т.е. вербально.
К ним относятся движения рук, синхронные с актуальной речью (например, ритмически отбивать слоги при скандировании); указательные движения (например, слова «Вон там» сопровождаются кивком головы и взглядом в сторону человека или предмета); движения, описывающие пространственные отношения (вот такой, от сих до сих, здесь, там), временные отношения (Он шел очень медленно/быстро — движения руки соответственно меняются); жесты, выделяющие в речи главную мысль, главное положение, переход к новой теме; жесты, имитирующие описываемое действие (например, движения, изображающие резание или сгибание предмета) и т.д.
Жесты-регуляторы.К ним относятся движения, поддерживающие и регулирующие как вербальный, так и невербальный диалог. Например, кивки, закрывание и открывание глаз, смена поз, определенным образом ориентирование движения тела и т.п.
В процессе общения жесты позволяют собеседникам лучше узнать друг друга, определить свойства характера, темперамент, эмоциональный настрой.
Не следует забывать, что жесты могут выдать человека, обнаружить то, что он пытается скрыть.
Используя жесты в деловом общении, необходимо иметь в виду, что у представителей разных культур они могут иметь различные смыслы, что может привести к неправильной интерпретации жеста.
Например, жест «палец у виска» у немцев означает, что человек, о котором говорят, несколько не в себе. Во Франции этот жест характеризует глупого человека, а в Голландии, наоборот, умного, обладающего интеллектом.
Жест «поманить к себе рукой» у русских выражает «просьбу подойти», а у арабов имеет прямо противоположное значение — «настоятельная просьба или требование уйти».
Жест «показать язык» в России считается бытовым жестом-дразнилкой, а на Тибете это форма ритуального приветствия.
По-разному могут толковаться и внешне сходные формы жестов, но отличающиеся каким-либо признаком, например интенсивностью движения. Так, быстрое хлопанье в ладоши — это аплодисменты в знак благодарности за полученное удовольствие от зрелища, а медленное и ритмичное — захлопывание, знак неудовольствия от увиденного зрелища, неприятие его.
Причиной коммуникативных неудач может стать избыточная интерпретация жеста. Нередко приходится сталкиваться с ситуацией, когда во время беседы, публичного выступления кто-то из присутствующих начинает зевать. Это может означать, что в помещении душно, человеку не хватает воздуха. А говорящий приписывает неконтролируемому зевку значение «скуки», считает, что зевающий подает ему знак, что разговор потерял для него интерес. В результате разговор может прекратиться, общающиеся останутся недовольны друг другом.
Деловому человеку целесообразно при жестикуляции придерживаться ряда правил:
1. Жесты должны быть непроизвольны. Прибегать к ним
необходимо только по мере ощущения потребности в них.
2. Жестикуляция не должна быть непрерывной. Следует
помнить, что не всякая фраза нуждается в сопровождении
жестом.
3. Управляйте жестами. Жест не должен отставать от подкрепляемого им слова.
4. Вносите разнообразие в жестикуляцию. Не следует пользоваться одним и тем же жестом во всех случаях.
5. Жесты должны отвечать своему назначению, т.е. соответствовать характеру речи и адресату.
Прикосновения.К кинетическим средствам относятся самые разнообразные прикосновения — рукопожатия, поцелуи, поглаживания, похлопывания, объятия и др. Выделяют следующие группы прикосновений:
—профессиональные (функциональные);
—ритуальные (социальные);
—дружеские (приятельские);
—любовные (интимные).
Смысл прикосновения, его интенсивность и частота в значительной степени зависят от места действия, пола, возраста, статуса, культурного уровня участников общения, характера взаимоотношений. Например, как показали исследования, тот, кто дотрагивается, имеет более высокий статус, чем тот, к кому прикасаются. Во всяком случае, инициатор подобных контактов в глазах наблюдателей всегда приобретает более высокий статус и большую власть.
Прикосновение может свидетельствовать о влиянии одного человека на другого, о выражении положительных или отрицательных эмоций, о стремлении регулировать процесс коммуникации, о необходимости соблюдения ритуальных действий или быть следствием «производственной необходимости».
Одним из наиболее распространенных деловых прикосновений является рукопожатие.Рукопожатие было введено в конце XVII в. Данный жест был задуман как приветствие равных по статусу, так как жесты кланяться или снимать шляпу имели нежелательную окраску неравенства жестикулирующего и адресата.
Рукопожатие чаще всего используют в ситуациях приветствия, знакомства, примирения. При этом необходимо учитывать следующие обстоятельства:
· люди, часто общающиеся друг с другом, реже прибегают
к рукопожатию (например, близкие родственники);
· близко знакомые, но нерегулярно встречающиеся обычно
обмениваются рукопожатием при каждой встрече;
· из двух людей разного возраста первым протягивает руку
старший;
· мужчина не должен протягивать руку женщине;
· в ситуациях официального приветствия определяющую
роль играют социальные статусы жестикулирующих. Начальник-мужчина может первым протянуть руку для приветствия
своим подчиненным, в том числе женщинам и лицам старшего
возраста.
