Письмо как средство общения.
опыты и эксперименты по русскому языку на тему

Поставила перед собой цель познакомить учащихся с историей и особенностями эпистолярного жанра, историей почтовой связи, обучать навыкам написания личного письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodrazrabotka_uroka_pismo_kak_sredstvo_obshcheniya.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Письмо как средство общения ( рекомендуется  уч-ся 8-9 классов)

Цель: Познакомить учащихся с историей и особенностями эпистолярного жанра, историей почтовой связи, обучить навыкам написания личного письма.

Задачи: дать представление об эпистолярном жанре, познакомить с правилами написания письма, научить писать письмо личного характера;

                развивать орфографические и пунктуационные навыки , развивать интерес к эпистолярному жанру и услугам почтовой связи.

                Воспитывать любовь к русскому языку, уважение к человеку, правила вежливого обращения,  развивать письменную монологическую и диалогическую речь

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование : индивидуальные конверты- письма, портреты писателей, эпистолярная литература , презентации выступлений учащихся, схема «Композиция написания письма» , схема- памятка « Правила написания письма», песня « Песенка почтальона»

Эпиграф: Пишите друг другу письма, ведь они помогают жить, делая нас добрее.

I. Организационный момент.

                                                                                        А.П.Чехов.

    Учитель: Здравствуйте, ребята! Обратите внимание на треугольники , которые находятся  на ваших столах .В годы войны солдатские треугольники были единственной ниточкой, которая связывала их с родными, они помогали им выживать в этой страшной войне.. За один месяц на фронт приходило  около 70 миллионов    писем.

             Но сегодня они адресованы вам, потому что на каждом из них есть ваши адреса. Откройте их и прочитайте, что там написано.

      Ученик: (  вскрывает конверт и сообщает  о цели и задачах  урока)

Карина ознакомит нас с новыми словами, которыми мы будем пользоваться. Прошу записать слова в тетради

Словарь:

1.Эпистола- послание, письмо

2.Эпистолярный жанр- жанр произведений, написанных в форме письма.

3.Адресат- тот, кому адресовано послание

4. Адресант- тот, кто пишет это послание

5. Корреспонденция- переписка

Лингвистическая разминка.

 Комментированный словарный диктант.

         Здравствуйте,   пожалуйста, до свидания, дорогой друг, милый человек, прекрасное настроение,  пиши почаще, уважаемый, глубокоуважаемый, спасибо, будьте добры, буду с нетерпением ждать,  хочется написать, прошу прощения, благодарю

Учитель:

 - Какие слова вы написали?

Ученик: Слова вежливости. С помощью таких слов определяется мера нашей воспитанности. Кроме того,  используют их при написании писем Следовательно, они характерны для эпистолярного жанра.

Учитель:

Прочитайте эпиграф к уроку.

(Пишите друг другу письма, ведь они помогают жить, делая нас добрее.)

     II.Объяснение нового:      

     Объяснить новый материал мне помогут ваши одноклассники из исследовательской группы, которые заранее получили задания.

     Ученик:( презентация № 1)Форма письма используется в романах, стихотворных произведениях, в публицистике( открытое письмо), в критике. В античности письма сочинялись как литературные произведения , которые предназначались для публичного чтения. Письма Эпикура, Цицерона, Сенеки являются прекрасным образцом эпистолярного жанра. В Византии эпистолярная литература стала ведущей и имела характер публицистический . Образцом русской средневековой публицистики стала переписка Ивана IVс князем Курбским .В русской литературе можно назвать следующие литературные произведения, написанные в эпистолярном жанре: « Письма русского путешественника» Н.М.Карамзина, « Роман в письмах» Пушкина, « Бедные люди» Достоевского и др.

Учитель:Каковы признаки письма?

  Для того, чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем письма А.П.Чехова и Л.Н.Толстого, относящиеся к вершинам эпистолярного жанра

 Ученик: ( презентация № 2)

          Дорогой Владимир Галактионович!

          Спешу сообщить Вам , что я добрался благополучно до своего родного дома. Когда Вы, дорогой друг, писали последнее послание , я был далеко от Петербурга. На вечер в пользу семьи Г.И. Успенского едва ли попаду, так как выбраться из дому мне нелегко и   вообще говоря,  на вечерах я не читаю. Достаточно мне почитать 3-5 минут, как во рту у меня сохнет, голос сипнет, и я начинаю непрерывно откашливаться.

