урок литературы в 5 классе "Басни И.А. Крылова «Волк и Ягненок», «Волк на псарне»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
урок разработан в рамках курсов "Проектирование современного урока русского языка и литературы в аспекте требований ФГОС: цели, задачи и критерии оценки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_razrabotka_uroka_timofeevoy_o.v.docx | 164.46 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК по литературе в 5 классе
тема : Басни И.А. Крылова «Волк и Ягненок», «Волк на псарне»
Тимофеева О.В,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №1г.Лаишево»
Лаишевского муниципального района
Республики Татарстан
Тема урока: Басни И.А. Крылова «Волк и Ягненок», «Волк на псарне».
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цели урока:
Деятельностная: совершенствовать умение понимать и интерпретировать содержание басен, систему образов героев; определять смысл иносказания; формировать способности учащихся к новым способам действия: наблюдение, анализ, работа с учебником, таблицей.
Содержательная: сформировать представление о басне как жанре, ее признаках, о приеме аллегории; познакомиться с баснями И.А.Крылова «Волк и Ягненок», «Волк на псарне»; раскрыть идейно-художественные особенности произведений, авторскую позицию; воспитать уважение к истории и культуре российского народа.
Планируемые результаты:
Личностные: ученик научится чувствовать красоту и выразительность речи, ориентироваться в системе моральных норм и ценностей через понятия добра и зла в басне; формировать представления о патриотизме.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД: ученик научится самостоятельно заполнять таблицы при сопоставлении анализа героев басен;
Ученик получит возможность работать с дополнительными источниками: энциклопедией, словарями
Познавательные УУД: ученик научится анализировать басню как один из жанров литературы проводить наблюдение под руководством учителя;
ученик получит возможность самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения; делать умозаключения и выводы на основе аргументации.
Коммуникативные УУД: ученик научится давать полные ответы на поставленные вопросы учителя, составлять синквейн по изученной теме
ученик получит возможность научиться учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию.
Предметные: ученик научится выразительно читать произведения и их анализировать;
ученик получит возможность научиться сравнивать два произведения одного автора.
Необходимое оборудование: учебник «Литература», 5 класс (автор - Г. С. Меркин), словарь литературоведческих терминов, Крылов И.А. «Басни», С. Ожегов «Толовый словарь русского языка».
Предметно-образовательная среда: учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями.
Демонстративный материал: рисунки, принесенные учениками, опорная схема «Басня», картина, на которой изображен сказочный персонаж-волк, эталоны для самопроверки сюжетной организации текста.
Ход урока:
1 этап. Мотивация к учебной деятельности (актуализация субъектного опыта учеников).
Учитель. Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Посмотрите, какая сегодня солнечная погода за окном! Вот с таким же солнечным и веселым настроением будем мы с вами работать на уроке.
Я прошу вас посмотреть на картину перед вами и ответить на следующие вопросы:
Учитель: кто изображен на картине?
Ученик: на картине изображен волк.
Учитель: Ребята, опишите, пожалуйста, его внешность .
Ученик: шерсть у волка серого цвета, местами лохматая, он больших размеров
Ученик: шерсть у волка темно-серого цвета, почти черного.
Ученик: волк большой, с огромной пастью.
Ученик: у волка страшные, большие зубы
Ученик: волк изображен на картине среди какого – то
пустынного места.
Учитель: как вы думаете, каков характер у него?
Ученик: я думаю, что характер у волка злой и беспощадный.
Учитель: в каких литературных произведениях вы встречали
этот персонаж?
Ученик: я встречал волка в сказке «Лиса и Волк», «Волк и козлята».
Учитель: какой характер у волка в этих произведениях?
Ученик: в сказке «Волк и козлята». характер у волка всегда злой,
сильный и грубый. Он обижает слабых козлят.
Ученик: я думаю, что характер у волка хитрый и изворотливый, он
всегда хочет всех обмануть.
Ученик: а еще можно встретить волка в баснях.
Учитель: Ребята, а с какими баснями вы уже знакомы и кто их автор?
Ученик: например басня «Случалось два астронома в
пиру…»М.Ломоносова, «Волк и журавль»
Ученик: «Ворона и лисица», «Мартышка и очки»,
Ученик «Стрекоза и муравей»,
Ученик: автор всех этих басен И.А.Крылов.
Учитель: А что вы знаете о И.А.Крылове.
Ученик: И.А.Крылов знаменитый русский писатель, автор многих
басен
Ученик: И.А.Крылов жил и трудился в 18 веке.
Учитель. Мы с вами продолжим углублять знания об И.А.Крылове. Я
прошу двух учеников выступить с домашним заданием и рассказать о
жизни и творчестве И.А.Крылова.