Рукопожатие может скреплять и некоторую достигнутую между жестикулирующими договоренность. После его осуществления договоренность вступает в действие, а ее условия не подлежат пересмотру.
В официальной обстановке рукопожатие употребляется для поздравления или выражения благодарности за совершенный социально значимый поступок (вручение награды, диплома, грамоты и т.п.). Жестикулирующий, обычно обладающий достаточно высоким социальным статусом, выражает благодарность или поздравление от лица определенного социального института (президента, правительства, администрации и т.д.).
Поза.Значимую информацию о состоянии человека, о его взаимоотношениях с собеседником содержит и поза, т.е. положение человеческого тела. Специалисты называют около 1000 различных поз. Вот некоторые их них: непринужденная, развязная, небрежная, застенчивая, вызывающая, чересчур вольная, грустная, усталая, меланхолическая; поза мыслителя, просителя и т.д.
Наиболее изученными считаются три группы поз, выражающие отношение к партнеру:
· включение или исключение из ситуации (открытость или
закрытость). Признаки закрытой позы — скрещенные на груди
руки; сплетенные в замок пальцы, фиксирующие колено сидящего «нога на ногу»; отклонение спины назад и т.д. Открытая
поза — человек улыбается, голова и тело повернуты к партнеру,
туловище наклонено вперед;
· доминирование («нависание» над партнером, похлопывание по плечу, рука «забыта» на плече собеседника и т.д.) или
зависимость (взгляд снизу; ситуативная сутулость и т.д.);
· противостояние (человек стоит сжав кулаки, подбоченясь, выставив плечо вперед) или гармония (позы синхронизированы, открыты, свободны).
Сходство или тождество поз участников делового общения говорит о близости их взглядов, точек зрения на обсуждаемую проблему, о взаимопонимании, желании пойти навстречу друг другу, напротив, несоответствие их поз чаще всего свидетельствует о взаимном непонимании партнеров, определенной конфронтации между ними. Это может быть и показателем сходства или различия их социальных статусов, исполняемых ими должностных обязанностей.
Этикетные нормы использования разных поз, как и жестов, во многом определяются культурными традициями народов. Например, в европейской и американской культурах в знак уважения к партнеру обычно встают перед ним, а на островах Фиджи и Тонга принимают сидячее положение. В знак приветствия мужчины-европейцы часто снимают шляпы и делают легкий поклон, а у некоторых народов Полинезии в этот момент, наоборот, голова мужчины должна быть прикрыта и корпус выпрямлен.
Разное отношение наблюдается и к такой позе, как глубокий поклон. Например, у европейцев и американцев эта поза расценивается как знак униженности и раболепия. А в Японии это знак смирения, уважения к другому человеку. Не поклониться в Японии означает грубо нарушить этические нормы поведения, проявить неучтивость и невежливость.
Мимика.Это движения мышц лица, выражающие внутреннее душевное состояние человека (от греч. mimikos — подражательный). Как считают специалисты, лицо — это мультисигнальная система: «Лицо — носитель богатейшего коммуникативного потенциала. Это инструмент передачи эмоциональных состояний; оно отражает межличностные отношения; оно обеспечивает невербальную обратную связь с действиями окружающих; некоторые ученые называют его главным после речи источником информации»2.
Мимика позволяет безошибочно определить, какие чувства переживает тот или иной человек: счастье, радость, вдохновение, грусть, печаль, страх, отвращение и др.
Лицо является важным средством самопрезентации: оно помогает человеку создать нужный образ в глазах других. Исследования психологов показали, что судьи более благосклонно относились к обвиняемым с грустными, подавленными или «нейтральными» лицами. Преступники со злыми лицами осуждались более строго. Выражение лица считается также действенным орудием социального влияния, так как позволяет вызвать желаемое поведение. Например, улыбка оказывает положительное воздействие на окружающих, а неприветливое, угрюмое лицо подавляет, угнетает, вызывает отрицательные эмоции.
Американские исследователи выделили различные стили лицевых экспрессии, которые могут проявляться в различных жизненных ситуациях или быть постоянными для некоторых людей. Назовем эти стили:
Скрывающий. Лицо сдерживает выражение реального эмоционального состояния. Очень мало движений лицевых мышц.
Открывающий. Этот стиль противоположен скрывающему. Взглянув на лицо человека, вы не сомневаетесь в том, что он чувствует, и так происходит постоянно.
Нечаянно выражающий. Эта модель, как правило, относится к ограниченному числу экспрессии, которые человек, как он сам думает, скрывает: Как ты узнал, что я рассердился?
Бесстрастный. Человек убежден, что эмоция отражается на его лице, но окружающие видят лишь бесстрастную маску. Заменитель. Выражение лица показывает не ту эмоцию, которую оно должно отражать по мнению самого человека.
Замороженный. Этот стиль характерен, по крайней мере, для половины эмоциональных выражений. Некоторые рождаются с такой формой лица, что в расслабленном, нейтральном состоянии уголки их рта печально опущены; другие переживают какое-то чувство постоянно, так что это эмоциональное выражение как бы выгравировывается у них на лице .
