Рабочая программа факультатива "Русская словесность" 8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

Кузнецова Людмила Николаевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkaya_slovesnost_8_klass.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена  и одобрена на заседании                                         Утверждена руководителем

кафедры русского языка и литературы                                   образовательного учреждения

Заведующий   кафедрой______________                            ____________/_______________/                                    /_____________________________/                                          «___»_________________2018 г.                                    «___»____________________20 18 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Русская словесность» в 8А классе

                                                                                              Составитель: Кузнецова

                                                                                           Людмила Николаевна,

                                                                                               учитель русского языка

                                                                              и литературы

2018-2019 учебный год

Пояснительная записка

         Рабочая программа по элективному курсу для 8А класса составлена на основе примерных программ  по русскому (родному) языку  для основного общего образования, составленных на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, авторской программы  Р.И. Альбетковой 2011 года.

Предлагаемая программа  представляет основы русской словесности, т.е. главные, исходные сведения о словесности, основные приёмы словесного выражения содержания. Теоретические сведения рассматриваются в определённой системе; сущность этой системы составляет единство языка, выражающего определённое содержание, и произведения, содержание которого выражено посредством языка.  В программу вошёл ряд понятий, которые изучаются в школе в соответствии с действующими программами по литературе и русскому языку. На уроках словесности осуществляется особый подход к явлениям языка и литературы. Кроме известных учащимся понятий, в программу включён ряд новых понятий, например понятие о словесности, о различных видах авторского повествования, о стилизации и др. При этом теоретические сведения служат инструментом постижения смысла произведений и опыт изучения употребления различных средств языка в произведениях должен использоваться учениками в их собственных высказываниях. Подзаголовок «От слова к словесности» свидетельствует о том пути, которым учащиеся идут в освоении учебного предмета: сначала рассматриваются ресурсы языка, которые позволяют ему служить материалом словесности, а затем – произведение как результат употребления языка. Поэтому сначала изучаются свойства языка как материала словесности, а затем речь идёт о произведении словесности. Каждый  раздел программы по словесности включает в себя не только теоретические сведения, но и перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся при изучении раздела, и некоторые виды работ над языком произведений. Практически направленность изучения словесности служит выработке у учащихся умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык в собственных высказываниях. В программе предлагается и создание учащимися собственного произведения – сказки, рассказа, сценки и др.

Практическое освоение словесности обусловлено следующими задачами:

- совершенствовать читательские умения: в ходе аналитической деятельности школьники учатся выявлять художественные особенности произведений,

- научить самостоятельно подбирать яркие языковые средства для выражения собственных мыслей при составлении текстов разного вида.

В 8 классе ученики осваивают такие важнейшие для словесности понятия, как автор, рассказчик, разновидности авторского повествования, учатся различать автора, рассказчика и героя в эпическом произведении, видеть авторское отношение к изображаемому, выраженное средствами языка, понимать значение средств языкового выражения содержания в произведениях всех родов. Таким образом, изучение базовых понятий, основ русской словесности в 7-9 классах должно помочь формированию умений учащихся самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приёмы словесного выражения содержания. Творческое овладение  богатствами родного языка и освоение духовного опыта человечества помогут развитию личности школьника.

Для реализации программы используется учебное пособие для 8 класса, которое является частью комплекта пособий для 5-11 классов по русской словесности: Русская словесность. От слова к словесности. 8 кл.: учебное пособие / Р.И.Альбеткова. – М.: Дрофа, 2012.

         Программой предусмотрено 17 часов  в год (0,5 часов в неделю). Формы организации учебного процесса как традиционные (лекция, практикум), так и нетрадиционные (исследование, урок-концерт).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Основные знания, умения, навыки

Обогащение словарного запаса: работа со словарями. Различение слов по их стилистической окраске. Понимание роли общеупотребительных слов, областных, специальных и заимствованных слов в произведениях словесности. Понимание роли грамматической формы существительного, прилагательного и глагола в произведениях словесности. Выразительное чтение текстов с различной стилистической и эмоциональной окраской. Выбор стилистических средств языка в собственных высказываниях в соответствии с условиями и поставленной целью.