Ученик 1: И.А.Крылов, годы жизни (1769 — 1844) - русский писатель, баснописец, создал более 200 басен, проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой и ярким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки.
Родился 2 февраля (14 февраля н.с.) в Москве в семье бедного армейского капитана. Образование будущий баснописец получил скудное, но, обладая исключительными способностями, много читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, стал одним из самых просвещенных людей своего времени. После смерти отца семья осталась без всяких средств к существованию, и Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде.
Ученик 2: В 1789 Крылов начал издавать сатирический журнал "Почта духов", продолжавший традиции русской сатирической журналистики.
.
В 1791 — 1801 Крылов отошел от журналистской деятельности и очень много путешествовал. Он не переставал сочинять, но его произведения лишь изредка появлялись в печати.
8 1812 стал библиотекарем только что открывшейся Публичной библиотеки, где прослужил 30 лет, выйдя в отставку в 1841. Крылов не только оказался хорошим собирателем книг.9 ноября 1844 в возрасте 75 лет Крылов скончался. Похоронен в Петербурге.
Учитель. Ребята, отлично подготовились. Спасибо, садитесь на места.
2 этап. Актуализация пробного учебного действия.
Учитель: чем вы пополнили свои знания, прослушав сообщения
своих одноклассников?
Ученик: я узнал, что И.А.Крылов создал более 200 басен.
Ученик: И.А.Крылов образование получил небольшое, но много читал с самого детства.
Ученик: И.А.Крылова называют баснописцем.
Учитель: ребята, а что такое басня? Давайте вспомним точное определение басни.
Ученик: басня - это стихотворное произведение.
Ученик: басня - это небольшое стихотворное произведение с героями - животными
Учитель: ребята, у вас на столе карточки. Я предлагаю вам работу в группах. Вы должны выбрать, на какой карточке написано правильное определение басни.
Карточка №1. Басня - это одна из малых литературных форм. Она представляет собой небольшое по объему повествовательное произведение с небольшим количеством героев. |
Карточка №2.Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость. В баснях обычно действуют животные. В которых мы легко узнаём людей |
Карточка №3. Басня - повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения. |
Учитель: я вижу, что группы готовы. Итак, ваш ответ:
Ученик: басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость. В баснях обычно действуют животные. В которых мы легко узнаём людей.
Учитель: совершенно верно, молодцы!
Учитель: сегодня мы познакомимся с баснями И.А.Крылова «Волк и Ягненок», «Волк на псарне». Ребята, послушайте басни, которые прочитают ваши одноклассники (четыре сильных ученика читают басни )
Учитель: что общего в этих баснях?
Ученики: в обеих баснях одинаковый персонаж - волк.
Учитель: что показалось вам необычным?
Ученики: почему волк в этих баснях ведет себя по - разному?
Ученики: кто такой ловчий?
3 этап. Выявление места и причины затруднения. Постановка учебной задачи.
Учитель: какие же цели вы поставите перед собой на уроке?
Ученик: проанализировать басни И.А.Крылова «Волк и Ягненок», «Волк на псарне».
Ученик: мы должны будем разобраться в чем сходство и в чем различие этих двух басен?
Учитель: что же будет темой нашего урока сегодня?
Ученик: сравнительная характеристика басен И.А.Крылова «Волк и Ягненок», «Волк на псарне»
4 этап. Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель: каков же план нашей дальнейшей работы?
Ученик: 1. Узнаем больше о баснях И.А.Крылова «Волк и Ягненок», «Волк на псарне».
Ученик: 2. Подробно остановимся на героях и посмотрим, кто скрыт за их образами.
Ученик: 3. Сделаем анализ басен И.А. Крылова и обратимся к их сравнительной характеристике.
Физкультминутка
5 этап. Реализация построения проекта.
Учитель: Басни И.А. Крылова – это особые произведения. Дело в том, что в то время, когда жил и творил Крылов, не было возможности говорить все прямо — цензура за это жестко карала. В своих баснях Иван Андреевич Крылов поднимает общечеловеческие вопросы и даже описывает исторические ситуации.
За образами зверей мы с легкостью можем узнать людей, политических и общественных деятелей того времени. А как называется литературный прием, который баснописец обычно использует в своих произведениях?
Ученик: этот литературный прием называется аллегория, иносказание
Учитель: Да, ребята, вы совершенно правы.
Давайте запишем определение аллегории в тетрадях (слайд №2)
Аллего́рия (от др.-греч. ἀλληγορία — иносказание) — это способ художественного изображения одного явления, предмета или существа через другое.
