Письмо как средство общения.
опыты и эксперименты по русскому языку на тему
Поставила перед собой цель познакомить учащихся с историей и особенностями эпистолярного жанра, историей почтовой связи, обучать навыкам написания личного письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodrazrabotka_uroka_pismo_kak_sredstvo_obshcheniya.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Письмо как средство общения ( рекомендуется уч-ся 8-9 классов) Цель: Познакомить учащихся с историей и особенностями эпистолярного жанра, историей почтовой связи, обучить навыкам написания личного письма. Задачи: дать представление об эпистолярном жанре, познакомить с правилами написания письма, научить писать письмо личного характера; развивать орфографические и пунктуационные навыки , развивать интерес к эпистолярному жанру и услугам почтовой связи. Воспитывать любовь к русскому языку, уважение к человеку, правила вежливого обращения, развивать письменную монологическую и диалогическую речь Тип урока: урок развития речи. Оборудование : индивидуальные конверты- письма, портреты писателей, эпистолярная литература , презентации выступлений учащихся, схема «Композиция написания письма» , схема- памятка « Правила написания письма», песня « Песенка почтальона» Эпиграф: Пишите друг другу письма, ведь они помогают жить, делая нас добрее. I. Организационный момент. А.П.Чехов. Учитель: Здравствуйте, ребята! Обратите внимание на треугольники , которые находятся на ваших столах .В годы войны солдатские треугольники были единственной ниточкой, которая связывала их с родными, они помогали им выживать в этой страшной войне.. За один месяц на фронт приходило около 70 миллионов писем. Но сегодня они адресованы вам, потому что на каждом из них есть ваши адреса. Откройте их и прочитайте, что там написано. Ученик: ( вскрывает конверт и сообщает о цели и задачах урока) Карина ознакомит нас с новыми словами, которыми мы будем пользоваться. Прошу записать слова в тетради Словарь: 1.Эпистола- послание, письмо 2.Эпистолярный жанр- жанр произведений, написанных в форме письма. 3.Адресат- тот, кому адресовано послание 4. Адресант- тот, кто пишет это послание 5. Корреспонденция- переписка Лингвистическая разминка. Комментированный словарный диктант. Здравствуйте, пожалуйста, до свидания, дорогой друг, милый человек, прекрасное настроение, пиши почаще, уважаемый, глубокоуважаемый, спасибо, будьте добры, буду с нетерпением ждать, хочется написать, прошу прощения, благодарю Учитель: - Какие слова вы написали? Ученик: Слова вежливости. С помощью таких слов определяется мера нашей воспитанности. Кроме того, используют их при написании писем Следовательно, они характерны для эпистолярного жанра. Учитель: Прочитайте эпиграф к уроку. (Пишите друг другу письма, ведь они помогают жить, делая нас добрее.) II.Объяснение нового: Объяснить новый материал мне помогут ваши одноклассники из исследовательской группы, которые заранее получили задания. Ученик:( презентация № 1)Форма письма используется в романах, стихотворных произведениях, в публицистике( открытое письмо), в критике. В античности письма сочинялись как литературные произведения , которые предназначались для публичного чтения. Письма Эпикура, Цицерона, Сенеки являются прекрасным образцом эпистолярного жанра. В Византии эпистолярная литература стала ведущей и имела характер публицистический . Образцом русской средневековой публицистики стала переписка Ивана IVс князем Курбским .В русской литературе можно назвать следующие литературные произведения, написанные в эпистолярном жанре: « Письма русского путешественника» Н.М.Карамзина, « Роман в письмах» Пушкина, « Бедные люди» Достоевского и др. Учитель:Каковы признаки письма? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем письма А.П.Чехова и Л.Н.Толстого, относящиеся к вершинам эпистолярного жанра Ученик: ( презентация № 2) Дорогой Владимир Галактионович! Спешу сообщить Вам , что я добрался благополучно до своего родного дома. Когда Вы, дорогой друг, писали последнее послание , я был далеко от Петербурга. На вечер в пользу семьи Г.И. Успенского едва ли попаду, так как выбраться из дому мне нелегко и вообще говоря, на вечерах я не читаю. Достаточно мне почитать 3-5 минут, как во рту у меня сохнет, голос сипнет, и я начинаю непрерывно откашливаться. У Вукола я не праздновал. Проездом через Москву был у Льва Толстого и с удовольствием провёл у него часа два. « Русское богатство» получаю. Большое Вам спасибо. Крепко жму Вам руку. Ваш душой А. П. Чехов. |
Ученик: ( презентация № 3). Письмо Л.Н.Толстого к Н.Н.Страхову. Любезный Николай Николаевич! Благодарю Вас за письмо: мы поджидали его и начинали уже беспокоиться о Вас. Очень радуюсь за то, что Вам было хорошо у нас. Жду Вашу биографию, которую хоть и браните, но я знаю , что там будет много хорошего. Я всё переделываю, поправляю своё писанье и очень занят. Погода прекрасная, мы все веселы и здоровы. Смерть Тургенева я ожидал, а всё-таки очень часто думаю о нём теперь. Простите, что пишу несколько слов. Не забывайте нас за то, что мы Вас любим . |
Ваш. Л.Н.Толстой. |
Учитель: Какие особенности эпистолярного жанра присутствуют в прочитанных письмах мастеров слова?