     У Вукола я не праздновал. Проездом через Москву был у Льва Толстого и с удовольствием провёл у него часа два.

    « Русское богатство» получаю. Большое Вам спасибо.

         Крепко жму Вам руку.  Ваш  душой

                                        А. П. Чехов.

 Ученик: ( презентация № 3). Письмо Л.Н.Толстого к Н.Н.Страхову.

           Любезный Николай Николаевич!

          Благодарю Вас за письмо: мы поджидали его и начинали уже беспокоиться о Вас. Очень радуюсь за то, что Вам  было хорошо у нас. Жду Вашу биографию, которую хоть и браните, но я знаю , что там будет много хорошего. Я всё переделываю, поправляю своё писанье и очень занят. Погода прекрасная, мы все веселы и здоровы. Смерть Тургенева я ожидал, а всё-таки очень часто думаю о нём теперь. Простите, что пишу несколько слов. Не забывайте нас за то, что мы  Вас любим .

                                                              Ваш. Л.Н.Толстой.

Учитель: Какие особенности эпистолярного жанра присутствуют в прочитанных письмах мастеров слова?

  Ученик: В этих письмах выделяются следующие особенности эпистолярного жанра. В них обязательно использование обращений, могут использоваться вводные слова. Авторы писем в доверительной форме излагают свой внутренний мир. Присутствует диалогическая и монологическая  речь. Обязательно присутствие адресата и адресанта. Письмо – это форма общения.

             

 Вывод.

Ученик:

         Письмо- это средство общения на расстоянии. В нём присутствует монологическая и диалогическая речь. Оно помогает  в непринужденной доверчивой беседе раскрыть свой внутренний мир. Письма создают эффект документальности, подлинности сообщения и поэтому обладают большой убедительностью. Ориентация на адресата – это важный опознавательный признак эпистолярного жанра.

Учитель:Теперь рассмотрим , из каких смысловых  частей состоит оно?

Ученик:

  1. Приветствие или обращение к тому, кому оно пишется.
  2. Вступление – извинение, вопросы, отражающие интерес к адресату.  
  3. Основная часть- изложение информации, интересующей адресата.
  4. Заключение- выражение уважения, любви, преданности, прощения, прощания.
  5. Подпись.Дата.

Ученик ( презентация № 4)

  Виды писем:

  1. Личное письмо
  2. Официальное письмо
  3. Письмо- поздравление
  4. Письмо- сообщение
  5. Письмо- просьба.

Игра « Отгадай  название и автора произведения»

         Ученики читают письма Маши Мироновой и Андрея Гринёва из повести « Капитанская дочка» А.С.Пушкина.

Учитель. Вы прочитали письма  известных писателей и литературных героев.

Что можно сказать об  этих письмах?

 Ученик:Это письма личного характера. Они адресованы близкому человеку, овеяны доверительностью и искренностью.

Учитель:Мы узнали очень много о письмах. Читали письма , которые относятся к 19 веку. А как доставлялись письма адресатам?

Об этом мы узнаем после музыкальной паузы , во время которого мы чуть- чуть отдохнём , отвлечёмся . Можно двигаться в такт музыке или сделать гимнастику глаз.

Звучит песня « Песенка почтальона».

Об истории  почтовой связи рассказал  ученик: ( Презентация № 5)

      Передача информации существовала со времён первобытных людей. И начиналось всё с криков, ударов в барабаны, огня и дыма, позже перешли к устным сообщениям гонцов.

       Но всё- таки история почты связана с изобретением письменности. Именно от письменных древних сообщений и начинает своё развитие почтовая связь. Древние государственные почтовые учреждения были в Египте, Древней Греции, Китае, Киевской Руси. В зависимости от особенностей страны были распространены разные виды почтовой связи . Так, в Египте это были пешие скороходы и конные гонцы , также египтяне первыми придумали использовать почтовых голубей. Персы основали почтовые станции- равноудалённые друг от друга строения, где гонцы могли отдыхать. В Греции кроме сухопутных гонцов использовали морскую перевозку почты. Древние римляне стали использовать повозки и телеги для перевозки крупной почтовой клади.

        Само название « почта»( от лат – станция в пункте) стало использоваться в 13 веке, когда во Франции, Италии , Германии появились централизованные учреждения под контролем королевской власти- для пересылки не только государственной корреспонденции, но и частных сообщений.