Учитель: Выпишите из басен устаревшие слова (в столбик). Кто знает их значение, можете сразу написать рядом.
На добычу -
Донесть -
В запрошлом лете -
надобно гневаться –
Учитель: Можете проверить свои ответы (слайд 3).
На добычу: добыча - старое ударение;
Донесть - старинная форма - донести, доложить, сказать;
В запрошлом лете - 2 года тому назад;
надобно – надо;
гневаться – сердиться, возмущаться
Ученики: Обратимся к басне «Волк и Ягненок?» Как построена басня, с каких слов начинается?
Ученик: « У сильного всегда бессильный виноват…»
Ученик: эти строчки звучат сразу как вывод.
Ученик: эти строчки как главная мысль
Учитель. Чем обычно начинается или заканчивается басня?
Ученик: « У сильного всегда бессильный виноват…» это мораль.
Учитель: А что такое мораль?
Ученик: мораль - вывод, поучение, этими словами объясняется смысл басни.
Учитель: правильно, ребята. Волк и Ягненок – одна из редких басен, начинающихся с морали. Она построена по-другому, иначе, чем другие басни. Крылов сразу настраивает нас на то, о чем пойдет речь. В ней два главных героя, образы, которых одинаково важны и не могут существовать один без другого. А почему, как вы думаете? Кого показывают эти два героя?
Ученик: ягненок – это персонаж слабый, безобидный.
Ученик: он пытается добрым словом смягчить Волка с самого начала беседы.
Ученик: ягненок - это как простой, обычный человек.
Ученик: а волк проявляет грубость в обращении к Ягненку.
Ученик: волк обзывает ягненка « псом и нечистым рылом».
Ученик: “Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”, этими словами Волк показывает свою наглость, жестокость, стремление властвовать.
Ученик: волк – образ человека, обладающего силой и пользующегося своим положением.
Учитель. А теперь обратимся к другой басне, где главный герой тоже волк. Я прошу выступить нашего подготовленного историка.
Ученик: Басня «Волк на псарне» имеет свою историческую подоплеку. Она была написана во время великой отечественной войны 1812 года. В один прекрасный день Иван Андреевич Крылов проводил вечер в гостиной у Олениных — именно там он узнавал все самые последние новости о войне. Тургенев рассказывал историю о том, как Наполеон запросил мира, а Кутузов взял и отказал ему.
Ни о каком перемирии и не могло быть речи, пока французы были в самом сердце нашей страны — в Москве. Иван Андреевич Крылов слушал ее с особым трепетом и волнением. Отмечали даже то, что он смахивал слезы со своих глаз. В этот вечер Крылов необычайно рано покинул гостеприимный дом Олениных, где после не появлялся в течение нескольких дней.
Учитель: вот вкратце история создания басни «Волк на псарне». Она очень интересная, думаю, что вы возьметесь изучить ее да конца.
Учитель: А в этой басне, какие черты у героев подчеркнул Крылов?
Ученик: волк проявляет коварство, вероломство, хитрость и трусость.
Учитель: давайте послушаем, какие звуки повторяются при описании волка. Какова роль звуков?
Прижавшись в угол задом,
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть.
Ученик: повторяются звуки Ж – Ш
Ученик: возникает ощущение зловещего шипения, дрожи.
Учитель: ребята, как вы думаете, кого И.А.Крылов подразумевал под маской волка?
Ученик: я считаю, что под маской волка И.А.Крылов подразумевал Наполеона.
Учитель: действительно, Наполеон предстает в образе волка, который хотел напасть на Россию и одержать победу, но ничего у него не вышло.
Учитель: а какой персонаж противопоставлен образу волка?
Ученик: противопоставлен образу волка - ловчий?
Ученик: Ловчий — опытный, мудрый, предусмотрительный, он знает повадки Волка и не верит его хитростям.
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Учитель. Ребята, поработаем со словарями, которые лежат у вас на столах. Запишите у себя в тетради слова и их значения.
«Толковый словарик»
Овчарня – хлев для овец.
Псарня – помещение для собак.
Забияка – тот, кто любит затевать драки, ссоры.
Хлев – помещение для скота.
Псарь – надсмотрщик за охотничьими собаками.
Ловчий – предназначенный, приученный к ловле кого-нибудь.
Учитель: Ребята, скажите, а какой персонаж из этих басен вы бы хотели сыграть?
Ученик: я бы хотел сыграть волка.
Ученик: а я бы хотело сыграть ягненка.
Учитель: давайте выразительно прочитаем басни по ролям.
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Учитель. Поработайте в парах. Заполните сравнительно-сопоставительную таблицу и проверьте ваши выводы по эталону.