Нахождение в тексте средств художественной изобразительности и понимание их значения. Выразительное чтение произведений, в которых имеются средства художественной изобразительности. Применение средств художественной изобразительности в собственных высказываниях.

Развитие чувства юмора. Выразительное чтение юмористического произведения. Устное и письменное изложение юмористического произведения. Создание собственного юмористического рассказа или сценки, употребление в нем средств создания комического.

Выразительное чтение былины. Рассказывание предания, легенды.

Умение отличить эпическое произведение от лирического и драматического. Понимание значения повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении для изображения характера героя и передачи авторского отношения к герою. Различение героя, автора и рассказчика. Выразительное чтение и пересказ эпических произведений. Сочинение рассказа по собственным впечатлениям, использование в нем повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога.

Умение отличить лирическое произведение от эпического и драматического. Различение размеров стихов. Понимание выразительного значения ритма, рифмы и аллитерации. Выразительное чтение лирического произведения.

Умение отличить драматическое произведение от эпического и лирического. Понимание роли авторской ремарки, реплик героев в диалоге, монологов героев. Выразительное чтение по ролям драматического произведения. Сочинение сценки по собственным впечатлениям, употребление в ней ремарки, диалога и монолога.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Дата по плану

Дата фактическая

Средства языка художественной словесности

1

Многообразие языковых средств. Лексическое значение слова и семантика. Изобразительные и выразительные возможности языка

Семантика фонетических средств языка. Интонация. Элементы интонации: ударение, пауза, мелодика. Аллитерация и ассонанс.

1

2

Семантика словообразования. Семантика приставок и суффиксов. Семантика сложения слов.

Лексические возможности языка: синонимы, омонимы, паронимы, антонимы.

1

3

Архаизмы и историзмы. Славянизмы. Неологизмы и заимствованные слова. Окказионализмы.

Тропы: метафора, сравнение, олицетворение, метонимия и синекдоха.

1

4

Семантика средств синтаксиса. Семантика типов предложений. Период.

Поэтические фигуры: инверсия, антитеза, оксюморон, повтор, умолчание, эллипсис.

1

Словесные средства выражения комического

5

Комическое как средство выражения оценки явления. Значение комического. Несоответствие как основа комического. Юмор и сатира.

Языковые средства создания комического. Неожиданность. Остроумие. Каламбур, алогизм, «перевёртыш».

1

6

Несоответствие стилистической окраски высказывания предмету изображения. Гипербола. Фантастика.

Ирония. Речь героя. «Говорящие» фамилии и имена.

Пословицы и афоризмы. Пародийные афоризмы. Эпиграмма.

Текст и его признаки. Что такое текст. Признаки текста.

1

7

Содержание, тема и идея текста. Содержание и форма. Тема. Идея.

Основные требования к тексту: правильность, точность, последовательность, непротиворечивость, соответствие стиля-функции.

1

8

Художественность произведения. Главное свойство художественного произведения.

Композиция словесного выражения. Великие художественные произведения.

1

9

Слово в эпическом произведении. Описание и повествование в эпическом произведении.

Диалог. Монолог. Несобственно-прямая речь.

1

10

Литературный герой, характер, образ, типический герой.

Сюжет и композиция как средство выражения идеи.

Рассказчик и автор в эпическом произведении. Повествование от лица рассказчика – свидетеля событий, участника событий.

1

11

Слово в лирическом произведении. Герой лирического произведения. Семантика слов в лирике.

Ритм как способ выражения мысли и чувства автора. Роль стиха.

1

12

Звуковая организация стихотворной речи. Роль рифмы в стихах. Звукопись.

Стихотворные забавы. Моноритм. Акростих. Фигурные стихи. Палиндром

1

13

Слово в драматическом произведении. Диалог как средство изображения жизни и выражения авторской точки зрения.