Ученик: В этих письмах выделяются следующие особенности эпистолярного жанра. В них обязательно использование обращений, могут использоваться вводные слова. Авторы писем в доверительной форме излагают свой внутренний мир. Присутствует диалогическая и монологическая речь. Обязательно присутствие адресата и адресанта. Письмо – это форма общения.
Вывод.
Ученик:
Письмо- это средство общения на расстоянии. В нём присутствует монологическая и диалогическая речь. Оно помогает в непринужденной доверчивой беседе раскрыть свой внутренний мир. Письма создают эффект документальности, подлинности сообщения и поэтому обладают большой убедительностью. Ориентация на адресата – это важный опознавательный признак эпистолярного жанра.
Учитель:Теперь рассмотрим , из каких смысловых частей состоит оно?
Ученик:
- Приветствие или обращение к тому, кому оно пишется.
- Вступление – извинение, вопросы, отражающие интерес к адресату.
- Основная часть- изложение информации, интересующей адресата.
- Заключение- выражение уважения, любви, преданности, прощения, прощания.
- Подпись.Дата.
Ученик ( презентация № 4)
Виды писем:
- Личное письмо
- Официальное письмо
- Письмо- поздравление
- Письмо- сообщение
- Письмо- просьба.
Игра « Отгадай название и автора произведения»
Ученики читают письма Маши Мироновой и Андрея Гринёва из повести « Капитанская дочка» А.С.Пушкина.
Учитель. Вы прочитали письма известных писателей и литературных героев.
Что можно сказать об этих письмах?
Ученик:Это письма личного характера. Они адресованы близкому человеку, овеяны доверительностью и искренностью.
Учитель:Мы узнали очень много о письмах. Читали письма , которые относятся к 19 веку. А как доставлялись письма адресатам?
Об этом мы узнаем после музыкальной паузы , во время которого мы чуть- чуть отдохнём , отвлечёмся . Можно двигаться в такт музыке или сделать гимнастику глаз.
Звучит песня « Песенка почтальона».
Об истории почтовой связи рассказал ученик: ( Презентация № 5)
Передача информации существовала со времён первобытных людей. И начиналось всё с криков, ударов в барабаны, огня и дыма, позже перешли к устным сообщениям гонцов.
Но всё- таки история почты связана с изобретением письменности. Именно от письменных древних сообщений и начинает своё развитие почтовая связь. Древние государственные почтовые учреждения были в Египте, Древней Греции, Китае, Киевской Руси. В зависимости от особенностей страны были распространены разные виды почтовой связи . Так, в Египте это были пешие скороходы и конные гонцы , также египтяне первыми придумали использовать почтовых голубей. Персы основали почтовые станции- равноудалённые друг от друга строения, где гонцы могли отдыхать. В Греции кроме сухопутных гонцов использовали морскую перевозку почты. Древние римляне стали использовать повозки и телеги для перевозки крупной почтовой клади.
Само название « почта»( от лат – станция в пункте) стало использоваться в 13 веке, когда во Франции, Италии , Германии появились централизованные учреждения под контролем королевской власти- для пересылки не только государственной корреспонденции, но и частных сообщений.
История российской почты ведётся со времён образования Киевской Руси, когда для населения ввели особую повинность- повоз. Население обязано было поддерживать в порядке дороги, предоставлять для государственных нужд подводы с лошадьми, продовольствие и проводников. В дальнейшем повоз стал основой для создания почтовых служб.