Взгляд.В культуре устного делового общения важное значение имеет взгляд. Глаза играют огромную роль в процессе взаимодействия людей. Вспомните фразы, которые довольно часто используются в речи: глаза светятся счастьем; глаза негодуют; пронзил взглядом; глаза бегают; растерянный взгляд; беспомощный взгляд и т.д. Наличие или отсутствие визуального контакта, направленность взглядов, их продолжительность оказывают существенное влияние на характер речевого поведения собеседников, эффективность коммуникации.
Любопытно, что один и тот же разговор казался людям более приятным и полезным в том случае, если человек говорил и смотрел на слушателей приблизительно столько же, сколько смотрели на него. Когда человек во время общения чаще смотрел на слушателей, чем те смотрели на него, общение оценивалось менее положительно.
Установлено, что собеседники с очень высоким статусом смотрят друг на друга довольно редко. Люди часто смотрят на того, чей статус намного выше их собственного, и значительно реже — на человека со статусом ниже своего.
Люди, стремящиеся к сотрудничеству, смотрят друг на друга дольше, и их взаимные взгляды указывают на доверие, симпатию и честность. Конкуренты бросают друг на друга короткие частые взгляды: они стараются оценить намерения партнера, не отказываясь при этом от собственных намерений.
Когда люди хотят скрыть свои чувства, они опускают глаза. Так же поступают, если хотят обмануть партнера.
В общении необходимо придерживаться целого ряда правил визуального взаимодействия. Например, не рекомендуется долго и пристально разглядывать незнакомых людей, однако нельзя и не замечать их; нужно проявлять, как говорят, «вежливое невнимание», т. е, смотреть на них ровно столько времени, сколько необходимо для того, чтобы дать понять, что их увидели.
В общественных местах считается неприличным смотреть на определенные части тела. Нельзя рассматривать людей как неодушевленные предметы, «в упор» не видеть собеседника и т.п.
Нормы русского этикета требуют, чтобы говорящие смотрели друг на друга, причем не «пустыми глазами», а внимательно и заинтересованно. А вот в японском этикете правила слушания несколько иные, Например, при официальных отношениях нижестоящему не разрешается смотреть в глаза вышестоящему. Это рассматривается как вызов, дерзость, непочтение. А чтобы подтвердить свое внимание во время разговора, японцы выработали специальные приемы: они все время кивают головой и говорят хай (да). Американцы, европейцы воспринимают такое этикетное поведение в соответствии со своими нормами, поэтому их нередко шокирует отказ японцев в конце разговора. Как же так, во время разговора кивали головой, говорили да и вдруг дали отрицательный ответ?!
В процессе визуального контакта следует учитывать, что о психическом и эмоциональном состоянии человека может свидетельствовать и величина его зрачков. По данным некоторых психологов, зрачки расширяются при позитивных установках, а при негативных — сужаются.
В общении следует учитывать и такой важный фактор, как межличностное пространство,расстояние, на котором собеседники находятся друг от друга. Выделяют четыре типа расстояния между собеседниками:
1) интимное расстояние (до 45 см) — наиболее охраняемая
зона межличностного общения; проникать в нее разрешается
только тем, кто находится в теснейшем эмоциональном кон
такте;
2) личное расстояние (от 46 см до 1,2 м) — оптимальное
расстояние для разговора, беседы; вариации в этих пределах
разнообразны — от вежливого участия до теплого интереса
к собеседнику, от раздражения до сочувствия и т.д.
3) социальное расстояние (от 1,2 до 3,6 м) — дистанция,
наиболее удобная для формального общения, для разговора
посторонних людей;
4) публичное расстояние (более 3,6 м) соблюдается при
адресации к большой группе людей.
Задание: заполнить таблицу
Жест | Значение | |
человек, грозящий указательным пальцем собеседнику | ||
покачивание перед его носом указательным пальцем из стороны в сторону |
| |
стучать себя по лбу | ||
разводит руками или | ||
воздевает их к небу | ||
неожиданно и безвольно опускают кисть одной из рук вниз | ||
бьет себя в грудь | ||
провести рукой по горлу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
18.04.2020 МЖКХ1 основы деловой культуры Темперамент
изучить материал, выполнить задания...
16.05.2020 МЖКХ1 Основы делового общения современные правила оформления деловых документов
изучить материал, выполнить задание...
25.05.2020 МЖКХ1 культура делового общения Деловая переписка по интернету
изучить материал, ответить на вопросы...
26.05.2020 МЖКХ1 культура делового общения правила и нормы речевого этикета
изучить материал, ответить на вопросы...
27.05.2020 МЖКХ1 основы деловой культуры Невербальные средства общения
изучить материал, выполнить задание...
06.06.2020 МЖКХ1 основы делового общения Проксемические средства общения
изучить материал, выполнить задание...
06.06.2020 МЖКХ1 Основы делового общения Дифференцированный зачет
Ответить на вопросы теста...