Выбор вида и жанра как средство выражения авторской точки зрения в драматическом произведении.

1

14

Изображение характеров как способ выражения авторской позиции в драматическом произведении.

Сюжет, конфликт и композиция как способ выражения авторской позиции в драматическом произведении.

1

15

Взаимовлияние произведений словесности - закон её развития. Сокровищница художественных достижений словесности

Воздействие Библии на русскую литературу. Библия и летопись.

1

16

Мифологические образы в русской литературе. Мифологические образы в поэзии А.С. Пушкина

Миф о Дедале и Икаре и его использование в поэзии XX века.

1

17

Влияние народной словесности на литературу. Использование жанров народной словесности.

1

Содержание программы

Средства языка художественной словесности

Многообразие языковых средств и их значение.

Лексическое значение слова, определяемое в словаре, и семантика слова, словосочетания, оборота речи, которая возникает при употреблении языка. Способность языка изобразить предмет и выразить авторскую точку зрения.

Семантика фонетических средств языка. Значение интонации: роль лексики и синтаксиса, логического и эмоционального ударения, паузы, мелодики (повышения и понижения голоса). Значение звуковых повторов: аллитерации и ассонанса.

Семантика словообразования. Значение сопоставления морфем, создания новых сложных слов.

Значение средств лексики. Роль синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Роль архаизмов, историзмов, славянизмов. Роль неологизмов и заимствованных слов. Употребление переносного значения слов – тропов. Художественное значение метафоры, олицетворения, метонимии.

Значение изобразительных средств синтаксиса. Употребление различных типов предложений. Употребление поэтических фигур: антитезы, оксюморона, инверсии анафоры, эпифоры, рефрена, повтора, умолчания, эллипсиса.

(Умение видеть в тексте языковые способы изображения явления и выражения отношения автора к предмету изображения. Понимание значения лексических, фонетических, словообразовательных, грамматических средств языка в произведениях словесности. Выразительное чтение текстов различной эмоциональной окраски. Применение различных языковых способов выражения мысли и чувства в собственных устных и письменных высказываниях.)

Словесные средства выражения комического

        Возможность выразить в слове авторскую оценку явления. Комическое как вид авторской оценки изображаемого.

Юмор и сатира, их сходство и различие. Роль смеха.

Языковые средства создания комического эффекта. Своеобразие речи героев в юмористическом и сатирическом произведении, использование «говорящих» фамилий и имён, парадокса, каламбура, остроумия.

Малые жанры комического: афоризм и эпиграмма.

(Понимание сущности комического, развитие чувства юмора. Умение видеть авторский идеал в сатирическом и юмористическом произведениях. Выразительное чтение и рассказывание сатирических и юмористических произведений. Использование языковых средств комического изображения в собственных сочинениях)

           

Качество текста и художественность произведения

Текст и его признаки. Тема и идея текста. Основные требования к художественному и нехудожественному тексту: правильность, точность, последовательность, соответствие стиля цели высказывания. Высказывание как выражение мысли.

Художественность произведения. Особая роль языка в художественном произведении.

Выбор необходимых языковых средств, соответствие стилистической окраски высказывания его цели.

Богатство лексики и ёмкость слова в художественном произведении.

Стройность композиции, последовательность изложения, соразмерность частей.

Выражение авторской индивидуальности, оригинального взгляда на мир. Открытие нового.

Великие художественные произведения.

(Развитие «чувства стиля». Умение оценить качество текста: его правильность, точность, стройность композиции, соответствие стиля цели высказывания. Различение удачных и неудачных выражений. Редактирование и совершенствование текста. Умение увидеть своеобразие художественного текста, его достоинства и недостатки. Создание собственного высказывания, отвечающего требованиям к тексту.)

Произведение словесности. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении

Своеобразие языка эпического произведения. Значение и особенности употребления повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении. Прямая речь в диалоге, включённом в повествование, и несобственно-прямая речь в монологе.