Особенности двух басен И.А. Крылова
Критерии сравнения | «Волк и ягненок» | «Волк на псарне» |
Главные герои | ||
Характер героев | ||
Мораль | ||
Чему учит басня |
Эталон
Особенности двух басен И.А. Крылова
Критерии сравнения | «Волк и ягненок» | «Волк на псарне» |
Главные герои | Волк и ягненок | Ловчий и Волк |
Характер героев | Волк - кровожадный, несправедливый. Ягненок – робкий, справедливый, безвинный, вежливый. | Волк – хитрый, злобный, лицемерный. Ловчий – смелый, справедливый, мудрый. |
Мораль | «У сильного всегда бессильный виноват». | «С волками иначе не делать мировой, |
Чему учит басня | Если ты сильный - это не значит, что можно обижать слабых. | Вовремя разгадать уловки врага и разглядеть его намерения. |
8. Этап включения в систему знаний и повторения.
Учитель: ребята, какая есть еще одна общая особенность басен? Если рассматривать героев, на что еще мы всегда обращаем внимание?
Ученик: мы читаем, как герои разговаривают между собой.
Ученик: они постоянно общаются друг с другом.
Учитель: как называется этот прием, когда персонажи разговаривают?
Ученик: разговор персонажей называется - Диалог.
Учитель. Как вы думаете, почему почти все басни построены на диалоге?
Ученик: басни построены на диалоге, потому что басня – маленький спектакль
Учитель. А почему важен диалог, чем он помогает читателю? Приведите примеры из текста.
Ученик. Речь героев показывает нам их характеры.
Ученик. Вот, например как говорит волк в басне «Волк на псарне»
«Друзья, к чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры: …»
Волк льстит, он хитрый и изворотливый
9.Этап рефлексии.
Учитель. Чему был посвящен урок и что вы узнали на уроке?
Какие цели ставили? Достигли ли их?
Ученик: урок был посвящен теме «Сравнительная характеристика басен И.А.Крылова «Волк и Ягненок», «Волк на псарне»
Ученик: работая над баснями И.А.Крылова «Волк и Ягненок», «Волк на псарне», мы проанализировали их.
Ученик: на уроке мы разобрались в чем сходство и в чем различие этих двух басен.
Ученик: на уроке мы повторили понятия: аллегории, мораль, иносказание.
Ученик: на уроке мыузнали толкование некоторых устаревших слов.
Учитель: дайте характеристику басни, используя прием синквейн.
Учитель: прочитайте, что у вас получилось.
Учитель: хорошо, молодцы!
Учитель: давайте составим синквейн все вместе.
Басня
Интересная, поучающая
Читаем, анализируем, думаем
Учит мудрости жизни
Мораль
Учитель. Каждый из вас выбирает по 3 предложения. Закончите их, записывая в тетради.
сегодня я узнал...
было трудно…
я понял, что…
я научился…
я смог…
было интересно узнать, что…
меня удивило…
мне захотелось
Учитель. Надеюсь, что вам понравилось занятие, и вы остались довольны. Спасибо, что хорошо работали.
Выставление оценок.
Задание на дом.
1. Нарисовать рисунок к одной из басен И.А.Крылова («Волк и Ягненок» или «Волк на псарне»).
2.Выучить наизусть одну из басен (на выбор).
3.Составить вопросы к викторине на тему «Басня».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
И. А Крылов "Волк и Ягненок", "Волк на псарне".
Урок по литературе в 5 классе не первый в серии уроков по творчеству Крылова. На первом уроке дети познакомились с жизнью и творчеством великого баснописца. Узнали, что такое басня, мораль, аллегория....
Презентация к уроку литературы по творчеству И.А.Крылова
Презентация к изучению басен И.А.Крылова...
Презентация к уроку литературы в 8 классе "Басни Крылова"
презентация к уроку по творчеству И.А.Крылова...
Презентация к уроку литературы 5 класс Басни дедушки Крылова
Презентация к уроку литературы 5 класс Басни дедушки Крылова...
План-конспект урока по литературе Историческая басня И.А. Крылова "Волк на псарне"
Знакомство школьников с историческими баснями великого баснописца и историческими событиями 1812 года...
План-конспект урока по литературе. Басня И.А. Крылова «Волк и Ягненок».
План-конспект урока по литературе по УМК Чертова В.Ф. Басня И.А. Крылова «Волк и Ягненок».Основные виды деятельности: ответы на вопросы о жанре басни; ответ на вопросы викторины по статье ...
открытый урок литературы в 5 классе по басне И.А.Крылова " Волк на псарне"
открытый урок литературы в соответствии с ФГОС...