Как преодолеть проблемы преемственности обучения русскому языку и литературе между начальной школой и средним звеном
статья по русскому языку на тему
Рассуждения автора по преемственности обучения русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_preodolet_.docx | 23.39 КБ |
Предварительный просмотр:
«Как преодолеть проблемы преемственности обучения русскому языку и литературе между начальной школой и средним звеном»
Переход учащихся из начального в среднее звено – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в пятом классе – один из труднейших периодов школьного обучения. В последние годы в педагогической литературе много говорится о сложностях этого периода обучения, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 10 – 11 лет, порождающий серьёзные педагогические проблемы.
У значительной части учащихся пятых классов происходит снижение успеваемости, активности, заинтересованности при переходе из начального звена в среднее. Ситуация новизны является для любого человека в некоторой степени тревожной, а для ребенка особенно. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед учеником задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой. Резкие изменения условий обучения, разнообразие требований, проявляемых к школьнику разными учителями, смена позиции «старшего» в начальном звене на «самого маленького» в среднем, - все это является серьезным испытанием для учащегося.
Очень часто именно предмет «Русский язык» в результате становится у детей одним из нелюбимых предметов в школе. Но неужели всё так сложно? Что нужно своевременно сделать для того, чтобы избежать возможных трудностей при изучении этих важных для образования предметов?
Считаю, что решение проблемы преемственности позволит создать целостную систему непрерывного образования, адекватно удовлетворяющую образовательные запросы каждой личности в соответствии с её способностями. А преемственность образования предполагает, что между ступенями школы должны быть установлены закономерные, устойчивые связи с учётом того, что предшествующая ступень образования является естественной базой для последующей ступени.
Преемственность между начальной и основной школой должна осуществляться как по содержанию обучения, так и по методам, приемам и организационным формам учебно-воспитательной работы. Немаловажное значение в решении проблемы преемственности имеет подбор учителей-предметников, их личностные особенности в сравнении с учителем начальных классов. За четыре года обучения дети привыкают к типу эмоциональности первого учителя, поэтому переход к другому, например, противоположному типу будет очень труден. Решать эту задачу необходимо как можно раньше, чтобы дать возможность учителям-предметникам ближе познакомиться со своими будущими учениками.
К условиям соблюдения принципа преемственности в обучении русскому языку относят:
- изучение «сквозных» тенденций языкового развития от дошкольного возраста до старшего школьного возраста в обогащении словаря, в синтаксисе речи и пр.;
- понимание того, что появляется впервые в речевом развитии учащихся на каждом новом (последующем) этапе обучения;
- согласование программ и учебников смежных классов;
- разработка единого курса русского языка между начальной и средней школой;
- пропедевтика в начальных классах тех тем, которые будут изучаться в последующих классах;
- согласование норм и критериев оценки знаний, умений и навыков учащихся в области языка на разных этапах обучения.
Можно с уверенностью сказать, что проблема преемственности разрешима даже с теми трудностями, которые испытывают учителя, но разрешима лишь в том случае, если в работе над ней будут участвовать и начальная, и средняя школы. Решение проблемы преемственности успешно только при определённых условиях: создание единого образовательного пространства в школе; создание условий для сотрудничества между педагогами на всех ступенях данного образовательного учреждения.
В четвёртом классе заканчивается начальный этап освоения языка и речи. Его главная задача – обобщить, систематизировать и дополнить представления младших школьников об устройстве русского языка, о его использовании в процессе общения, о требованиях к речевому поведению, об основных проблемах письменной речи и правилах, регулирующих грамотное письмо. Изучаемый материал группируется вокруг понятий: текст, предложение, словосочетание, слово.
В первую очередь необходимо отказаться от формальной подачи знаний. Дети, окончив начальную школу, не могут чётко объяснить: почему надо уметь выполнять фонетический разбор слова? или зачем мы разбираем слово по составу, выделяя в нём корень, приставку, суффикс, окончание? Получение знаний должно строиться на основе причинно-следственных связей, в результате чего дети учатся думать, у них развивается логическое мышление.