Ученик:
9 октября отмечается Всемирный день почты. Именно в этот день в 1874 году в Швейцарии представителями 22 стран, в том числе России, был подписан договор, учреждающий основание Всемирного почтового союза. Сейчас международная почта говорит на 6800 языках и представляет собой огромную сеть физической доставки почты.
Учитель.В нашем посёлке работает почта, начальником которой является Кенден Наталья Ондаровна.
С её работой знакомились Айлуна и Ай- Чырыы, которые расскажут нам, что узнали.
Айлуна.
Наталья Ондаровна работает в отделении почтовой связи 10 лет. Она награждена Почётной грамотой Почтовой службы Российской Федерации.
Почта занимается перевозкой писем и газет , различных посылок и бандеролей. Привозят почту 3 раза в неделю . Перевозят около 150 писем , около 500 газет , журналов , посылок и бандеролей. Кроме того , почтовое отделение оказывает услуги по оплате коммунальных платежей и выдаёт пенсии и пособия населению.
Айдана:
Почта 20-21 веков – это высокая скорость доставки корреспонденции, , современное оборудование, удобные схемы пересылки. С появлением Интернета роль почты немного изменилась: теперь это скорее пересылка товаров и грузов, а также официальной документации.
С развитием мобильной связи и Интернета появились электронная почта и смск-ки.
С возможностями электронной почты и смс-ок нас ознакомят Айдана и Азиана, Карина
Мы сравним, чем лучше электронное письмо , обычное письмо , смс-ка
Письмо | Электронное письмо | СМС-ки |
Доступность всем | Доступно не всем | Доступно не всем |
Документальность | Быстрота | Быстрота |
Эмоциональность | ||
Особая убедительность |
Итог урока:
Учитель: Сегодня мы знакомились с темой , посвящённой эпистолярному жанру. Прочитали образцы писем, познакомились с смысловыми частями, с видами писем, научились писать письма. Важно уметь общаться друг с другом не только с помощью электронной почты, смс-ок , но и посредством написания писем. Потому что в письме мы можем доверять другу самые сокровенные мысли, сможем передать тепло своих рук, своей души близкому человеку, поддержать его в трудную минуту. Ещё раз прочитаем слова великого Чехова.. . И в этом нам поможет Почта России!
В форме синквейна сделайте вывод урока на тему
Урок
Творческий, познавательный
Научил писать, ценить письмо
Пишите письма
Родным!
Домашнее задание: Написать письмо, используя текст словарного диктанта.
Литература
1.Антонова Л.Г.Развитие речи. Уроки риторики.Ярославль: Академия развития.1997.
2.Горелов И.Н. и др.Умеете ли вы общаться?М.:Просвещение. 1991.
3.Людкевич Н.Н.Как писать письма или Робинзон спешит на помощь. Русский язык № 15, 2006. Стр 14.
Урок разработан учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ с.Ак- Тал Чымыыжык Анной Шулууевной
Телефон: 8923 384 86 17.
Домашнее задание: Написать письмо другу, подруге.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Письмо как средство общения. Написание письма "Хочу рассказать тебе о своём родном крае"
Письмо как средство общения. Написание письма "Хочу рассказать тебе о своём родном крае" Стили литературного языка. Разговорно-бытовой стильЦели урока: 1. Расширить знания учащихся о функциональных ст...
Презентация "Возникновение и развитие письма как средства общения
Современная письменность прошла достаточно длительный период становления. Называя основные 4 этапа ее развития: •Предметное письмо •Пиктографическое письмо •Иероглифическое пис...
Тренинг: «Азбука общения. Вербальные средства общения в работе педагога».
Цель: 1. Познакомить педагогов с эффективными техниками речевого общения.2. Дать информацию о типах людей в НЛП, предложить тактически...
Невербальные средства общения как важная часть различных стилей педагогического общения.
Существует несколько стилей общения учителя с учеником, поэтому, при написании работы я хочу указать основные и выделить наиболее распространенные стили, такие как: невербальное педагогическое общение...
Письмо как средство общения
Урок в 5 классе...
30.05.2020 МЖКХ1 культура делового общения кинетические средства общения
изучить материал, заполнить таблицу...
06.06.2020 МЖКХ1 основы делового общения Проксемические средства общения
изучить материал, выполнить задание...