             История российской почты ведётся со времён образования Киевской Руси, когда для населения ввели особую повинность- повоз. Население обязано было поддерживать в порядке дороги, предоставлять для государственных нужд подводы с лошадьми, продовольствие и проводников. В дальнейшем повоз стал основой для создания почтовых служб.

            Ученик:

             9 октября отмечается Всемирный день почты. Именно в этот день в 1874 году в Швейцарии представителями 22 стран, в том числе России, был подписан договор, учреждающий основание Всемирного почтового союза. Сейчас международная почта говорит на 6800 языках и представляет собой огромную сеть физической доставки почты.

          Учитель.В нашем посёлке работает почта, начальником которой является Кенден Наталья Ондаровна.

  С её работой знакомились  Айлуна и Ай- Чырыы, которые  расскажут нам, что узнали.

    Айлуна.

                      Наталья Ондаровна работает в отделении почтовой связи 10 лет. Она награждена  Почётной грамотой  Почтовой службы  Российской Федерации.

                 Почта занимается перевозкой писем и газет , различных посылок и бандеролей.  Привозят почту 3 раза в неделю . Перевозят около 150 писем , около 500 газет , журналов ,  посылок и бандеролей. Кроме того , почтовое отделение оказывает услуги по оплате коммунальных  платежей  и выдаёт пенсии и пособия населению.

Айдана:

              Почта 20-21 веков – это высокая скорость доставки корреспонденции, , современное оборудование, удобные схемы  пересылки. С появлением Интернета роль почты немного изменилась: теперь это скорее пересылка товаров и грузов, а также официальной документации.

    С развитием  мобильной связи и Интернета появились электронная почта и смск-ки.

      С возможностями электронной почты  и смс-ок нас ознакомят Айдана и Азиана, Карина

      Мы сравним, чем лучше электронное письмо , обычное письмо , смс-ка

   

Письмо

Электронное письмо

  СМС-ки

Доступность всем

Доступно не всем

Доступно не всем

Документальность

Быстрота

Быстрота

Эмоциональность

Особая убедительность

 

Итог  урока:

 Учитель: Сегодня мы знакомились с темой , посвящённой эпистолярному жанру. Прочитали образцы писем, познакомились с смысловыми частями, с видами писем, научились писать письма. Важно уметь общаться  друг с  другом не только с помощью электронной почты, смс-ок , но и  посредством написания писем. Потому что в письме мы можем доверять другу самые сокровенные мысли, сможем передать тепло своих рук, своей души близкому человеку, поддержать его в трудную минуту. Ещё раз прочитаем слова великого Чехова.. . И в этом нам поможет Почта России!

 В форме синквейна сделайте вывод урока на тему

                              Урок                                                  

          Творческий, познавательный

            Научил писать, ценить письмо

                Пишите письма    

                  Родным!                          

Домашнее задание: Написать письмо, используя текст словарного диктанта.

                                 

Литература

1.Антонова Л.Г.Развитие речи. Уроки риторики.Ярославль: Академия развития.1997.

2.Горелов И.Н. и др.Умеете ли вы общаться?М.:Просвещение. 1991.

3.Людкевич Н.Н.Как писать письма или Робинзон спешит на помощь. Русский язык № 15, 2006. Стр 14.

Урок разработан учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ с.Ак- Тал  Чымыыжык Анной Шулууевной

Телефон: 8923 384  86 17.

 

Домашнее задание:  Написать письмо другу, подруге.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письмо как средство общения. Написание письма "Хочу рассказать тебе о своём родном крае"

Письмо как средство общения. Написание письма "Хочу рассказать тебе о своём родном крае" Стили литературного языка. Разговорно-бытовой стильЦели урока: 1. Расширить знания учащихся о функциональных ст...

Презентация "Возникновение и развитие письма как средства общения

Современная письменность прошла достаточно длительный период становления.  Называя основные 4 этапа ее развития: •Предметное письмо •Пиктографическое письмо •Иероглифическое пис...

Тренинг: «Азбука общения. Вербальные средства общения в работе педагога».

Цель: 1.     Познакомить педагогов с эффективными техниками речевого общения.2.     Дать информацию о типах людей в НЛП, предложить  тактически...

Невербальные средства общения как важная часть различных стилей педагогического общения.

Существует несколько стилей общения учителя с учеником, поэтому, при написании работы я хочу указать основные и выделить наиболее распространенные стили, такие как: невербальное педагогическое общение...