Особое внимание следует уделять развитию устной речи учащихся, поскольку она первична по отношению к речи письменной. На уроке русского языка дети обязательно должны учиться говорить. Говорить чётко, выразительно. Учиться слушать свою речь и речь одноклассников. Именно правильная речь и хороший слух являются основой обучения грамотному письму. Поэтому в урок русского языка важно включать аудирование.
Устную речь необходимо формировать постоянно. Наши дети не получают достаточного языкового запаса. В школьной программе нет системного обучения словарю, так как предполагается, что мы говорим с русскоязычным населением.
Почему так получается: ребёнок знает все правила, а применить их на практике не может? У нас правило поясняется на очень узком количестве слов. Крайне необходимо при изучении определённой темы вводить всё новые и новые слова, где это правило используется. Учитель должен задействовать зрительную, слуховую, логическую, эмоциональную, моторную память ребёнка. Важно, чтобы слова были написаны грамотно, без пропусков букв и скобок и обязательно включены в контекст. Ребёнок на этом этапе знакомства со словом должен зрительно представлять его в полном объёме, при этом чётко произнести слово, объяснить лексическое значение, подчеркнуть или выделить букву, в написании которой можно допустить ошибку, объяснить её правописание.
В начальной школе нужно сформировать смысловое письмо через осознание его корневой сути. И только после этого изучать правописание приставок, а далее другие орфограммы. Ребёнок должен усвоить: в слове суть заключается в корне, в предложении – в грамматической основе, в тексте – это основная мысль. Именно на этом фундаменте необходимо формировать дальнейшие знания о языке.
Знакомство детей с частями речи следует начинать с истолкования самого названия. Учащиеся должны осознать, почему именно все слова, обозначающие предмет, называются именами существительными, а слова, характеризующие признак предмета, - именами прилагательными. Почему в названии этих частей речи есть слово «имя»? В чём особенность названия глагола?
Одна из самых трудных тем при изучении морфологии в 4-5 классах – это спряжение глагола. Отрабатывая правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и будущем времени, учителя часто сталкиваются с тем, что дети не могут применить на практике умение определять спряжение глагола. Почему так происходит? Потому что в начальной школе (чтобы было проще) дети учат так называемые глаголы-исключения скороговоркой. «Скороговорку» знают хорошо, но с практикой это не сопоставляется. Правило определения спряжения глагола и его практическую направленность надо давать в начальной школе сразу всё в полном объёме, а не разрывать на несколько тем. Это даёт возможность учащимся разобраться в необходимости изучения данной темы и в логичности своих действий на практике. Именно таким образом давая знания детям, мы будем уверены в том, что в жизни они им пригодятся.
Не надо запутывать детей. Учебный материал необходимо изучать так, чтобы он был востребован и легко применим в какой-либо речевой ситуации. К сожалению, некоторые правила в начальной школе, да и в программе пятого класса представлены так, что их, кроме как зубрить, иначе выучить очень сложно. Выучить так, чтобы через месяц, год успешно применить.
Ещё одна трудность, с которой сталкиваются младшие школьники, - это изучение правописания словарных слов, которых в учебниках очень много. Все объяснения учащихся в таких случаях сходятся в одном: «Это словарное слово. Его надо запомнить». Но ведь всё ребёнку запомнить невозможно. Да ещё если учитывать, что речь у многих детей далеко не правильная. Уже в начальных классах работу со словарными словами надо вести с опорой на правильное произношение, происхождение, образование слова.