Понятия: образ героя, литературный герой, характер, типический герой. Литературный герой, изображённый средствами языка, как способ воплощения мыслей автора о человеке и мире.

Сюжет и композиция эпического произведения, созданные средствами языка, как способ выражения авторской идеи.

 Автор и рассказчик. Разновидности авторского повествования: повествование от лица «всеведущего автора», от лица рассказчика – участника или свидетеля событий. Сказ.

(Умение понять авторскую мысль, учитывая все средства её выражения в эпическом произведении. Умение различать героя, рассказчика и автора, видеть разные виды авторского повествования и способы передачи речи героев. Создание собственного произведения, употребление в нём различных средств словесного выражения идеи. Сочинение - рассуждение об идейно-художественном своеобразии эпического произведения.)

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении.

Своеобразие языка лирического произведения. Средства языкового выражения мысли и чувства автора в лирическом произведении.

Семантика слова в лирике. Сверхзначение слова.

Ритм как способ сопоставления и противопоставления слов, словосочетаний, предложений для выражения мыслей и чувств автора.  Значение соотношения ритма и синтаксиса.

Перенос как выразительное средство в стихах.

Значение звуковой организации стихотворной речи для выражения мыслей автора. Рифма в лирическом произведении. Звукопись.

Стихотворные забавы: палиндром, акростих, фигурные стихи, моноритм.

(Понимание значения средств языкового выражения содержания при чтении лирического произведения. Умение почувствовать и передать в чтении своеобразие образа - переживания в лирическом произведении. Создание стихов, использование в них различных способов выражения идеи. Сочинение – анализ отдельного стихотворения)

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении

        Своеобразие языка драматического произведения. Значение диалога и монолога как главных средств изображения жизни и выражения авторской точки зрения в драматическом произведении. Отличие этих форм словесного выражения содержания в драматическом произведении от их употребления в эпическом и лирическом произведениях.

        Выражение отношения автора к изображаемому в  выборе жанра.

        Характеры героев, изображённые посредством языка, как способ выражения авторской позиции.

        Значение сюжета и конфликта для выражения авторской позиции.

        Значение композиции драматического произведения, роль диалога и авторских ремарок, художественной детали, подтекста для выражения идеи произведения.

        (Понимание значения средств словесного выражения содержания драматического произведения. Умение понять идею драматического произведения и передать её в чтении по ролям и в режиссёрском решении сцены. Создание собственного драматического произведения с использованием различных способов выражения идей. Сочинение-рассуждение об идейнее-художестенном своеобразии драматического произведения.)

Взаимосвязи произведений словесности

Взаимовлияние произведений словесности – закон её развития. Взаимосвязи произведений словесности в качестве реминисценций или на уровне языка, образа, сюжета, композиции, темы, идеи, рода, вида, жанра, стиля.

        Воздействие Библии на русскую литературу. Черты влияния Библии в летописи, произведениях Древней русской литературы, словесности нового времени.

        Мифологические образы в русской литературе. Значение использования мифологических образов.

        Влияние народной словесности на литературу. Значение использования жанров народной словесности, тем, мотивов. Переосмысление сюжетов и образов фольклора с целью решения современных автору проблем. Использование стиля народной поэзии.

Формы и средства контроля

  1. Создание собственных произведений
  2. Редактирование и совершенствование текста.
  3. Сочинение - рассуждение.
  4. Анализ текста.

Перечень учебно-методического пособия

Основная литература

  1. Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл./сост. Е.И. Харитонова. М.:«Дрофа», 2011.
  2. Русская словесность. От слова к словесности. 8 кл.: учебное пособие / Р.И.Альбеткова. – 12-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012.
  3. Русская словесность. От слова к словесности. 8 кл.: рабочая тетрадь / Р.И.Альбеткова. – М.: Дрофа, 2011.

Дополнительная литература

  1. Арсирий, А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Учебное изд. /  А.Т.Арсирий; Под ред. Л.П.Крысина. - М.: Просвещение, 1995.- 383с.:ил.
  2. Ахманова, О.С. Словарь омонимов русского языка   /  О.С.Ахманова.- М.: Рус. яз., 1986с.- 448с.
  3. Баранов, М.Т. Русский язык: Справочные материалы: Учебное пособие для учащихся / М.Т.Баранов, Т.А.Костяеева, А.В.Прудникова. - М.: Просвещение, 1989. – 288с.
  4. Большой орфографический словарь русского языка: Ок. 106 000 слов  /  Под ред. С.Г.Бархударова. – М.: Оникс 21 век: Мир и образование, 2003. -528с.
  5. Булыко, А.Н. Современный школьный словарь иностранных слов  /  А.Н.Булыко. – М.: Мартин,2005. - 624с.
  6. Быстрова, Е.А.Учебный фразеологический словарь  /  Е.А.Быстрова; А.П.Окунева; Н.М.Шанский. – М.: АСТ,1998. – 304с.
  7. Вербицкая, Л.А. Давайте говорить правильно: Трудности современного русского произношения и ударения  /  Л.А.Вербицкая, Н.В.Богданова, Г.Н.Скляровская.-4-е изд. – Спб.: Академия, 2003.- 160с.
  8. Глинкина, Л.А. Этимологические тайны русской орфографии: Словарь-справочник: ок.6000 слов  /  Л.А.Глинкина. – 2-е изд.,испр.,доп. – М.:АСТ, Астрель, 2006. -381с.
  9. Граник, Г.Г. Секреты русской орфографии. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1994. – 224с.
  10. Грушников, П. А.Орфографический  словарик: Учеб. изд. для учащихся. – М.: Просвещение, 1993. – 80с.
  11. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка: Современное написание /  В.И.Даль. – М.: АСТ, Астрель, 2003с.- 757с.
  12. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000слов и фразеологических выражений. - 4-е изд., доп.  /  С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – М.: «ИТИ Технологии», 2008. – 944с.
  13. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений /  С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова; Рос. академия наук. Институт рус. яз. им. В.Виноградова.- М.: «ИТИ Технологии», 2003. – 944с.
  14. Орфографический словарь русского языка: около 100 000 слов / Ред. В.В.Лопатин. - М.: Рус.яз., 1992. - 416с.
  15. Орфографический  словарь с грамматическими приложениями: 120 тысяч слов. – М.: Лад Ком, 2010. - 768с.
  16. Орфографический  словарь русского языка для учащихся: 40 000 слов. – М: Лад Ком, 2011. - 448с.
  17. Словарь синонимов русского языка: 2000слов, ок. 800 синонимических рядов  /  Л.П.Алекторова, Л.А.Введенская, В.И.Зимин. – М.: АСТ, Астрель, 2005. – 333с.
  18. Современный словарь иностранных слов: Около 20000 слов.  – М.: Рус.яз., 1992. – 740с.
  19. Тихонов, А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка / А.Н.Тихонов. – М.: Цитадель-трейд, Спб.: Виктория плюс, 2005. - 576с.
  20. Толковый словарь школьника: Энциклопедия для детей / ред.М.Аксенова, А. Голосовская, Ю.Антонова. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель,2007. -280с.: ил.
  21. Ушаков, Д. Н. Современный орфографический  словарь русского языка  /  Д.Н.Ушаков. – М.: РИПОЛ, Классик, 2010.- 509с.
  22. Федорова, Т. Ф. Словообразовательный словарь русского языка  /  Т.Ф.Федорова. – М.: Лад Ком, 2011. - 768с.
  23. Шанский, Н.М. В мире слов: Кн.для учителя. Очерки о строении, употреблении русских   слов,  – М.: Просвещение, 1985. – 255с.
  24. Энциклопедический словарь юного филолога: Языкознание / Сост. М.В.Панов.- М.: Педагогика, 1984. -352с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...