Отрабатывая таким образом правила, ученик понимает, что правописание в русском языке совсем не сложное, самое главное – научиться думать, размышлять. Так появляется интерес к предмету, родному языку. Не надо бояться показывать детям процессы, изменения, происходящие в языке. Удивительно то, что современные дети, в малом владеющие информацией, тянутся к осознанию глубинных процессов жизни. Любой ребёнок сегодня хочет понять, что такое мир, в котором мы живём, кто он в этом мире и как ему в этом мире жить. Преподавание языка на такой основе увлекает детей бесконечно.
Что касается литературы, то выявилась сильная ориентация учащихся на пересказ сюжета, неготовность большинства учащихся к диалогу.
Хотя учащиеся уже должны уметь:
- воспринимать текст литературного произведения;
- выразительно читать наизусть отрывки из стихотворения;
- давать характеристику главному герою;
- сопоставлять сюжеты, персонажей литературного произведения;
- находить в тексте незнакомые слова и определять их значение;
- формулировать вопросы по тексту произведения;
- давать устный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитат;
- характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание;
- составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.
- подбирать материал о биографии и творчестве писателей.
Большие сложности вызывает выразительное чтение, закомплексованность и зажатость некоторых детей и элементарное неумение читать других. Понятия паузы, логического ударения, интонации, темпа им не всегда хорошо знакомы.
Проанализировав программы и учебники по русскому языку и литературному чтению (литературе) (4 – 5 классы), можно предложить учителям ряд методических рекомендаций по преемственности преподавания.
Трудности, возникающие у учителей:
- переоценка детьми своих возможностей;
- организация и настроение учащихся;
- каждый ребенок хочет высказать свое мнение, а время ограничено;
- приходится много раз повторять;
- нехватка времени на индивидуальную работу;
- незнание материала учащимися;
- перестройка с работы со старших учащихся к младшим;
- не понимание и не видение возрастных особенностей;
- не сопоставление программ начальной и средней школы;
- трудно проявлять жесткие требования.
Что бы я порекомендовала учителям начальных классов:
- приучать школьников начинать работать на уроке по звонку, быстро включаться в выполнение заданий, не давать отдельным ученикам дополнительного времени на выполнение контрольных и проверочных работ, заканчивать урок со звонком.
- использовать формы и методы организации занятий, требующие от каждого ученика активного и осознанного участия, в том числе парной и групповой работы.
- предлагать учащимся задания по работе со справочниками и словарями, приучать готовить сообщения, рассказы по дополнительным материалам.
- совершенствовать работу по формированию у учащихся навыков самооценки и взаимооценки, самоконтроля и взаимоконтроля.
Шехмаметьева Р.К.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность в обучении учащихся русскому языку и литературе между начальным и средним звеном.
Презентация содержит материал об основном принципе дидактики - принципе преемственности. В ней представлены цели и задачи обучения в среднем звене, сложности перехода из начальной школы в среднее звен...
«Проблемы преемственности обучения русскому языку и литературе между начальной школой и средним звеном и пути их решения»
В последние годы много говорится о сложностях периода обучения при переходе из начальной школы в среднее звено, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 10 – 1...
Преемственность в обучении русскому языку и литературе между начальным и основным общим образованием в условиях реализации ФГОС. Проблемы и пути их решения.
Выступление на МО учителей начальных классов и учителей русского язка и литературы...
Статья "Преемственность в процессе преподавания русского языка между начальной школой и средним звеном"
Статья о важности преемственности между начальной школой и средним звеном...
Преемственность в процессе преподавания русского языка между начальной школой и средним звеном
проблема преемственности младшего и среднего звена...
Преемственность в обучении русскому языку и литературе между начальным и основным общим образованием в условиях реализации ФГОС
Проблема преемственности обучения между начальным и основным общим образованием, несмотря на многочисленные исследования путей её решения, до сих пор остаётся актуальной. Понятие «преемственност...
ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ МЕЖДУ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ И СРЕДНИМ ЗВЕНОМ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ (оттиск статьи)
Оттиск статьи напечатанной в Вестнике наукии образования 2024. № 4 (147).Российский импакт-фактор: 3,58НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ...